Краеведческая составляющая исследовательской деятельности обучающихся

Проблема формирования у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности является актуальной, так как сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть полученных знаний устаревает, появляются новые знания, открываются новые явления и новые законы природы.         Большей частью формирование исследовательской культуры учащихся проходит на уроках через задания проблемно-поискового и исследовательского характера. Но и внеурочная деятельность по пре...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краеведческая составляющая исследовательской деятельности учащихся

Матвеенко Елена Юрьевна, учитель географии и биологии МОУ «Нижнепенская СОШ» Ракитянского района Белгородской области


Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Проблема формирования у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности является актуальной, так как сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть полученных знаний устаревает, появляются новые знания, открываются новые явления и новые законы природы.

Большей частью формирование исследовательской культуры учащихся проходит на уроках через задания проблемно-поискового и исследовательского характера. Но и внеурочная деятельность по предмету направлена на формирование поискового стиля мышления, привитие интереса и вкуса к познанию и исследованию, развитие способности видеть и ценить красоту доказательного рассуждения. Важнейшим элементом внеурочной деятельности становится исследовательская деятельность на краеведческом материале. При этом формируется особая развивающая и образовательная среда, пронизывающая и учебно-урочную систему обучения, и внеурочную деятельность. Изучение малой родины, исследование различных страниц ее истории и географии, живого мира и этнографии, трудовых традиций и землячества - это и есть единственно верный путь к формированию у детей любви к Родине и патриотизма. Сформировалось ли у ребенка чувство любви к Родине судить очень трудно, но уважительное отношение к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края легко прослеживается. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний об окружающем, вырастает их любви к близким, родному краю.

Начинать строить исследовательскую деятельность на краеведческом материале можно в любом детском возрасте. На конкурсе детских исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» не редко появляются работы на фольклорном материале: потешки, колядки, считалки, дразнилки, колыбельные, скороговорки. В более старшем возрасте изучаются обряды, песни, календарные праздники, народные костюмы, игры, танцы, танки и карагоды. Ведь фольклор - это традиционное поэтическое, танцевальное искусство народа. Это не застывшее явление прошлого, а живой источник современной самобытной художественной культуры. Наше село Нижние Пены славится своими фольклорными традициями. В каждом доме хранится старинный женский сарафан, который передается из поколения в поколение. Не одна свадьба не обходится без традиционных песен и обрядов. Учащиеся нашей школы собрали богатый фольклорный материал, который хранится в школьном краеведческом музее и который постоянно используется в исследовательских работах учащихся. Важным источником местного фольклора стал народный ансамбль «Карагод», бережно сохраняющий песенные и танцевальные традиции в нашем селе.

Богата событиями история нашего села - дореволюционная история, участие нашего села в революции и Гражданской войне, оккупация в годы войны, стахановское движение, история храма и его священников, земляки - участники всех этих событий - важнейший материал для исследования. Учащиеся школы, собирая краеведческий материал, опрашивают местных жителей - очевидцев событий, оформляют их воспоминания на специальных бланках и заверяют подписью директора и печатью школы и используют работе.

Проектно-исследовательская деятельность в школе по экологии тоже строится исключительно на краеведческом материале. Изучение флоры, фауны, меловых отложений, почв и малых водных объектов, фенологические наблюдения дополняют образ малой родины, знакомят с ее проблемами, подсказывают пути их решения. Экологическое воспитание предполагает комплексное изучение природы малой родины, окружающего мира.

На уроках русского языка используются типовые тексты краеведческой направленности для лексического анализа, предложенные музеем народной культуры Белгородской области. В этих текстах содержится информация о домашней утвари, предметах обихода, ремеслах, блюдах традиционной русской культуры. Особое внимание в нашей школе уделяется изучению местного говора, ведь речь местного населения несет в себе огромную информацию об истории заселения территории и формировании языка, диалекта населения. Белгородская область находится на стыке этнических массивов двух восточнославянских народов - русского и украинского. Во многих районах области в процессе заселения сложилось смешанное расселение русских и украинцев. Естественно развивающиеся процессы этнокультурной и языковой интеграции между двумя родственными славянскими народами - характерная черта этнического развития Белгородчины как части русско-украинского пограничья. Учащимися школы под руководством учителя русского языка и литературы составляется словарь диалектных слов, проводятся экспедиции по селу, встречи с жителями села, составляется творческий отчет о проделанной работе. При этом дети учатся по новому смотреть на мир, учатся ценить слово, как одно из ценностей народной культуры.

Туристско-краеведческая деятельность в школе - настоящий кладезь информации для организации исследований. Учащиеся нашей школы являются активными участниками Всероссийского туристско-краеведческого движения школьников «Отечество». Образовательный процесс в туристско-краеведческой деятельности имеет ряд положительных отличий от общеобразовательного: он происходит на местности, в природном и культурном пространстве, в живом общении с людьми, с природой, в свободном временном отрезке. Правильно организованная туристско-краеведческая деятельность позволяет полностью реализовать краеведческий принцип обучения. Туризм усиливает восприятие учащимися того краеведческого материала, который не может быть полностью раскрыт в учебных программах.

Краеведческая работа со столь славной историей и культурой несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий материал. Именно в сельской местности есть большие возможности для развития краеведения, как основного направления исследовательской деятельности учащихся, пока живы бабушки и дедушки - носители этнографических знаний, жива память о событиях истории села, живут потомки участников этих событий, живая природа не испытывает огромной антропогенной нагрузки городов.

Таким образом, исследовательская деятельность на краеведческом материале решает следующие задачи:

  • Вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;

  • Формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма, привитие чувства любви к Родине, сопричастности к ее проблемам, достижениям;

  • Формирование исследовательской культуры учащихся;

  • Приобщение учащихся к работе в коллективе, совершенствование коммуникативных навыков;

И самая главная решаемая задача - научить школьников смело и самостоятельно мыслить, опираясь на результаты своих исследований.

3

© 2010-2022