- Преподавателю
- География
- «Использование таблиц и схем на уроках географии, как одно из средств системно-деятельностного подхода»
«Использование таблиц и схем на уроках географии, как одно из средств системно-деятельностного подхода»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Томаш Ю.Д. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Использование таблиц и схем на уроках географии, как одно из средств системно-деятельностного подхода»
Объяснение нового материала и усвоение его учащимися - это только начало изучения. Почти на каждом уроке мы имеем дело с новой темой и практически не в силах затронуть все пройденные ранее. Работая много лет в школе и выбирая разные приемы и методы, при объяснении нового и закреплении старого материала, я в итоге отдала предпочтение методу заполнения таблиц и схем.
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции - анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.
Но при некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.
Схемы - графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками - геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблицы - «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:
-
Логические
-
Сущностные
-
Последовательные
-
Диаграммы
-
Графики
-
Технические
-
Локальные
Таблицы подразделяют на:
-
Тематические
-
Сравнительные
-
Хронологические
-
Синхронистические
Такое внимание к таблицам и схемам вызвано тем, что они не так часто используются на уроках географии, а если используются то, чаще всего в меловом изображении, плохо различимом на доске. Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.
Причиной этому можно назвать следующие причины:
-
Интерес учителя к схемам и таблицам сегодня не возродился в такой степени, как это было в период строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно - экономической формации.
-
Сегодня в преподавании истории наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причиной тому - отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
-
Попытки возродить указанные средства произвольны и сводятся к желанию поместить всю историю в заданные рамки.
Появление подобных работ стало массовым и вызывает в целом отрицательное отношение учителей, которое распространяется на схемы и таблицы вообще.
Образец - это не стандарт, его можно видоизменять и расширять по усмотрению учителя. Но самое главное то, что в конце прохождения темы ученики имеют в таблице ответы на многие вопросы, подлежащие регулярному повторению. И тогда при повторении они с удовольствием отвечают на вопросы.
Характеристика природной зоны (Африка)
Природная зона
Где располагается
Климат
Почвы
Растительный мир
Животный мир
Экваториальные леса
Центральная Африка
ЭВМ
жарко, +40°, осадки более 3000 мм
Красно-желтые ферраллитные
Фикусы, папоротники, пальмы, лианы, бананы, эбеновое дерево и т.д.
Мартышка, бегемот шимпанзе, жираф, леопард, обезьяна, горилла, змеи, ящерицы, птицы, грызуны, насекомые и тд.
Таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами и являются важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении.