Адаптированная рабочая программа по географии для VII вида

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа cоставлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений 8 классов под редакцией И.И. Бариновой и переработана с учётом особенностей детей VII вида обучения. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего государственным стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Основная задача курса географии - расширение представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учётом особенностей умственного развития данной категории детей.
Цель учебного предмета:

Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 8 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Специфика предмета:

География России. Природа - общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. Данная рабочая учебная программа рассчитана на 36 часов( 1 час в неделю).

Содержание тем учебного курса.

Введение

География России: зачем нужно изучать географию своей Родины? Возрастающая роль географического знания в развитии кругозора и понимания своего места в окружающем мире. Географические объекты и процессы, важные для каждого жителя России.

Часть I. Человек и природа

Раздел I. География в России: из прошлого в будущее

У истоков географической науки. Географические идеи. География на службе человека. Географическая культура. Географические методы.

Раздел II. Географическое положение и пространства России

Россия на карте мира и Евразии. Оценка географического положения. Сколько раз в России встречают Новый год? Становление Российского государства. Россия в системе макрокультурного районирования.

Раздел III. «Природа - население - хозяйство» - проблема устойчивого развития

Исторические этапы взаимоотношений общества и природы. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Географические проблемы устойчивого развития. Природопользование. Системы природопользования.

Раздел IV. Природа России

Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр. Климат и климатические ресурсы. Воды суши и водные ресурсы. Почва и почвенно-земельные ресурсы. Живая природа России. Биологические ресурсы.

Раздел V. Географические системы

Географическая система. Виды географических систем. Уровни географических систем. Пути сохранения устойчивости географических систем.

Раздел VI. Природно-хозяйственные зональные и азональные системы

Учение о географической зональности. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепь и степь. Полупустыни, пустыни, субтропики. Горные системы. Российские моря.

Раздел VII. Демографическая картина России. Сколько нас? Какие мы?

Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Рынок труда. Качество жизни населения. «Зеркало» демографического завтра. Демографическая политика - путь к национальному возрождению. Размещение населения. Урбанизация: город - агломерация - мегаполис. Этнокультурное своеобразие России.

Ожидаемые образовательные результаты:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • экономические связи районов;

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Учебно- тематический план


п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение

3

1



2

Рельеф России

3



1

3

Климат России

2



1

4

Внутренние воды России

2




5

Почвы России

2



1

6

Растительный и животный мир России

3

1


1

7

Природное районирование

5




8

Природа регионов России

14

1



9

Человек и природа

2

1




Всего

36

4


4


Календарно-тематическое планирование по географии 8 класса


п/п

Тема урока

Основной материал

Дополнительные средства обучения

Практическая работа.

Домаш-нее задание

Дата план

Дата факт

1

2

3

4

5

6

7

8

ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)

1

Географическое положение России.

Вводная часть. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Место и границы России на карте Евразии. Сухопутные и морские границы России.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§1

2

Моря, омывающие территорию России.

12 морей России. Физико-географические характеристики морей. Сколько часовых поясов на территории РФ, поясное и местное время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

П/р «Опреде-ление поясно-

го времени для разных Пунктов России»

§2

3

Россия на карте часовых поясов.Как осваивали и изучали территорию России.

История освоения Российского государства, Русские путешественники и морепроходцы. Проходы русских в Западную Сибирь.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§3,4

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (12ч.)

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ( 3 ч.)

4

Особенности рельефа России. Геологическое строение территории нашей страны.

Основные формы рельефа Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§5

5-6

Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа.


Минерально-сырьевая база, виды ресурсов. Горообразование, образование новых форм рельефа в эпоху древнего оледенения. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры.

Физическая карта России, географический атлас

§7,8

ТЕМА 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (2ч.)

7-8

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Типы климатов России.

Формирование климата. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Области низкого и высокого давления

Физическая карта России, географический атлас 8кл., климатическая карта.

§10,11

ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (2ч.)

9-10

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озёра. Болота.

Равнинные и горные реки

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

П/р «Составление характеристики одной из рек России»

§12, 13

ТЕМА 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (2 ч.)

11-12

Образование почв и их разнообразие. Почвенные ресурсы России.

Строение и состав почвы покрова

Типы почв России

Схема учебника, рисунок Почвенная карта, Физическая карта России, географический атлас 8кл

§15,17

ТЕМА 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (3 часа)

13

Растительный и животный мир России.

Разнообразие и распространение растительности Разнообразие и распространение животного мира

Карта растительного мира России Карта животного мира России

§18

14-15

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.

Значение и охрана биологических ресурсов

Карты растительного и животного мира России

§19

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ (19 ч.)

ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (5 ч.)

16-17

Разнообразие ПК России. Моря как крупные природные комплексы.

Природные комплексы, их виды. Моря России - крупные ПК.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§21§22

18

19

20

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

Зональность, связанная с широтой места.

Крупные природные комплексы России - леса.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

П/р «Сравнительная характеристика двух природных зон России»

§23§24

ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (14 ч.)

21-22

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

Географическое положение и особенности природы Охрана памятников природы..

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§27

23-24

Кавказ-самые высокие горы России.

Природные комплексы Северного Кавказа.

Высотная поясность.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§31,32

25-26

Урал - "Каменный пояс" земли Русской. Своеобразие природы Урала.

Старые горы России, географическое положение.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§32,33

27-28

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

Географическое положение и особенности природы Минерально-сырьевая база Западной Сибири.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§35,36

29

30

Восточная Сибирь: величие и суровость природы .

Природные районы Восточной Сибири.

Географическое положение и особенности природы Минерально-сырьевая база Восточной Сибири.

Физическая карта России, географический атлас 8кл

§37-38

31

Жемчужина Сибири - Байкал.

Географическое положение и особенности природы Байкала

Физическая карта России, географический атлас 8кл

§39

32

33

34

Дальний Восток. Своеобразие природы.

Природные комплексы Дальнего Востока.При-родные уникумы.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Географическое положение и особенности природы

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

§41

§42

§43


РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (2 ч.)

35

36


Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Воздействие человека на природу.

Рациональное природопользование.

Экологическая ситуация в России.

Экология и здоровье человека Охрана окружающей среды

п/р «Сравнительная характеристика двух природных условий и ресурсов двух регионов России»

§45,47

Используемый УМК:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой "География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  5. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  6. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

I. Контролирующие материалы:

1. В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений. 6-10 класс;

2 А. Летягин. Тесты по географии. 6-10 класс.

II. Литература для учителя:

1. Т.Н. Воробцова. География. 8 класс. Поурочное планирование. Волгоград., 2003;

2. Т.Н. Воробцова. География. 9 класс. Поурочное планирование. М., 2003;

3. Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. М., 2005;

4. Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс. М., 2005;

5. И.И. Баринова, В.Я. Ром География России. Методическое пособие 8-9 классы. М., 2000;

III. Литература для учащихся:

1. Школьный географический атлас;

2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. 8 класс. М., 2005;

3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. 9 класс. М., 2005;

4. Раковская Э.М. и др. Природа России. 8 кл. М.2005.


© 2010-2022