Календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Промежуточная аттестация подразделяется на текущую (входящий контроль, промежуточный контроль), включающую в себя поурочное, тематическое, четвертное, полугодовое оценивание результатов учебы учащихся, и годовую (итоговый контроль) - по пезультатам тестирования, экзаменов, собеседований и контрольных работ за учебный год. (Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости пр.№314 от 15.12.2014г.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

№ п-п

Темы уроков

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

(жирным шрифтом обозначены оценочные ПР)

Домашнее задание

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ (13 часов).

Тема 1. Географическое положение России (5 часов). Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8часов).

1(1)

Что изучает география России

Предмет «География России», ветви географии: физическая и экономическая

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

с.3-4

2(2)

Географическое положение России. «Визитная карточка России: территория, население»

Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.

Знать:

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации понимать: связь между географическим положением и другими компонентами природы, хозяйством страны

знать: основные типы и виды границ, понятия: государственная территория, территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства, часовые пояса России, результаты географических открытий., объяснять: существенные признаки объектов, описывать объект, выделять существенные признаки объектов, показывать границу России; определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей; находить и анализировать информацию в разных источниках. Уметь анализировать карту.


§1

3(3)

Особенности физико-географического положения России. Крайние точки России.

ПР № 1 Характеристика географического положения России (вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России.

§2

4(4)

Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России


§3

5(5)

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.


§4

6(1)

Государственная территория России. Формирование, освоение государственной территории России.


§5

7(2)

Российские пространства: вопросы и проблемы.


§6

8(3)

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.


§7, к/к

9(4)

Сухопутные и морские границы. Соседи России.


§8

10(5)

Россия на карте часовых поясов.

ПР №2 : Определение поясного времени для разных пунктов России.


§9, к/к

11(6)

Этапы и методы географического изучения территории.


§10

презентации

12(7)

Особенности административно - территориального устройства России


§11,

к/к

13(8)

Обобщающее повторение

Раздел 2. ПРИРОДА РОССИИ (30час)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6 часов)

14(1)

Геологическая история и геологическое строение территории России.

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты


§12

15(2)

Рельеф России.

Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

ПР.№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий


§13

16(3)

Изменение рельефа России

Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры


§14

17(4)

Стихийные природные явления в литосфере

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений.


§15

18(5)

Человек и литосфера.

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения


§16

19(6)

Обобщение по теме

.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6часов)

20(1)

Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей

Стихийные природные явления на территории страны.

Знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

ПР № 4: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, ср. температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

§17

21(2)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

ПР №5: Определение по синоптическое карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

§18

22(3)

Сезонность климата.

Знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.

§19

23(4)

Типы климатов России

Знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.


§20

24(5)

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

Климат и человек

Знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

ПР № 6 Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.

§21

§22

25(6)

Обобщающее повторение


Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4часа)

26(1)

Разнообразие внутренних вод России.

Реки.

Многолетняя мерзлота на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения по территории страны. Зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Природно-хозяйственные различия морей России.

Знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

ПР№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хоз. использования.


§23

27(2)

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.


§24

28(3)

Водные ресурсы и человек.

.

Знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.

ПР: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений.

§25

29(4)

Обобщающее повторение

ПР: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.


30(1)

Образование почв и их разнообразие.

Знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.


§26

31(2)

Закономерности распространения почв.


§27

32(3)

Почвенные ресурсы России.

ПР: Знакомство с образцами почв НСО и особенностями их использования.

§28

33(4)

Обобщающее повторение


Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)

34(1)

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России.

Знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.


35(2)

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мир.

Знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

ПР. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


§29

Тема 6. Природные зоны ( 8 часов)

36(1)

Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК)

Природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.


§30

37(2)

Природно-хозяйственные зоны России.

Знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.


§31

38(3)

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.


§32

39(4)

Леса.

Знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

ПР № 8 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеогр-х и тематических карт.


§33

40(5)

Лесостепи, степи и полупустыни.

Знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.


§34,35

41 (6)

Высотная поясность.

Знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.


§ 36

42(7)

Особо охраняемые природные территории.

Особо охраняемые природные территории.

Знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.


§37

43(8)

Обобщение по теме.


Раздел 3. ПРИРОДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (6 часов)

44(1)

Географическое положение НСО

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности Топонимика. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.

Знать и уметь

определять географическое положение области, района; крайние точки и их координаты, протяженность с с на юг и з на в

Практическая работа №11: «Характеристика географического положения НСО и Ордынского района»

с.7-11

45(2)

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые НСО

Уметь устанавливать взаимосвязь основных форм рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых.

Знать полезные ископаемые, добываемые на территории области, района

с.11-33. сообщения

46(3)

Особенности климата НСО, внутренние воды

Знать и уметь определять климатические особенности.

Уметь находить и показывать по физической карте крупные водные объекты области, района

Знать основные понятия: регулирование стока, водохранилища, значение водных ресурсов для природы и человека.

с.34-69, сообщения

47(4)

Природные зоны НСО

Уметь - характеризовать меры по сохранению плодородия почв.

Знать определения: системы земледелия, мелиорация земель, рекультивация; способы борьбы с эрозией почв и их загрязнением.

Знать видовой состав растений и животных и уметь определять закономерности размещения их по территории области, района

с.70-106

48(5)

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты.

Знать экологическую обстановку области, района, особо охраняемые территории.

Уметь прогнозировать

записи

49(6)

Обобщающее повторение

Уметь обобщать знания по разделу «География Новосибирской области», и применять полученные знания при выполнении индивидуальных письменных заданий

Раздел 4. НАСЕЛЕНИЕ (10 часов)

50(1)

Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Естественный прирост.

Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Направления и типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Особенности расселения населения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Анализ карт населения России.

Знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

ПР Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

§38

51(2)

Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида.

Знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.


§39

52(3)

Этнический, языковой состав населения.

Знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой.

ПР№9 : Выделения районов проживания крупных народов по карте «Народы России». Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

§40/1

53(4)

География религий

Знать основные религии, их географию

§40/2

54(5)


Городское и сельское население. Особенности урбанизации

Знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений

.

§41

55(6)

Размещение населения России.

Понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.


§42

56(7)

Миграции населения России. Типы миграций.

Знать понятие «миграция» и ее основные типы. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций.


§43

57(8)

Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы (рынок труда)


§44

58(9)

Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Различия, факторы.


59(10)

Обобщающее повторение


Раздел 5. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (12 ЧАСОВ)

60(7)

Что такое хозяйство страны.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

Знать об изменении пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий.

Уметь: определять уровень развития хозяйства по стат.данным и др. источникам информации.

Знать: определения понятия хозяйство, отрасли, предприятие


§45

61(8)

Как география изучает хозяйство.

§46

Тема 1. Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)

62(9)

Состав первичного сектора экономики.

Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Основные типы природопользования. Экологические загрязнения и его источники. Экологические проблемы сельской местности. Применение географических знаний для понимания геоэкологических проблем. Соблюдение правил поведения человека в окружающей среде. Изучение мер защиты от стихийных природных явлений.

Знатьсостав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей

ПР №10: Изучение особенностей, производственных связей и принципов размещения отраслей х-ва. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры х-ва. Группировка отраслей по различным показателям.

§47

63(10)





Природно-ресурсный потенциал России.

Знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.

ПР: Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

§48

64(11)

Богата ли Россия ресурсами?

§49

65(12)

Сельское хозяйство.

Понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля, районы садоводства и виноградарства. Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения.

ПР: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§50

66(1)

Земледелие.

§51

67(2)

Животноводство.

§52

68(3)

Лесное хозяйство. Охота.

Знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.


§53

69(4)

Рыбное хозяйство.

§54

70(5)

Географический фактор в развитии общества.

Знать влияние природного фактора на развитие общества Применение географических знаний для понимания географии хозяйства России.

§55

71(6)

Обобщающее повторение


Резерв времени - 1 час

© 2010-2022