- Преподавателю
- География
- Статья «Система работы учителя географии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, в рамках реализации ФГОС»
Статья «Система работы учителя географии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, в рамках реализации ФГОС»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Телепенко Ю.А. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Система работы учителя географии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, в рамках реализации ФГОС.
Телепенко Ю.А., учитель географии и экономики высшей категории, отличник народного просвещения, директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Нового» Георгиевского района Ставропольского края.
Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, формы работы с одарёнными детьми, модель «школа-вуз». В статье рассматриваются основные направления работы учителя географии с одарёнными детьми.
В свете Концепции модернизации образования остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой образования определяют 5 основных направлений развития общего образования. Одно из направлений - обновления образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрытия своих способностей, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты. Речь идет о Стандартах второго поколения - Стандартах 21 века.
Педагогическим коллективом нашей школы проводится большая работа по решительному обновлению педагогических средств в выявлении юных талантов, создании адекватных условий психосоциальной сферы одарённых детей.
В школе разработана программа работы с одарёнными детьми.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В познавательной деятельности выделяют интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Основными направлениями работы с одарёнными детьми в нашей школе являются:
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей-предметников для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
В нашей школе созданы условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, условия для реализации их потенциальных возможностей. В образовательном процессе производится отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Предоставляется возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. Для выявления одарённых детей мы проводим следующее:
1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.
3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.
4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.
5. Выявление одарённых детей через диагностику в урочное время. Одарённым в области географии может быть ребёнок, умеющий мыслить, высказывать свою точку зрения, составлять географические прогнозы, читать географическую карту.
6. Проведение различных географических конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Функции учителей-предметников, в том числе учителя географии, заключаются в следующем:
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Формы работы учителя географии с одаренными учащимися в нашей школе:
групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны: научно-практические конференции; выполнение исследовательских проектов; работа в НОУ; написание научных статей.
МКОУ СОШ № 11 пос. Нового работает по модели «школа - вуз» 7 лет. За это время накоплен опыт работы с одарёнными детьми. Представим его на схеме:
Важным направлением работы учителя-предметника, в том числе учителя географии, является участие детей в интеллектуальных викторинах, конкурсах, олимпиадах, играх… За последние годы у нас сложилась устойчивая система работы по следующим направлениям:
Социальные партнёры школы
Направления сотрудничества
Краевой центр «Лидер» stavlider.ru
Предметные олимпиады
Краевой центр «Развитие»
«Русский медвежонок», «КиТ», «Британский бульдог», «Золотое руно», «Кенгуру», «Человек и природа»
Центр развития одарённости talant.perm.ru
Международные предметные чемпионаты
«Фактор роста» farosta.ru
Проведение дистанционных турниров, олимпиад, викторин и конкурсов для школьников.
Центр развития молодёжи cerm.ru
«Эму», «Колосок», «Зубрёнок», «Грамотей».
Центр поддержки талантливой молодёжи centrtalant.ru
Всероссийские предметные олимпиады, Всероссийские олимпиады для младших школьников (1-4 классов) и Всероссийская викторина «Эрудит» (1-4 классы).
Институт развития школьного образования olimpus.org.ru
Предметные олимпиады для учащихся 4-9 классов.
Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний». mirzn.com
Предметные конкурсы для учащихся 2-11 классов.
Журнал «География и экология в школе 21 века» geoeco21.ru
Конкурсы для учащихся по географии.
Северо-Кавказский федеральный университет, Институт математики и естественных наук
Краевая олимпиада по географии «Моя планета»
В нашей школе обучается 270 детей. За один учебный год каждый ребёнок принимает участие в 3-4 олимпиадах, конкурсах, викторинах. В текущем учебном году во всех мероприятиях приняли участие 732 человека, из них 321 получили дипломы 1,2, 3 степени.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Литература
-
Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989.
-
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.
-
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
-
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
-
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991.
Данные об авторе:
Телепенко Юрий Андреевич, учитель географии и экономики высшей категории, отличник народного просвещения, директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Нового» Георгиевского района Ставропольского края.
Домашний адрес: 357820, Ставропольский край. Г. Георгиевск, ул. Батакская, 8, кв. 20.
Телефон: 8 961 450 53 42.
Паспорт 07 05 № 736008, выдан 04.04.2006 ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края, родился 09.03. 1961.
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования 019-832-760-74.
ИНН 262502694310.