Конспект урока по географии на тему: Земная поверхность на плане и карте (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема «План и карта»

Урок №2 «Земная поверхность на плане и карте» (1)

Базовый учебник

Время проведения

А. И. Алексеев и др. География. 5-6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

2013-2014 учебный год

Цели и задачи урока:

1. Образовательная: показать значение условных знаков; сформировать знание о масштабе и его видах; сформировать умения определять объекты местности с помощью условных знаков.

2. Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

3. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность; сформировать у учащихся основу экологической культуры.

Оборудование урока: атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, рисунок, компас линейка, цветные карточки.

Когнитивный компонент урока: условные знаки, масштаб.

Деятельный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учится читать топографическую карту.

Эмоционально - ценностный компонент урока: понимать значение плана местности для умения ориентироватся в пространстве.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника.

Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию из различных источников по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Что значит ориентироваться в пространстве?

-Как ориентироваться по компасу?

-Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 110? 180?

-Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?

Демонстрируют знания (Р,П)

5 мин

3

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Вопросы:

- Какой раздел мы изучаем? (План и карта)

Попробуйте отгадать загадку:

"Земля есть - копать нельзя! Дороги есть - ехать нельзя! Реки есть - плыть нельзя!". Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (о географической карте или плане местности). Правильно.

-А кто назовет тему нашего урока?

(слайд№1 и 2 -название и цель урока)

Демонстрируют знания. (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

3 мин

4

Изучение нового материала

- На плане местности территорию нужно уменьшить в несколько раз.

- Что такое масштаб?

Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты? (слайд№3)

-Виды масштаба (слайд№4-7)

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

Используя текст учебника на стр.33,

Учащиеся, познакомившись с видами масштаба по рис. 23 и записывают в тетрадь схему стр16.

№ 5

Практическая работа (слайд№8)

Анализируя рисунок, выясняют, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка. (слайд№9)

Вопросы:

- Для чего нужны условные знаки и масштаб?

-Условные знаки. (слайд10-12)

-Плюсы и минусы плана местности и аэрофотоснимка. (слайд№13)

-Что можно узнать, пользуясь планом местности? (слайд№14)

Экологический вопрос:

-Что нужно сделать для защиты природы?

(слайд№15)

Вопрос:

-Попробуем прочитать письмо Ильи с помощью условных знаков.

(слайд№16-17)

Демонстрируют знания (К, П) Называют виды масштаба. (Р).

Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П)

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К, П)

15 мин



5

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

- У нас физкультминутка:
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К)

2 мин

6.

Продолжение изучение нового материала.

Практикум.

Практическое задание «работаем с картой»

Измеряют расстояние по карте рис.23

( самостоятельно в парах выбирают масштаб и находят расстояние). В помощь рубрика « шаг за шагом» на стр. 35. и записывают в рабочей тетради на стр.19 №15-16

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

10 мин

7.

Закрепление

- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4

Обмениваются полученной информацией (П)

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

5 мин

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

Итог: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - зеленый цвет.

2.Если иногда были трудности, сомнения - желтый цвет.

3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно - синий цвет. (слайд№18)

Изучить в учебнике §9,

- В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопросы.

В рабочей тетради стр.17, № 6-8 (слайд№19)

Творческое задание (по желанию).

По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идете из школы домой? Каково расстояние от дома до школы?

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Оценивают свою работу на уроке (Л)



Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К)

3 мин

Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. - М.: Просвещение. 2012. - 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.

4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте»(1)


© 2010-2022