Рабочая программа по географии, 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово»



Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 37

города Белово

Приказ № 190

« 26 » августа 2015 г.

_________ Л.В. Курганова



Рабочая программа

по географии

для 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г» классов

на 2015 - 2016 учебный год


Составитель: Л.И. Корель,

учитель географии

_____________


Рассмотрена

Обсуждена на методическом совете

на заседании МО МБОУ СОШ № 37

Протокол № 1 города Белово

от «25» августа 2015 г. Протокол № 1 от

Руководитель МО «26» августа 2015 г

__________ И.Н. Пиялкина Председатель МС

_________ Л.М. Шевелева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии для учащихся 5 "А", "Б", "В", "Г" классов составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 37 города Белово и Программы по географии для 5-9 классов / [А. А. Летягина, И. В. Душиной, В. Б. Пятунина, Е.А. Таможней]. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Программа реализуется УМК «География. Алгоритм успеха»:

1. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /

А. А. Летягин - М.: Вентана - Граф, 2013.

2. И.В. Душина, А. А. Летягин. Начальный курс географии: 5 класс: атлас / И. В. Душина, А. А. Летягин - 3 -е изд.

- М.: Вентана-Граф, 2015.

3. А.А. Летягин. Начальный курс географии: 5 класс: контурные карты с заданиями. / А. А. Летягин - М.: Вентана-

Граф, 2014.

4. Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс" / А. А. Летягин - М.: Вентана - Граф, 2013

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

количество часов по учебному плану - 34

количество часов по программе - 34

количество часов в неделю - 1


Четверть

Количество

часов по плану

Проведено

фактически

Практические

работы

Проведено

фактически

1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


Итого

34

11



Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Количество часов по плану

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

3

2

Земля как планета Солнечной системы

4

3

Геосферы Земли

25

3. 1.

Литосфера

8

3. 2.

Атмосфера

4

3. 3.

Водная оболочка Земли

7

3. 4.

Биосфера

6


Резерв времени

2


Итого

34


Содержание учебного предмета


Содержание рабочей программы совпадает с авторской Программой по географии для 5-9 классов / [А. А. Летягина, И. В. Душиной, В. Б. Пятунина, Е.А. Таможней]. - М.: Вентана-Граф, 2013.




Календарно - тематическое планирование


Примерные сроки

№ урока

Тема раздела, № урока в теме, тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа)

1

1.География - одна из наук о планете Земля.

1

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли.

2

2.Наблюдения - метод географической науки.

1

Изготавливать модель гномона. Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

3

3. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона. Практическая работа.

1

Земля как планета Солнечной системы (4 часа)

Планета Земля (4 часа)


4

1.Земля среди других планет Солнечной системы.

1

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли.


5

2.Движение Земли по околосолнечной орбите.

1

Выделять, объяснять, использовать понятия "земная ось", "географический полюс", "экватор".

Описывать особенности движения Земли по орбите.

Измерять "земные окружности"

Определять зависимость продолжительности светового дня от времени года, температуры от высоты Солнца над горизонтом.

Создавать модели для понимания закономерностей, устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и временами года.

Объяснять географические следствия движения Земли.

Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли по орбите.

Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года.


6

3. Организация проведения осенних фенологических наблюдений для п.г.т. Грамотеино. Практическая работа.

1

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы».


7

4.Суточное вращение Земли.

1

Изучать модель «Земля - Луна - Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли.

Геосферы Земли (25 часов)

Литосфера (8 часов)

8

1.Слои «твёрдой» Земли.

1

Строить модель «твёрдой» Земли

9

2.Вулканы Земли.

1

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы.

10

3.Из чего состоит земная кора.

1

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

11

4.Определение и описание горных пород своей местности различного происхождения. Практическая работа.

1

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов.

Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также её презентацию с помощью информационных технологий.

12

5.Строение земной коры. Землетрясения.

1

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы.

13

6.Рельеф земной поверхности.

1

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности.


14

7. Относительная высота. Характеристика одной из форм рельефа своей местности. Практическая работа.

1


Извлекать информацию, перерабатывать её и представлять в разных формах.

Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также её презентацию с помощью информационных технологий.

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.


15

8.Человек и литосфера.

1

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов. Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы.

Атмосфера (4 часа)


16

1.Воздушная оболочка Земли.

Проведение измерения атмосферного давления самодельным барометром. Практическая работа.

1


Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.


17

2. Погода.

1

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).


18

3.Метеорологические наблюдения. Проведение метеорологический наблюдений своей местности. Практическая работа.

1

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.


19

4.Человек и атмосфера.

1

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Водная оболочка Земли (7 часов)

20

1.Вода на Земле. Исследование свойств воды своей местности. Практическая работа.

1


Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды.

21

2. Мировой круговорот воды на Земле.

1

Выявлять различия между большим и малым круговоротом воды, выделять существенные признаки понятий.

Создавать обобщения, строить логические рассуждения, анализировать текстовую информацию для подготовки ответа на вопрос.

22

3.Мировой океан- главная часть гидросферы.

1

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий». Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы.

23

4. Воды суши. Реки. Описание реки Иня по плану. Практическая работа.

1


Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку.

Выявлять основные различия горных и равнинных рек.

Изучать по картам реки Кемеровской области.

Выявлять основные различия рек своей местности.

24

5. Озёра. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Практическая работа.

1


Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

25

6. Вода в «земных кладовых».

1

Создавать и работать с самодельной моделью родника.

26

7.Человек и гидросфера.

1

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы.

Биосфера (6 часов)

27

1.Оболочка жизни.

1

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.

28

2.Жизнь в тропическом поясе.

Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу. Практическая работа.



1

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.

29

3.Растительный и животный мир умеренных поясов.

1

Создавать игры биогеографического содержания.

30

4.Жизнь в полярных поясах и в океане.

1

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных.

31

5.Природная среда. Составление схемы экологической тропы. Практическая работа.



1

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

32

6.Охрана природы.

1

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы.

33

Литосфера. Повторение.

1

34

Атмосфера. Повторение.

1

Итого

34





















Планируемые результаты изучения учебного предмета

Раздел «Географическое познание нашей планеты»

Ученик научится:

- объяснять существенные признаки понятий «географический объект», «географический процесс и явления», «географическая оболочка»;

- объяснять и использовать понятие «географический объект» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов;

- приводить примеры выдающихся открытий и путешествий;

- оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Ученик получит возможность научиться:

- приводить примеры географических объектов своей местности;

- отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом;

- применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.

Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Ученик научится:

- объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор», Солнечная система;

- приводить примеры планет земной группы;

- понимать причины фенологических явлений.

Ученик получит возможность научиться:

- устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года;

- использовать приобретённые знания и умения для проведения фенологических наблюдений.

Раздел «Геосферы Земли»

Тема «Литосфера»

Ученик научится:

- объяснять существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины», «ядро», «мантия», «земная кора», «геология»;

- использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана.

Ученик получит возможность научиться:

- проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Тема «Атмосфера»

Ученик научится:

- объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат»;

- использовать понятия «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха.

Ученик получит возможность научиться:

- проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Тема «Водная оболочка Земли»

Ученик научится:

- объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро»;

- использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами;

- устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.

- приводить примеры равнинных и горных, озер по солености.

Ученик получит возможность научиться:

- проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Тема «Биосфера»

Ученик научится:

- объяснять: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, степь, лиственный лес, тайга, тундра, арктическая пустыня, антарктическая пустыня.. окружающая среда, виды сред, заповедник;

- устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин.

Ученик получит возможность научиться:

- проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение

- Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование. -М.: Просвещение, 2011

- Примерная основная образовательная программа. Основная школа /[сост. Е.С.Савинов], Москва, Просвещение, 2011г.

- География. Программа. 5-9 классы. / [А. А. Летягина, И. В. Душиной, В. Б. Пятунина, Е.А. Таможней]. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Перечень изданий учебно-методических комплектов Издательского центра «Вентана-Граф» по географии для основной школы.

1. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /

А. А. Летягин - М.: Вентана - Граф, 2013.

2. И.В. Душина, А. А. Летягин. Начальный курс географии: 5 класс: атлас / И. В. Душина, А. А. Летягин - 3 -е изд.

- М.: Вентана-Граф, 2015.

3. А.А. Летягин. Начальный курс географии: 5 класс: контурные карты с заданиями. / А. А. Летягин - М.: Вентана-

Граф, 2014.

4. Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина

"География. Начальный курс" / А. А. Летягин - М.: Вентана - Граф, 2014.

5. Летягин А. А. География: начальный курс: 5 - 6 классы: методическое пособие. / А. А. Летягин - М.: Вентана-

Граф, 2014.

6. Паневина Г. Н. География. Начальный курс. Технологические карты: 5 класс: методическое пособие. / Г. Н.

Паневина. - М.: Вентана-Граф, 2014.

7. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /

А. А. Летягин - М.: Вентана - Граф, 2013. kurokam.ru.

Оснащение кабинета географии

Оборудование кабинета включает учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, приборы системы глобального позиционирования:

- стенды для постоянных и временных экспозиций;

- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер; мультимедиа-проектор; коллекция медиаресурсов, в том числен электронные приложения к учебникам, обучающие программы);

- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;

- комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;

- библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

- картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.

Перечень оборудования

Средства обучения

«Портреты выдающихся географов» (в деревянных рамках, под стеклом)

Коллекция «Гранит и его составные части»

Коллекция «Древесные растения и их распространение»

Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» (демонстрационная)

Коллекция «Кварц в природе»

Коллекция «Полезные ископаемые»

Коллекция «Почва и её состав»

Глобус физический

Модель «Строение Земли»

Модель вулкана (разборная)

Теллурий (Модель «Солнце - Земля - Луна»)

Комплект топографических приборов и инструментов (демонстрационный)

Рулетка 20 м

Рулетка 50 м

Барометр БР - 52

Карты

Карты мира

Физическая полушарий

Карта океанов

Природные зоны

Физическая карта мира

Политическая карта мира

Таблицы демонстрационные

Комплект таблиц «География: источники информации и методы исследования» (10 табл., формат А 1, ламинир.)

Комплект таблиц «Природа Земли и человек» (14 табл., формат А1, ламинир.)

Таблицы демонстрационные «Земля как планета» (8 табл., формат 90х60)

Таблицы демонстрационные «Рельеф» (10 табл., формат 90х60)

Набор картин «Животный мир материков»

Таблицы раздаточные

Комплект таблиц «Земля как планета. Земля как система» (раздаточный, цветн., ламинир., формат А 4, 12 шт.)

Комплект таблиц «Изображение Земли» (раздаточный, цветн., ламинир., формат А 4, 8 шт.)

Компакт-диски

«Электронные уроки и тесты. Земля как планета Солнечной системы»

«Электронные уроки и тесты. Внутреннее строение Земли»

«Электронные уроки и тесты. Атмосфера»

«Электронные уроки и тесты. Водная оболочка Земли»

«Электронные уроки и тесты. Биосфера»

Видеофильмы

Океан и Земля. Ступени познания.

Геология. Неорганические полезные ископаемые.

Электронные наглядные пособия с приложением

(диск, слайды, методические рекомендации)

«Ландшафты Земли» (120 сл.+СD)

«Минералы и горные породы» (140 сл.+СD)


© 2010-2022