Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)

    Данная разработка урока соответствует программному  материалу УМК " ШКОЛА 2100".                                                                             Основная технология, которая использовалась на  уроке - технология проблемно - диалогического обучения. Так же использовалась частично, технология перспективно - опережающего обучения.  На уроке были применены разнообразные  формы и методы обучения, созданы условия для активной деятельности учащихся.                                      ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема ; Рождение Земной тверди.


Цели задачи урока:
Образовательные:
- Расширить и углубить знания о рождении планеты и формировании слоев земной коры;
- Сформировать представление о внутреннем строении Земли и ее магнитном поле;
- Познакомиться с методами изучения земной коры. - Убедить учащихся в том, что все процессы на Земле объясняются научными методами.
Развивающие:
• Информационные
- продолжить развитие умений работать с различными видами и источниками информации;
- развивать умение работать со схемами, рисунками, компьютером, мультимедийным проектором.
•Интеллектуальные
- развивать умение сравнивать (работая с различными источниками информации),
умения обобщать и устанавливать закономерности;
- развивать формально- логическое, диалектическое мышление. - развитие умения моделирования ситуации в виде рисунков, опытов, проекта на основе текста учебника и дополнительного материала. Воспитательные:
-Развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
-Развивать коммуникативные способности учащихся при работе в группах ; -Формировать толерантное отношения учащихся к религиозной вере; -Воспитывать бережное отношение к природе и планете Земля в целом.

Средства обучения:
-компьютер, мультимедийный проектор, глобус, визуалайзер, магнит, железо в порошке, демонстрационные емкости для опыта, кубики льда, опилки, песок.
-бланки с названием групп;
-оценочные листы, атласы с контурными картами.

Ход урока:
Организационный момент.
Учитель. Добрый день, ребята. Я рада видеть ваши добрые и умные лица. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. У нас сегодня необычный урок, а необычность его в том, что к нам в гости пришел удивительный персонаж. Он сейчас к вам обратится, а вы, пожалуйста, вспомните, где с ним встречались? Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)
Персонаж (далее именуемый Антошкой). Здравствуйте ребята! Мы с вами в прошлом году совершили необыкновенное путешествие в прошлое нашей планеты. Конечно, жаль, что наша "Машина времени" управлялась одной лишь силой человеческой мысли. Но все же мы узнали многое и воссоздали картину прошлого.
Учитель: Ребята, кто это?
Отвечают: Это Антошка из курса природоведения.
Учитель: Молодцы, узнали. А пришел этот любознательный герой, чтобы опять задать нам свои вопросы , он поможет мне провести урок, а вам - разобраться с темой сегодняшнего урока. Антошка, ребята разделились на группы и представят сегодня ученых астрономов, геологов , физиков и думаю, что дадут полные ответы на твои вопросы.
Введение в изучение нового раздела.
Учитель обращает внимание на схему изучения географии в 6м классе.

Мир Земли

Земля- частица вселенной
Мир камня
Мир воды
Мир воздуха
Мир географических систем

Учитель: Сегодня мы должны пройти к следующему разделу. Как он называется? (Мир камня)
Учитель: Твердое состояние веществ, всегда рассматривалось людьми как основа основ нашего мира. Это - суша, по которой мы ходим, постройки, дошедшие до нас через века, каменные и металлические инструменты, немеркнущие украшения из природных кристаллов. Познание мира камня позволяет прочитать летопись планеты Земля, рассказать о веществе и энергии земных недр. Этот раздел учебника посвящен удивительной жизни земных недр, обычным горным породам и чарующим самоцветам, рельефу и стихийным явлениям каменной оболочки Земли.
Мотивация на изучение.
Учитель: А сейчас внимание на экран (смотрят видеосюжет о загадочной зеленой дверке в прошлое).
Создание проблемной ситуации
Учитель : И сегодня на уроке мы приоткроем эту загадочную дверку в прошлое нашей планеты.

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились кипя.
И миллионы лет природа-
Лепила самоё себя.
С. Щипачев.

Учащимся предлагается на основе видеосюжета им слов С. Щипачева сформулировать самостоятельно тему урока.
Учитель: А все ли понятно вам в формулировке данной темы? (Беседа, подводящая к проблеме)
Как вы понимаете, что такое « земная твердь?» А если в сочетании со словом « рождение»? Правильно. Значит, было время, когда ее не было? Поэтому, какую проблему предстоит нам решить на уроке? Формулирование проблемы. ( Учащиеся формулируют проблему в разных вариантах) Проблема: Всегда ли были твердыми горные породы, по которым мы ходим? Как долго они будут находиться в таком состоянии.
Версии. Учитель.: Какие у вас будут версии по решению проблемы? (Учащиеся предполагают свои версии, с одобрением принимаются любые - даже самые абсурдные). Актуализация знаний. Учитель: Что мы уже знаем по этой проблеме? (Опора на вопросы перед параграфом). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Отвечают: Как и когда образовалась планета Земля, как устроены наши недра Земли, как люди узнают, что происходит внутри Земли?
Учитель: Правильно ребята, исходя из того целью нашего урока будет решить проблему, а задачами нашего урока будут:
-Углубить и расширить знания о происхождении планеты;
-Сформировать представление о внутреннем строении Земли и ее магнитном поле;
-Познакомиться с методами изучения земной коры.
Открытие нового знания, поиск решения проблемы. Учитель: А сейчас внимание, стихотворение, внимательно послушайте и ответьте на вопрос: Что автор хотел донести до нас этими строками?

Как-то собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок люди, владейте
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю я вам отныне,
Вы берегите эту святы

Отвечают: Чтобы мы берегли нашу Землю, ведь она такая красивая, разнообразная.
Учитель: А вас ничего не удивило в стихотворении, исходя из того, что мы уже с вами знаем? Отвечают: По мнению современных ученых не Бог сотворил Землю.
Учитель: Да, в христианской религии принято считать, что когда-то ничего не было, кроме Бога-Творца. И в одно прекрасное время Бог сотворил Землю. Конечно, наш мир прекрасно устроен, очень сложно и очень тонко. Во всем в природе есть закон и порядок, и в тоже время огромное количество нераскрытых загадок. Чудеса законов природы заставляют нас задумываться о том, что кто-то сделал все это. И это мог сделать только Бог. И я тоже имею нравственную веру в Бога. Но на уроках географии, и в частности сегодня на уроке, мы попытаемся объяснить многое с токи зрения науки. И у ученных, немало тому доказательств.

Антошка: Неужели было время, когда нашей Земли не было? И у Земли есть возраст?! Сколько же нашей планете лет?

Учитель: Вспомните, ребята, так ли это было и сколько лет нашей планете? ( Отвечают: 4,5 млрд. лет. ) Антошка: Но ведь нас учили, что вещество не может возникать из ничего? Как же Земля и Солнце возникли из межзвездной пустоты? Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)
Учитель: Вспомните, из пустоты ли возникла Земля?
Отвечают: Нет, из пыли и газа, который существовал в космосе. Пылинки слипались, и планета росла как снежный комок.
Учитель: Более подробную информацию нам дадут астрономы. ( На основе опережающего задания группе) Примерное выступление астрономов: "Как образовалась наша планета?" ( демонстрируются собственные рисунки , моделирующие образование солнечной системы)
В межзвездном пространстве всегда имеется немного разреженного газа и мельчайшей пыли. Под действием взаимного притяжения эти частицы собрались в газово- пылевую туманность. Поначалу она представляла собой вращающийся шар, который при этом постоянно сжимался под действием силы тяготения.

Так вот, шарообразная газово- пылевая туманность под действием вращения начала "расплющиваться". Ведь чем дальше частицы туманности от оси вращения, тем больше на них действовала центробежная сила. За счет этой силы на "экваторе" крутящийся шар растягивался, а с "полюсов" сжимался силой тяготения. Шарообразное облако космической пыли становилось все более плоским и приобретало форму диска. Тем временем соседние пылинки в нем притягивались друг к другу и слипались. Сила притяжения более крупных сгустков возрастала: они притягивали к себе все более дальних соседей и росли как снежный ком. Так образовались планеты, одна из которых - Земля. Из-за силы тяготения центральной части туманности планеты не смогли улететь далеко и остались вращаться по круговым орбитам. Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)

Что - же касается, газов, составлявших газово-пылевую туманность, то их подвижные частицы стремились вырваться из плена притяжения. Те, что находились в наружной части облака, рассеялись в космосе. Но все же огромная масса газов, во много раз превышающая массу всех планет, собралась в центре вращения под действием силы тяготения. Эта масса была настолько велика, что внутренние части под давлением начали разогреваться. В конце, концов, их температура достигла многих миллионов градусов. Сначала недра, а потом и весь спрессованный газовый шар «загорелся» и превратился в новую звезду - Солнце.

По- видимому так или почти так образовалась наша Солнечная система - Солнце и планеты, вращающиеся вокруг него.
Антошка: А как - же вы, астрономы, узнали об этом?

Отвечают: Астрономы убедились в своем выводе, наблюдая за другими планетами и газово-пылевыми туманностями в отдаленных частях мирового пространства.


Учитель: Итак, ребята, оказывается, действительно, Земля росла как снежный ком, так как вещество было холодным.


Антошка: Не верю, что вещество было холодным, ведь недра планеты очень горячие - это видно по раскаленной лаве, которая течет из вулканов?


Учитель: Наша планета - холодный шар, который постепенно разогревался изнутри. А вот, как это происходило, расскажут физики.


Ребята из группы физиков делают сообщение о формировании слоев Земли (ядра, мантии и земной коры). Примерное выступление физиков: "Неоднородный шар Земли". После слипания частичек газо - пылевого облака возникла относительно однородное и холодное тело Земли. Удары по нему бесчисленных метеоритов вызывали выделение тепла. Огромные метеоритные кратеры, подобные тем, которые можно видеть на Луне, покрыли поверхность первородной планеты, ее вещество от соударения плавилось и разогревалось. Более тяжелые земные породы, содержавшие свинец, железо и никель постепенно опускались к центру планеты и уплотнялись, при этом более легкие породы и газы вытеснялись наружу. За многие миллионы лет внутреннее вещество планеты расслоилось на ядро, мантию и земную кору. Этот процесс можно представить в виде простейшего опыта. Если стакан заполнить смесью опилок, песка, снега или льда и поставить в тепло, то, что произойдет, ребята? Происходит демонстрация опыта. Учащиеся отвечают.

Правильно, по мере нагревания, более легкие опилки окажутся наверху в виде земной коры, тяжелый песок будет внизу, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство. Примерно так и происходило расслоение внутри Земли, благодаря разогреву планеты.

Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)


Антошка: Да-а, Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки,
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.
Затем представьте, мантия,
Лежит внутри Земли,
Но это не та мантия,
Что носят короли.
Но вот оболочка,
Земная кора,
Выбрались мы на поверхность,
Ура!!!
Учитель: Ребята, используя текст учебника и рисунок на стр.52 заполните таблицу.


Внутренние оболочки Земли

Состояние

Давление

Земная кора

Мантия

Ядро



Учитель: Ребята, а теперь расскажите, что нового вы узнали о земной коре, мантии и ядре?
Дают ответы.

Физкультминутка.

Антошка: Вот мы руки развели,

Словно удивились.

Нашей матушке Земле

В пояс поклонились.

Поклонились, выпрямились (2 раза),

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Учитель: Кстати, геологи считают, что расслоение внутренних частей земного шара, которое присуще сейчас планете началось 2 млрд. лет назад и благодаря этому на Земле появилось магнитное поле. Оказывается, наша Земля - большой магнитный шар! Антошка: А что такое магнитное поле? Оно как-то влияет на жизнь на Земле? Ответ дают ребята из группы физиков.
Примерное выступление физиков: "Земля - большой магнитный шар".
Осевое вращение планеты Земля и движение расплавленного вещества земных недр вызвали образование электрических токов, которые создают магнитное поле Земли. Благодаря этому Земля имеет два магнитных полюса, на которые указывает стрелка компаса. Ошибочно считать, что магнитное поле притягивает нас и другие тела к Земле. Все удерживается на планете силой земного притяжения, а магнитное поле защищает живые существа от губительного потока космического излучения.
Вспышки на Солнце вызывают сильный солнечный ветер- поток заряженных частиц, которые создают так называемые магнитные бури, эти возмущения магнитного поля сказываются на всех живых организмах. Вот почему многие люди чутко реагируют на изменения магнитного поля Земли, поэтому в сводках погоды предупреждают о надвигающихся магнитных бурях.

Антошка: А магнитное поле можно увидеть или потрогать?

Учитель: Увидеть его не возможно, но с помощью простого опыта, можно доказать, что оно существует, увидев силовые линии магнитного поля. Демонстрация опыта.

Антошка: И где же оно находится ?

Учитель: Найдите и отметьте на контурной карте, где расположены Северный ( 77 с.ш.,103 з. д.) и Южный (65 ю.ш.,139 в.д.) магнитные полюса Земли. Совпадают ли они с географическими полюсами Земли? Предположите, почему они не совпадают?

Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)
Антошка: Да разве можно узнать, что происходит в недрах нашей планеты? Вот вы говорите недра Земли горячие, расплавленные, а кто это видел? Учитель: Прямо заглянуть в недра своими глазами невозможно. Хотя людям всегда этого хотелось, узнать тайны происхождения и свойств камней, выяснить их возраст. Изучением мира камней занимаются геологи. Чтобы точно узнать, как устроены недра Земли, геологи бурят в земле глубокие скважины. Из этих узких отверстий извлекаются керны-образцы каменного вещества в форме цилиндров, которые тщательно исследуются. Чем глубже скважина, тем более древнюю страницу истории Земли приоткрывают ученые. Самая глубокая скважина мира (более12 км) находится в России на Кольском полуострове.


Антошка: А есть ли еще какие либо методы, чтобы узнать, что же находится внутри Земли?

Учитель: Конечно же, есть и ребята из группы геологов их все изучили и расскажут нам об этом… Презентация и выступление ребят из группы геологов на тему: «Как геологи ищут полезные ископаемые?»

Ежегодно геологи открывают сотни ископаемых. Но темпы добычи столь велики, что даже самые крупные вырабатываются очень быстро. Мы хотим вас познакомить с некоторыми методами, которые помогают безошибочно находить геологам нужные ископаемые и изучать недра Земли.

Самый доступный метод, это изучение обрывов, крутых берегов, геологи эти места называют обнажениями горных пород.

Конспект урока Рождение земной тверди (6 класс)

Уже давно ученые пытались установить закономерности образования и размещения полезных ископаемых в зависимости от особенностей строения той или иной территории .Многие ископаемые ученые «находили» прямо сидя за столом. Так, например, в 30-х годах академики А.Д. Архангельский и И.М. Губкин сделали замечательное открытие: они предсказали, что на Западно-Сибирской равнине должна быть нефть. И их предсказание сбылось. Или еще пример. Академики В.С. Соболев и П.Е.Оффман обратили внимание, что геология Южной Африки - богатейшего района мира алмазами - очень схожа с геологией Восточной Сибири. Хотя эти районы находятся в разных частях земного шара, в далеком прошлом в них довольно активно проявлялись процессы вулканизма. Если это так, рассуждали ученые, то и в Восточной Сибири тоже должны быть алмазы. И это предсказание сбылось. Теперь наша страна обеспечена своими алмазами.

На помощь геологам пришла и химия. Раньше было так: возвращались геологи из экспедиции и везли с собой полные грузовики образцов горных пород, собранные в разных уголках нашей страны. Породы доставляли в химические лаборатории, где подвергали анализу. И оказывалось часто, что более половины этих камней приходилось выбрасывать. Поэтому химики снабдили геологов необходимыми реактивами для проведения химических анализов на месте, как говориться «не отходя от скалы». Например, геолог предполагает, что данная порода содержит олово. Чтобы проверить себя, он зачищает поверхность камня, посыпает его солью едкого натра и кладет маленький кристаллик соли висмута. Все это растирает на камне. Если камень почернеет, то порода содержит олово. Или, например, если на глубине находится месторождение свинцовых руд, то присутствие свинца можно обнаружить в подземных и поверхностных водах. В растениях на значительном расстоянии от этого месторождения. Поэтому достаточно взять пробу воды или почвы и станет ясно, какие месторождения следует искать в этом районе. Очень часто открыть месторождение геологу помогают растения. Так например, анютины глазки хорошо развиваются на почвах, богатых цинком, а некоторые виды папоротников и гвоздик растут на почвах, богатых никелем. (слайд 16)

Есть еще и геофизические методы. Пользуясь своими приборами геофизики определяют на какой глубине залегают месторождения различных руд , нефти и других полезных ископаемых. Какие породы залегают на глубине, геофизики могут определить по скорости звуковых волн. Для этого на поверхности земли они производят взрыв, и специальные приборы отмечают, с какой скоростью распространяются звуковые волны в земных глубинах. Получив эти данные, геофизики определяют , какие породы пройдены звуковыми волнами. Ведь скорость прохождения звука в различных породах не одинакова. Так в воде звук распространяется со скоростью 1430 м/с, в нефти 1330 м/с, в граните 5000 м/с и т.д. Этот метод получил название сейсмического зондирования. Чтобы проверить это, бурят скважины.

Большую помощь геологам оказывает обыкновенная магнитная стрелка. И если в недрах земли находятся , например залежи железной руды, то наклонение магнитной стрелки меняется. Такое отклонение стрелки, от нормального, называется магнитной аномалией. Значит, по положению стрелки можно узнать о близости руд металлов. Так геологами было открыто несколько месторождений железных руд, в том числе крупнейшая в мире Курская магнитная аномалия.

…Это было в 1950 году. В весеннюю распутицу летчик Михаил Сургутанов доставлял геологам, работающим в Сибири ,почту, продукты и инструменты. Однажды , пролетая над степными просторами, он заметил что стрелка компаса начала метаться по кругу и показывать северным концом то одно направление, то другое. На базе летчик рассказал о своих наблюдениях геологам и показал на карте то место, над которым так беспокойно вела себя стрелка. Через несколько дней геологи подробно исследовали этот район, и было открыто величайшее в стране железо - рудное месторождение. Это было одно из первых месторождений, открытых с воздуха - с самолета. Теперь авиаразведка стала обычной. В недра земли помогает заглянуть также радиолокатор. Сидя в кабине вертолета или самолета, геологи на экране видят то ,что скрыто на глубине. Много данных дают геологам космические разведчики земных недр - искусственные спутники Земли. Вывод: Существует большое количество методов изучения недр Земли. Открытие месторождений «только глазами и руками» отошло в прошлое. Старый девиз геологов -«Умом и молотком»- разведчики недр дополнили «и оружием науки».

Учитель: Спасибо, юные геологи, молодцы. Кстати, если будете хорошо знать географию, то сможете поступить на геолого - географический факультет Южного Федерального университета, где уже обучаются многие выпускники нашей школы.

Применение нового знания. Учитель предлагает учащимся выполнить посильные задания в рабочей тетради стр.16 . Антошка: Спасибо, ребята, я очень многое сегодня узнал, до свидания. Вывод по проблеме.

Учитель: Итак, ребята мы подошли к завершению нашего урока и, наверное, можем дать ответ на проблемный вопрос, который мы сегодня на уроке попытались решить. Сформулируйте проблему и дайте ответ на нее. ( Давались очень интересные ответы на вопрос: Как долго они будут оставаться в таком состоянии?).

Учитель: Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке? Какие новые знания вы полу - чили? Понравился вам урок или нет? Почему? (Отвечают) Итог урока: Из холодного газово - пылевого облака образовалась Земля. В результате разогрева земных недр сформировались различные, по своим свойствам ядро, мантия и земная кора. Ядро и мантия образуют внутренние оболочки земного шара. Благодаря такому внутреннему строению Земля имеет магнитное поле, защищающее все живое от губительного воздействия космоса. Сушествует большое количество методов изучения недр Земли. Учитель.: Ребята, мы летим с немыслимой скоростью в космическом пространстве на космическом корабле, корабль этот мы привыкли называть - планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обречены на гибель. Мы хотим жить долго и счастливо. Мы хотим, что бы жили долго и счастливо наши дети. Пожелаем нашему кораблю долго-долго бороздить просторы Вселенной. А вот какие проблемы угрожают жизни на Земле, мы узнаем на последующих уроках географии. Домашнее задание.
•Как вы думаете, о чем может говориться в следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям? • Проверьте свои предположения и подготовьте ответы на вопросы перед ним. • Подготовьте модель земного шара с оболочками из различного по цвету пластилина или цветной бумаги (для желающих).











© 2010-2022