Урок Свойства вод Мирового океана

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок "Свойства вод Мирового океана". 6-й класс

Учитель географии МБОУ -СОШ №7 города Мценска

Пикурова Н.С.

Тип урока: изучение нового материала

Цель и задачи урока:

  • расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;

  • познакомить обучающихся с новыми понятиями;

  • продолжить формирование умения работать с географической картой;

  • развивать познавательный интерес к предмету.

  • развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы

Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников,

  • умение приобретать знания из различных источников,

  • анализировать факты,

  • делать обобщение,

  • высказывать собственные суждения.

Оборудование:

  • презентация урока "Свойства вод Мирового океана",

  • учебник "География. Начальный курс" 6 класс,

  • атлас 6 класс,

  • физическая карта мира;

  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день! Ребята, сегодня нас снова ждет путешествие по бескрайнему миру океана. Вы станете участниками экспедиции капитана Немо, героя романа Жюль Верна «2000 лье под водой».

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

Но для того, чтобы отправиться в путешествие капитан Немо подготовил для вас небольшое испытание. Лодка капитана будет ждать вас в Индийском океане в точке с координатами 30о юш и 80о вд. Каждый экипаж попробует добраться до этого места из разных пунктов. Мы проведем жеребьевку. (Москва, С.-П., Владивосток) Экипажам во главе с капитанами требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до заданного пункта за кратчайшее время. Описание маршрутов заносятся в бортовые журналы. ( Время 4 мин).

Итак, расскажите о ваших маршрутах.

III. Изучение нового материала.

1 слайд. Все вы успешно выдержали испытание и капитан рад вас приветствовать на борту своего корабля.

2 слайд Во время нашего путешествия вы узнаете о свойствах вод мирового океана, таких как соленость и температура. Мы будем проводить множество наблюдений и результаты записывать в судовой журнал. Итак, в путь.

3 слайд - Ребята, вы все знаете, что такое вода. - А какие свойства воды вы знаете?

4слайд

  • Прозрачность

  • Не имеет запаха

  • Текучесть

  • может одновременно находиться в трех агрегатных состояниях

  • обладает низкой теплопроводностью

5слайд - А еще вода является очень хорошим растворителем, поэтому океаническая вода - это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85 % всех растворенных в океанической воде веществ. В воде океана обнаружены алюминий, медь, серебро, золото, но в очень малых количествах.

В океанической воде присутствуют также растворенные газы, в том числе кислород. Для чего необходим кислород? (для жизни морских организмов)

Также необходимыми для жизни являются кальций, кремний и фосфор, из которых состоят раковины и скелеты морских животных.

- Пробовали ли вы морскую воду? Какая она на вкус? (Соленая)

Правильно сказать горько-соленая. Горький вкус океанической воде придают соли магния.

6 слайд - Одно из свойств воды - это соленость.

Соленость - это количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 л (1 кг) воды. Выражается в промилле (тысячных долях числа), обозначается значком ‰. Запишите в свои бортовые журналы определение.

7 слайд Средняя соленость Мирового океана 35 ‰. Давайте попробуем навести среднюю соленость океанической воды в литровой банке.(Необходимо добавить 35 г соли).

Скажите, а в воде, которую вы пьете есть соли?

- Как доказать, что в пресной воде есть соль? (Соль можно увидеть, если испарить несколько капель воды)

Проводится ОПЫТ. На стекло нужно капнуть несколько капель воды и испарить ее, нагрев стекло на спиртовке. На стекле останется налет соли.

- Также на дне кастрюль и чайников остается накипь - это и есть различные соли.

Пресной считается та вода, в 1 литре которой, содержится менее 1 г растворенных веществ.

8 слайд. Посмотрите на картосхему распределения солености в мировом океане. - Везде ли соленость воды одинаковая? (Нет)

9 слайд распределение солености. Вы видите на слайде, что в морях соленость тоже не одинаковая.

В Красном море соленость - 42 ‰

в Черном море соленость - 18 ‰

В Балтийском море соленость - 6-8 ‰

В Финском заливе Балтийского моря соленость 3-4 ‰

В Баренцевом море соленость - 35 ‰

Работа в группах.

А сейчас, попробуйте, навести соленость океанической воды этих морей.

1 экипаж- соленость воды Красного моря

2 экипаж- соленость воды Черного моря

3 экипаж- соленость воды Балтийского моря

Объясните свои действия. Как вы получили такую соленость?

А как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе? (Почему соленость везде разная, какие причины влияют на соленость?)

Ребята, а как можно изменить соленость в моей банке с водой?

  1. налить воды; 2) испарить

Давайте подумаем, а какие процессы в природе могут налить воду в океан?

( дождь, реки)

А какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? ( Испарение)

А в какое место надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась? ( В теплое место).

А какой процесс еще может забрать воду, а соль оставить?(Лед)

10 слайд - Давайте сделаем вывод, какие же факторы влияют на соленость воды Мирового океана. (На соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность рек, образование льдов). Запишите его в свои бортовые журналы.

11 слайд. А сейчас экипажи выполните такое задание.

1 экипаж - объясните, почему Красное море - самое соленое море Земли?

2 экипаж - объясните, почему соленость в Черном море меньше, чем средняя соленость океана.

3 экипаж - объясните, почему соленость в Балтийском море самая маленькая?

(Примерный ответ: В окраинных морях соленость близка к средней океанической. В Черное море впадает много рек, которые несут пресную воду: Днепр, Дон, Дунай и др. Балтийское море находится далеко от экватора, поэтому там небольшое испарение, в него впадает много рек, опресняющих воду. В Финский залив впадает полноводная река Нева. В Красное море не впадает ни одна река, его пересекает тропик, значит выпадает мало осадков, а испарение большое, т. к. море находится близко к экватору)

- Моряки узнавали о приближении берега по солености воды. Как это можно было узнать? (У берегов вода менее соленая, т.к. с суши в море впадают реки, опресняя воду)

- Почему у экватора соленость воды меньше, чем у тропиков? (У экватора выпадает много осадков, в районе тропиков осадков мало)

12 слайд - Посмотрите на картосхему, какой океан самый соленый? (Атлантический )

- А в каком океане соленость наименьшая?( Северном-Ледовитом)

13 слайд. Средняя солёность океанов:

Тихий океан - 34,6 %о

Атлантический океан - 37,5 %о

Индийский океан - 34,8 %о

Северный Ледовитый океан - 32 %о

14слайд - Если все соли, растворенные в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров.

15 слайд - Рассмотрим следующее свойство вод Мирового океана «Температура».

Уважаемые члены экипажей на корабле случилась беда. В рубке капитана находятся все самописцы от всех приборов. Прибор, который фиксирует изменение температуры на глубине и на поверхности воды вышел из строя. Требуется срочно начертить графики изменения температуры воды.

Работа в группах.

1 экипаж - начертите график изменение температуры воды на поверхности, изучите данные о температуре воды и сделайте вывод, как она изменяется на поверхности.

16 слайд Температура поверхностных вод:

0 c. ш.: + 26С

30 с. ш.: + 20С

60 с. ш. : + 5С

90 с. ш.: - 1,5С

Вывод: чем дальше от экватора, тем вода холоднее.

2 экипаж - начертите график изменение температуры воды с глубиной. Изучите данные о температуре воды и сделайте вывод об изменении температуры воды с глубиной.

0 м: + 20С

200 м: + 10С

1000 м: + 3С

2000 м: + 2С

5000 м: + 2С

Вывод: температура с глубиной понижается. Вода нагревается солнечными лучами. Лучи проникают только в верхние слои воды. Ниже глубины 1000 м температура остается одинаково низкой. Солнечные лучи не проникают на глубину.

17 слайд. Итак, давайте еще раз подытожим, от чего же зависит температура воды?

18 слайд (от климата) Запишите вывод в свои бортовые журналы

3 экипаж - изучите карту распределение температуры по поверхности воды и скажите, какой из океанов самый теплый, холодный и сделайте вывод почему? Слово 3 экипажу.

19 слайд. Самая высокая температура воды у поверхности в Тихом океане (+19,4°C), Индийский (+17,3°C), Атлантический (+16,5°C) океаны, самая низкая температура воды в Северном Ледовитом океане (-1°C).

20 слайд. Средняя температура вод Мирового океана - 3,5 °С

На поверхности океана самая высокая температура была зарегистрирована в мелководном Персидском заливе Индийского океана (выше + 35С), самая холодная вода в море Уэдделла в Антарктиде - 1 - 2С.

Океаническая вода замерзает при температуре - 2С

Чем больше соленость воды, тем ниже температура ее замерзания.

IV. Итог урока

- Что мы узнали сегодня о солености и температуре вод Мирового океана.

21 слайд. Закончите предложения «Я знаю, что…»

  • соленость измеряется в промилле

  • соленость в морях и океанах неодинакова

  • соленость зависит от испарения, осадков, рек, впадающих в море

  • пресная вода имеет соленость 1 ‰

  • самое соленое море - Красное

  • поверхностные воды нагреваются лучами солнца

  • чем глубже, тем холоднее вода

  • температура воды понижается до глубины 1000 м, далее остается постоянной

  • температура у экватора равна +26…+27С

  • у полюсов температура равна -1С

  • соленая вода замерзает при температуре - 2С

22 слайд. V. Домашнее задание. § 26, зад. 3

23слайд. Итог урока





Урок Свойства вод Мирового океана.

Урок Свойства вод Мирового океана.







© 2010-2022