- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний»
Технологическая карта урока по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонтьева Т.Г. |
Дата | 27.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по теме « Географическая карта. Определение направлений и расстояний»
Дидактическая цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений
Планируемые результаты.
Предметные: (знания, умения, представления) давать определения понятиям географическая карта, масштаб, виды масштабов, стороны горизонта, классификация карт по содержанию , охвату территории
Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): развитие умения вести самостоятельный поиск в различных источниках информации, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что географическая карта - это второй язык географии, умение пользовать картой необходимо современному человеку, который свободно перемещается по области , стране, миру.
Личностные: (личностные УУД): - осознание роли географии и географических знаний в познании окружающего мира; собственная мотивация к учебной деятельности, собственная оценка учебной ситуации, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников
Образовательная цель: Показать значение умений пользоваться географическими картами
Преобразовывать информацию из одного вида в другой , добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать;
Определять местоположение объектов на карте.
Развивающая цель: Умение описывать различные географические объекты.
Умение определять направление и расстояния между географическими объектами на карте
Анализировать различные виды карт
Воспитательная цель: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью,
воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.
Методы обучения: картографический , проблемного обучения, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: : учебник 6 класса, географический атлас, физическая карта полушарий , мультимедийная презентация, проектор.
Этапы урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые УУД
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
1
Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?
Вот звенит для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись
Воспринимают приветствие учителя, позитивно настраиваются на урок
2
Целеполагание, мотивация
Ещё с древних времён люди свои знания о Земле старались представить в виде карт-чертежей. По образному выражению Н.Н. Баранского, «карта - альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования… Карта - "второй язык" географии».
* О чём говорится в тексте?
- Какой у вас возникает вопрос?
Приводят различные варианты ответов
Сознание ценности знаний о географических картах , как важнейшего компонента познаний научной картины мира
Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.
3
Актуализация
Чтобы достичь цели вспомним:
. 1. Что такое стороны горизонта?
2. Что называется параллелями и меридианами?
3. Сравним параллели и меридианы ? (слайд 2 )
4. Что называется масштабом? (слайд №3)
Отвечают на вопросы
Анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать
Самоопределение (для чего?)
и настрой на постановку учебных целей
Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать свою точку зрения
Определять уровень успешности, самоконтроль
4
Первичное усвоение
Ребята! Сформулируем тему нашего урока: ( она зашифрована в загадке)
Загадка: Ее с собой берет геолог,
Турист, водитель, археолог.
А сейчас отправляемся в «Картографию» страну изучения карт Земли
1 Самостоятельно дайте определение географической карты
2. Сравните его с определением в учебнике?
(слайд № 4)
3 Какую информацию можно получить из определения географической карты?
4. Прочитайте текст §17 и ответьте на вопросы:
1. На какие группы делятся карты ?
2. Как классифицируются карты по масштабу , по содержанию, по охвату территории?
3. Составьте схемы классификаций в тетради
(слайды с № 5 по № 9 )
4. Чем отличается изображение на географических карта и глобусах? Назовите не менее 3 отличий.
5. Где больше искажений при изображении объектов, определении расстояний - на карте или глобусе? ( Слайды № 10,11,12)
Работают с текстом учебника, составляют схемы
Работают в парах
Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста
Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры
Понимать позицию других, учебное сотрудничество.
Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки
5
Осознание и осмысление
Работа с атласом:
1. Дополните классификацию карт в тетради своими примерами карт из атласа
2. Определение направлений по физической карте полушарий и физ. карте России (Приложение № 1)
3. Определение расстояний по физической карте полушарий (Приложение № 2 )
Работают с картами атласа
Преобразовывать информацию.
Выстраивать логическую цепочку рассуждения
Учебно-познавательный интерес
Самостоятельно искать средства достижения цели
Проговаривать последовательность действий
6
Первичное закрепление
Тест
(приложение №3)
Объяснять значение понятий
Уважение ситуации успеха партнёра
Определять уровень успешности.
Оценка действий партнёра
7
Домашнее задание
Параграф учебника
Сконструировать 3 задания на определение направлений и расстояний по карте
8
Рефлексия
"Рефлексивный экран"
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом
Самооценка своей деятельности
Осознание причин успеха и неуспеха
Приложение № 1
-
По физической карте России определите , в каком направлении от Москвы находится Мурманск, Новосибирск.
-
В каком направлении от материка Евразия находятся материки : Австралия, Южная Америка, Антарктида
3. Какой город будет восточнее Владивосток или Хабаровск
Приложение № 2
1. По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: Африкой и Австралией , Африкой и Южной Америкой .
2. Найдите на физической карте России город , который находится в 400 км от Москвы к востоку. Какой город лежит к западу от Москвы на расстоянии 1600 км от нее?
3. Это Необычайное явление наблюдали жители государства Коста-Рика в конце декабря 1997 года. Над их страной кружились «тарелки» - НЛО. Неопознанные летающие объекты одновременно наблюдали сотни человек. Уфологи до сих пор не могут объяснить это явление. Найдите государство на карте мира и определите расстояние от него до Москвы.
Приложение № 3
1. . По карте России в атласе, определите: какой город находится к югу от Санкт-Петербурга?
А) Киев;
Б) Москва;
В) Берлин;
Г) Мурманск.
2. По карте полушарий определите: Париж от Средиземного моря находится:
А) к западу;
Б) к востоку;
В) к югу;
Г) к северу.
3. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К югу от Москвы расположены:
А) Каир;
Б) Чёрное море;
В) озеро Виктория ;
Г) Париж.
4. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К востоку от Санкт-Петербурга расположены:
А) Уральские горы;
Б) Москва;
В) Якутск;
Г) Тихий океан.
5. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К северу от Сантьяго расположены:
А) пролив Дрейка;
Б) Нью-Йорк;
В) Мехико;
Г) Карибское море.
6 . Определите какой из масштабов наибольший:
а) 1 : 5 000
б) 1 : 25 000
в) 1: 10 000
г) 1: 50 000
7 .Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
а\ 1:25000; б\ 1:250000; в\ 1:25 000000