- Преподавателю
- География
- Воспитание патриотизма и ответственного гражданского поведения в рамках проведения экскурсий в средней и старшей школе
Воспитание патриотизма и ответственного гражданского поведения в рамках проведения экскурсий в средней и старшей школе
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филонова А.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание патриотизма и ответственного гражданского поведения в рамках проведения экскурсий в средней и старшей школе.
А.В. Филонова, учитель географии МОУ Лицей № 2
«География является одной из основополагающих наук, которые определяют идентичность человека, привязывают его к его стране, к родине и одновременно делают человека космополитом в плане привязки ко всему миру»
Д. Песков, пресс-секретарь Президента РФ,
Председатель Медиа-совета Российского
географического общества
Изучение географии является важным элементов общеинтеллектуального развития, а также основой складывания системного взгляда на пространство проживания. Это в свою очередь является базой для формирования ответственного гражданского поведения, развития патриотического духа современного гражданина.
В современной действительности формируется более ответственное отношение к географии. Как сказал Н.Н. Дроздов на совещании Русского географического общества 26 октября 2015 года, география - это наука о доме. «География - самый интересный предмет. Странно, что её сокращают в школе. Ведь природа, животные - всё это вместе и есть география. География сейчас тесно сплетается с экологией, а это и есть наука о доме», - отметил известный ученый и телеведущий.
В воспитании патриотизма и ответственного гражданского поведения в школе одну из важнейших значений, наряду с историей, другими направлениями научных знаний, имеет география и ее потенциал. Вместе с тем, для воспитания патриотизма совершенно недостаточно изучение географии только на теоретическом уровне. Каждый гражданин должен знать не только расположение географических объектов, места протекания рек или местонахождение крупных городов. Граждане, в особенности дети, должны видеть эти объекты, понимать особенности, складывать представления о «дарах» природы, продуктах человеческой деятельности. Только тогда каждый человек сможет по-настоящему ценить и гордиться тем, чем богата российская территория.
В современной школе складывается ситуация, когда ребята не могут соотнести реальные географические объекты и расположение их на карте, следовательно, у них отсутствует представление об общем географическом пространстве России. Такая же ситуация и в отношении «малой Родины». Только небольшое количество семей могут позволить себе, из-за отсутствия времени, чаще всего, и загруженности родителей, посмотреть географические и природные богатства даже родного края.
В этой связи максимально повышается воспитательный потенциал учебного предмета «география», значимость практической географической деятельности, экскурсий, как основного элемента воспитания патриотизма, гордости за свою Родину, любви к краю и стране.
В современной школе, в деятельности классного руководителя применение такого метода воспитания, как географическая или историческая экскурсия применяется, к сожалению, несистемно. Поэтому возникла необходимость упорядочить эти действия.
Таким образом, главной целью применения географических экскурсий в воспитательной внеурочной деятельности является развитие патриотизма и ответственного гражданского поведения.
На наш взгляд, экскурсионную программу необходимо разбить на несколько этапов, согласовывая ее с возрастными особенностями ребят, готовности их к восприятию информации, содержанием учебных предметов (географии, истории, литературы), а также содержанием воспитательной работы на каждой параллели в целом. При этом необходимо сочетать экскурсии, как по родному краю, так и по территории России в целом. Естественно, что такая модель носит, в некоторой степени, идиллический характер, так как зависит от финансовых возможностей родителей, но в целом она способная сформировать достойных граждан России, знающих и любящих свою Родину.
На наш взгляд целесообразно предложить следующую программу экскурсий:
-
5 класс - экскурсии по району и городу: посещение острова Людникова, исток р.Мокрая Мечетка, берег р.Волга; русло р.Сухая Мечетка, Мамаев курган, Краеведческий музей, русло р.Царица, Старая Сарепта, волгоградский дендрарий.
-
6 класс - экскурсии по городу и области: русло р.Царица, Старая Сарепта, волгоградский дендрарий, Волго-Ахтубинская пойма.
-
7 класс - экскурсии по области: Казачий курень (Иловлинский район), Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь и меловые горы, р. Иловля (Ольховский район).
-
8 класс - посещение природных парков Волгоградской области: Щербаковская балка, Голубинские пески и др.
-
9 класс - экскурсии по прилегающим регионам к Волгоградской области : поволжские степи, республика Калмыкия (г.Элиста), о.Баскунчак (Астраханская область). Экскурсия в Москву.
-
10 класс - экскурсии в район Кавказских минеральных вод: Кисловодск, Пятигорск, Нальчик, Домбай, Большой Сочи. Экскурсия в Санкт-Петербург.
-
11 класс - экскурсии, реализующие не только географическое, но и историческое, культурологическое, литературное содержание и т.п.: Северо-Западная Россия (Псков, Новгород, Карелия), Центральная России (района «Золотого кольца»), Казань («третья столица России»), Крым, Урал.
Каждая экскурсия и ее содержание побирается под соответствующую аудиторию. Следствием экскурсии должны стать не только впечатления и знания, полученные в ее ходе, но и итоговые проекты. Такие проекты могут реализовываться в форме стендовых презентаций, буклетов, экскурсионных рекламных проспектов, статей в школьной газете, исследовательского проекта, социального проекта, викторины, эссе, основанного на личном опыте, волонтерской просветительской и воспитательной деятельности в младших классах.
Таким образом, воспитание патриотизма не должно основываться только на изучении истории, культуры родного края и страны в целом, необходимо практическое изучение географии, этнографии, экологии, применительно к пространству города, области, страны.
Резюмировать наше размышление хотелось бы словами магистра игры «Что? Где? Когда?» А. Козлова: «Чтобы почувствовать себя «русским душою», надо посмотреть на географическую карту и увидеть, в какой стране ты родился - сколько там ещё всего под землей, сколько у нас пресной воды, какие леса!».