Основные проблемы молодого учителя при моделировании урока в условиях реализации ФГОС

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бондарчук Ольга Сергеевна

учитель географии

МБОУ «СОШ № 11»

г. Абакан, Республика Хакасия

Основные проблемы молодого учителя при моделировании урока в условиях реализации ФГОС

Аннотация: в данной работе представлены пути решения некоторых проблем при проектировании уроков. Рассмотрены приемы, методы и технологии, обеспечивающие активизацию учебной деятельности и направленные на повышение уровня обучения.

Ключевые слова: целеполагание, мотивы учения, педагогические технологии, проектная деятельность учащихся.

Главной целью образования в России является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Одной из главных задач новых образовательных стандартов является формирование культуры мышления и практического действия учащегося [3].

Задача учителя состоит в том, чтобы с максимальной пользой для ученика совместить созданную им эффективную систему работы с новыми требованиями. Учителю в настоящее время отводится роль конструктора (сценариста), который создает проекты уроков, содержащие новые педагогические ситуации, новые задания, предполагающие использование обобщенных способов деятельности, обеспечивает общекультурное и личностное развитие, вооружает ученика умением учиться.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю.

Проработав учителем географии один год, я столкнулась с некоторыми проблемами в проектировании уроков.

Неотъемлемой частью каждого урока является целеполагание. Передо мной стоит задача научить школьников самостоятельно ставить цель урока и добиваться ее достижения, но учащимся трудно дается эта работа. Поэтому я применяю некоторые приемы на этапе целеполагания.

Один из них формирование цели при помощи опорных глаголов. Предлагаю учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

Второй прием работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например: тема урока в 5 классе «Вулканы Земли». Необходимо объяснить значение каждого слова. Ребята чаще отвечают, что Земля - это планета, а вулкан - это гора, которая извергает огонь, лаву, пепел. Далее, от значения слов определяем цель урока. Ученики говорят, что на уроке будем изучать вулканы, узнаем, почему происходит извержение, т.е. узнаем строение и причины возникновения вулкана. Выясним, много ли вулканов на планете и какими они бывают.

Следующий прием «яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируется внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например: урок по теме «Аргентина» в 7 классе. Школьникам предлагается рассмотреть политическую карту Южной Америки, на которой страна Аргентина выделена ярким цветом.

Вопрос учителя: «Глядя на карту, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Одно из государств выделено цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у всех этих государств?»

Ответ учащихся: «Все станы расположены на материке Южная Америка».

Вопрос учителя: «Чем отличается выделенное государство от других?»

Ответ учащихся: «Это государство расположено на юге материка, значит природа и хозяйственная деятельность людей будет отличаться от государств расположенных не севере материка».

Вопрос учителя: «А кто знает, как называется это государство?» Дети чаще всего отвечают верно.

Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема урока?»

Учащиеся без труда формулируют тему урока, а затем и произносят цели урока: изучить государство Южной Америки - Аргентину, выявить особенности природы и хозяйственной деятельности людей.

Следующей проблемой в моделировании урока для меня является сложность в формировании мотивов учения. Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении. В своей работе для формирования положительных мотивов учебной деятельности применяю проблемное обучение [1]. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки в 7 классе может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращаю на то, что названия рек можно объединить в три группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи, Огайо и др.), английские (Маккензи), испанские (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам предлагаю объяснить происхождение этих названий при помощи учебного топонимического словаря Евгения Михайловича Поспелого. Проблемные задания, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

Также использую презентации, короткие видеоролики в начале урока, т.к. это обогащает урок, активизирует внимание, мотивирует на дальнейшее изучение материала. Например: при изучении темы «Рельеф дна Мирового океана» в 6 классе, в начале урока использую видеоролик «Вулканы в морских глубинах». Ссылка на данное видео есть в конце параграфа по теме [2].

Для того чтобы процесс обучения был результативным и активизировал учебную деятельность, необходимо использовать эффективные, современные педагогические технологии.

Передо мной встала проблема выбора педагогических технологий. В своей работе я использую технологию проектной деятельности, которая отличается значительной эффективностью в достижении комплексного образовательного результата. Приведу пример организации проектной деятельности учащихся при изучении полярных областей Земли в 7 классе.

Тема проекта: «Сравнение природы Арктики и Антарктики. Практическое освоение полярных районов Земли». Учащиеся делятся на три группы: 1 группа - Защитники Арктики; 2 группа - Защитники Антарктики; 3 группа - Экологи. Каждой группе ставится задача: сравнить природу полярных районов Земли; оценить природные условия и природные богатства территории; составить и защитить проекты на тему «Использование природных ресурсов Арктики и Антарктики для жизни и хозяйственной деятельности людей». Каждой группе выдаются карточки с заданиями. Результаты работы (модели на контурных картах) каждая группа вывешивает на доске и демонстрирует классу, формулирует выводы. Далее класс подводит итог: как природные ресурсы Арктики и Антарктики наиболее рационально использовать в хозяйственной деятельности и как при этом сохранить и восстановить богатства этих полярный областей?[1]

Конечно, проблем при проектировании урока у молодого учителя множество, но системная работа по использованию современных педагогических технологий, современных подходов к моделированию уроков помогут в решении этих проблем и послужат основой для получения качественных образовательных и воспитательных результатов.

Список литературы:

1. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова. -М.: Вентана-Граф, 2014. - 224с. ISBN 978-5-360-04908-1

2. Летягин А.А. География.Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ.ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.: ил. ISBN 978-5-360-04187-0

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. -М.: Просвещение, 2008. -39 с. (Стандарты второго поколения). -ISBN 978-5-09-019046-6


© 2010-2022