Мастер-класс для 6 класса на тему: Глобус - модель Земли

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13


Мастер-класс для 6 класса на тему: Глобус - модель Земли


ФИО учителя: Токарева Людмила Владимировна

Стаж работы: 28 лет

Место работы: Каргалинская средняя школа №1 с дошкольным мини центром Жамбылского района Алматинской области

Должность: учитель географии и истории

Категория: высшая

Уровень: первый (продвинутый)

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:

ТЕМА: «Глобус - модель Земли».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

Цель: Продолжить формирование знаний о глобусе, как модели Земли.

Задачи.

Образовательные:

  • Определить уровень знаний о модели Земли - глобусе.

  • Уточнить представления о модели Земли - глобусе.

  • Познакомить с новыми понятиями: «экватор», «полюса», «меридиан», «нулевой меридиан», «параллель».

Развивающие:

  • Развивать практические умения и навыки работы с глобусом: научить находить и показывать географические объекты, условные точки и линии.

  • Развивать практические умения и навыки работы с контурной картой.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать и аргументировать свой ответ.

Воспитательные:

  • Содействовать в ходе урока сплочению коллектива класса.

  • Содействовать в ходе урока настойчивости в учебе.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в парах, группах.

  • Содействовать в ходе урока развитию у учащихся умения анализировать и оценивать свою работу на уроке.

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • знают основные естественнонаучные понятия о шарообразной форме Земли, движении Земли;

  • знают основные термины - «экватор», «полюса», «меридиан», «нулевой меридиан», «параллель»;

  • знают условные линии и точки на глобусе;

  • умеют показывать на глобусе условные точки и линии;

  • умеют определять и обозначать условные точки и линии на контурной карте;

  • умеют делать простые измерительные работы с глобусом и на их основе делать выводы;

  • умеют сравнивать, анализировать и делать выводы.

  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 6 «в» класс.

  • ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

- Готовность к уроку.

- Приветствие.

- Психологический настрой.

- Деление на группы.

II.ЭТАП ВЫЗОВА (актуализация знаний, мотивация и целеполагание, постановка проблемного вопроса).

III.ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ:

- Активизация знаний учащихся.

- Формирование новых знаний.

- Закрепление и применение знаний. Практическая работа.

- Проверка усвоения знаний.

- Подведение итогов.

IV.РЕФЛЕКСИЯ.

Домашнее задание.

Оценивание.

Подведение итогов.

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: наглядно-демонстрационный, практический метод, проблемный метод, частично-поисковый, репродуктивный.

  • ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки 5 цветов для деления на группы, интерактивная доска, видео-слайды «5 в класс» под песню «Не крутите пестрый глобус», видеофрагмент «Вращение Земли», презентация «Глобус - модель Земли», контурная карта - карта полушарий, воздушные шарики, фломастеры, стикеры, нитка для проведения измерительных работ на глобусе, раздаточный материал (карточки с заданиями группам, информационный лист, контурная карта, задания к игре «да» или «нет»).



  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

презентация «Глобус - модель Земли», контурная карта - карта полушарий, информационный лист по теме, карточки с заданиями к игре «Да или нет».

СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :

Этапы работы:

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Ресурсы

Организацион-

ный этап.

Цель: сплочение коллектива класса, психологический настрой на настойчивость в учебе, создание коллаборативной

среды обучения.

МО: наглядно-демонстрацион-

ный.

Готовность к уроку.

Приветствие.

Психологиче-

ский настрой.


Деление учащихся на группы.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу на уроке.

Приветствие.

Показ и просмотр видео-слайдов «5 в класс» под песню «Не крутите пестрый глобус».

Учащиеся формируют группы по цвету карточек и рассаживаются за столы с карточкой соответствующего цвета.

Распределение ролей в группе: организатор, оценщик, спикер, хранитель времени.

0,5 мин.

0,5

мин.

2 мин.


1 мин.

УМК (учебник, рабочая тетрадь, атлас).

Видео-слайды «5 в класс» под песню «не крутите пестрый глобус».

Карточки 5 цветов.

Этап вызова

(актуализация знаний , мотивация и

целеполагание, постановка проблемного вопроса).

МО: наглядно-демонстрацион-

ный метод, проблемный метод , метод диалогического обучения.

Загадка о глобусе.

Выход на тему урока.

Диалог 2-х учеников (элемент театрализации).

Постановка проблемных вопросов.

Учитель читает загадку, а учащиеся отгадывают.

Учащиеся определяют тему урока.

2-е учащихся -мальчик и девочка- обыгрывают диалог, слова которого на слайде презентации.

Учитель предлагает учащимся определить вопросы, решение которых в ходе урока, поможет решить возникшую проблему.

Учащиеся определяют вопросы:

1)Чем глобус похож на Землю?

2)Чем глобус отличается от Земли?

1 мин.

1 мин.

1 мин.


0,5 мин.

Презентация «Глобус - модель Земли» слайд 2.

Глобус.

Презентация слайд 2.

Этап осмысления:

решение основных целей урока.












Активизация знаний учащихся.









Формирование новых знаний.





Закрепление и применение новых знаний.



Применение новых знаний:

практическая работа.




Применение новых знаний:

практическая работа.


Проверка усвоения знаний.

Подведение итогов.

I.Работа учащихся в группах. Решение проблемных вопросов.

1-2 группы.

Задание 1.

1)Чем глобус похож на Землю?

2)Что на глобусе показано разными цветами?

3)Какие крупные географические объекты изображены на глобусе? Покажи их на глобусе.

Задание 2.

3-4 группы.

1)Чем глобус отличается от Земли?

2)Как вы думаете, почему модель Земли глобус - сделали вращающейся?

3)Глядя на глобус, кажется, что он покрыт сеткой? Что это за сетка? Покажите эти линии на глобусе.

5 группа выступает в роли экспертов: учащиеся группы обсуждают оба задания.

Выступления от групп:

1-2 группы - слайд 4.

3-4 группы - слайд 5.

5 группа - группа экспертов: исправляет, уточняет, дополняет ответы учащихся 1-4 групп.

II.Просмотр Видео «Вращение Земли».

Учащиеся анализируют, делают выводы о вращении Земли.

III. 1)Индивидуальная работа учащихся с текстом информационного листа на тему: «Глобус - модель Земли».

2)Работа с новыми терминами.

Индивидуальная работа учащихся с терминами.

3)Проверка в парах на знание терминов.

4)На столах учащихся лежат карточки с одним из терминов.

Учащиеся в группе обсудили значение одного термина.

Выступление от групп: объяснение значения своего термина.

IV.Закрепление и применение знаний.

1)Учитель показывает слайды презентации:

Работа со слайдами 6-9.

2)«Применяем знания» - слайд 10.


3).Воздушный шарик - модель Земли.

Задание: На надутом воздушном шарике есть узелок. Учитель: Представьте себе, что это южный полюс.

Нарисуйте фломастером на воздушном шарике условные линии и точки: полюса, экватор, нулевой меридиан и 180 меридиан (противоположный), меридианы, параллели.

После выполнения задания группы передают свой шарик в другую группу для проверки правильности и аккуратности выполнения задания.

V.Практическая работа с глобусом.

1)Измерьте ниткой длину разных меридианов. Сделайте вывод.

2)Измерьте ниткой длину разных параллелей. Сделайте вывод.

3)Измерьте ниткой длину экватора и других параллелей. Сравните и сделайте вывод.

4)На одну контурную карту - карту полушарий учащиеся группы наносят условные точки и линии.

VI.Проверка усвоения знаний.

Игра «да» или «нет».

Учитель раздает в группы карточки с высказываниями. Учащиеся обсуждают в группе.

Учитель читает утверждения. Если утверждение верно - учащиеся хлопают, если нет - ничего не делают.

VII.Учитель: Как вы думаете, тема сегодняшнего урока имеет значение для нашей повседневной жизни.

3 мин.






по 2 мин.


2 мин.

3 мин.


1 мин.

1 мин.

2 мин.


1,5 мин.

1,5 мин.


2 мин.



1 мин.

4 мин.



1,5 мин.


1 мин.

Глобус.

Карточки с заданиями группам.

Презентация слайд 2.





Презентация слайды 3-4.

Видео «Вращение Земли».

Раздаточные информационные листы на тему: «Глобус - модель Земли».

Карточки с названием одного термина на столах групп.

Презентация слайды 5-8.

Презентация слайд 9.

Воздушные

шарики, фломастеры.





Нитка для проведения измерительных работ на глобусе.

Контурная карта - карта полушарий, фломастеры.

Раздаточные карточки с игрой «Да или нет».

Презентация слайд 10.

Рефлексия:

-записать домашнее задание, подвести итоги работы, оценить работу на уроке.

Домашнее задание.

Оценивание.

Подведение итогов.



1)На слайде презентации - слайд 12: учащиеся записывают домашнее задание.

Домашнее задание: параграф 13, прочитать информационный листок на тему: «Глобус - модель Земли». Определения записать в тетрадь. На контурную карту нанести условные линии и точки.

2)Оценщик в группе оценивает работу учащихся в группе.

3)На слайде презентации - слайд 13 «Лестница успеха».

На стикере учащиеся пишут свое имя и помещают на «Лестницу успеха».

1 мин.




0,5 мин.

Презентация слайд 11.



Презентация слайд 12.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И ДРУГИЕ РЕСУРСЫ:

Персональный сайт учителя географии Верховцевой Людмилы. Видеофрагмент «Вращение Земли».

РЕФЛЕКСИЯ.

Организационный момент урока география в 6 «в» классе на тему: «Глобус - модель Земли» был начат с использования ИКТ - видеослайды для 6 «в» класса «Помните, как все начиналось» так, как я - классный руководитель 6 «в» класса. Основные цели на этом этапе урока: сплочение коллектива класса, психологический настрой на настойчивость в учебе, создание коллаборативной среды обучения.

Учащиеся сформировали группы по цвету карточек (5 цветов) и заняли свои места за столами с карточкой соответствующего цвета. В группах учащиеся распределяют роли, которые указаны на соответствующей карточке из раздаточных материалов.

На этапе вызова использую технологию постановки проблемного вопроса через загадку. Учащиеся отгадывают загадку и определяют тему урока. Через использование ИКТ (слайды презентации) и театрализованное действие 2- учащихся учащиеся определяют проблемные вопросы.

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения позволяет активизировать знания учащихся. При проблемном введении учебного материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать тему урока, тем самым гарантирует появление познавательной мотивации учащихся.

Активизацию знаний учащихся на этапе осмысления осуществляла через внедрение новых подходов: организацию групповой работы, диалогическое обучение, самонаправленность учащихся в процессе выполнения заданий. В первом задании группам первые вопросы были сформулированы еще на этапе осмысления самими учащимися. С моей стороны группам были даны еще по 2 задания, целью которых была выработка практических умений и навыков работы с глобусом. Одинаковые карточки с заданиями получили 2 группы (всего 4 группы) и 5-я группа выступала в роли экспертов: исправляла, дополняла, уточняла ответы других групп.

Целью просмотр видео «Вращение Земли» было уточнение представлений учащихся о вращении Земли вокруг оси и вокруг Солнца, формирование пространственного представления об этих процессах в природе Земли и их значении.

Думаю, что для многих учителей в настоящее время является проблемой, что примерное тематическое планирование по предмету, рекомендованное НАО им.Алтынсарина, не совпадает с содержанием параграфов учебников. Поэтому при изучении темы «Глобус - модель Земли» использовала в качестве раздаточного материала для учащихся информационные листы по теме. Формирование новых знаний начали с индивидуальной работы учащихся с информационным листом по теме, затем - индивидуальной работы учащихся с терминами. В минигруппах (парах) проверили знание терминов. Затем в соответствии с карточкой с названием одного из терминов обсудили в группе значение этого термина, нашли на глобусе его условное обозначение. Во время выступлений от групп объяснили значение термина, показали его условное обозначение на глобусе, ответили на дополнительные вопросы учителя и учащихся (если они возникали) и сделали выводы.

Важным этапом этого урока был этап закрепления и применения новых знаний: работа учителя и учащихся со слайдами презентации.

Одна из основных развивающих задач на уроке - это развивать практические умения и навыки работы с глобусом и контурной картой. Эту задачу позволили успешно решить следующие приемы и методы:

- «Воздушный шарик - модель Земли» (учащиеся, работая в группах, наносили на воздушный шарик условные линии и точки, обозначенные на глобусе - полюса, экватор, параллели, меридианы, 0 меридиан);

- учащиеся, работая в группа, провели измерительные работы с глобусом и сделали соответствующие выводы;

- учащиеся, работая в группах, на контурной карте обозначили условные линии и точки, обозначенные на глобусе.

Проверка усвоения знаний проведена в форме игры: «Да» или «нет». Игра не только показала уровень усвоения учебного материала, но и помогла снять усталость от темпа урока.

Методы и ресурсы, используемые на уроке, старалась подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, а также, чтобы учебное занятие было интересно и увлекательно для учеников. Учебный процесс старалась построить, как исследовательскую, поисковую деятельность. В группах многие учащиеся чувствовали себя увереннее, старались не подвести свою команду, присутствовал здоровый дух соревнования. Но от большого количества заданий и темпа урока некоторые учащиеся к концу урока устали.

На этапе подведения итогов урока учащиеся говорили о практической значимости знаний по теме в жизни человека.

После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока, ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания.

На этапе рефлексии один учащийся из группы оценил работу каждого учащего в группе на уроке. Каждый учащийся оценил свою работу на уроке, расположив стикер со своим именем на «Лестнице успеха». Активность учащихся на уроке была хорошая. Но не все учащиеся показали тот уровень усвоения учебного материала, который они обозначили себе в конце урока. Значит надо продумать на следующий урок формы контроля знаний учащихся по изученной теме.

Зачастую сталкиваюсь на уроках с одной и той же проблемой: не хватает времени на организацию работы учащихся в тетрадях.

При обсуждении урока, завуч-методист, окончивший курсы руководителей школ, сделала замечания:

- не увидела на уроке стратегий, которые рекомендованы пособиями по Программе;

- не весь урок учащиеся работали в группах.

С замечаниями не совсем согласна. Считаю, что не название методов важно, а результат их применения.























Ход мероприятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.




2.










3.























4.

Организационный этап.

Готовность к занятию.


Психологический настрой.

Этап вызова.

Мотивационный этап.

Формулировка темы урока.









Этап осмысления.




























Подведение итогов.

Рефлексия.

Приветствие: «Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А с каким настроением вы начинаете наше занятие? Я надеюсь, с хорошим».

Психологический настрой: видео «От улыбки».

Психологический настрой:

прослушивание записи: «Звуки воды».

Учитель: «Что вы себе представили? Расскажите.

Какие чувства вызывают у вас звуки воды?»

Учитель показывает на слайде фотографии территорий, прилегающих к реке Каргалинка.

Вы узнали эти места?

О чем сегодня будем говорить на занятии?»


Правильно, ребята. Тем более, что мы готовились с вами к этому занятию и сформировали группы историков, географов, литераторов. Эти группы выполнили поисковую работу.

1.Сегодня мы не просто говорим о воде, мы говорим о реке нашего села - Каргалинка.

2.Просмотр слайд-фильма «Река Каргалинка».

Ребята, что вы увидели в этом фильме? Какие чувства у вас вызвал просмотр видео?

3.Группы ребят получили опережающие задания и провели поисковую работу: в Интернете, на сайте поселка Фабричного, практические исследования на реке.

4.По территории нашего села протекает река Каргалинка.

Малая река - объект водообеспечения села - это важный объект для экологического изучения.

А сейчас я предлагаю вам побывать в роли экологов и выполнить несколько заданий в группах.

На столах карточки с заданиями.






Физминутка.

«Вы знаете как идет дождь?А показать как идет дождь можете?»




5.Поговорим о воде: Вода полная поэзии и прелести, трогает, волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Ребята, как вы думаете, почему загрязнение нашей реки - это актуальная проблема современности?

Заполните лист самооценки.



Слушают учителя, настраиваются на работу.


Учащиеся смотрят отрывок из мультика, подпевают.

Учащиеся слушают запись с закрытыми глазами (релаксация) и рассказывают о том, что себе представляли.

Учащиеся уточняют тему занятия.

Ответы учащихся.





Просмотр слайд-фильма «Река Каргалинка».



Ответы учащихся.

Выступление группы учащихся-историков.

Выступление группы учащихся-географов.




Учащиеся выполняют роль экологов, работая в 4-х группах.

Учащиеся выполняют задания и презентуют его выполнение от группы.

Задание группам:

1.Составить план мероприятий по охране вод реки Каргалинка (что вы можете предложить сделать, чтобы очистить реку и ее берега и сохранять ее в чистом виде).

Учащиеся выполняют упражнение.

2.Составить обращение к жителям села о сохранении чистоты реки Каргалинка.

3.Нарисовать листовку на тему "Чистоту реке Каргалинка!".

Выступление группы литераторов.



Ответы учащихся.

Заполнение листов самооценки.

На доске плакат, подготовленный для размещения на нем постеров, выполненных учащимися.

Создание психологического настроя.

Релаксация тематически связана с темой следующих фотографий презентации и занятия.


Фотографии территорий, прилегающих к реке.


Выход на тему занятия.


Группы историков, географов и литераторов не совпадают с группами экологов.


Слайд-фильм «Река Каргалинка».



Слайды презентации.












Учитель или кто-то из учеников проводит разминку - игру для всех.

После выполнения каждого задания - презентация от групп.

Все постеры разместить на большом плакате под соответствующими рубриками.







Листы самооценки.

Составила и провела учитель истории и географии

Токарева Людмила Владимировна













© 2010-2022