- Преподавателю
- География
- Технологическая карта урока географии на тему Урок-практическая работа: обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов (5 класс)
Технологическая карта урока географии на тему Урок-практическая работа: обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов (5 класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвеева Н.М. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Матвеева Н.М. учитель географии МБОУ «СОШ №7» г.Сафоново Смоленской области
Технологическая карта урока географии
Предмет
География
Класс
5 класс
Учитель
Матвеева Н.М.
Тема урока
Урок - практическая работа № 5: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
Тип урока
Урок комплексного применения знаний
Авторы УМК
Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков
Цели деятельности учителя
Способствовать формированию навыков и умений обобщения и закрепления тематического материала, комплексного применения знаний; создать условия для формирования умений работать на контурной карте, обозначать географические объекты по данной теме, выполнять проверочные задания по теме.
Образовательные ресурсы
Интерактивный плакат «Эпоха Великих географических открытий - миф или реальность», видеофрагменты о путешественниках
План урока
1. Повторение и обобщение учебного материала о путешественниках Эпохи Великих географических открытий.
2. Практическая работа на контурной карте
3.Проведение контроля уровня усвоения знаний и навыков практической деятельности.
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальные
Технология построения урока
Системно-деятельностный подход
Основные понятия
Персоналии по тематике урока, причины и следствия путешествий и географических открытий, маршруты географических исследований и путешествий, алгоритмы практической деятельности
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Обобщение и систематизация материала по теме; определение причин и следствий географических путешествий и открытий, маршруты путешествий; объяснение результатов выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний; определение и обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.
Познавательные: развивают способности к самостоятельному применению новых знаний и практических умений; анализу и обобщению тематического материала; формулировке выводов.
Коммуникативные: кратко излагают своё мнение, аргументируя его; формулируют свои мысли в письменной форме на контурной карте.
Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; выдвигают гипотезы; выбирают средства достижения цели индивидуально; оценивают достигнутые результаты.
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Вызов
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы контроля
1. Мотивация у учебной деятельности (2 мин)
Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки
Включаются в работу, обсуждают тему и цели урока, вспоминают известный материал по теме урока
2.Актуализация знаний
Демонстрация видеофрагментов о великих путешественниках
Организует работу учащихся
Вспоминают материал о путешественниках и их маршрутах
Устные ответы
3.Осмысление, закрепление и комплексное применение изученного материала
Работа с картой, заданиями на контурной карте, задания на определение соответствия
Организует работу с контурной картой и географическими картами
В ходе практической работы выполняют задания на контурной карте, а также задания на поиск соответствия: «путешественник - заслуга» (Приложение 1)
Работа на контурной карте и с заданиями на определение соответствия
4.Итоги урока. Рефлексия
Проверка выполнения практической работы и её оценивание
Предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность
Выясняют степень достижения поставленных на уроке целей, рефлексируют свою деятельность, задают вопросы учителю по материалу урока. (Приложение 2)
Оценивание работы учащихся с заданиями на контурной карте и с заданиями на определение соответствия
5.Домашнее задание
Повторить § 12, 13, 14
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию
Приложение 1
Практическая работа № 5
На контурной карте обозначить:
-
Стрелками красного цвета обозначить маршрут Х.Колумба; красным подписать материки, которые он открыл. (С. и Ю. Америка)
-
Стрелками синего цвета обозначить маршрут Ф.Магеллана; синим подписать океаны, по которым плыл и пролив, названный в его честь. (Атлантический, Тихий, Индийский, Магелланов пролив)
-
Стрелками зелёного цвета обозначить путь Васко-да-Гама; зелёным подписать материк, который он обогнул впервые и страну, в которую он шёл. ( Африка, Индия)
-
Стрелками чёрного цвета обозначить путь Бартоломеу Диаша, чёрным цветом подписать мыс, открытый путешественником.
-
Подписать и подчеркнуть название материка, который является родиной Великих географических открытий; жёлтым закрасить и подписать материки, которые остались неизвестными после Эпохи Великих географических открытий. (Евразия, Австралия, Антарктида)
Задание: «Найти соответствие: Путешественник - его заслуга» (ответ записать цифрами)
Путешественник Его заслуга
1.Ф.Магеллан 1. Первым морем дошёл до Индии
2.Х.Колумб 2. Путешествовал в Китай
3.Васко-да-Гама 3. Создал школу капитанов
4.Б.Диаш 4. Первым сушей дошёл до Индии
5.А.Никитин 5. Открыл Америку
6.М.Поло 6. Открыл южный путь в Индийский океан
7.Генрих Мореплаватель 7. Первое кругосветное путешествие.
Ответ: (17, 25, 31, 46, 54, 62, 73)
Приложение 2
На этапе Рефлексии обучающимся предлагается устно или письменно( на листочках) продолжить фразу:
1) на уроке я работал активно / пассивно;
2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;
3)за урок я не устал / устал;
4)мое настроение стало лучше / стало хуже;
5)материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;
6)какую оценку я ставлю себе за работу на урок