- Преподавателю
- География
- Методическая разработка по географии: Регионы России
Методическая разработка по географии: Регионы России
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколенко Т.Д. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема1 Урок 4: Великие равнины России
Образы природных регионов
Цель: Создать образ равнин Росси, крупнейших физико-географических стран России; показать их уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей).
Развивать умение учащихся к самостоятельному поиску и анализу необходимой информации; совершенствовать практические навыки учащихся работать с материалом учебника, картами, атласами. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к национальным ценностям, патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе
Задачи:
-
Выявить необходимость знаний о Природно-территориальном комплексе.
-
Развивать умения работать с картами, атласами, интерактивной техникой.
-
Развивать умения видеть прекрасное, сохранять его.
В результате урока учащиеся должны прийти к выводу:
-
о взаимосвязях всех компонентов природы, их роли в размещении населения и хозяйственного освоения
-
о красоте и богатстве нашей природы
-
о необходимости охраны природы
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением отдельных ПТК, словари, TV, DVD, презентация, видео, учебник, контурные карты, произведения литература и искусства.
Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)
Вид урока: интегрированный урок
Планируемые результаты:
Личностные УУД - личностное самоопределение. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Регулятивные УУД - действия обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности; целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные УУД - общеучебные - поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание: определение основной и второстепенной информации.
Универсальные УУД- анализ карт, получениегеографической информации из художественных произведений, умение «увидеть географию »между строк.
Коммуникативные УУД - планирование учебного процесса с учениками, инициативное
Структура урока:
-
Организационный момент
-
Приветствие.Проверка готовности к уроку.Организация внимания.
Компетенция учителя:
Создание учителем мотивации к обучению, «стартового желания учиться»
Личностные УУД:
Умение мобилизовать свои личностные качества, способности к обучению в ситуации «начало деятельности»
Регулятивные УУД:
Установление целевых приоритетов
Познавательные УУД:
Формирование познавательной цели
Коммуникативные УУД:
Формировать атмосферу исследования, творчества, сотрудничества
Результат:
Осознание самого себя как движущей силы научения. Умение проявлять интерес к индивидуальному коллективному творчеству
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Сегодня мы знакомимся с просторами нашей страны. Географические особенности мы будем черпать с учебников, карт и других источников географической информации, но и обращаться к картинам, стихам, прозе русских живописцев и поэтов.
Филолог
«Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
С. Есенин
Компетенция учителя:
Умение включать учащихся в разные виды исследовательской деятельности, анализировать в соответствии с намеченными результатами.
Личностные УУД:
Умения осуществлять рефлексию своей деятельности своего поведения в процессе учебного занятия.
Регулятивные УУД:
Формируем умение извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текста, таблиц
Познавательные УУД:
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решения делать вывод, выбор.
Результат:
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Географ
О чем же пойдет речь на уроке?
Учитель объявляет тему, цели, задачи урока.
Компетенция учителя:
Формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе.
Личностные УУД:
Готовность к самообразованию.
Определение последовательности промежуточных целей.
Регулятивные УУД:
Принимать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Формировать предметные понятия.
Коммуникативные УУД:
Умение взаимодействовать друг с другом; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
Результат:
Реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.
IV. Изучение нового материала.
Географ
Разнообразна и неповторима природа России. Страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. В каждой зоне России есть примечательные участки природы. Они не повторимы и прекрасны по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину с Западно-Сибирской низменностью или Среднесибирским плоскогорьем. Все они имеют свои отличительные особенности, однако, говоря об этих равнинах, мы часто как бы объединением их словами. Эти равнины самые-самые…Почему?
- Они самые крупные по площади.
- Сходство между ними - равнинность территории.
какие бывают равнины?
-по абсолютной высоте
Низменность - это вид равнин с абсолютными высотами до 200 м (Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская равнина, Северо-Сибирская, Колымская низменности).
Возвышенность - это вид равнин с абсолютными высотами от 200 до 500 м (Среднерусская, Смоленско-Московская, Валдайская, Приволжская, Ставропольская).
Плоскогорье - это вид равнин с абсолютными высотами более 500 м (Среднесибирское плоскогорье).
- по характеру поверхности(плоская, холмистая , волнистая, ступенчатая)
Учитель: На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с равнинами России. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК
Физико - географическое положение.
Тектоническое строение и рельеф.
Климат.
Внутренние воды.
Природные зоны.
Филолог
У этой равнины есть сток в океан,
Свои в ней низины,и свой в них туман.
В зеленых ладонях лежит, многогран,
Роман многотомный народов и стран.
Пылают над нею века-облака,
Здесь небо синее, нежнее река.
И селится густо люд всяк там и тут.
Но все-таки Русской равнину зовут!
Днепр, Волга, Печора, и Кама, и Дон
Одежд золоченых исчислят с трудом.
Нить солнца живая, в них каждым лучом
Канву вышивая, с клубочка течет.
Есть тундра, тайга, лесостепи, леса -
И мне дорога здесь любая краса,
Спокойный характер равнин, их привет,
Совсем не парадный, спасительный свет.
Здесь реки, озера и все города
Обходит дозором святая звезда.
И, вспомнив всех давних времен письмена,
Душа благодарностью к небу полна.
Здесь русское поле, и русский здесь свод.
Душа здесь раздолье пригоршнями пьет.
Средь русской равнины я молча стою
И слез без причины уже не таю.
Давайте дадим ей характеристику
Русская (Восточно-Европейская) равнина
Географ
ФГП. Сделайте вывод заполните пустые места
Слайд
Русская равнина имеет площадь _________ , занимая ________ место в мире. На западе граничит __________, на севере омывается водами _______________________ . На востоке - __________.
На юге _____________. Протяженность с С на Ю _________. И с З на В _________ .Высшая точка______ и заполните
Слайд
Рельеф . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой
В основании Русской равнины ____________ платформа. На севере и северо-западе рельеф создан древним ___(чем)___. Кольский полуостров - область ___________ щита, где породы ___________ . На западе выходы кристаллических пород соответствуют воронежскому массиву. На Русской равнине есть возвышенности ___(перечислить)___, низменности ___(перечислить)___. Полезные ископаемые ___(перечислить)___
Слайд
-
Климат . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой
В каких климатических поясах расположена _________. Большая часть лежит _____________. Усиление континентальности с ______ на ______.
Годовое количество осадков ________. Средняя температура января с севера на юг _________. Средняя температура июля с севера на юг _________.
Внутренние воды и природные зоны равнины На севере много _________, т.к. коэффициент увлажнения больше . Крупнейшие реки _________________. Крупнейшие озера __________. Природные зоны ___________
Филолог
ВОЛГА
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
её медлительные волны,
тяжёлые, как валуны.
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
Люблю её всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России - это
гораздо больше, чем река.
НЕВА
Я не в силах тебя не любить: ты - Нева,
ты - щедра, полноводны твои рукава.
Ты - река, и работа - начало начал,
потому вдоль тебя за причалом причал.
Потому над тобой каждый день на закат
стрелы кранов портальных, как птицы, летят.
И чем ближе к заливу, тем всё веселей
суматоха корабликов и кораблей.
МОСКВА-РЕКА
Не широкая, не глубокая,
Не высокие берега...
Словно песня неповторимая,
Сердцу русскому дорога.
Пусть Москва-река - не Волга,
Ни в длину, ни в ширину.
Но готов я долго-долго
На неё глядеть одну.
Историческая справка (доклад)
Среднерусская возвышенность. Долина реки Осётр.
Большая часть Европейской части России расположена на одной из крупнейших равнин мира - Русской (Восточно-Европейской), протяжённость которой с запада на восток, от границ страны до Урала, достигает 1600 км, а с севера на юг, от морей Северного Ледовитого океана до Кавказских гор и Каспийского моря, - 2400 км; амплитуда новейших тектонических движений здесь низка; основные черты рельефа сформировались в позднем кайнозое. Бо́льшая часть территории Русской равнины лежит ниже 200 м над уровнем моря; высшая точка - 343 м - находится на Валдайской возвышенности. Тем не менее, характер рельефа Русской равнины довольно сложен. К северу от широты Москвы преобладают ледниковые формы рельефа - в том числе моренные гряды, из которых наиболее известные - Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности (последняя в высоту достигает 314 м); распространены моренные, зандровые, озёрно-ледниковые низменности. К югу от широты Москвы возвышенности, направленные преимущественно в меридиональном направлении, чередуются с равнинными участками. На возвышенностях многочисленны овраги и балки. На западе находится Среднерусская возвышенность (максимальная высота 293 м), разделяющая верховья Днепра, Оки и Дона; здесь долины небольших рек чётко выражены; при этом крупные реки имеют широкие неглубокие поймы; местами отмечено сильное влияние эоловых процессов, образование дюн. Восточнее расположена Приволжская возвышенность, достигающая высоты 329 м и круто обрывающаяся к реке. Низовья Волги находятся в пределах Прикаспийской низменности, отдельные участки которой имеют высоту 90 м ниже уровня моря. К югу Русская равнина простирается вплоть до отрогов Большого Кавказа. Обширные Кубанская и Кумская низменности разделены Ставропольской возвышенностью, где преобладают высоты от 300 до 600 м (в верховьях Кумы имеется и группа островных гор высотой до 1401 м). Хозяйственная деятельность человека сильно изменила рельеф Русской равнины
Филолог
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА
Равнина, Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина - на север.
Равнина - на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры.
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров:
Полсотни - туда
И полсотни - сюда.
А солнце!
Вы видели солнце степное?
Лучистая ласка его горяча:
Не скрыто ни ближней, ни дальней горою,
Оно до последнего светит луча.
И. Фролов "СИБИРЬ"
О, здравствуй, родина моя!
Румяно-свежая, как роза.
В венке брильянтовом мороза,
В блестящей тунике снегов,
Ни на кого ты не похожа,
Стоишь невестою пригожей.
На всех концах земной планеты
Расскажут все твои приметы:
Сильна - как в сказке богатырь,
Ума и разума - палата,
Как золотой рудник, - богата,
Привольна - как степная ширь.
Географ
Слайд
ФГП. Сделайте вывод и заполните пустые места
Западно - Сибирская равнина имеет площадь _________ , занимая _____ место в мире. На западе граничит ______, на севере омывается водами ________. На востоке - ________ . На юге________ Протяженность с С на Ю _________. И с З на В _____________ . Высшая точка___________
Слайд
Рельеф . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой
В основании Западно-Сибирской равнины ____________ платформа. На севере и северо-западе рельеф создан древним ___(чем)___. По форме напоминает__________. По абсолютной высоте ____________ . Основные формы рельефа___(перечислить)___. Полезные ископаемые ___(перечислить)___
Слайд
Климат . Сделайте вывод и заполните пустые места, пользуясь картой
В каких климатических поясах расположена _________. Большая часть лежит _____________. Усиление континентальности с ______ на ______.
Годовое количество осадков ________. Средняя температура января с запада на восток________. Средняя температура июля с севера на юг
Внутренние воды и природные зоны равнины
На равнине много _________, т.к. коэффициент увлажнения больше. Крупнейшие реки _________________. Крупнейшие озера __________. Природные зоны ___________
Филолог
ЕНИСЕЙ
Без тебя не найти мне покоя,
Ты - любви моей первой сильней.
Снова думаю, сердцем, строкою,
Возвращаюсь к тебе, Енисей.
Снова вижу и пену в порогах,
И медлительных чаек полёт.
И зовёт меня снова в дорогу
Вечный голос твой, ветер широт.
Ты, река, моей песни начало!
Часто-часто в таёжных краях
Ты меня, как ребёнка, качала
На крутых, беспокойных волнах.
ОБЬ
Обь несет свои вольные воды
По сибирским просторам века,
Но меняют теперь с каждым годом
Внешний облик ее берега.
Ведь тайга расступается, где
Напружинены струны мостов,
И качаются в тихой воде
Отраженья больших городов.
Историческая справка (доклад)
Западно-Сибирская равнина
Рельеф Западно-Сибирской равнины - один из самых однородных в мире. Занимая площадь в 2,6 млн км², Западно-Сибирская равнина протянулась с с запада на восток, от Урала до Енисея, на 1900 км, севера на юг, от Северного Ледовитого океана до Алтайских гор, - на 2400 км. Лишь на крайнем юге высоты превышают 200 м; подавляющая часть равнины имеет высоту менее 100 м над уровнем моря; преобладает аллювиально-озёрный и аккумулятивный рельеф (на юге такжеденудационный). Такие характерные для Западной Сибири черты рельефа, как обширные поймы и огромные болота, особенно распространены в северной части равнины; рельеф к северу от широтного участка реки Обь сформирован под влиянием трансгрессий моря и ледников. На северо-западе и на северо-востоке Западно-Сибирской равнины рельеф аккумулятивный ледниковый, образованный ледниками, спускавшимися с гор Северного Урала и плато Путорана. Долины крупных рек террасированы. На полуостровах Ямал и Гыдан - эоловые дюны. Относительно возвышенные и сухие территории, где сосредоточена основная часть населения Западной Сибири, расположены к югу от 55° с.ш.
Компетенция учителя:
Включать в учебную деятельностью соответствии с намеченными результатами учитывая индивидуальные особенности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой деятельности
Личностные УУД:
Мотивация к познанию. Формировать умения обобщать информацию и делать выводы.
Регулятивные УУД:
Поиск информации Формирование навыков решения практических задачи(составления плана, формирование вопроса ,тезиса, вывода)индивидуальным образом
Познавательные УУД:
Постановка проблемы ,выбор источников информации, анализ, обобщение фактов и явлений
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других. Понимать другие позиции. Организовывать учебное взаимодействие. Установление продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий.
Результат:
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как в конце действия так и по ходу его реализации.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»
Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека - это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.
-
Что было нового на уроке?
-
Что показалось вам особенно интересным?
-
Что произвело наибольшее впечатление?
-
Понравился ли вам урок?
(учащиеся делают общие выводы по проблеме урока)
Компетенция учителя:
Создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового материала
Личностные УУД:
Оценка своей работы: «достиг ли я своей цели?»
Регулятивные УУД:
Волевая само регуляция Формирование умения применять полученные знания на практике
Познавательные УУД:
Умение структурировать знания, презентовать их составлять публичные выступления
Коммуникативные УУД:
Учитывать позиции других людей, уметь выражать свои мысли. Умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
Результат:
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных программ
VI. Заключительный этап. Домашнее задание
Компетенция учителя:
Прокомментированные (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»)
Личностные УУД:
Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности
Регулятивные УУД:
Составлять план выполнения задания
Познавательные УУД:
Постановка и формирование новой проблемы
Коммуникативные УУД:
Учет позиции других людей, умение выражать свои мысли
Результат:
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Заключительное слово учителя
Домашние задание:
-
Учебник: §4, ответить на вопросы
На основе текста параграфа, дополнительной литературы и географических карт составить образный рассказ от лица очевидца на тему «Я пролетаю над Русской (Западно-Сибирской)равниной» по выбору
-
Заполнить таблицу,стр 21