• Преподавателю
  • География
  • «Использование таблиц и схем на уроках географии, как одно из средств системно-деятельностного подхода»

«Использование таблиц и схем на уроках географии, как одно из средств системно-деятельностного подхода»

Объяснение нового материала и усвоение его учащимися — это только начало изучения. Почти на каждом уроке мы имеем дело с новой темой и практически не в силах затронуть все пройденные ранее. Работая много лет в школе и выбирая разные приемы и методы, при объяснении нового и закреплении старого материала, я в итоге отдала пред­почтение методу заполнения таблиц и схем.Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таб...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование таблиц и схем на уроках географии, как одно из средств системно-деятельностного подхода»

Объяснение нового материала и усвоение его учащимися - это только начало изучения. Почти на каждом уроке мы имеем дело с новой темой и практически не в силах затронуть все пройденные ранее. Работая много лет в школе и выбирая разные приемы и методы, при объяснении нового и закреплении старого материала, я в итоге отдала предпочтение методу заполнения таблиц и схем.
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции - анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.

Но при некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.

Схемы - графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками - геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблицы - «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:

  • Логические

  • Сущностные

  • Последовательные

  • Диаграммы

  • Графики

  • Технические

  • Локальные

Таблицы подразделяют на:

  • Тематические

  • Сравнительные

  • Хронологические

  • Синхронистические

Такое внимание к таблицам и схемам вызвано тем, что они не так часто используются на уроках географии, а если используются то, чаще всего в меловом изображении, плохо различимом на доске. Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.

Причиной этому можно назвать следующие причины:

  1. Интерес учителя к схемам и таблицам сегодня не возродился в такой степени, как это было в период строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно - экономической формации.

  2. Сегодня в преподавании истории наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причиной тому - отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.

  3. Попытки возродить указанные средства произвольны и сводятся к желанию поместить всю историю в заданные рамки.

Появление подобных работ стало массовым и вызывает в целом отрицательное отношение учителей, которое распространяется на схемы и таблицы вообще.

Образец - это не стандарт, его можно видоизменять и расширять по усмотрению учителя. Но самое главное то, что в конце прохождения темы ученики имеют в таблице ответы на многие вопросы, подлежащие регулярному повторению. И тогда при повторении они с удовольствием отвечают на вопросы.

Характеристика природной зоны (Африка)


Природная зона

Где располагается


Климат


Почвы

Растительный мир


Животный мир


Экваториальные леса

Центральная Африка

ЭВМ
жарко, +40°, осадки более 3000 мм


Красно-желтые ферраллитные

Фикусы, папоротники, пальмы, лианы, бананы, эбеновое дерево и т.д.

Мартышка, бегемот шимпанзе, жираф, леопард, обезьяна, горилла, змеи, ящерицы, птицы, грызуны, насекомые и тд.




Таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами и являются важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении.

© 2010-2022