• Преподавателю
  • География
  • Воспитание патриотизма и ответственного гражданского поведения в рамках проведения экскурсий в средней и старшей школе

Воспитание патриотизма и ответственного гражданского поведения в рамках проведения экскурсий в средней и старшей школе

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание патриотизма и ответственного гражданского поведения в рамках проведения экскурсий в средней и старшей школе.


А.В. Филонова, учитель географии МОУ Лицей № 2


«География является одной из основополагающих наук, которые определяют идентичность человека, привязывают его к его стране, к родине и одновременно делают человека космополитом в плане привязки ко всему миру»

Д. Песков, пресс-секретарь Президента РФ,

Председатель Медиа-совета Российского

географического общества


Изучение географии является важным элементов общеинтеллектуального развития, а также основой складывания системного взгляда на пространство проживания. Это в свою очередь является базой для формирования ответственного гражданского поведения, развития патриотического духа современного гражданина.

В современной действительности формируется более ответственное отношение к географии. Как сказал Н.Н. Дроздов на совещании Русского географического общества 26 октября 2015 года, география - это наука о доме. «География - самый интересный предмет. Странно, что её сокращают в школе. Ведь природа, животные - всё это вместе и есть география. География сейчас тесно сплетается с экологией, а это и есть наука о доме», - отметил известный ученый и телеведущий.

В воспитании патриотизма и ответственного гражданского поведения в школе одну из важнейших значений, наряду с историей, другими направлениями научных знаний, имеет география и ее потенциал. Вместе с тем, для воспитания патриотизма совершенно недостаточно изучение географии только на теоретическом уровне. Каждый гражданин должен знать не только расположение географических объектов, места протекания рек или местонахождение крупных городов. Граждане, в особенности дети, должны видеть эти объекты, понимать особенности, складывать представления о «дарах» природы, продуктах человеческой деятельности. Только тогда каждый человек сможет по-настоящему ценить и гордиться тем, чем богата российская территория.

В современной школе складывается ситуация, когда ребята не могут соотнести реальные географические объекты и расположение их на карте, следовательно, у них отсутствует представление об общем географическом пространстве России. Такая же ситуация и в отношении «малой Родины». Только небольшое количество семей могут позволить себе, из-за отсутствия времени, чаще всего, и загруженности родителей, посмотреть географические и природные богатства даже родного края.

В этой связи максимально повышается воспитательный потенциал учебного предмета «география», значимость практической географической деятельности, экскурсий, как основного элемента воспитания патриотизма, гордости за свою Родину, любви к краю и стране.

В современной школе, в деятельности классного руководителя применение такого метода воспитания, как географическая или историческая экскурсия применяется, к сожалению, несистемно. Поэтому возникла необходимость упорядочить эти действия.

Таким образом, главной целью применения географических экскурсий в воспитательной внеурочной деятельности является развитие патриотизма и ответственного гражданского поведения.

На наш взгляд, экскурсионную программу необходимо разбить на несколько этапов, согласовывая ее с возрастными особенностями ребят, готовности их к восприятию информации, содержанием учебных предметов (географии, истории, литературы), а также содержанием воспитательной работы на каждой параллели в целом. При этом необходимо сочетать экскурсии, как по родному краю, так и по территории России в целом. Естественно, что такая модель носит, в некоторой степени, идиллический характер, так как зависит от финансовых возможностей родителей, но в целом она способная сформировать достойных граждан России, знающих и любящих свою Родину.

На наш взгляд целесообразно предложить следующую программу экскурсий:

  • 5 класс - экскурсии по району и городу: посещение острова Людникова, исток р.Мокрая Мечетка, берег р.Волга; русло р.Сухая Мечетка, Мамаев курган, Краеведческий музей, русло р.Царица, Старая Сарепта, волгоградский дендрарий.

  • 6 класс - экскурсии по городу и области: русло р.Царица, Старая Сарепта, волгоградский дендрарий, Волго-Ахтубинская пойма.

  • 7 класс - экскурсии по области: Казачий курень (Иловлинский район), Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь и меловые горы, р. Иловля (Ольховский район).

  • 8 класс - посещение природных парков Волгоградской области: Щербаковская балка, Голубинские пески и др.

  • 9 класс - экскурсии по прилегающим регионам к Волгоградской области : поволжские степи, республика Калмыкия (г.Элиста), о.Баскунчак (Астраханская область). Экскурсия в Москву.

  • 10 класс - экскурсии в район Кавказских минеральных вод: Кисловодск, Пятигорск, Нальчик, Домбай, Большой Сочи. Экскурсия в Санкт-Петербург.

  • 11 класс - экскурсии, реализующие не только географическое, но и историческое, культурологическое, литературное содержание и т.п.: Северо-Западная Россия (Псков, Новгород, Карелия), Центральная России (района «Золотого кольца»), Казань («третья столица России»), Крым, Урал.

Каждая экскурсия и ее содержание побирается под соответствующую аудиторию. Следствием экскурсии должны стать не только впечатления и знания, полученные в ее ходе, но и итоговые проекты. Такие проекты могут реализовываться в форме стендовых презентаций, буклетов, экскурсионных рекламных проспектов, статей в школьной газете, исследовательского проекта, социального проекта, викторины, эссе, основанного на личном опыте, волонтерской просветительской и воспитательной деятельности в младших классах.

Таким образом, воспитание патриотизма не должно основываться только на изучении истории, культуры родного края и страны в целом, необходимо практическое изучение географии, этнографии, экологии, применительно к пространству города, области, страны.

Резюмировать наше размышление хотелось бы словами магистра игры «Что? Где? Когда?» А. Козлова: «Чтобы почувствовать себя «русским душою», надо посмотреть на географическую карту и увидеть, в какой стране ты родился - сколько там ещё всего под землей, сколько у нас пресной воды, какие леса!».

© 2010-2022