- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии в 6 классе по ФГОС
Рабочая программа по географии в 6 классе по ФГОС
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова В.М. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ____ от «____» ________________ 2015 г.
Директор школы: __________________/В.Ю. Трухин/
Рабочая программа
по географии
(базовый уровень)
6 класс
Учитель: Смирнова В.М.
высшая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основе:
1. ФГОС ;
2.ООП ООО (5-9) школы;
3. Учебного плана МБОУ «Соболевской СОШ» на 2015-2016 учебный год;
4. Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011;
5. УМК: Учебник «География 5-6 классы» под редакцией А.И Алексеева, Москва, «Просвещение»,2014 год, для общеобразовательных учреждений
( включен в ФП учебных пособий на 2015-2016 уч. год)
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально - экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
-
формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли,
-
о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо - картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта - выдающихся произведения человеческой мысли,
-
обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца;
-
расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место учебного предмета в учебном плане
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
География в основной школе изучается с 5-9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения -272 их них по 34 ч. ( 1 час в неделю ) в 5 и 6 классах и по 68 ( 2 часа в неделю ) в 7,8 и 9 классах.
Результаты освоения предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности. патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности. знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры. в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями книгами. доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, мировоззрению, культуре. языку. гражданской позиции; к истории. культуре. религии, традициям, языкам. ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах. заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся. а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных. социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного. бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества. принятие ценности семейной жизни. уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. организации учебной деятельности. поиска средств ее осуществления;
2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям. классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию. формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности. умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результат и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия. планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения. решения проблем, прогнозирования;
9) умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера. формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров. в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников. поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни. правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности
Содержание курса
Тема 1. Гидросфера - (11ч).
Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.
Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».
Тема 2. Атмосфера - (11 ч).
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.
Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».
Тема 3. Биосфера - (6 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.
Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)
Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны - зональные природные комплексы. Ландшафт - природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт».
Обобщение и повторение по теме «Географическая оболочка Земли».
Учебно-тематический план
Название темы
Кол - во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
ККк
Тема 1. Гидросфера -
11
из них
к/р№ 1
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.
Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды, в природе».
Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека Сформировать знания о свойствах вод:
Солености, температуры вод с широтой и глубиной
Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана
Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане
Раскрыть опасные явления в Океане
Тема 2. Атмосфера
11
к\р №2
Показать значение атмосферы в жизни на планете
Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение
Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы , наиболее важной для людей
Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью
Научить замечать и понимать окружающие природные явления
Тема 3. Биосфера
6
к\р № 3
Сформировать представление об организмах как компонентах природы
Определять значение биосферы
Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете
Показать значение биосферы для человека и ее изменение человеком
Тема 4. Географическая оболочка Земли
6
Итоговая к/р
Сформировать представление о географической оболочке
Выяснить строение и свойства географической оболочки
Показать значение географической оболочки для жизни человека
Итого
34
Система мониторинга качества образования по географии выстроена следующим образом:
-
тестовый контроль,
-
интерактивные задания,
-
тренажеры, проверочные работы,
-
топографические и географические диктанты,
-
работы с контурными картами,
-
практические работы,
-
работа с картами атласа,
-
заполнение таблиц,
-
индивидуальный устный опрос,
-
фронтальная письменная работа.
Планируемые результаты изучения курса географии
Раздел 1. Источники географической информации
ученик научится:
-
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
-
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
-
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
-
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться
-
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-
строить простые планы местности;
-
создавать простейшие географические карты различного содержания;
-
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Ученик научится:
-
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
-
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
-
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
-
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
-
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Описание учебно-методического обеспечения и материально-техническая оснащенность образовательного процесса
Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану
Реквизиты программы
УМК ученика
УМК учителя
5
1
1.Федерального государственного образовательного стандарта;
2.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3.Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011
1.Академический школьный учебник. География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий.
2.Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы «Полярная звезда».
3.Географический атлас. 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.
4.Контурная карта. 5 кл.-М.: Дрофа, 2013.
1. Академический школьный учебник. География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий.
2.Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы «Полярная звезда».
3. Николина В.В. География: 6 кл.: Методические рекомендации: Пособие для учителя /В.Николина. - М.:Просвещение, 2011.- 112 с.
4.Набор географических настенных карт
5.Конструктор текущего контроля. Пособие для учителя -М.Просвещение, 2011. Е.Е.Гусева.
6. Электронные образовательные ресурсы.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Решаемые проблемы
Планируемые результаты
План сроки
Факт (коррекция)
Понятия
Предметные
УУД
Личностные
Гидросфера- водная оболочка Земли -11ч.
1
Состав и строение гидросферы
.Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.
Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды, в природе
Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи географии. Выявлять задачи и методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества.
П: создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности
К:умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей
Р: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ
формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов
2-3
Мировой океан.
ПР№1 «Свойство вод мирового океана»
ПР№2 «Лист путешественника
Раскрыть понятие» Мировой океан», его составные части
Показать значение океана
Сформировать представление об островах и полуостровах
Познакомить с особенностями дна Мирового океана
Регулятивные
Работа с картой, сравнение современной карты с древними
Систематизировать информацию о формировании океанов
Познавательные
Поиск информации по накоплению географических знаний
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого
П: Смысловое чтение, формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал
К: умение слушать партнера. формулировать и аргументировать свое мнение
Р: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира
4
Воды океана
. Сформировать знания о свойствах вод:
Солености, температуры вод с широтой и глубиной
Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана
Познавательные
Описание по карте океанов и обозначение их контурной карте
Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте
коммуникативный
Обсуждение значения открытий океанов
П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания
К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики
Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
воспитание российской гражданской идентичности. патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности. знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга перед Родиной;
5-6
Реки-артерии Земли.
Сформировать понятие о реках, ее частях,
Речной системе, питании реки, смысловое чтение при описании реки
Показать роль рек в жизни человека
Составлять описание реки по плану на основе анализа карт
характеристику равнинной и горной рек
Познавательные
Описание по карте крупных рек обозначение их контурной карте
коммуникативные Оценить действия партнеров
П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания
К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики
Р: владение основами самоконтроля, самооценки
формирование познавательной и информационной культуры. в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями книгами. доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий
7
Озера и болота
Сформировать понятие «озеро»
Классифицировать озера по различным признакам
Выяснить, как образуются болота
Показать роль озер и болот для жизни на Земле
Давать описание озера по плану
П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям. классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию. формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные
К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики
Р: владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира
8
Практическая работа №3
«Части Мирового океана»
Обозначить на к/к границы океанов, крупных морей, заливов. Подписать крупные реки
.
П: Смысловое чтение, формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал
К: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия. планировать общие способы работы
Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов
9
Подземные воды и ледники
Сформировать понятие «подземные воды»
Выявить причины образования подземных вод
Выявить причины образования ледников
Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле
Выявить причины образования ледников
Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле
Познавательные
Регулятивные
Выявлять закономерности в размещении подземных вод. Участвовать в обсуждении значения ледников
коммуникативные Организовывать работу в паре
П: строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира
10
Гидросфера и человек
Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле
Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны
. Репродуктивные
Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору
коммуникативные Формировать компетентности в общении.
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: осуществлять контроль своей деятельности
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира
11
Контроль знаний по теме: «Гидросфера
Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле
Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны
Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле
Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов
Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 11ч.
12
Состав и строение атмосферы.
(начать дневник погоды)
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности
Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой
Вычислять средние температуры и амплитуду температур
Устанавливать причинно - следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.
Познавательные
Определять температуру с помощью термометра, вычислять среднесуточную температуру.
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: осуществлять контроль своей деятельности
формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов
13-14
Тепло в атмосфере.
Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности
Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой
Вычислять средние температуры и амплитуду температур
Устанавливать причинно - следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.
Познавательные
Определять температуру с помощью термометра, вычислять среднесуточную температуру.
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: осуществлять контроль своей деятельности
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
15
Атмосферное давление
Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления
Выяснить, от чего зависит атмосферное давление
Измерять атмосферное давление
Использовать знания об атмосферном давлении
Познавательные
Определять взаимосвязь между давлением и температурой воздуха.
коммуникативный
Обсуждение значения открытий океанов
П: умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения. решения проблем, прогнозирования
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности. умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результат и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
16
Ветер.
Сформировать понятие « ветер»
Раскрыть причины его образования
Сформировать понятие о розе ветров и розу ветров на основе данных дневника погоды.
Познавательные
Вычерчивать розу ветров по дневнику погоды.
коммуникативные Оценить действия партнеров
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов
17
18
Влага в атмосфере.
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха,понятие «облака» и раскрыть процесс их образования
Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью
Сформировать умение рассчитывать относительную влажность.
Регулятивные
Делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле.
коммуникативный
работа в группах
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: осуществлять контроль своей деятельности
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
19
Погода и климат
Сформировать понятия «погода», и «климат»
Сформировать понятие о воздушных массах
Выявить закономерность климата и географической широты .воздушных масс, высоты над уровнем моря. положения по отношению к горным сооружениям
Выявить влияние погодных условий на здоровье людей
Формировать умение давать описания погоды и климата
-- Познавательные
Регулятивные
Уметь подбирать критерии для характеристики климата в разных регионах
коммуникативные Работа в паре.
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: осуществлять контроль своей деятельности
20
Учимся с «Полярной звездой».
Формировать дневник погоды за месяц.
Составлять график температур.
Познавательные
Регулятивные
Выявлять закономерности в размещении климатических поясов
коммуникативные Организовывать работу в паре
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
21
Атмосфера и человек
Показать огромное значение атмосферы для человека
Выявить, как погодные условия влияют на быт и здоровье люде
Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений
Репродуктивные
Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на атмосферу. Формировать компетентности в общении.
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
22
Контроль знаний по теме: «Атмосфера»
Обобщить знания по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»
Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле
Погода и климат.элементов погоды.
Обобщить знания по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»
Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле
Погода и климат.элементов погоды.
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
Р: осуществлять контроль своей деятельности
формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов
Биосфера- живая оболочка Земли- 6ч.
23
Биосфера- земная оболочка
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм
Выяснить значение биосферы
Сформировать понятие «биосфера»
Раскрыть роль живых организмов в биосфере
Выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере
Показать необходимость охраны биосферы
Познавательные
Выявлять значение биосферы
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Устанавливать основные приемы работы с учебником
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
24-25
Почвы
собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
Сформировать понятие «почва», «типы почв»
Раскрыть значение плодородия почв
ПР№4 «Описание растительного, животного мира и почвы своей местности»
Познавательные
Работа с образцами почв, выявлять причины разной степени плодородия
Регулятивные
Поиск информации по учебнику
Коммуникативные
Самостоятельный анализ .умение слушать другого
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, мировоззрению, культуре. языку. гражданской позиции; к истории. культуре. религии, традициям, языкам. ценностям народов России и мира
26
Биосфера- сфера жизни.
Сформировать представление об организмах как компонентах природы
Определять значение биосферы
Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете
Показать значение биосферы для человека и ее изменение человеком
Познавательные
Выявлять значение биосферы в жизни Земли.
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
Устанавливать основные приемы работы с учебником
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
27
Контроль знаний по теме: «Биосфера».
Обобщить знания учащихся по теме « Биосфера - живая оболочка Земли»
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами.
Разнообразие растений и животных ,особенности их распространения
Почвенный покров
Почва, как особое природное образование
Условия образования почв разных типов
Регулятивные
Работа с учебником, с атласом
коммуникативный
Обсуждение значения в классе.
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
Географическая оболочка- 6ч.
28
Географическая оболочка.
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Сформировать представление о географической оболочке
Выяснить строение и свойства географической оболочки
Показать значение географической оболочки для жизни человека
Познавательные
Выявлять понятие географической оболочки.
Регулятивные
Умение работать с текстом, выделять в нем главное
П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы
К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками
Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
29
31
Природные зоны Земли.
Сформировать представление о природной зональности
Выяснить.как размещаются природные комплексы на Земле
Объяснить смену природных зон на Земле
Показать разнообразие природных комплексов суши и океанов
Познавательные
Объяснять закономерность распределения природных зон.
Регулятивные
Устанавливать основные приемы работы с учебником
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
32
Культурные ландшафты
Сформировать понятие «культурный ландшафт»
Показать влияние человека на культурные ландшафты
Познавательные
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт.
Коммуникативные
Самостоятельный анализ, умение слушать другого
П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания
К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики
Р: владение основами самоконтроля, самооценки
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
33
Повторение и обобщение материала.
Обобщить знания учащихся
Географическая оболочка Земли
Широтная и высотная поясность
Цикличность и ритмичность процессов
П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания
К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики
Р: владение основами самоконтроля, самооценки
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
34
Итоговая работа за курс географии 6 класс.
Обобщить знания учащихся
Решение проблемных вопросов с использованием информации о состоянии природы
П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы
Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________________ / Е.В.Митькова/
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете
Протокол № ___
От «____» ______________2014 г.
1