- Преподавателю
- География
- Статья Проектная и ИКТ деятельность
Статья Проектная и ИКТ деятельность
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кошкина В.А. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
ПРОЕКТНАЯ И ИКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Кошкина Валентина Александровна, учитель географии
МБОУШР «Гимназия», г.Шелехов
Занимающихся проектной и ИКТ деятельностью естественнонаучных исследований обучающихся и заинтересованных лиц, безусловно, тревожит развитие исследовательского движения. Проектная деятельность с обучающимися требует постоянного обновления. Поэтому ведется поиск методов, которые позволяют отойти от репродуктивной деятельности изучения в предметах естественнонаучного направления к продуктивной - проектной; методов научно-исследовательских проектов в изучении профильного направления. В современном мире они становятся перспективными в современной теории и практике изучения предметов естественнонаучного направления, и результаты работы подтверждают данный вывод.
Для такой работы в гимназии были созданы и реализуются программы: «Первые шаги в науку»; несколько комплексных программ: «Геологическая мозаика Прибайкалья», «Медицинская география Прибайкалья», «Рекреационная география Прибайкалья», программа внеурочной деятельности «Туристы Прибайкалья».
Проекты по естественным дисциплинам, которые разрабатываются учениками, в ходе реализации программ, позволяют увлечься уникальной деятельностью - исследованием.
Создаются пункты стажировки исследований молодежи в НПК при ИГУ (физический факультет, естественные науки), ИрГУПС (довузовская подготовка). Организуется общегимназическая летняя научная школа. Именно «исследование направляется сформулированной проблемой, которая и реализует поиск, осуществляемый ребенком. Расширение информационно-поискового поля позволяет ребенку посмотреть на проблему с разных сторон и под разным углом зрения». [1]. В задачи практик входит: установление контактов с заинтересованными участниками научно - практических исследований; систематизация проектных работ и коллекций участников проекта; популяризация полученных данных и результатов исследований на НПК, с помощью СМИ и Интернет.
Методами исследований является работа с литературными фондами, синтез знаний по предметам, интеграция информационно - смежных дисциплин, разработка метапредметных проектов. Что дает возможность четко спланировать коллективную работу над проектами с использованием ИКТ технологий. «Социальное устройство общества предполагает и действия групп людей, объединенных общими целями. Опыт социального творчества в группе ребенок может приобрести в коллективных творческих делах». [2].
В процессе работы формируется коллектив, объединенный общими целями, задачами и победами. В осуществлении работы над проектами принимают участие обучающиеся 5-11 классов. Начиная с мультипроектов, составленных в электронном виде до крупных проектов с презентациями. Учитывая разновозрастный состав детей, получали результаты, которые способствовали формированию у детей научного стиля мышления.
Тем не менее, увлекаясь научно-исследовательской работой, решая проблемы с поиском и обработкой электронной информации, вызванный интерес, позволяет детям поднять такой объем сведений, которые впоследствии помогут определить их личное участие в научном кругозоре различных дисциплин и течений жизнедеятельности. Итог работ исследовательских проектов сводится к тому, что дети, работая по данным программам, владеют научной проблематикой не только в рамках школьных предметов, а далеко за его пределами. В результате проведенных работ эффективно реализуется принцип «обучение через исследование, науку и кругозор» с использованием ИКТ технологий. «На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов? В обыденном сознании это предметы «серьезные», такие как родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.. и др. Предметов ориентированных на формирование компетентностей (информационной, коммуникативной и других).» [3]. Есть различные виды проектов: проект на уроке, самоанализ урока - проекта, мини - проекты, мини - проекты широкой тематики, презентационные мини-проекты, творческие мини - проекты, исследовательские мини-проекты, мультипроекты, электронные проекты. В современном пространстве образования преподавание данных дисциплин по предметам с использованием ИКТ не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно - урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Литература
1. О.А.Верхозина. Поддержка одаренных детей. - Иркутск: ИПКРО, 2012. - 37с.
2. Л.А.Чистякова. Основная образовательная программа начального общего образования: механизмы реализации. - Иркутск: ИПКРО, 2012. - 52с.
3. И.С.Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений.- Москва: Аркти, 2009. - 33с.