Методическая разработка по географии: Регионы России

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема1 Урок 4: Великие равнины России
Образы природных регионов

Цель: Создать образ равнин Росси, крупнейших физико-географических стран России; показать их уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей).

Развивать умение учащихся к самостоятельному поиску и анализу необходимой информации; совершенствовать практические навыки учащихся работать с материалом учебника, картами, атласами. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к национальным ценностям, патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе

Задачи:

  • Выявить необходимость знаний о Природно-территориальном комплексе.

  • Развивать умения работать с картами, атласами, интерактивной техникой.

  • Развивать умения видеть прекрасное, сохранять его.

В результате урока учащиеся должны прийти к выводу:

  • о взаимосвязях всех компонентов природы, их роли в размещении населения и хозяйственного освоения

  • о красоте и богатстве нашей природы

  • о необходимости охраны природы

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением отдельных ПТК, словари, TV, DVD, презентация, видео, учебник, контурные карты, произведения литература и искусства.

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)

Вид урока: интегрированный урок

Планируемые результаты:

Личностные УУД - личностное самоопределение. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Регулятивные УУД - действия обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности; целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные УУД - общеучебные - поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание: определение основной и второстепенной информации.
Универсальные УУД- анализ карт, получениегеографической информации из художественных произведений, умение «увидеть географию »между строк.
Коммуникативные УУД - планирование учебного процесса с учениками, инициативное

Структура урока:


  1. Организационный момент

  2. Приветствие.Проверка готовности к уроку.Организация внимания.

Компетенция учителя:

Создание учителем мотивации к обучению, «стартового желания учиться»

Личностные УУД:

Умение мобилизовать свои личностные качества, способности к обучению в ситуации «начало деятельности»

Регулятивные УУД:

Установление целевых приоритетов

Познавательные УУД:

Формирование познавательной цели

Коммуникативные УУД:

Формировать атмосферу исследования, творчества, сотрудничества

Результат:

Осознание самого себя как движущей силы научения. Умение проявлять интерес к индивидуальному коллективному творчеству

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Сегодня мы знакомимся с просторами нашей страны. Географические особенности мы будем черпать с учебников, карт и других источников географической информации, но и обращаться к картинам, стихам, прозе русских живописцев и поэтов.

Филолог

«Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Компетенция учителя:

Умение включать учащихся в разные виды исследовательской деятельности, анализировать в соответствии с намеченными результатами.

Личностные УУД:

Умения осуществлять рефлексию своей деятельности своего поведения в процессе учебного занятия.

Регулятивные УУД:

Формируем умение извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текста, таблиц

Познавательные УУД:

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решения делать вывод, выбор.

Результат:

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Географ

О чем же пойдет речь на уроке?

Учитель объявляет тему, цели, задачи урока.

Компетенция учителя:

Формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе.

Личностные УУД:

Готовность к самообразованию.

Определение последовательности промежуточных целей.

Регулятивные УУД:

Принимать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Формировать предметные понятия.

Коммуникативные УУД:

Умение взаимодействовать друг с другом; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

Результат:

Реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

IV. Изучение нового материала.

Географ

Разнообразна и неповторима природа России. Страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. В каждой зоне России есть примечательные участки природы. Они не повторимы и прекрасны по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину с Западно-Сибирской низменностью или Среднесибирским плоскогорьем. Все они имеют свои отличительные особенности, однако, говоря об этих равнинах, мы часто как бы объединением их словами. Эти равнины самые-самые…Почему?

- Они самые крупные по площади.

- Сходство между ними - равнинность территории.

какие бывают равнины?

-по абсолютной высоте

Низменность - это вид равнин с абсолютными высотами до 200 м (Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская равнина, Северо-Сибирская, Колымская низменности).

Возвышенность - это вид равнин с абсолютными высотами от 200 до 500 м (Среднерусская, Смоленско-Московская, Валдайская, Приволжская, Ставропольская).

Плоскогорье - это вид равнин с абсолютными высотами более 500 м (Среднесибирское плоскогорье).

- по характеру поверхности(плоская, холмистая , волнистая, ступенчатая)

Учитель: На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с равнинами России. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК

Физико - географическое положение.

Тектоническое строение и рельеф.

Климат.

Внутренние воды.

Природные зоны.

Филолог

У этой равнины есть сток в океан,
Свои в ней низины,и свой в них туман.
В зеленых ладонях лежит, многогран,
Роман многотомный народов и стран.
Пылают над нею века-облака,
Здесь небо синее, нежнее река.
И селится густо люд всяк там и тут.
Но все-таки Русской равнину зовут!

Днепр, Волга, Печора, и Кама, и Дон
Одежд золоченых исчислят с трудом.
Нить солнца живая, в них каждым лучом
Канву вышивая, с клубочка течет.
Есть тундра, тайга, лесостепи, леса -
И мне дорога здесь любая краса,
Спокойный характер равнин, их привет,
Совсем не парадный, спасительный свет.

Здесь реки, озера и все города
Обходит дозором святая звезда.
И, вспомнив всех давних времен письмена,
Душа благодарностью к небу полна.
Здесь русское поле, и русский здесь свод.
Душа здесь раздолье пригоршнями пьет.
Средь русской равнины я молча стою
И слез без причины уже не таю.

Давайте дадим ей характеристику

Русская (Восточно-Европейская) равнинаМетодическая разработка по географии: Регионы России

Географ

ФГП. Сделайте вывод заполните пустые места

Слайд

Русская равнина имеет площадь _________ , занимая ________ место в мире. На западе граничит __________, на севере омывается водами _______________________ . На востоке - __________.

На юге _____________. Протяженность с С на Ю _________. И с З на В _________ .Высшая точка______ и заполните

Слайд

Рельеф . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой

В основании Русской равнины ____________ платформа. На севере и северо-западе рельеф создан древним ___(чем)___. Кольский полуостров - область ___________ щита, где породы ___________ . На западе выходы кристаллических пород соответствуют воронежскому массиву. На Русской равнине есть возвышенности ___(перечислить)___, низменности ___(перечислить)___. Полезные ископаемые ___(перечислить)___

Слайд

  1. Климат . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой

В каких климатических поясах расположена _________. Большая часть лежит _____________. Усиление континентальности с ______ на ______.

Годовое количество осадков ________. Средняя температура января с севера на юг _________. Средняя температура июля с севера на юг _________.

Внутренние воды и природные зоны равнины На севере много _________, т.к. коэффициент увлажнения больше . Крупнейшие реки _________________. Крупнейшие озера __________. Природные зоны ___________

Филолог

ВОЛГА

Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
её медлительные волны,
тяжёлые, как валуны.

Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.

Люблю её всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России - это
гораздо больше, чем река.

НЕВА

Я не в силах тебя не любить: ты - Нева,

ты - щедра, полноводны твои рукава.

Ты - река, и работа - начало начал,

потому вдоль тебя за причалом причал.

Потому над тобой каждый день на закат

стрелы кранов портальных, как птицы, летят.

И чем ближе к заливу, тем всё веселей

суматоха корабликов и кораблей.

МОСКВА-РЕКА

Не широкая, не глубокая,

Не высокие берега...

Словно песня неповторимая,

Сердцу русскому дорога.

Пусть Москва-река - не Волга,

Ни в длину, ни в ширину.

Но готов я долго-долго

На неё глядеть одну.



Историческая справка (доклад)

Среднерусская возвышенность. Долина реки Осётр.

Большая часть Европейской части России расположена на одной из крупнейших равнин мира - Русской (Восточно-Европейской), протяжённость которой с запада на восток, от границ страны до Урала, достигает 1600 км, а с севера на юг, от морей Северного Ледовитого океана до Кавказских гор и Каспийского моря, - 2400 км; амплитуда новейших тектонических движений здесь низка; основные черты рельефа сформировались в позднем кайнозое. Бо́льшая часть территории Русской равнины лежит ниже 200 м над уровнем моря; высшая точка - 343 м - находится на Валдайской возвышенности. Тем не менее, характер рельефа Русской равнины довольно сложен. К северу от широты Москвы преобладают ледниковые формы рельефа - в том числе моренные гряды, из которых наиболее известные - Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности (последняя в высоту достигает 314 м); распространены моренные, зандровые, озёрно-ледниковые низменности. К югу от широты Москвы возвышенности, направленные преимущественно в меридиональном направлении, чередуются с равнинными участками. На возвышенностях многочисленны овраги и балки. На западе находится Среднерусская возвышенность (максимальная высота 293 м), разделяющая верховья Днепра, Оки и Дона; здесь долины небольших рек чётко выражены; при этом крупные реки имеют широкие неглубокие поймы; местами отмечено сильное влияние эоловых процессов, образование дюн. Восточнее расположена Приволжская возвышенность, достигающая высоты 329 м и круто обрывающаяся к реке. Низовья Волги находятся в пределах Прикаспийской низменности, отдельные участки которой имеют высоту 90 м ниже уровня моря. К югу Русская равнина простирается вплоть до отрогов Большого Кавказа. Обширные Кубанская и Кумская низменности разделены Ставропольской возвышенностью, где преобладают высоты от 300 до 600 м (в верховьях Кумы имеется и группа островных гор высотой до 1401 м). Хозяйственная деятельность человека сильно изменила рельеф Русской равнины

Филолог

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА

Равнина, Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина - на север.

Равнина - на юг.

Как будто гористую землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

Здесь воду колышут душистые ветры.

Поля поливает с Алтая вода.

Здесь смотришь и видишь на сто километров:

Полсотни - туда

И полсотни - сюда.

А солнце!

Вы видели солнце степное?

Лучистая ласка его горяча:

Не скрыто ни ближней, ни дальней горою,

Оно до последнего светит луча.

И. Фролов "СИБИРЬ"

О, здравствуй, родина моя!

Румяно-свежая, как роза.

В венке брильянтовом мороза,

В блестящей тунике снегов,

Ни на кого ты не похожа,

Стоишь невестою пригожей.

На всех концах земной планеты

Расскажут все твои приметы:

Сильна - как в сказке богатырь,

Ума и разума - палата,

Как золотой рудник, - богата,

Привольна - как степная ширь.

Географ

Слайд

ФГП. Сделайте вывод и заполните пустые места

Западно - Сибирская равнина имеет площадь _________ , занимая _____ место в мире. На западе граничит ______, на севере омывается водами ________. На востоке - ________ . На юге________ Протяженность с С на Ю _________. И с З на В _____________ . Высшая точка___________

Слайд

Рельеф . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой

В основании Западно-Сибирской равнины ____________ платформа. На севере и северо-западе рельеф создан древним ___(чем)___. По форме напоминает__________. По абсолютной высоте ____________ . Основные формы рельефа___(перечислить)___. Полезные ископаемые ___(перечислить)___

Слайд

Климат . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой

В каких климатических поясах расположена _________. Большая часть лежит _____________. Усиление континентальности с ______ на ______.

Годовое количество осадков ________. Средняя температура января с запада на восток________. Средняя температура июля с севера на юг

Внутренние воды и природные зоны равнины

На равнине много _________, т.к. коэффициент увлажнения больше. Крупнейшие реки _________________. Крупнейшие озера __________. Природные зоны ___________

Филолог

ЕНИСЕЙ

Без тебя не найти мне покоя,

Ты - любви моей первой сильней.

Снова думаю, сердцем, строкою,

Возвращаюсь к тебе, Енисей.

Снова вижу и пену в порогах,

И медлительных чаек полёт.

И зовёт меня снова в дорогу

Вечный голос твой, ветер широт.

Ты, река, моей песни начало!

Часто-часто в таёжных краях

Ты меня, как ребёнка, качала

На крутых, беспокойных волнах.

ОБЬ

Обь несет свои вольные воды
По сибирским просторам века,
Но меняют теперь с каждым годом
Внешний облик ее берега.


Ведь тайга расступается, где
Напружинены струны мостов,
И качаются в тихой воде
Отраженья больших городов.

Историческая справка (доклад)




Западно-Сибирская равнина

Методическая разработка по географии: Регионы России

Рельеф Западно-Сибирской равнины - один из самых однородных в мире. Занимая площадь в 2,6 млн км², Западно-Сибирская равнина протянулась с с запада на восток, от Урала до Енисея, на 1900 км, севера на юг, от Северного Ледовитого океана до Алтайских гор, - на 2400 км. Лишь на крайнем юге высоты превышают 200 м; подавляющая часть равнины имеет высоту менее 100 м над уровнем моря; преобладает аллювиально-озёрный и аккумулятивный рельеф (на юге такжеденудационный). Такие характерные для Западной Сибири черты рельефа, как обширные поймы и огромные болота, особенно распространены в северной части равнины; рельеф к северу от широтного участка реки Обь сформирован под влиянием трансгрессий моря и ледников. На северо-западе и на северо-востоке Западно-Сибирской равнины рельеф аккумулятивный ледниковый, образованный ледниками, спускавшимися с гор Северного Урала и плато Путорана. Долины крупных рек террасированы. На полуостровах Ямал и Гыдан - эоловые дюны. Относительно возвышенные и сухие территории, где сосредоточена основная часть населения Западной Сибири, расположены к югу от 55° с.ш.

Компетенция учителя:

Включать в учебную деятельностью соответствии с намеченными результатами учитывая индивидуальные особенности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой деятельности

Личностные УУД:

Мотивация к познанию. Формировать умения обобщать информацию и делать выводы.

Регулятивные УУД:

Поиск информации Формирование навыков решения практических задачи(составления плана, формирование вопроса ,тезиса, вывода)индивидуальным образом

Познавательные УУД:

Постановка проблемы ,выбор источников информации, анализ, обобщение фактов и явлений

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других. Понимать другие позиции. Организовывать учебное взаимодействие. Установление продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий.

Результат:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия так и по ходу его реализации.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»

Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека - это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.


  • Что было нового на уроке?

  • Что показалось вам особенно интересным?

  • Что произвело наибольшее впечатление?

  • Понравился ли вам урок?

(учащиеся делают общие выводы по проблеме урока)

Компетенция учителя:

Создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового материала

Личностные УУД:

Оценка своей работы: «достиг ли я своей цели?»

Регулятивные УУД:

Волевая само регуляция Формирование умения применять полученные знания на практике

Познавательные УУД:

Умение структурировать знания, презентовать их составлять публичные выступления

Коммуникативные УУД:

Учитывать позиции других людей, уметь выражать свои мысли. Умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Результат:

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных программ

VI. Заключительный этап. Домашнее задание

Компетенция учителя:

Прокомментированные (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)

Личностные УУД:

Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности

Регулятивные УУД:

Составлять план выполнения задания

Познавательные УУД:

Постановка и формирование новой проблемы

Коммуникативные УУД:

Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли

Результат:

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Заключительное слово учителя

Домашние задание:

  1. Учебник: §4, ответить на вопросы

На основе текста параграфа, дополнительной литературы и географических карт составить образный рассказ от лица очевидца на тему «Я пролетаю над Русской (Западно-Сибирской)равниной» по выбору

  1. Заполнить таблицу,стр 21


© 2010-2022