- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии. 8 класс. «География России. Природа и население», под ред. О. А. Климановой и А. И. Алексеева
Рабочая программа по географии. 8 класс. «География России. Природа и население», под ред. О. А. Климановой и А. И. Алексеева
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чибисова В.Е. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по географии курса
«География России. Природа и население», 8 класс (68 часов),
по учебнику линии под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева
Составитель: Чибисова В.Е. учитель географии.
ВВЕДЕНИЕ. (1 час).
Урок 1. Географизация современной жизни человека.
Источники географической информации. Методы исследования территории России.
Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ. (7 часов).
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
определять по карте ГП России, называя основные его особенности и делать выводы о влиянии ГП на природу и освоение территории России;
-
оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.
-
показывать на карте крайние точки страны;
-
определять особенности географического положения территории своего проживания (город, субъект Федерации и т.д.);
-
характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.
-
решать задачи по определению географических координат и
разницы во времени часовых поясов.
Урок 2. Россия на карте мира.
Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Районы России. Размеры и пространства России. Крайние точки и протяженность.
Практические работы:
1. Сравнение географического положения России и Канады.
2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.
Новые понятия и представления: государственная территория, территориальные воды.
Опорные знания: факторы ГП страны и географические координаты.
Урок 3. Границы России.
Границы территории государства. Изменение их значения во времени. «Проницаемость границ». Граница разъединяет или объединяет?
Практическая работа: Обозначение на контурных картах пограничных государств.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать границы России и пограничные страны;
-
приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
-
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.
Урок 4. Россия на карте часовых поясов.
Положение России на карте часовых поясов.
Практическая работа: Решение задач на определение поясного времени.
Новые понятия и представления: поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат.
Опорные знания: градусная сеть.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
определять разницу во времени по карте часовых поясов;
-
приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.
Урок 5. Формирование территории России.
Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики.
Урок 6. Географическое изучение территории России.
Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источникигеографических знаний.
Опорные знания: географические открытия и исследования материка Евразия.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры из истории географических исследований России на разных этапах;
-
обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры.
Урок 7. Тематический контроль по разделу: «Пространства России».
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять сущность основных понятий и представлений раздела;
-
определять основные особенности географического положения России;
-
перечислять факторы физико-географического положения, оценивать особенности ГП России и размеров ее территории;
-
показывать границы России и пограничные страны, давать оценку их возможных взаимосвязей;
-
сравнивать географическое положение России и других стран;
-
определять поясное время;
-
читать и анализировать тематические карты, делать выводы.
Урок 8. Обобщение и коррекция знаний по разделу: «Пространства России».
Сравнение России по особенностям географического положения и размерам территории с другими странами. Влияние географического положения и размеров территории на природу и хозяйственную деятельность населения. Необходимость географических знаний в решении многих современных проблем.
Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. (38 часов).
Основные знания:
Понятия и представления: рельеф, климата, внутренние воды, покровное оледенение почвы, растительный и животный мир России. Солнечная радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон, многолетняя мерзлота. Агроклиматические, земельные, водные, лесные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Природно-хозяйственные зоны, закономерности развития и размещения природных объектов, явлений и процессов, природные территориальные комплексы (ПТК), взаимное влияние природы и человека, рациональное природопользование.
Основные умения:
-
показывать по карте крупные природные объекты;
-
читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания.
-
cоставлять географические описания (в том числе природных объектов, ландшафтов своей местности),
-
устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы, природой и населением, его хозяйственной деятельностью,
-
выявлять последствия для природно-хозяйственных зон нерациональной хозяйственной деятельности,
-
прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду.
Тема 1. Рельеф и недра России. (5 часа).
Урок 9. Строение земной коры (литосферы) на территории России.
Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.
Новые понятия и представления: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта.
Опорные знания: тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
-
выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.
Урок 10. Особенности рельефа России.
Россия - страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России - разнообразие условий жизни.
Практические работы:
1. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края (области, республики).
2. Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно - Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность - Хибины или Кавказ).
Новые понятия и представления: нагорье.
Опорные знания: формы рельефа.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
-
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
-
на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.
Урок 11. Современное развитие рельефа.
Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Особая роль оледенений и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.
Новые понятия и представления: неотектонические движения, покровное оледенение.
Опорные знания: движения земной коры; физическое выветривание.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;
-
показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
-
называть меры безопасности при стихийных явлениях;
-
давать характеристику рельефа своей местности;
-
объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.
Урок 12. Использование недр.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности. Место России в мире по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов. Разработки месторождений и загрязнение окружающей среды.
Практическая работа: Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.
Новые понятия и представления: месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы.
Опорные знания: горные породы осадочные, магматические и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.
Урок 13. Обобщение и коррекция знаний по теме: «Рельеф и недра».
Практическая работа: Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
Тема 2. Климат. (5 часов).
Урок 14. Общая характеристика климата России.
Влияние климата на жизнь людей. Влияние географического положения и рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла. Россия - холодная страна.
Новые понятия и представления: солнечная радиация, подстилающая поверхность.
Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
-
сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;
-
определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
-
давать оценку климатических особенностей России.
Урок 15. Закономерности циркуляции воздушных масс.
Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов (циркуляция атмосферы). Влияние размеров территории России на разнообразие климата.
Новые понятия и представления: атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Опорные знания: атмосферное давление; сезонные ветры муссоны; типы воздушных масс.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;
-
объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).
Урок 16. Распределение температур и осадков.
Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.
Новые понятия и представления: континентальность климата.
Опорные знания: влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
определять по картам температуры воздуха и количество осадков;
-
показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами, сухие и влажные районы;
-
объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.
Урок 17. Типы климата нашей страны.
Характеристика климатических поясов и областей России.
Практическая работа. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.
Опорные знания: климатические пояса.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;
-
давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области;
-
давать характеристику климата своей области (края, республики);
-
оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;
-
приводить примеры изменений климата во времени.
Урок 18. Климат и человек.
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Практическая работа. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).
Новые понятия и представления: коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.
Опорные знания: теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий;
-
приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияния, на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
-
определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России (своего края);
-
называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека;
-
давать оценку климата разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством.
Тема 3. Богатство внутренних вод России. (4 часа).
Урок 19. Реки.
Обилие рек - характерная особенность России. Река - сложное природное образование. Изучение основных характеристик реки - важнейшее условие правильного использования ее людьми.
Практическая работа: Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования.
Новые понятия и представления: уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий.
Опорные знания: части рек; питание и режим реки.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать реки России на карте;
-
объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
-
приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;
-
давать описание реки своего края;
-
давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
Урок 20. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.
Озера, подземные воды, ледники - важные источники пресной воды. Многолетняя мерзлота - влияние сурового климата прошлого на условия жизни и деятельности современного человека.
Новые понятия и представления: многолетняя мерзлота.
Опорные знания: типы озерных котловин; сточные, бессточные озера; грунтовые и межпластовые воды.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
-
приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;
-
давать характеристику наиболее крупных озер страны.
Урок 21. Человек и вода.
Реки и озера - каркас расселения людей. Водные пути. Гидротехнические сооружения - плюсы и минусы. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши.
Практическая работа: Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.
Новые понятия представления: водные ресурсы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
-
объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;
-
давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.
Урок 22. Обобщение и коррекция знаний по темам: «Климат» и «Внутренние воды России».
Практическая работа: Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны. (4 часа).
Урок 23. Почвы - «особое природное тело».
Значение почв для становления чел. общ-ва. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - биокосное образование, летопись и память природы.
Новые понятия и представления: почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;
-
называть факторы почвообразования;
-
объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.
Урок 24. География почв России.
Разнообразие типов почв. Их основные характеристики. Закономерности размещения.
Практическая работа: Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования.
Новые понятия и представления: типы почв, зональное размещение почв.
Опорные знания: климатические пояса.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
называть главные свойства основных типов почв;
-
определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;
-
давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;
-
давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования.
Урок 25. Почвы и урожай.
Плодородие - главное свойство почв. Зависимость плодородия от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия.
Новые понятия и представления: агротехнические мероприятия.
Опорные знания: всасывание растениями питательных веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий.
Урок 26. Рациональное использование и охрана почв.
Изменение почв под воздействием хозяйственной деятельности людей. Истощение, загрязнение, разрушение почв. Мелиорация земель. Виды мелиорации.
Новые понятия и представления: мелиорация.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять необходимость охраны почв;
-
приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
-
объяснять значение мелиоративных работ;
-
приводить примеры комплексной мелиорации земель.
Тема 5. В природе все взаимосвязано. (5 часов).
Урок 27. Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК).
Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек - неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.
Новые понятия и представления: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование.
Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры природных комплексов различных рангов;
-
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
-
объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК.
Урок 28. Свойства природных территориальных комплексов (ПТК).
Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки - целостности, ритмичности, устойчивости - и их влияние на хозяйственную деятельность человека.
Новые понятия и представления: устойчивость ПТК.
Опорные знания: целостность; ритмичность; круговорот веществ.
Требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры свойств ПТК;
-
читать карту устойчивости ПТК;
-
прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;
-
приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
-
анализировать карту устойчивости ПК.
Урок 29. Человек в ландшафте.
Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы - сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.
Новые понятия и представления: антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры различных антропогенных природных комплексов,
взаимного влияния человека и окружающей среды; -
прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;
-
объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.
Урок 30. Контроль знаний по изученным темам раздела: «Природа и человек».
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять основные понятия изученных тем;
-
показывать по картам и называть наиболее крупные природные объекты России (горы, равнины, месторождения полезных ископаемых, реки и озера);
-
приводить примеры влияния основных природных компонентов на жизнь и деятельность населения;
-
читать и анализировать тематические карты, схемы;
-
объяснять изменения состояния природных компонентов под влиянием хозяйственной деятельности людей;
-
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы на примере своего края.
Урок 31. Обобщение знаний по изученным темам раздела: «Природа и человек».
Наиболее важные отличительные особенности природы страны, оказывающие влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей: огромные размеры территории, зональность природных условий, разнообразие природных территориальных комплексов. Формирование природно-антропогенных и антропогенных ландшафтов.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (9 часов).
Урок 32. Учение о природных зонах.
Зональность - всеобщий закон природы и главная особенность природы России. Природные зоны России - разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей - превращение природных зон в природно-хозяйственные.
Практическая работа: 1. Описание природно-хозяйственных зон.
Новые понятия и представления: зональность, природно-хозяйственные зоны.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
называть и показывать по карте природные зоны России;
-
объяснять особенности размещения природных зон;
-
называть основные причины зональности природы;
-
приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей;
-
делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных
зон, карты плотности населения и карты промышленности или сельского хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.
Урок 33. «Безмолвная» Арктика.
Арктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Экологические проблемы.
Новые понятия и представления: редкоочаговое расселение.
Опорные знания: арктический климатический пояс; тундра.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать северные природные зоны на карте;
-
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
-
объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.
Урок 34. «Чуткая» Субарктика.
Тундра и лесотундра - северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа - человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Новые понятия и представления: редкоочаговое расселение.
Опорные знания: субарктический климатический пояс; лесотундра.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать северные природные зоны на карте;
-
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
-
объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.
Урок 35. Таежная зона.
Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясомолочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение.
Новые понятия и представления: очаговое расселение.
Опорные знания: умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
описывать по картам природные условия тайги;
-
называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;
-
объяснять смену северных арктических зон таежной зоной;
-
приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги
Урок 36. Болота.
Причины образования болот. Болота низменные и верховые. Районы распространения болот. Значение болот в природе и хозяйственной деятельности.
Новые понятия и представления: низинное, верховое болото.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять механизм образования болот;
-
показывать по карте районы наибольшего распространения болот;
-
прогнозировать последствия полного уничтожения болот.
Урок 37. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
Природная зона, наиболее преобразованная деятельностью человека. Выборочное земледельческое освоение. Густая сеть сельских и городских поселений. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины - разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока - смешение растений и животных юга и севера.
Новые понятия и представления: антропогено - природная зона, выборочное земледельческое освоение.
Опорные знания: моренный рельеф; умеренный и муссонный климат; смешанный лес.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
давать описания природных условий зоны по картам;
-
объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов;
-
приводить примеры хозяйственной деятельности людей;
-
называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны;
-
объяснять особенности заселения зоны;
-
приводить примеры и объяснять влияние природных условий на материальную и духовную культуру населения в данной зоне.
Урок 38. Лесостепи и степи.
Современные ландшафты лесостепей и степей. Заповедные степи. Суховеи, резкий недостаток влаги, речная сеть, овраги и балки. Царь почв - чернозем. Житница страны. Развитое животноводство. Крупные многонаселенные сельские поселения.
Новые понятия и представления: зона степного земледельческого освоения.
Опорные знания: умеренно-континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать зону степей и лесостепей на карте;
-
давать характеристику основных природных условий;
-
объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;
-
перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;
-
показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;
-
приводить примеры влияния природных условий на материальную и духовную культуру населения;
-
объяснять особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов.
Урок 39. Полупустыни, пустыни, субтропики.
Граница между степями и полупустыней - рубеж природной и хозяйственной деятельности людей. Очаговое расселение. Животноводство. Полевое земледелие. Опустынивание. Волго-Ахтубинский оазис. Субтропики - противоположность зоне пустынь. Преобладание антропогенных ландшафтов.
Новые понятия и представления: экстенсивное животноводство, оазисное земледелие.
Опорные знания: резко континентальный и субтропический климат; оазис.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять особенности природы рассматриваемых зон;
-
называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
-
объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.
Урок 40. «Многоэтажность» природы гор.
Высотная поясность природных условий, зависимость их от географического положения и высоты гор. Динамичность смены природных зон в горах. Перепады температур, горные ветры. Частая смена погоды. Трудность освоения людьми.
Новые понятия и представления: ветры - фёны, бора.
Опорные знания: высотная поясность.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;
-
выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;
-
оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.
Урок 41. Человек и горы.
Горы - колыбель человечества, центры видообразования культурных растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Особенности расселения. Опасные природные явления.
Новые понятия и представления: сели и лавины.
Опорные знания: изменение температуры и атмосферного давления с высотой.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на жизнь людей, мер безопасности при стихийных явлениях в горах;
-
объяснять хрупкость природного равновесия в горах;
-
анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;
-
приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов.
Урок 42. Урок-практикум по теме: «Природно-хозяйственные зоны».
Практические работы: При изучении природно-хозяйственных зон могут быть предложены практические работы для каждой зоны по усмотрению учителя.
1. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонентов испытывают наибольшее влияние деятельности людей.
2. Рассмотрение влияния природных ресурсов на условия жизни, быта, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах.
3. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.
Тема 7. Природопользование и охрана природы. (4 часа).
Урок 43. Основные принципы рационального использования природных ресурсов.
Природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование. Качество природной среды. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны.
Новые понятия и представления: природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.
Опорные знания: природные компоненты; охрана природы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять основные понятия;
-
приводить примеры разных видов природных ресурсов;
-
объяснять значение природных условий для жизни людей;
-
анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
Урок 44. Охрана природы и охраняемые территории.
Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий.
Новые понятия и представления: заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник.
Опорные знания: Красная книга; виды охраняемых растений и животных.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять необходимость охраны природы;
-
называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;
-
объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;
-
прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;
-
оценивать экологическое состояние своего края;
-
выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.
Урок 45. Тематический контроль по темам «Природно-хозяйственные зоны»
и «Природопользование и охрана природы».
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять основные понятия и представления темы;
-
описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт;
-
описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах;
-
объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
-
объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон;
-
выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные.
Урок 46. Обобщение и коррекция знаний по темам «Природно-хозяйственные зоны» и «Природопользование и охрана природы».
Взаимоотношения человека и окружающей среды на разных исторических этапах развития человеческого общества. Природопользование на основе знаний географических закономерностей. Поиски путей оптимальных взаимоотношений человека и природы. Сущность важнейших принципов охраны природы.
Раздел III. «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ». (16 часов).
Новые понятия и представления: естественное движение, воспроизводство населения и его типы; миграции (виды, причины, направления); состав - возрастной, половой, этнический, религиозный; трудовые ресурсы; плотность населения, урбанизация, городская агломерация, условия и образ жизни людей в различных типах поселений
Учащиеся должны уметь:
-
работать с разными источниками информации,
-
читать и анализировать диаграммы, графики, схемы, карты, статистические материалы с целью, выявления особенностей географии населения России;
-
сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, моделировать ситуации при выполнении заданий текущего и итогового контроля.
Урок 47. Численность населения.
Введение в тему: Задачи изучения и основные вопросы нового раздела «Население России». Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.
Практическая работа: Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
Новые понятия и представления: естественное движение населения, демографический кризис.
Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
называть численность населения своей области, населенного пункта,
России; -
сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
-
объяснять содержание понятия "естественное движение населения";
-
читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.
Урок 48. Изменение численности населения России.
Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.
Новые понятия и представления:воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
раскрывать содержание понятия "воспроизводство населения";
-
объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.
Урок 49. Половозрастной состав населения.
Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида - «запечатленная демографическая история».
Практическая работа: Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.
Новые понятия и представления: половозрастная пирамида как вид диаграммы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
-
выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
-
строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России.
Урок 50. Миграции населения.
Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические и политические причины.
Практическая работа: Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.
Новые понятия и представления: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
раскрывать содержание новых терминов;
-
объяснять причины и основные направления миграций населения России;
-
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения,
-
естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант - объяснять современную демографическую ситуацию страны).
Урок 51. Территориальная подвижность населения.
Различие терминов «миграция» и «территориальная подвижность». Возрастание территориальной подвижности населения в процессе развития общества. Важность учета движения населения в разные периоды года и факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной жизни.
Новые понятия и представления: территориальная подвижность населения.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;
-
объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;
-
давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.
Урок 52. География рынка труда.
Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.
Практическая работа: Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.
Новые понятия и представления: трудовые ресурсы, качество трудовых
ресурсов, рынок труда, экономически активное население.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять значение новых терминов урока;
-
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.
Урок 53. Этнический состав населения.
Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.
Практическая работа: Изучение таблицы приложения «Народы России» и схемы «Дерево языков» для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам).
Новые понятия и представления: этнос, этнический состав, этническое самосознание.
Опорные знания: разнообразие населения планеты по расовым и национальным признакам.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять значение новых терминов;
-
называть крупные по численности народы России;
-
приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.
Урок 54. Этническая мозаика России.
Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России - история взаимодействия ее народов.
Практическая работа: Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.
Новые понятия и представления: этнический состав, административно-
территориальное деление.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
раскрывать содержание понятия "этнический состав";
-
выделять на карте "Народы России": районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
-
приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.
Урок 55. География русского языка.
Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Практическая работа: Изучение особенностей географии русского языка на основе использования карты.
Урок 56. Религии народов России.
Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.
Новые понятия и представления: религиозный состав, традиционные религии.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;
-
приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
-
составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.
Урок 57. Плотность населения.
Контрастность в плотности населения в определенных районах страны.
Представление о «ёмкости территории» и определяющих ее факторах. Влияние
лотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.
Практическая работа: Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.
Новые понятия и представления: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.
Опорные знания: представление о плотности населения; карта плотности населения отдельных материков.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять значение новых терминов;
-
определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.
Урок 58. Расселение и урбанизация.
Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.
Практическая работа: Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
Новые понятия и представления: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
раскрывать содержание новых терминов урока;
-
читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;
-
называть показатели процесса урбанизации;
-
объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;
-
давать характеристику расселения своей местности.
Урок 59. Города России.
Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города - полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.
Практическая работа: Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
Новые понятия и представления: различие городов по функциям и людности.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
называть и выделять на карте крупнейшие города России;
-
приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;
-
называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).
Урок 60. Сельская Россия.
Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.
Новые понятия и представления: особенности сельских поселений.
Опорные знания: зональность природных условий.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений;
-
приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;
-
объяснять географическое своеобразие сельских поселений своей местности.
Урок 61. Тематический контроль по разделу: «Население России».
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять сущность понятий и представлений по разделу "Население России";
-
называть (и показывать на карте): численность населения России, основные черты его размещения; крупные народы и основные районы их проживания; основные религии, распространенные в России; крупнейшие города и городские агломерации страны;
-
объяснять: различия в естественном и механическом приросте населения России, и ее отдельных территорий; особенности размещения населения России, связанные с природными, историческими и экономическими причинами; различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
-
читать и анализировать тематические карты и графические, статистические материалы, характеризующие население России.
Урок 62. Обобщение и коррекция знаний по раздел: «Население России».
Анализ уровня знаний и сформированности умений по итогам тематического контроля, выявление типичных ошибок, коррекция знаний учащихся.
Обобщение знаний по разделу:
Особенности географии населения России как результат длительного исторического развития. Интегрирующая роль населения в системе "Природа - население - хозяйство". Люди - главное богатство страны. Человеческий потенциал как определяющая составная часть дальнейшего развития и процветания России.
Раздел IV. НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. (3 часов).
Урок 63. Географическое положение Нижегородской области.
Территория, границы, соседние субъекты.
Практическая работа: Обозначение на картах границ и соседних субъектов, факторов физико-географического положения.
Урок 64. Природа Нижегородской области. Природные особенности Нижегородской области. Внутренние воды Нижегородской области. Характеристика основных природных комплексов.
Рельеф, климат. Характеристика сезонов года. Н.Новгород - остров тепла.
Реки, озера, каналы Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Экскурсия: Описание реки, озера по материалам экскурсии.
Урок 65. Население Н.Новгорода и Нижегородской области.
Экологические проблемы Нижегородской области и пути их решения. Особенности населения Н.Новгорода и Нижегородской области.
Численность. Национальный, религиозный, возрастной состав. Занятость населения.
Практическая работа: Выявление особенностей населения МСР на основе статистических и картографических материалов.
Резерв времени - 3 часа.
Календарно - тематическое планирование.
ГЕОГРАФИЯ. 8 КЛАСС.
Учебник «География России. Природа и население»,
под ред. А.И.Алексеева, «Дрофа», 2009 год.
Количество часов в неделю - 2 часа, всего в год - 68 часов.
Дата
№
п/п
Тематическое планирование
Особенности урока
Д/З.
1
Введение.
Географизация современной жизни человека. Источники географической информации. Методы исследования территории России.
Стр.7-10
Раздел 1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ. (7 часов).
2
Россия на карте мира.
Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Районы России.
Размеры и пространства России. Крайние точки и протяженность.
Практические работы №1.
1. Сравнение географического положения России и Канады.
2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.
§1
3
Границы России.
Границы территории государства. Изменение их значения во времени. "Проницаемость границ".
Граница разъединяет или объединяет?
Практическая работа №2. Обозначение на контурных картах пограничных государств.
§2
4
Россия на карте часовых поясов.
Положение России на карте часовых поясов.
Практическая работа №3.
Решение задач на определение поясного времени.
§3
5
Формирование территории России.
Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ. Требования к подготовке учащихся.
§4
6
Географическое изучение территории России.
Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источники географических знаний.
§5
7
Тематический контроль по разделу:
"Пространства России".
Контроль знаний.
§§1-5
8
Обобщение и коррекция знаний по разделу:"Пространства России".
Анализ контроля знаний.
§§1-5
Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. (38 часов).
Тема 1. Рельеф и недра России.(5 часа).
9
Строение земной коры (литосферы) на территории России.
§6
10
Особенности рельефа России.
Практические работы №4,5
1. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края (области, республики).
2. Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность - Хибины или Кавказ).
§7
11
Современное развитие рельефа.
§8
12
Использование недр.
Практическая работа №6. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.
§9
13
Обобщение и коррекция знаний по теме: «Рельеф и недра».
Практическая работа №7.Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
§§6-9
Тема 2. Климат. (5 часов).
14
Общая характеристика климата России.
§10
15
Закономерности циркуляции воздушных масс.
§11
16
Распределение температур и осадков.
§12
17
Типы климата нашей страны.
Практическая работа №8. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.
§13
18
Климат и человек.
Практическая работа №9.
Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).
§14
Тема 3. Богатство внутренних вод России. (4 часа).
19
Реки.
Практическая работа №10. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования.
§15
20
Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.
§16
21
Человек и вода.
-26-
Практическая работа №11. Сравнительная оценка обеспечения водными ресурсами отдельных территорий
§17
22
Обобщение и коррекция знаний по темам:
«Климат» и «Внутренние воды России».
Практическая работа №12.Обозначение на контурной карте крупных рек озер.
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны. (4 часа).
23
Почвы - «особое природное тело».
§18
24
География почв России.
§19
25
Почвы и урожай.
§20
26
Рациональное использование и охрана почв.
§21
Тема 5. В природе все взаимосвязано. (5 часов).
27
Понятие о природном территориальном комплексе ПТК.
Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек - неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов
§22
28
Свойства природных территориальных комплексов (ПТК).
Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки - целостности, ритмичности, устойчивости - и их влияние на хозяйственную деятельность человека
§23
29
Человек в ландшафте.
Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы - сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты
§24
30
Контроль знаний по изученным темам:
раздела "Природа и человек".
Контроль знаний
Тема
1-6
31
Обобщение знаний по изученным темам: раздела "Природа и человек".
Анализ контроля знаний.
Тема
1-6
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (10 часов).
32
Учение о природных зонах.
§25
33
Безмолвная Арктика.
Арктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа - человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы.
§26
34
Чуткая Субарктика.
Хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа - человек при традиционном хозяйстве. Плюсы и минусы. Экологические проблемы.
§27
35
Таежная зона.
Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясо-молочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение.
§28
36
Болота.
Причины образования болот. Болота низменные и верховые. Районы распространения болот. Значение болот в природе и хозяйственной деятельности.
§29
37
Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
Природная зона, наиболее преобразованная деятельностью человека. Выборочное земледельческое освоение. Густая сеть сельских и городских поселений. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины - разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока - смешение растений и животных юга и севера.
§30
38
Лесостепи и степи.
Современные ландшафты лесостепей и степей. Заповедные степи. Суховеи, резкий недостаток влаги, речная сеть, овраги и балки. Царь почв - чернозем. Житница страны. Развитое животноводство. Крупные многонаселенные сельские поселения.
§31
39
Полупустыни, пустыни, субтропики.
Граница между степями и полупустыней - рубеж природной и хозяйственной деятельности людей. Очаговое расселение. Животноводство. Полевое земледелие. Опустынивание. Волго-Ахтубинский оазис. Субтропики - противоположность зоне пустынь. Преобладание антропогенных ландшафтов.
§32
40
Многоэтажность природы гор.
Высотная поясность природных условий, зависимость их от географического положения и высоты гор. Динамичность смены природных зон в горах. Перепады температур, горные ветры. Частая смена погод. Трудность освоения людьми.
§33
41
Человек и горы.
Горы - колыбель человечества, центры видообразования культурных растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Особенности рас- селения. Опасные природные явления.
§34
42
Урок - практикум
по теме:
«Природно - хозяйственные зоны»
-28
Практические работы№13,14(выбор учителя).
1. Описание природно-хозяйственных зон.
2. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонентов испытывают наибольшее влияние деятельности людей.
3. Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах.
4. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.
Тема 7. Природопользование и охрана природы. (4 часа).
43
Основные принципы рационального использования природных ресурсов.
Природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование. Качество природной среды. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны.
§35,36
44
Охрана природы и охраняемые территории.
Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий.
Практические работы №15 Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
§37
45
Тематический контроль по темам "Природно-хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы»
Контроль знаний.
46
Обобщение и коррекция знаний по темам "Природно-хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы"
Раздел III. "Население России". (16 часов).
47
Численность населения.
Введение в тему: "Задачи изучения и основные вопросы нового раздела "Население России".
Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.
Практическая работа №16
Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России
§38
48
Изменение численности населения России.
Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.
§39
49
Половозрастной состав населения.
Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида - "запечатленная демографическая история".
Практическая работа №17 Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации
§40-41
50
Миграции населения.
Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические политические причины.
Практическая работа №18 Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.
§42
51
Территориальная подвижность населения.
Различие терминов "миграция" и "территориальная подвижность". Возрастание территориальной подвижности на- селения в процессе развития общества. Важность учета движения населения в разные периоды года и факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной жизни.
§43-44
Дополнит.
чтение.
52
География рынка труда.
Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.
Практическая работа №19
Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.
§45
53
Этнический состав населения.
Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание
Практическая работа №20Изучение таблицы приложения "Народы России" и схемы "Дерево языков" для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам)
§46
54
Этническая мозаика России.
Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России - история взаимодействия ее народов.
Практическая работа №21
Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.
§47
55
География русского языка.
Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
56
Религии народов России.
Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.
Практическая работа №22
Изучение, на основе карты, особенностей географии религий страны.
§48
57
Плотность населения.
Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о «емкости территории" и определяющих ее факторах.
Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.
Практическая работа №23Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны
§49
58
Расселение и урбанизация.
Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.
Практическая работа № 24
Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
§50
59
Города России.
Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города - полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.
Практическая работа №25 Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
§51
60
Сельская Россия.
Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.
§52
61
Тематический контроль по разделу "Население России".
Контроль знаний.
Тема 9
62
Обобщение и коррекция знаний по разделу "Население России"
Анализ уровня знаний и сформированности умений по итогам тематического контроля, выявление типичных ошибок, коррекция знаний учащихся.
Обобщение знаний по разделу.
Тема 9
63
Географическое положение Нижегородской области.
конспект
64
Природа Нижегородской области.
конспект
65
Население Нижегородской области.
конспект
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 3 ЧАСА.