Выступление на тему Значение краеведческого подхода в обучении географии

    Изучение родного края является одной из важнейших задач школьной географии. Физико-географические закономерности, факторы размещения производства, проблемы охраны окружающей среды наиболее близки и понятны учащимся при изучении самого близкого и доступного – своей местности, родного края. Ребенку свойственно открывать мир от порога своего дома. Именно знания о своей малой родине вызывает  у детей пытливый  интерес ученого – натуралиста, воспитывают патриота, гражданина, человека, чувствующег...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Селина Любовь Владимировна

учитель географии, высшей категории

МАОУ «СОШ №17» г. Стерлитамак, РБ

Значение краеведческого подхода в обучении географии

Изучение родного края является одной из важнейших задач школьной географии. Физико-географические закономерности, факторы размещения производства, проблемы охраны окружающей среды наиболее близки и понятны учащимся при изучении самого близкого и доступного - своей местности, родного края. Ребенку свойственно открывать мир от порога своего дома. Именно знания о своей малой родине вызывает у детей пытливый интерес ученого - натуралиста, воспитывают патриота, гражданина, человека, чувствующего боль за безумное, варварское отношение к природе Основы краеведения начинают закладываться в начальной школе. С первого года обучения школьники начинают знакомиться с историей своего края, его природой, экономикой, культурой. Краеведческий подход в обучение географии как раз и предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.

Программа по географии предусматривает краеведческое изучение не только рельефа, вод, климата, но и почв, растительности, животного мира, населения своей местности, с рассмотрением его быта и хозяйственной деятельности.

На уроках географии применяются различные методы изучения родного края: это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико-географическое изучение местных предприятий и т. д.) туристические походы, краеведческие кружки и др.

Накопленные краеведческие знания учащихся, можно и нужно использовать на уроках географии во всех классах. Краеведческий подход в обучении географии показывает, что в процессе краеведческой работы происходит более прочное усвоение учащимися учебного материала, возрастает потребность в практической деятельности, исследовательской работе.

Например: при изучении темы «Литосфера», в частности равнин, мной проводится беседа, привлекаются знания учащихся, основанные на их наблюдениях во время летних каникул, осенней экскурсии. Такие наблюдения помогают учащимся понять процессы, изменяющие поверхность равнин и мероприятия по их охране.

При изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы» большое внимание уделяю вопросам охраны природы. На этом уроке учащиеся узнают о необходимости охраны полноводности и чистоты не только крупных, но и малых рек. Я спрашиваю:

  1. какие водные источники есть в вашем городе, республике?

  2. какие причины способствуют загрязнению рек и озер?

3)какую посильную работу можете провести вы, охраняя реки и озера.

В результате у школьников воспитывается бережное отношение к природе, направляется в нужное русло практическая деятельность,

Широко используется краеведческий материал и при изучении почв, растительности и животного мира России. Основное назначение краеведческого материала при изучении темы «Почвы и почвенные ресурсы» - помочь учащимся понять причинно-следственные связи в природе. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1) каковы в нашей местности почвообразующие факторы?

2) чем объяснить различный характер почвенного покрова в нашей местности? 3) каковы пути повышения плодородия почв в нашей местности?

4) как различают почвы по механическому составу?

5) существуют ли у нас проблемы охраны почв?

При изучении природных зон России учащиеся опираются на знания о природе своей местности, рассказывают об особенностях растительного и животного мира, преобладающей в нашей местности. Краеведческий подход при изучении физической географии у детей развивает представление о родном крае как о составной части страны.

При изучении географического положения и границ России учащиеся выполняют практическую работу по определению географического положения своей местности, определение по карте ее географических координат, места на карте России.

При изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащиеся самостоятельно устанавливают, что территория Башкортостана является частью Русской равнины, находится в южной части Уральских гор. Также изучают историю геологического развития своего края, района, какие полезные ископаемые хранятся в недрах ее земли.

Краеведческий подход в изучении географии позволяет учащимся самостоятельно добывать дополнительный материал к темам урока, писать рефераты, собирать различные природные экспонаты, выпускать тематические газеты и плакаты. Использование краеведческого материала позволяет развивать пространственное мышление учащихся, расширяет их знание о своем крае, помогает понять экономико-географические и социально - экономические процессы, происходящие вокруг человека, учит обоснованию фактов и умению строить логические доказательства, закрепляет многие географические умения и навыки, помогает ориентироваться в реальной жизни.



© 2010-2022