• Преподавателю
  • География
  • Урок-регионоведение по географии для старших классов Традиционные средства передвижения и транспорт коренного населения Южной Сибири

Урок-регионоведение по географии для старших классов Традиционные средства передвижения и транспорт коренного населения Южной Сибири

Материал, основанный на научной литературе и материалах полевых исследованиях, отображает весь спектр транспортной культуры коренного населения Южной Сибири.Для удобства все транспортные средства проклассифированы. Приводится как физико-географическое описание, раскрывающее географические особенности региона, так и историко-этнографическое описание, которое затрагивает историю заселения Южной Сибири, а также описываются проживающие здесь коренные народы. Материал будет полезен для проведения ур...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиционные средства передвижения и транспорт коренного населения Южной Сибири.

Многовековой опыт использования средств передвижения и транспорта коренным населением Южной Сибири показал, что эти объекты материальной культуры превосходно приспособлены к местным условиям. Подробное их изучение может помочь в разрешении вопросов адаптации человека к природно-климатическим условиям Южной Сибири; выявить этнокультурные связи, а также глубже понять специфику материальной культуры. Это подчеркивает актуальность предпринятого исследования.

Южная Сибирь с физико-географической точки зрения представляет собой территорию простирающуюся от Алтая на западе по Становое нагорье на востоке, которая подразделяется на две горные страны: Алтае-Санскую (западную) и Прибайкальско-Забайкальскую (восточную).

Южная Сибирь обладает специфическим рельефом, выраженный чередованием хребтов и межгорных котловин1. Горный рельеф, а также значительная отдаленность Южной Сибири от морей и океанов предопределяет преобладание в течение года континентальных воздушных масс. Горы Южной Сибири расположены так, что ветры, приходящие с Атлантики, теряют свою влажность, однако приносят часть осадков в данный регион. Среднее количество осадков (с запада на восток) - около 400 - 600 мм. На температуру воздуха Южной Сибири большое влияние оказывает котловинный характер ее рельефа. Зимой в котловины по склонам гор стекает холодный воздух и застаивается там. Это провоцирует общее понижение температур, длительную зиму и медленное прогревание весной. Средняя температура января -17...-20, июля + 18...+19. Для формирования речной системы в Южной Сибири благоприятные условия создают выпадающие осадки на склонах южно-сибирских хребтов. Среди мощнейших речных систем региона следует выделить Обь, Енисей, Анкара, Селенга, Томь, Катунь, Бия, оз. Байкал и Телецкое. Наиболее типичными являются горно-таёжные лиственничные и темнохвойные леса (около 75% всей территории), чем и представляет хозяйственный интерес для лесной промышленности и охотничье-промыслового хозяйства. В горах же проявляется высотная поясность: в целом преобладает тайга, выше 2000-2500 м - горные тундры.

С историко-этнографической точки зрения, Южная Сибирь - это особая историко-культурная провинция в Северной Азии, у коренного населения которой в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния сложились сходные культурно-бытовые особенности.

На территории Южной Сибири сегодня проживает большое количество народов, среди которых присутствуют представители как коренного (автохтонного), так и пришлого компонентов. В настоящее время русское население (т.е. пришлое) преобладает во многих регионах. Наибольший интерес для выбранной мною темы представляет именно коренное население.

Традиционно в историографии под коренным населением Южной Сибири понимают тюрко- и монголоязычные народы. Тюркскими представителями являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, а также тофалары. 1 Буряты - единственные крупные на рассматриваемой территории представители, говорящие на языке монгольской группы. Если обратиться к исследованиям антропологов, то в составе дорусского населения Сибири, в частности Южной ее части, преобладал уральский антропологический тип. Который «по своим основным признакам занимает промежуточное место между монголоидной и европеоидной расами. […] Признаки уральского типа проявляются у шорцев, а также среди северных алтайцев».2 Уральский тип является промежуточным звеном между европеоидной и монголоидной расами, который значительно преобладал на этой территории со II века до н. э. - V века н. э. (Таштыкское время). По мнению некоторых антропологов, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе, а южные алтайцы и тувинцы - монголоиды Центральной Азии, и являются исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая.1 К коренному населению Южной Сибири относятся алтайцы, буряты, кумандинцы, тофалары, тувинцы, тувинцы-тоджинцы, хакасы, шорцы.

Южная Сибирь привлекает большое внимание исследователей, поскольку она представляет собой горную страну, со специфическими природно-географическими и климатическими характеристиками и с большим массивом природных зон. Передвижение здесь человека в разные времена года могло осуществляться с использованием разных средствах передвижения. Источники говорят, что палитра традиционных средств передвижений и транспорта здесь пестрая.

В настоящей работе классификация средств передвижения и транспорта построена по двум признакам: во-первых, учитывается поверхность перемещения; во-вторых, конструкция самого средства передвижения. Первый признак является первостепенным по отношению ко второму. Конструктивный признак - индивидуален, т.е. каждое средство передвижения и транспорта обладают своими особенностями конструкции.

Выделяются водный и сухопутный (наземный) признак.

Наиболее распространенными видами водных средств передвижения являются плоты и лодки. Плот, как средство передвижения, получил распространение среди бурят, тувинцев и хакасов, т.к. район их проживания представляет собой гористую местность с преобладанием мелководных котловинных озер и рек, передвижение по которым невозможно на лодках. Плот строился из сваленных круглых деревьев, связанных ветвями березы или ивы. Управляли плотом с помощью шестов. Данная простота изготовления плота сохраняется и сегодня. Хакасы и шорцы для передвижения по воде широко использовали лодки, они служили средством переправления с одного берега на другой как людей, так и животных. Наиболее маневренной и легкой была лодка-долбленка, которую изготавливали из цельного дерева, выдалбливая остов и разводя над костром борта. Данный тип лодок представлен у тувинцев, северных алтайцев и шорцев. Наименьшее распространение у данных народов получили составные лодки. Для их изготовления необходимо было несколько частей, которые сколачивались (сшивались) между собой. По конструкции днища выделяются три типа лодок: плоскодонные, круглодонные и сложные лодки. Для народов Южной Сибири наиболее характерны круглодонные лодки. У алтайцев, кумандинцев и тофалар водный транспорт не получил широкого распространения, т.к. горный природно-климатический фактор региона, в котором они проживают, сказывается на быстротечности рек, что составляет опасность для водного транспорта. Лишь в северных районах (шорцы) можно встретить лодку-долбленку и русскую гребную лодку.

Сухопутные средства передвижения в Южной Сибири представлены лыжами, верховыми животными, полозными и колесными средствами передвижения.

В зимнее время года коренное население Южной Сибири активно использовало лыжи. Наибольшее распространение получили скользящие лыжи, которые, согласно типологизации В.В. Антроповой, изложенной в «Историко-этнографическом атласе Сибири» (1961г.), относятся к прямому типу, Алтае-Саянскому подтипу. Характерные черты: средняя длина 150-180 см; ширина 11-16 см; толщина - ок. 3 см.1 Встречаются лыжи двух видов - голицы и подшитые (подволоки). Способ прикрепления камусной обшивки: прибивка гвоздями, пришивка бечевкой (шнурок пропускается сквозь отверстия, сделанные в краях лыжи, прихватывая шкуру) и шнуровка, реже приклеивание. Подволоки распространены у алтайцев, шорцев, тофаларов, хакасов, тувинцев.

Аборигенное население в качестве средств передвижения также использовало и верховых животных, благодаря которым за короткое время можно пересечь значительное расстояние. Верховое животное незаменимо в бездорожье. На протяжении длительного времени основным верховым животным у алтайцев, шорцев и хакасов является лошадь, а у тувинцев-тожджинцев и тофаларов - северный олень.

Полозные средства передвижения представлены санями, которые впрягали лошадь. Данный вид передвижения характерен для большинства народов Южной Сибири, за исключением оленных народов (тувинцы-тоджинцы, тофалары).

Колесные средства передвижения представлены различным видом повозок. Двухколесные повозки - арбы и четырехколесные - телеги были распространены у большинства населения (алтайцы, буряты, хакасы). У зажиточного населения Южной Сибири были кабриолеты (телеги без верха), также были телеги с деревянным или плетеным кузовом, предназначенные для перевозки простолюдин. Следует отметить, что распространения колесного транспорта у коренного населения осуществилось под влиянием пришлого (русского) населения.

Особую роль в жизни автохтонного населения Южной Сибири играли средства транспорта, благодаря которым происходила транспортировка грузов и людей. Транспорт находится в прямой взаимосвязи со средствами передвижения. Выделяют сухопутный и водный транспорт.

Наземный транспорт, приводимый в движение мускульной силой животных (лошадей, оленей) или людей, разделяется на волоковый, заплечный, полозовый и колесный. К первому типу относятся широко распространенные среди земледельцев простые веточные волокуши, на которых перевозили объемный груз, например, сено, и волоки из копани (ствола дерева с изогнутым корневищем), использовавшиеся для перевозки дров. Охотники Южной Сибири (алтайцы) используют заплечный берестяной короб и меховой мешок, сшитый из шкуры теленка, для доставки провианта к месту промысла. К полозовому транспорту следует отнести сани, которые в свою очередь делятся на бытовые и обычные (ездовые). На бытовых санях транспортировали различный груз, поэтому их изготавливали преимущественно из более прочного материала (челканцы, буряты), нарты (алтайцы). Для транспортировки добычи охотники активно использовали лыжи, связав их между собой веревкой, за которую охотник и тянул лыжи нагруженные добычей. Колесный транспорт получил распространение преимущественно в земледельческой полосе благодаря наличию грунтовых дорог и трактов. Большое хозяйственно-бытовое значение имели двуколки (беда, таратайка, медведка) и четырехколесные телеги (тарантас, дроги). Они были конструктивно однотипными и состояли из оси (одной или двух), колес (двух или четырех), кузова и оглобель. Различия заключались в размерах кузова и колес, способе крепления деталей, а также во внешнем оформлении (например, "выездные" экипажи украшались росписью и резьбой). Широко распространены оба типа колесного транспорта у алтайцев, хакасов и шорцев.

Водный транспорт представлен лодками и плотами. Использование лодок как средств передвижения и как транспорта идентично, поэтому тип лодок, используемый коренным населением, остается прежним. Однако размер плотов как транспорта зачастую был больше, нежели плотов как средств передвижения. Это является следствием величины объема перевозимого груза.

1В.А. Блаженов, Т.М. Худякова. География России: Пособие. - Книга 1. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000. - 256 с.

1 Народы Сибири / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова - М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1956

2 там же

1 Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. - М.: «Наука», 1989. - С. 417

1 Историко-этнографический алтас Сибири. 1961 г. М.

© 2010-2022