Урок «Работа с глобусом» 6 класс (по учебнику А. А. Летягина)

6 класс  (по учебнику А.А.Летягина) План  урока      «Работа с глобусом»   Цели и задачи урока:  - повторить и закрепить знания и умения по определению географических координат; -  определение расстояний между объектами по карте и глобусу; -  определение положения одного объекта относительно другого на карте и глобусе; -  определение расстояний между объектами, расположенными на одной параллели и на одном     меридиане (в градусах и километрах); - определение  высот и глубин географических объ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс (по учебнику А.А.Летягина)

План урока «Работа с глобусом»

Цели и задачи урока:

- повторить и закрепить знания и умения по определению географических координат;

- определение расстояний между объектами по карте и глобусу;

- определение положения одного объекта относительно другого на карте и глобусе;

- определение расстояний между объектами, расположенными на одной параллели и на одном

меридиане (в градусах и километрах);

- определение высот и глубин географических объектов с помощью шкалы высот и глубин;

Развивающие

- развитие логического мышления;

- расширение кругозора учащихся.

Воспитывающие

- воспитание инициативы, активности;

- умение работы в группе

Межпредметные связи: математика

Ход урока.

1. Организационный момент

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка посещаемости;

- озвучивание темы урока, целей и задач урока.

2. Актуализация опорных знаний

Блок повторения и закрепления материалов по теме «Географические координаты»

  1. Градусную сетку на карте и глобусе образуют линии ….. (меридианы и параллели)

  2. Какую форму имеют меридианы Земли? Полуокружности, дуги.

  3. Какова их величина? 180*, 20000 км, 1*=111 км

  4. Через сколько градусов проведены меридианы на карте полушарий и на глобусе? Почему? Можно ли провести их иначе? Через 10*. Т.к. меридианы условные линии, то можно нанести на карту любое их количество.

  5. Какое направление показывают линии меридиана? Север-юг

  6. Можно ли провести меридиан в классе? Как определить его направление? Можно. Необходимо знать направление на север.

  7. Назовите материк и океан, которые пересекают все меридианы. Антарктида. Северный Ледовитый океан.

  8. Как вы объясните название «параллель»? Линии, параллельные экватору.

  9. Какую форму имеют параллели? Окружности.

  10. Какая параллель самая длинная? Экватор.

  11. Какова длина параллелей в градусах и километрах? 360*. Длина в километрах уменьшается по направлению от экватора к полюсам. Величина градусная не изменяется. Длина экватора 40000 км. 1*=111 км.

  12. Путешественник двигается по параллели с востока на запад. В какое место он прибудет? В пункт своего отправления.

  13. Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му меридиану, чем по 30-му? Нет, т.к. длина меридианов одинакова.

  14. В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Атлантический океан через Гибралтарский пролив? На запад.

  15. Какой из островов - Новая Гвинея или Мадагаскар - расположен севернее? Новая Гвинея.

  16. Что же необходимо знать, чтобы правильно определять местоположение объектов на Земле? Координаты точки (объекта): широту и долготу.

  17. По карте полушарий (работа в группах) определите координаты географических объектов: г. Лондон 51*с.ш.0*д. г. Джомолунгма 29*с.ш.88*в.д. о-в. Пасхи 28*ю.ш.109*з.д.

  18. По данным координатам найдите географические объекты: 29*ю.ш.138*в.д. - озеро Эйр (Австралия), 39*с.ш.77*з.д. - Вашингтон, 55*ю.ш.68*з.д. - о-в Огненная Земля

3. Изложение нового материала

3.1. Ориентирование глобуса.

Мы научились определять географические координаты по карте и глобусу.

Скажите, пожалуйста, почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5*? Потому что земная ось имеет наклон 66,5*.

Сейчас наша задача состоит в том, что мы должны научиться ориентировать глобус. Для этого нам необходимо ( стр.62, рис. 67):

- ось глобуса совместить с полуденной линией

( полуденная линия указывает направление на север)

так как мы не можем в данный момент определить полуденную линию, мы воспользуемся компасом и определим направление на север и расположим глобус так, чтобы его ось была направлена на север;

- градусная мера угла наклона оси глобуса к горизонтальной плоскости должна быть равна значению географической широты места

Москва 56*с.ш.

66,5*- 56*=10,5 * - угол наклона основания глобуса к горизонтальной плоскости;

мы сориентировали глобус на широте Москвы;

- ориентированный глобус позволяет изучить условия освещения Земли в разное время года

Создаем модель освещения Земли; обращаем внимание на угол падения солнечных лучей в различное время года (стр.22, рис 20)

3.2. Изображение рельефа на глобусе и на карте.

Рельеф - это все неровности земной поверхности. Приведите примеры различных форм рельефа (горы, овраги, холмы, впадины, возвышенности).

На плане и топографической карте неровности обозначаются линиями, которые называются ….. (горизонтали).

На глобусе и карте формы рельефа изображают изогипсами (горизонталями).

Изогипсы - линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Изогипсы обозначены коричневым цветом.

Изображение дополняется и послойной окраской.

Как называется шкала, с помощью которой мы можем определить высоту точки? Шкала высот и глубин.

Каким цветом окрашены возвышенные участки суши? Коричневым

Зеленый цвет на карте указывает на наличие лесных массивов или на высоту местности? На высоту местности.

На карте и глобусе показаны абсолютные или относительные высоты объектов? Абсолютные, относительно уровня моря.

Можем ли мы определить глубины различных участков океана? Как мы это определим? Используем шкалу глубин: сравним цвет участка и соответствующий участок шкалы глубин и определим глубину.

Линии, с соединяющие точки с одинаковой глубиной наз. изобаты. Эти линии на карте и глобусе - синего цвета.

3.3. Определение расстояний по глобусу.

1. Точки расположены на одном меридиане. Это значит, что данные точки имеют одинаковую географическую долготу. Как же найти кратчайшее расстояние между этими точками?

- на глобусе находим Санкт - Петербург и озеро Танганьика (Африка), эти объекты расположены на меридиане 30* в.д.

- 1 способ - определяем расстояние с помощью гибкой линейки

- используя масштаб, определяем расстояние между объектами;

- 2 способ - определяем расстояние в градусах 65*

- вспоминаем, что 1* = 111 км

- определяем расстояние 65 х 111= 7215 км

Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния одинаковы, так это кратчайшие расстояния между объектами.

2. Точки расположены на одном меридиане.

Это означает, что точки имеют одинаковую географическую широту.

Определим расстояние от Санкт - Петербурга до Магадана. Эти города расположены на параллели 60*

- 1 способ - определяем расстояние с помощью гибкой линейки

- используя масштаб, определяем расстояние между объектами;

- 2 способ - определяем расстояние в градусах 120*

- длина 1* параллели 60* равна 55,8 км

- определяем расстояние 120 х 55,8 = 6696 км

Сравним полученные разными способами расстояния. Расстояния различны. Почему? Расстояние, измеряемое по параллели, не является кратчайшим; приложив гибкую линейку, мы видим, что нет совпадения с параллелью 60*, так как это будет расстояние кратчайшее между объектами.

3. Работа в группах.

Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние ( в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Токио

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка _________________

4. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы узнали: как ориентируется глобус, как определяются на карте и глобусе высоты и глубины, научились определять расстояния между объектами на глобусе. За работу сегодня оценки получили следующие учащиеся:

«5» _______________ «4» ______________ «3» _______________

_______________ ______________ _______________

_______________ ______________ _______________

5. Домашнее задание: параграф 17, задания № 4,5; параграф 18; энциклопедия для детей изд. «Аванта+» Том 3 «География»


3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Объект

Координаты

Координаты

Объект

Лондон

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние ( в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Токио

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка _________________


3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Объект

Координаты

Координаты

Объект

Лондон

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние ( в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Токио

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка _________________


3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Объект

Координаты

Координаты

Объект

Лондон

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние ( в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Токио

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка ___________

3. Работа в группах.

1. Используя карту полушарий или глобус, определите координаты заданных точек и по данным координатам определите географические объекты. Полученные результаты запишите в таблице.

Объект

Координаты

Координаты

Объект

Лондон

29*ю.ш.138*в.д.

г. Джомолунгма

39*с.ш.77*з.д.

о-в Пасхи

55*ю.ш.68*з.д.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояния между Москвой и указанными городами на глобусе и определите в каком направлении от Москвы расположены данные города. Полученные данные внесите в таблицу.

Определить расстояние ( в км) от Москвы до:

В каком направлении от Москвы расположены города

Токио

Рио-де-Жанейро

Нью-Йорка

Кейптауна

Работу выполнили учащиеся: ____________________________________

____________________________________

Оценка ___________


© 2010-2022