• Преподавателю
  • География
  • Статья «Система работы учителя географии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, в рамках реализации ФГОС»

Статья «Система работы учителя географии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, в рамках реализации ФГОС»

В свете Концепции модернизации образования остро встаёт вопрос поиска путей повышения эффективности обучения учащихся.. Перестраиватьсяприходится прежде всего учителю. Новое время, век информатизации требует от учителя поиска новых форм, методов работы. Особое внимание нужно уделять детям, имеющим высокие интеллектуальные способности. . В статье рассматриваются проблемы работы учителя географии с одарёнными детьми, формы работы, предлагаются интересные моменты сотрудничества. Обобщён опыт работ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы учителя географии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, в рамках реализации ФГОС.

Телепенко Ю.А., учитель географии и экономики высшей категории, отличник народного просвещения, директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Нового» Георгиевского района Ставропольского края.

Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, формы работы с одарёнными детьми, модель «школа-вуз». В статье рассматриваются основные направления работы учителя географии с одарёнными детьми.

В свете Концепции модернизации образования остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой образования определяют 5 основных направлений развития общего образования. Одно из направлений - обновления образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрытия своих способностей, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты. Речь идет о Стандартах второго поколения - Стандартах 21 века.

Педагогическим коллективом нашей школы проводится большая работа по решительному обновлению педагогических средств в выявлении юных талантов, создании адекватных условий психосоциальной сферы одарённых детей.

В школе разработана программа работы с одарёнными детьми.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В познавательной деятельности выделяют интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

Одаренные дети:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Основными направлениями работы с одарёнными детьми в нашей школе являются:

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей-предметников для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

В нашей школе созданы условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, условия для реализации их потенциальных возможностей. В образовательном процессе производится отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Предоставляется возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. Для выявления одарённых детей мы проводим следующее:

1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Выявление одарённых детей через диагностику в урочное время. Одарённым в области географии может быть ребёнок, умеющий мыслить, высказывать свою точку зрения, составлять географические прогнозы, читать географическую карту.

6. Проведение различных географических конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Функции учителей-предметников, в том числе учителя географии, заключаются в следующем:

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.

Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Формы работы учителя географии с одаренными учащимися в нашей школе:

групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны: научно-практические конференции; выполнение исследовательских проектов; работа в НОУ; написание научных статей.

МКОУ СОШ № 11 пос. Нового работает по модели «школа - вуз» 7 лет. За это время накоплен опыт работы с одарёнными детьми. Представим его на схеме:

Статья «Система работы учителя географии с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, в рамках реализации ФГОС»

Важным направлением работы учителя-предметника, в том числе учителя географии, является участие детей в интеллектуальных викторинах, конкурсах, олимпиадах, играх… За последние годы у нас сложилась устойчивая система работы по следующим направлениям:

Социальные партнёры школы

Направления сотрудничества

Краевой центр «Лидер» stavlider.ru

Предметные олимпиады

Краевой центр «Развитие»

«Русский медвежонок», «КиТ», «Британский бульдог», «Золотое руно», «Кенгуру», «Человек и природа»

Центр развития одарённости talant.perm.ru

Международные предметные чемпионаты

«Фактор роста» farosta.ru

Проведение дистанционных турниров, олимпиад, викторин и конкурсов для школьников.

Центр развития молодёжи cerm.ru

«Эму», «Колосок», «Зубрёнок», «Грамотей».

Центр поддержки талантливой молодёжи centrtalant.ru

Всероссийские предметные олимпиады, Всероссийские олимпиады для младших школьников (1-4 классов) и Всероссийская викторина «Эрудит» (1-4 классы).

Институт развития школьного образования olimpus.org.ru

Предметные олимпиады для учащихся 4-9 классов.

Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний». mirzn.com

Предметные конкурсы для учащихся 2-11 классов.

Журнал «География и экология в школе 21 века» geoeco21.ru

Конкурсы для учащихся по географии.

Северо-Кавказский федеральный университет, Институт математики и естественных наук

Краевая олимпиада по географии «Моя планета»

В нашей школе обучается 270 детей. За один учебный год каждый ребёнок принимает участие в 3-4 олимпиадах, конкурсах, викторинах. В текущем учебном году во всех мероприятиях приняли участие 732 человека, из них 321 получили дипломы 1,2, 3 степени.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Литература

  1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989.

  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

  3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

  4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

  5. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991.

Данные об авторе:

Телепенко Юрий Андреевич, учитель географии и экономики высшей категории, отличник народного просвещения, директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Нового» Георгиевского района Ставропольского края.

Домашний адрес: 357820, Ставропольский край. Г. Георгиевск, ул. Батакская, 8, кв. 20.

Телефон: 8 961 450 53 42.

Паспорт 07 05 № 736008, выдан 04.04.2006 ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края, родился 09.03. 1961.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования 019-832-760-74.

ИНН 262502694310.



© 2010-2022