Урок истории на тему «История России»

План-конспект урока курса «История России». Модуль «История» 2 часа в неделю по теме « Реформы Петра I». Данный урок изучается в разделе «Россия при Петре I» 4 урок. Позволяет расширить представления о реформах Петра I и изменениях последовавших в государственном устройстве России. Тема урока: Реформы Петра I. Цель урока: - дать представление о проведённых Петром реформах; - сформулировать значение реформ в развитии России; - продолжить формирование умения определять собственное отношение к историческим событиям. Автор: Широченко Анна Вячеславовна; Место работы: Курганская область, Петуховский район, село Пашково, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Пашковская средняя общеобразовательная школа»;
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

План-конспект урока курса «История России» модуль «История» 2 часа в неделю по теме « Реформы Петра I». Данный урок изучается в разделе «Россия при Петре I» 4 урок. Позволяет расширить представления о реформах Петра I и изменениях последовавших в государственном устройстве России.

Тема урока: Реформы Петра I;

Цель урока: дать представление о проведённых Петром реформах, сформулировать значение реформ в развитии России, продолжить формирование умения определять собственное отношение к историческим событиям.

Задачи урока:

1. Образовательная:

познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в начале XVIII века в положении дворян в результате принятия указа о единонаследии, и Табели о рангах, охарактеризовать значение реформ Петра I для представителей разных сословий;

2. Развивающая:

создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, обобщения исторических источников, выявление причинно-следственных связей.

3.Воспитывающая

содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны.

Автор: Широченко Анна Вячеславовна;

Место работы: Курганская область, Петуховский район, село Пашково, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Пашковская средняя общеобразовательная школа»;

Должность: учитель истории;

Предмет: история;

Класс: 7;

Базовый учебник: А.А.Данилов История России: конец XVI - XVIII век: учеб для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение.


  • Тип урока: Изучение нового материла.

Методы обучения:

  1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися, пересказ учащихся);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

  1. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

  • самостоятельный, практический.

формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

система контроля:

-контроль учителя

-самоконтроль

-взаимоконтроль

  • Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер.

  • Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная

  • Основные понятия и термины:

Абсолютизм, Коллегии, Табель о рангах, губернии.

Урок состоит:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала:

А) Реформа центрального управления;

Б) Указ о единонаследии;

В) Табель о рангах;

Г) областная реформа;

Д) Реформа городского управления;

Е) Церковная реформа;

Ж) Дело царевича «Алексея».

4.) Закрепление изученного материала.

5) Итог урока, домашнее задание.



Структура и ход урока



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I

Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II

Постановка темы и цели урока.

Слайд № 1, № 2,№3.

- Сегодня мы продолжим разговор о реформах, проводимых Петром Великим и прежде всего, обратимся к анализу изменений в социальной сфере общества и отношениях к реформам представителей разных сословий. Записываем тему в тетрадях.

- Эпиграфом к нашему уроку станут строки русского писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского «Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья. Для одних - он чудо, для других - чудовище». Запишите эти строки в тетрадь, они будут вам необходимы при выполнении домашнего задания. В ходе урока, знакомясь с проводимыми изменениями, мы будем работать с документами, учебником и в конце урока проведем игру по изученному материалу.

Слушают учителя и записывают в тетради тему урока и эпиграф.

III

Изучение нового материала.

Ребята давайте вспомним систему государственного управления Российского государства при Алексее Михайловиче.

Слайд № 4.

- Как вы думаете, могли ли сотни приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?

- Петру 1 нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю. Огромное государство требовало усовершенствование системы управления. Ещё И.Т. Посошков в своей «Книге о скудости и богатстве» рассуждал о том, что Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительный аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям.

Далее учитель, используя схему, знакомит с системой государственного управления России при Петре 1. Слайд № 5.


-Указ о единонаследии 1714 года приравнивал поместья дворян к боярским вотчинам.

Давайте познакомимся с его содержанием. (Работа с документом раздаточный материал Приложение 2) Вопросы Слайд № 6.

- Таким образом, перестала существовать разница между дворянским и боярским землевладением. Дворянство стало сословием привилегированным, имеющим не только обязанности служить государю, но и права.

Петр был заинтересован в создании слоя людей, связанных новыми отношениями в государственной службе, не по родовитости или связям, а по способностям. Эта идея воплотилась в «Табели о рангах», 1722 года. Рассмотрим этот документ подробнее.

- На сколько категорий делились все виды службы?

- Сколько классов включала «Табель о рангах»? (14)

Первые пять классов составляли генералитет, элиту всех рядов служб, 6-8 классы - штаб-офицерские, дворянские чины, 9-14 - обер-офицерские чины, низшие ранги, чиновники бюрократического аппарата.

Выходцы низших сословий, достигнув восьмого ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

За время правления Петра 1 несколько человек низкого происхождения, даже крепостные, слали крупнейшими чиновниками: Меншиков Александр Данилович, Курбатов Александр Александрович. (Портреты слайды №7, №8)

- Прочитайте текст на стр. 117 и запишите в тетрадь схему областной реформы.


Далее учитель знакомит учащихся с городской реформой, опираясь на схему. Слайд № 9.

- С какой целью была проведена городская реформа?

- Какие категории граждан получили доступ к местным органам власти?

- Ребята, вспомните, как при Алексее Михайловиче складывались взаимоотношения с духовной властью.

- Как вы думаете, с какой целью Петр 1 запретил выбирать патриарха и создал Синод?

Проведенные царем реформы не всегда находили поддержку у населения, особенно недовольно было духовенство. Лидером лагеря недовольных стал царевич Алексей.

Прочитайте текст на странице учебника 119-120 и рассмотрите иллюстрацию. (Стр. 119)

- Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Пётр своему сыну, а Алексей - отцу?

Далее учитель даёт задание «Значение петровских преобразований» Слайд №10.


Анализируя схему, вспоминают пройденный материал, отвечают на вопрос. (Фронтально)






Слушают учителя, записывают новые понятия в тетрадь. (Коллегия)


Слушают учителя понятия и даты записывают в тетрадь. Работают с документом, отвечают на вопросы к документу. (Работа в парах)




Учащиеся работают с раздаточным материалом. (приложение 1 - Табель о рангах 1722 года). ( Работа в группах)



Мини - сообщения обучающихся.



Работают с текстом учебника (с.117), выполняют задание по карте. (Индивидуально)

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

(Фронтально)



Читают текст учебника (с.119 - 120), работают с иллюстрацией, отвечают на вопрос.


Заполняют таблицу используя текст учебника (с.120) (Индивидуально)

IV

Закрепление изученного материала.

В результате реформ Петр получил неограниченную власть, которая опиралась на бюрократический аппарат и армию.

Такая форма правления называется АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИЕЙ

Проводит игру «Аукцион»

Записывают понятия «Абсолютизм»


Слушают условия игры и выполняют задания.

V

Рефлексия. Подведение итогов обучения.

Оценивает деятельность учащихся

Дают оценку и самооценку своей деятельности

VI

Домашнее задание и его инструктаж.

Оценки реформ Петра очень разнообразны. Используя материал параграфа 15, оцените эпиграф нашего урока «Одни прославляют Петра 1, другие шлют ему проклятья. Для одних - он чудо, для других - чудовище».

Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Записывают задания в дневник.

Приложение 1

Табель о рангах.

Классы

Воинские

Гражданские

(статские)

Придворные


Сухопутные

Гвардия

Артиллерия

Морские



1

Генерал-фельдмаршал

_

_

Генерал-адмирал

Канцлер


2

Генерал от инфантерии (пехоты) и кавалерии

_

Генерал-фельдцейхмейстер

Адмиралы прочих флагов

Действительные тайные советники

Обермаршал

3

Генерал-лейтенанты


Генерал-лейтенант

Вице-адмиралы

Генерал-прокурор

Оберсталмейстер

4

Генерал-майоры

Полковник

Генерал-майор

Контр-адмиралы

Президенты коллегий. Тайные советники

Обергофмейстер, оберкамергер

5

Бригадиры, генерал-провиантмейстер

Подполковники

Полковник от артиллерии

Капитан-командор

Вице-президенты коллегий

Гофмейстер, тайный кабинет секретарь,

6

Полковники, генерал-адъютанты, генерал-квартирмейстер

Майоры

Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры

Капитаны первого ранга

Прокурор, советники коллегий

Шталмейстер, действительные камергеры, гофмаршал, первый лейбмедикус

7

Подполковники, провиантмейстеры, вагенмейстеры, генерал-аудиторы

Капитаны

Майоры, подполковники-инженеры

Капитаны второго ранга

Обер-секретари Воинской, Иностранной коллегий, Адмиралтейства

Гофмейстер при ее величестве императрице, лейбмедикус при ее величестве императрице

8

Майоры

Капитан-лейтенанты

Майор-инженер

Капитаны третьего ранга

Корабельные мастера

Оберсекретари прочих коллегий, асессоры, надворный советник

Титулярные камергеры, гофсталмейстер, надворной интендант

9

Капитаны

Лейтенанты

Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры

Капитаны-лейтенанты, галерные мастера

Титулярный советник, профессора факультетов, переводчики

надворной церемониймейстер, оберкухенмейстер, камер юнкеры

10

Капитан-лейтенанты

Унтер-лейтенанты

Лейтенанты, инженеры

Лейтенанты

Секретари коллегий

11

-

-


Секретари корабельные

-

12

Лейтенанты

Фендрики (прапорщики)

Унтер- лейтенанты

Унтер-лейтенанты, шкиперы первого ранга

Секретари канцелярий, ратманы

Гофюнкеры, надворной лекарь

13

. Унтер-лейтенанты


Штык-юнкеры, юнкер-лейтенанты


Сенатский регистратор

14

Прапорщики


Инженерные прапорщики

Шкиперы второго ранга, (командиры орудий)

Коллежский регистратор

Надворной уставщик, гофмейстер секретарь, надворной библиотекарь, антиквариус, надворной камерир,

Приложение 2

Из Указа о наследии престола (1722 г)

Мы Пётр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая…

… Должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя: кому оный хочет, тому и определит наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имею сию узду на себе.

Приложение 3

Игра «Аукцион».

Цель игры: проверка правильности усвоения новых ЗУНов, устранение пробелов в знаниях, активизация внимания, развитие логического мышления, развитие памяти.

Условия игры: учащиеся должны «купить» баллы, назвав определение понятия или дату, историческую личность с наименьшими «потерями».

Например: «продается» определение Северная война. Учитель говорит: «Кто желает купить определение», само определение не называется, проговариваются лишь характеристики этого события. Высший балл за определение 10 очков. Если учащийся, вызвавшийся назвать определение с первой подсказки, узнает его, то получает 10 баллов, если нет, то каждая подсказка отнимает по одному баллу. Побеждает ученик, набравший максимальное количество баллов.

* сегодня у нас на аукционе продается пять определений.

  1. Коллегия

    1. центральный орган отраслевого управления;

    2. Учреждены в 1718 -1720 гг.;

    3. Первоначально их было 11;

    4. сформированные в петровскую эпоху взамен приказов.


  1. (Губерния)

    1. в 1923 году в место них появились края;

    2. это политико-административные территории при Петре;

    3. были образованы в 1708 году;

    4. первоначально их было восемь;

    5. во главе был генерал;

    6. делились они на уезды;

    7. произошло слово от латинского слова правитель - губернатор.


  1. (Сенат)

    1. высший государственный орган;

    2. учрежден Петром;

    3. подчинялся императору;

    4. учрежден в 1711 году;

    5. осуществлял надзор за чиновниками и деятельность государственных учреждений;

    6. произошло от латинского слова сенекс - старец;

    7. сейчас так называется верхняя палата парламента в США.


  1. (Абсолютизм)

    1. При этой форме правления государство достигает наивысшей степени централизации

    2. форма феодального государства

    3. неограниченная монархия


  1. (Меншиков Александр Данилович)

    1. сподвижник Петра;

    2. сын придворного конюха;

    3. с 1707 года светлейший князь;

    4. воевал в Северной войне;

    5. генералиссимус, адмирал;

    6. взяв крепость Нотебург (Шлиссельбург) был назначен ее комендантом;

    7. первый губернатор Санкт Петербурга.





© 2010-2022