Технологическая карта урока как способ проектирования урока

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока как способ проектирования урока.

Китайская пословица гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь»".

Я думаю эти слова отражают суть деятельностного подхода, который является ключевым условием эффективного процесса обучения при внедрении новых государственных образовательных стандартов.

А если главным становится деятельность учащихся, то учителю необходимо понимать, что передать знания это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. А развитие, в свою очередь, это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.

Вот и я, анализируя свой немалый педагогический опыт, понимала, что надо искать, создавать на уроках такие учебные ситуации, которые спровоцируют моих подопечных на действие.

Учебная ситуация - единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл: от того, как дети обнаруживают предмет своей деятельности, а затем через исследование, через осмысление приходит понимание и осознание изучаемого объекта.

Эти условия могут задаваться с помощью описания: последовательности выполняемых действий. Это можно оформить в виде технологических карт.

Технологическая карта урока - это не конспект, а обобщенно-графическое выражение сценария урока, а единицей сценария и является каждое учебное задание.

Я начала искать разные формы технологических карт, потому что понимала, что это необходимо и для достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов, организации класса, порядка на уроке, но методом проб и ошибок остановилась на тех, которые составила сама и они понятны при работе на уроках самим учащимся.

Призывы "послушайте внимательно" не всегда обозначают умственные действия, которые необходимо произвести ребёнку. А вот система познавательных установок и проблемных вопросов в технологических картах являются методической основой познания. И установки могут быть следующего свойства:

- если слушают объяснение, то что услышать;

- если смотрят учебный фильм, то что увидеть;

- если решается задача - следить за ходом решения учителя или ученика;

- зафиксировать аргументы, интересные места, новое для себя.

Но что еще важно, на уроке можно использовать разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.

На любом этапе урока может оказаться плодотворной и самодиагностика и самооценка учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.

Преимущества работы с технологическими картами.

Технологическая карта

- позволяет увидеть учебный материал целостно и системно,

- проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса,

- гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке,

- согласовывать действия учителя и учащихся, поддерживать дисциплину, корректировать работу медленно успевающих учащихся;

- организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,

- осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам, от непродуктивной рутинной работы);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий, и учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводником через все рифы.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3.



«Путешественники древности» (5 класс)



Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

1. Расскажи соседу по парте, что ты узнал о Тур Хейердале?

2. Определи тему урока и его цели.

3. Послушай рассказ учителя и выяви новые для себя имена путешественников древности.

4. Ответь письменно на следующие вопросы:

1.Представители какого народа первыми совершили плавание вокруг Африки?

2. Как в древности называли Африку?

3. С какой целью Пифей совершил плавание из Средиземного моря в Северное?

2уровень

Почему в Африке урожай созревает быстро?

3 уровень

Рассчитай, сколько месяцев продолжалось плавание финикийцев.

5. Рефлексия:

- Какие открытия совершил ты на данном уроке?

- Кто тебе в этом помог? Или что помогло?

6. Домашнее задание.

Составь связный рассказ истории этого путешественника.

Работа с учебником на с. 40

Работа в тетради, запиши новые имена.

Работа в тетради.

На вопросы отвечай полностью. Обратись к учебнику с. 40-43

Проанализируй карту рис.22 в учебнике.

Вычисли с помощью математических действий.

«Пролистай» странички урока

Найди на карте все упомянутые в тексте географические объекты



Взаимоконтроль

Самоконтроль

Самоконтроль

Учитель



Учитель

Учитель

Самоконтроль

Самоконтроль


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Класс

Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Дать определение понятия, классификации

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог - цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для решение проблемы?

Деятельность учащихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):

- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Деятельность учащихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие - проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность учащихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Деятельность учащихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»

- Выполняют задания на новый материал (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение - рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

8 ЭТАП Домашнее задание. Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3.

«Климат России» (8 класс)



Вид самостоятельной работы

Что делать

Контроль

Ответь на вопросы (устно)

Обратись к учебнику

Учитель

  1. Какие типы климата сформировались в России?

Типы климата

t янв.

t и.

ВМ.

Осадки

Приведите примеры влияния климатообразующих факторов

  1. Дать определение:

- трансформация воздушных масс

- солнечная радиация

- циклон

- антициклон

- воздушная масса

- летнее солнцестояние

- коэффициент увлажнения

- испарение



  1. Установи закономерность в распределении тепла и влаги



  1. Составь план по вопросу «Зависимость хозяйственной деятельности от климатических условий»



  1. Географический диктант по теме «Климат» авт. Г. Элькин.

2уровень

  1. Обоснуй свою точку зрения

Почему на "полюсе холода" -Оймяконе зимой значительно холоднее, чем в лежащей практически на той же широте Карелии.

3 уровень

7 "Взаимодействие воздушных масс определяет климат района"

Раскройте это утверждение на примере любых двух типов климата

Работая с картой, заполните таблицу.

Ответь устно с. 78-83



Работа со словарем учебника с. 298; выпиши в тетрадь, запомни



Проанализируй климатическую карту (устно), учебник с. 88-94

Обратись к учебнику с. 101-107, оформи письменно в тетрадь

Выполни письменно в тетради

Проанализируй карту

Используй дополнительную литературу

Проанализируйте карту

Используй дополнительную литературу

Самоконтроль

Учитель



Взаимоконтроль

(статичная пара)



Самоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Учитель



Учитель

Географический диктант по теме «Климат». Выбери правильный ответ:

  1. Климат большей части России формируют воздушные массы, приходящие с: а) Атлантического океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Индийского океана.

  2. Зимой климат России больше всего формируется: а) Арктическим максимумом; б) Азиатским максимумом; в) Исландским минимумом; г) Алеутским минимумом.

  3. Циклоны летом активно разливаются: а) в Восточной Сибири; б) на юге Русской равнины; в) на Дальнем Востоке; г) над Карским морем.

  4. Разница между общим количеством солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, и ее потерями на излучение и отражение называется

а) солнечной радиацией; б) суммарной радиацией; в) поглощенной радиацией;

г) радиационным балансом.





© 2010-2022