Урок по географии в 8 классе по разделу «Внутренние воды России»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии в 8 классе

по разделу «Внутренние воды России»

Автор: Бакаева Наталья Владимировна, учитель географии I категории МБОУ Весеннинской ООШ

Тема урока: «Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.»

Задача урока: понять размещение, особенности, происхождение и значение озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.

Цели урока:

Знать: факторы, влияющие на распределение и образование различных видов внутренних вод.

Уметь: находить на карте и показывать изучаемые виды внутренних вод; определять происхождение озёр по форме озёрной котловины.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, физическая карта России, атласы по географии России для 8 класса, рабочие тетради на печатной основе (с контурными картами), выставка книг по теме.

Ход урока.


Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

I. Актуализация знаний:

Мы с вами изучаем внутренние воды России. Назовите, какие существуют внутренние воды?

Какие из перечисленных внутренних вод уже изучили?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Демонстрация сл.№1

Перед вами стоит задача:

Что необходимо знать и уметь, чтобы достичь поставленной задачи?

Озёра, болота, подземные воды, реки, ледники, мерзлота - относятся к внутренним водам

Реки уже изучили

Формулируют тему урока

Читают задачу урока.

Знать:

Уметь:

II. Работа по теме урока.

  1. Озёра.

В нашей стране насчитывается около 3 миллионов озёр. Среди них и самые крупные озёра мира, и довольно небольшие по своим размерам. Дело в том , что размеры и форма озёра зависит от происхождения. Давайте ознакомимся с происхождением некоторых озёр.

Демонстрация слайдов №№ 3 - 10

Знакомятся с текстом слайдов №№3 - 10 , показывают предложенные озёра на карте, наносят их на контурные карты.

Жизнь озёр связана с климатом и рельефом.

Ознакомьтесь с заданием №1 на карточке и выполните его у доски.

Демонстрация сл.№11

Работают со слайдом №11

А как сами озёра влияют на рельеф и климат?

Рассказывают о влиянии озёр на рельеф, на климат (заранее подгот. сообщение)

  1. Следующий тип внутренних вод - болота. Что такое болото? Какие бывают болота?

Демонстрация сл.№12

Как вы думаете, где располагаются верховые болота, а где низинные?

Перед вами верховое или низинное болото?

Зачитывают определение болота и какие бывают болота со слайда №12

Верховые болота располагаются преимущественно в зоне тундры, а также в лесной зоне, т.е. там, где избыточное увлажнение, а при недостаточном увлажнении, преобладают низинные.

Это верховое болото, т.к. в Западной Сибири К ˃ 1.

А каковы ещё, кроме увлажнения, причины образования болот?

Демонстрация сл.№13

Работают со слайдом №13

  1. А у нас, на территории района какие имеются внутренние воды?

Пруды (искусственные воды), реки, озёра, заболоченные участки и подземные воды.

Действительно, Тарасовский район богат подземными водами. Какими же бывают подземные воды?

Демонстрация сл.№14

Демонстрация сл.№№15 - 19 (Звучит песня «Живи, родник, живи»)

Как используют подземные воды?

Работают со слайдом №14

Демонстрация сл.№№15 - 19

Для питья, лечения, используют в сельском хозяйстве, медицине, промышленности, места туризма и т.д.

  1. Следующий вид внутренних вод - ледники. Что такое ледники, какие они бывают и где находятся в России?

Демонстрация сл.№20

Жизнь ледника состоит из двух противоположных процессов: 1-й - накопление снега и образование льда(выше снеговой линии); 2-й - таяние льда (ниже снеговой линии)

Что называется снеговой линией в горах?

Работают со слайдом №20, отвечают на поставленные вопросы:

В России горные ледники находятся на Кавказе, на Алтае, а покровные на побережье и островах Северного Ледовитого океана.

Составляют схему «Жизнь ледника»


Снеговой линией в горах называется линия, выше которой снег не тает даже летом.

  1. Последний вид внутренних вод, занимающий 60% территории страны - многолетняя мерзлота.

Что называется многолетней мерзлотой?

Демонстрация сл.№21

Как на карте определить, где находится многолетняя мерзлота?

Многолетняя мерзлота возникла во время четвертичного периода в тех районах, где климат был сухим и морозным, земля не была покрыта снегом и поэтому произошло промерзание грунта. В настоящее время толщина мёрзлых грунтов достигает местами более 1400 м.

Давайте выясним факторы образования многолетней мерзлоты.

Демонстрация сл.№22

На что будет оказывать влияние многолетняя мерзлота?

Демонстрация сл.№23

Работают со слайдом №21, отвечают на поставленные вопросы:



На почвенной карте указаны мерзлотные почвы, т.е. почвы в местах распространения мерзлоты.



Работают со слайдом №22

Работают со слайдом №23

  1. Итак, сегодня на уроке вы получили большое количество информации о внутренних водах. Поэтому нужно проверить, как вы её усвоили.

Демонстрация сл.№24(Закрепление.)

Работают со слайдом №24 по вопросам закрепления.

  1. Подведём итог урока.

Каковы были цели урока?

Достигли ли мы поставленной задачи?

Оценивание работы учащихся на уроке.

Отвечают по целям и задаче урока.

  1. Домашнее задание.

  1. § 13,

  2. Подготовить сообщение о внутренних водах Ростовской области.

Записывают задание в дневники.


© 2010-2022