- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока географии по теме «Реки»
Технологическая карта урока географии по теме «Реки»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лунина Г.В. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Тема урока
Реки
Класс
6
Ф.И.О. учителя
Лунина Галина Владимировна
Цель урока
Расширить и углубить знания о водах суши - реках.
Задачи урока
Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомить с крупнейшими реками России, мира.
Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
УУД
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе, бережного отношения к её богатствам.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой; составлять различные виды планов; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
Планируемые результаты
Предметные:
-
Знать - понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
-
Уметь - называть, показывать реки мира, России, определять водоразделы и бассейны рек.
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы «Реки», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к природе.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи .
Ресурсы урока
физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы, проектор мультимедиа,
учебник мультимедиа, презентация, мультимедийный учебник
Формы урока
(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)
Фронтальная, групповая, парная
Технологии
Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
№ п/п
Этап
Время
Методы и формы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
1 мин.
Диалог:
учитель - класс
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха
Готовят рабочее место.
2
Проверка выполнения д/з
5 мин.
индивидуальный опрос - работа с карточками (3 - 4 ученика);
фронтальный опрос
Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки
Мобилизируют интерес, внима ние, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточке.
3
Установка познавательной задачи
1мин
Устное сообщение учителя
Вступительная речь: Вода - одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель.
Предлагает отгадать загадки:
-
Течет, течет - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит. -
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. -
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Предлагают варианты ответов.
4
5
Целеполагание
Изучение нового материала
2 мин.
10 мин.
Диалог
Беседа
Рассказ - вступление
Объяснительно - иллюстративный
Эвристический (частично-поисковый)
Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
Уметь называть, показывать реки мира, России,
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Используя мультимедиа учебник, рассказывает о строении реки.
записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.
Высказывают свои ассоциации со словом «река».
Читают определение в учебнике стр. 87
Запись определения в тетрадь.
Обозначают на рис. (приложение 2) части речной системы
6
Первичная проверка понимания
5 мин.
Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий
Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы
Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий
7
Изучение нового материала
10 мин.
Объяснительно - иллюстративный
Эвристический (частично-поисковый
Игра «Географическая почта»
Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.
Проверяет правильность выполнения работы.
равнинные реки
горные реки
текут быстро большая скорость долины узкие
падение большое
текут спокойно
небольшая скорость
долины широкие
падение небольшое
-
420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)
-
50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)
-
180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)
Дополняют схему(Прил.3). Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма «Горные и равнинные реки»)
игра «Географическая почта» (приложение 4)
Работают в 3 группах:
1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.
2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?
3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:
-
420 с.ш., 780 з.д.
-
50 с.ш., 620 з. д.
-
180 ю.ш., 260 в. д.
8
Закрепление знаний
7 мин.
Фронтальный опрос
(игра «Светофор»)
Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»
2.Конкурс знатоков.
Выполняют работу
9
Домашнее задание
2 мин.
Инструктаж
Предлагает домашнее задание на выбор:
-
§ 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.
-
Составить кроссворд по терминам темы.
-
Нанести на К/К крупные реки мира
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
10
Подведение итогов. Рефлексия
2 мин.
Беседа
Предлагает дополнить предложение:
-
Я знаю, что такое …
-
Я могу …
-
Я научился …
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя
Приложение 1
Установите соответствие
1. Вода, находящаяся в земной коре называется …
А. минеральными водами
2. Горные породы, пропускающие воду, называются …
Б. источниками (родниками)
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …
В. межпластовыми водами
4. Слой, насыщенный водой называется …
Г. водоносным слоем
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …
Д. пещерами
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются …
Е. водопроницаемыми горными породами
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …
Ж. грунтовыми водами
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …
З. подземной водой
Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.
Конкурс знатоков:
а) Я - сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени -
Стану спутником земли.
(Лена - Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина - герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей - Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)
Приложение 2