• Преподавателю
  • География
  • Технологическая карта урока по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний»

Технологическая карта урока по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний»

Данный урок разработан по программе "Вентана - Граф " в 5 классе по новому ФГОС. Дидактическая цель урока:  создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Географическая карта. Определение  направлений и расстояний». Тип урока:  урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений Планируемые  результаты.   Предметные: (знания, умения, представления) давать определения понятиям географическая карта, масштаб,  виды масштабов,  сто...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по теме « Географическая карта. Определение направлений и расстояний»

Дидактическая цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений

Планируемые результаты.

Предметные: (знания, умения, представления) давать определения понятиям географическая карта, масштаб, виды масштабов, стороны горизонта, классификация карт по содержанию , охвату территории

Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): развитие умения вести самостоятельный поиск в различных источниках информации, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что географическая карта - это второй язык географии, умение пользовать картой необходимо современному человеку, который свободно перемещается по области , стране, миру.

Личностные: (личностные УУД): - осознание роли географии и географических знаний в познании окружающего мира; собственная мотивация к учебной деятельности, собственная оценка учебной ситуации, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников

Образовательная цель: Показать значение умений пользоваться географическими картами

Преобразовывать информацию из одного вида в другой , добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать;

Определять местоположение объектов на карте.

Развивающая цель: Умение описывать различные географические объекты.

Умение определять направление и расстояния между географическими объектами на карте

Анализировать различные виды карт

Воспитательная цель: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью,

воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.

Методы обучения: картографический , проблемного обучения, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: : учебник 6 класса, географический атлас, физическая карта полушарий , мультимедийная презентация, проектор.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?

Вот звенит для нас звонок - начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись

Воспринимают приветствие учителя, позитивно настраиваются на урок


2

Целеполагание, мотивация

Ещё с древних времён люди свои знания о Земле старались представить в виде карт-чертежей. По образному выражению Н.Н. Баранского, «карта - альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования… Карта - "второй язык" географии».

* О чём говорится в тексте?

- Какой у вас возникает вопрос?

Приводят различные варианты ответов

Сознание ценности знаний о географических картах , как важнейшего компонента познаний научной картины мира

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.

3

Актуализация

Чтобы достичь цели вспомним:

. 1. Что такое стороны горизонта?

2. Что называется параллелями и меридианами?

3. Сравним параллели и меридианы ? (слайд 2 )

4. Что называется масштабом? (слайд №3)

Отвечают на вопросы

Анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать

Самоопределение (для чего?)

и настрой на постановку учебных целей

Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать свою точку зрения

Определять уровень успешности, самоконтроль

4

Первичное усвоение

Ребята! Сформулируем тему нашего урока: ( она зашифрована в загадке)

Загадка: Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог.

А сейчас отправляемся в «Картографию» страну изучения карт Земли

1 Самостоятельно дайте определение географической карты

2. Сравните его с определением в учебнике?

(слайд № 4)

3 Какую информацию можно получить из определения географической карты?

4. Прочитайте текст §17 и ответьте на вопросы:

1. На какие группы делятся карты ?

2. Как классифицируются карты по масштабу , по содержанию, по охвату территории?

3. Составьте схемы классификаций в тетради

(слайды с № 5 по № 9 )

4. Чем отличается изображение на географических карта и глобусах? Назовите не менее 3 отличий.

5. Где больше искажений при изображении объектов, определении расстояний - на карте или глобусе? ( Слайды № 10,11,12)

Работают с текстом учебника, составляют схемы






Работают в парах

Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста

Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

Понимать позицию других, учебное сотрудничество.

Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки

5

Осознание и осмысление

Работа с атласом:

1. Дополните классификацию карт в тетради своими примерами карт из атласа

2. Определение направлений по физической карте полушарий и физ. карте России (Приложение № 1)

3. Определение расстояний по физической карте полушарий (Приложение № 2 )

Работают с картами атласа

Преобразовывать информацию.

Выстраивать логическую цепочку рассуждения

Учебно-познавательный интерес

Самостоятельно искать средства достижения цели

Проговаривать последовательность действий

6

Первичное закрепление

Тест

(приложение №3)

Объяснять значение понятий

Уважение ситуации успеха партнёра

Определять уровень успешности.

Оценка действий партнёра

7

Домашнее задание

Параграф учебника

Сконструировать 3 задания на определение направлений и расстояний по карте


8

Рефлексия

"Рефлексивный экран"

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом

Самооценка своей деятельности

Осознание причин успеха и неуспеха

Приложение № 1

  1. По физической карте России определите , в каком направлении от Москвы находится Мурманск, Новосибирск.

  2. В каком направлении от материка Евразия находятся материки : Австралия, Южная Америка, Антарктида

3. Какой город будет восточнее Владивосток или Хабаровск

Приложение № 2

1. По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: Африкой и Австралией , Африкой и Южной Америкой .

2. Найдите на физической карте России город , который находится в 400 км от Москвы к востоку. Какой город лежит к западу от Москвы на расстоянии 1600 км от нее?

3. Это Необычайное явление наблюдали жители государства Коста-Рика в конце декабря 1997 года. Над их страной кружились «тарелки» - НЛО. Неопознанные летающие объекты одновременно наблюдали сотни человек. Уфологи до сих пор не могут объяснить это явление. Найдите государство на карте мира и определите расстояние от него до Москвы.

Приложение № 3

1. . По карте России в атласе, определите: какой город находится к югу от Санкт-Петербурга?

А) Киев;

Б) Москва;

В) Берлин;

Г) Мурманск.

2. По карте полушарий определите: Париж от Средиземного моря находится:

А) к западу;

Б) к востоку;

В) к югу;

Г) к северу.

3. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К югу от Москвы расположены:

А) Каир;

Б) Чёрное море;

В) озеро Виктория ;

Г) Париж.

4. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К востоку от Санкт-Петербурга расположены:

А) Уральские горы;

Б) Москва;

В) Якутск;

Г) Тихий океан.

5. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К северу от Сантьяго расположены:

А) пролив Дрейка;

Б) Нью-Йорк;

В) Мехико;

Г) Карибское море.

6 . Определите какой из масштабов наибольший:

а) 1 : 5 000

б) 1 : 25 000

в) 1: 10 000

г) 1: 50 000

7 .Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

а\ 1:25000; б\ 1:250000; в\ 1:25 000000


© 2010-2022