Материалы к уроку географии 9 класса Транспорт

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Панова С.С., учитель географии МБОУ Лежневская СОШ №11

Аннотация урока.

Тема: «Транспорт России. Виды транспорта»

Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими уроками, так как продолжает формирование у учащихся понятий о межотраслевых комплексах России, их составе, географии, проблемах.

Задача учителя: сформировать у учащихся представление о транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, их особенностями и недостатками. Обратить внимание на вопросы влияния разных видов транспорта на здоровье человека и экологические последствия влияния их работы на географические оболочки. Урок сопровождается презентацией

Урок построен в форме изучения нового материала, поиска информации о различных видах транспорта и решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.

Особенностью данного урока является сочетание современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе PowerPoint) и проектного метода (в ходе урока представлен результат работы над информационным проектом «Транспорт Ивановской области»), так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом, содержащим необходимую информацию. По ходу урока учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлена информация с основными понятиями по теме урока: состав и задачи транспортного комплекса, виды транспорта, даётся определение понятий «грузооборот» и «пассажирооборот» и т.д.

Обратная связь на уроке выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного ориентирования. Класс разделен на 4 группы, каждая группа будет заниматься изучением отдельного вида транспорта. В ходе урока предполагается использование различных заданий, ориентированных на учащихся с разным типом восприятия информации. Основной упор делается на то самостоятельную деятельность учащихся (работа в группах по поиску информации, работа над индивидуальным информационным проектом).







Конспект урока «Транспорт России. Виды транспорта».

Цель урока: познакомить учащихся с особенности работы транспорта России.

Задачи урока:

1.Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения.

2. Изучить состав транспортного комплекса.

3. Познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот».

4.Познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития.

5.Проанализировать географию ведущих видов транспорта России.

6.Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, экономические, социальные, экологические.

7.Продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

  1. Карты России: экономическая, политико-административная;таблицы, схемы, хрестоматии, справочники.

  2. Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер).

Методы:

Словесные: рассказ с элементами беседы; выступления учащихся.

Наглядные: демонстрация карт, таблиц,схем, компьютерных презентаций.

Практические: составление синквейна, применение кейс-технологий: работа учащихся с различными источниками информации (диаграммой, схемой, картой, справочной литературой),работа с разноуровневыми тестовыми заданиями, работа над информационным проектом,

Ход урока:

I .Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слова учителя: «Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать со следующего задания. Закончите фразу « Кровеносной системой экономики, позволяющей связывать производителей и потребителей является - ……………(транспорт)»

Деятельность учащихся:

Составление синквейна к слову «транспорт»

2 слова - прилагательных ( важный, быстрый)

3 слова - глаголы (перевозить, доставлять, работать)

Предложение с термином «транспорт» (Транспорт занимается перевозкой грузов и пассажиров)

Слова, связанные с первым термином (груз, пассажир, железная дорога)

Многие слова, названные вами при составлении синквейна, будут часто звучать на сегодняшнем уроке, тема которого «Транспортный комплекс».

Презентация «Транспорт России. Виды транспорта»

(Слайд №1, №2)

Слова учителя:

«В этом году мы много работаем с тестами, готовясь к ГИА. Я предлагаю вам несколько тестовых вопросов по теме транспорт из сборника по подготовке к ГИА».

(Слайд №3)

«Скажите, сможете ли вы сейчас справиться с этими вопросами?

Правы те, кто объективно оценивая свои знания, говорит, что не может правильно ответить на все вопросы, ведь мы только начинаем изучать тему «Транспорт России». Надеюсь, что в конце урока вы сможете справиться с этими вопросам, но для этого нам необходимо получить информацию о транспортном комплексе. Это и будет целью сегодняшнего урока. А для того, что бы определить, какая именно информация о транспортном комплексе нам нужна, давайте сформулируем задачи урока. Я предлагаю каждой группе сформулировать и записать на листе вопрос или вопросы по теме «Транспорт России», на которые вы хотели бы получить ответ в ходе сегодняшнего занятия. Помните, что транспортный комплекс это не первый межотраслевой комплекс, который мы изучаем. Вспомнив, алгоритм изучения межотраслевого комплекса, сформулируйте задачи урока».

Деятельность учащихся:

В течение 2 минут учащиеся формулируют вопросы и записывают их на листе формата А-4,при этом они пользуются фломастерами разного цвета, что бы

в последствие сформулированные и закрепленные на магнитной доске вопросы каждой группы легко можно было выделить. Представитель каждой группы озвучивает свою задачу и прикрепляет лист с записанной задачей на магнитную доску.

III. Изучение нового материала.

Слайд № 4.

Слова учителя: «Движение - это жизнь. Если бы люди не могли двигаться, то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл. В наш век скоростей расстояния уменьшились и продолжают уменьшаться благодаря развитию транспорта. В древности, чтобы преодолеть расстояние от поля битвы до своего замка, рыцарь должен был проделать верхом на коне долгий и опасный путь. Сейчас же, купив билет на самолет, за один день можно проделать такое расстояние, на какое рыцарю и его коню пришлось бы потратить несколько месяцев, а может быть, и лет.

Транспорт претерпел долгий процесс развития и совершенствования - от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер ) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному шару. Сильное воздействие на работу транспорта оказал научно-технический прогресс».

Слайд № 5

«Без транспорта невозможно развитие экономики. Транспорт обеспечивает производственные связи промышленности с сельским хозяйством, обмен продукцией между различными районами страны и ее внешнюю торговлю. Освоению новых территорий предшествует проведение транспортных путей. Без него не возможна жизнь современных городов. Велико оборонное значение транспорта. Транспорт не только обслуживает экономику, но и потребляет много электроэнергии, топлива металла и древесины.

Транспорт разделяют на сухопутный, водный, воздушный, электронный и трубопроводный».

Слайд № 6.

«Транспортный комплекс России осуществляет связь между отдельными отраслями и районами страны и занимается своевременным обеспечением потребностей хозяйства и населения в перевозках

Особенности транспортного комплекса России:

  • сам не производит продукцию, а только участвует в её создании

  • резкие различия западной и восточной частей страны по транспортной обеспеченности

  • широтное направление для сухопутных видов транспорта и меридиональное направление речных путей».

Слайд №7.

«При выборе транспорта учитывают себестоимость перевозок его грузоподъемность скорость доставки и местные условия. Иногда, целесообразно сочетание нескольких видов транспорта».

Слайд № 8.

«О работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется тонно-километрами. Грузооборот - это количество перевозимого груза, за определенный период на определенное расстояние».

Слайд № 9

«Когда речь идет о перевозке пассажиров используется другой термин- пассажирооборот. Он рассчитывается с учетом числа перевезенных пассажиров на определенное расстояние».

Слайд № 10

«В местах, где смыкаются несколько транспортных путей, образуются транспортные узлы. В них осуществляют перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Наибольшее число транспортных узлов сосредоточено в Центральной России. Крупнейшим транспортным узлом России является Москва. Когда-то наш с вами поселок находился на перекрестке торговых путей. Не зря его называли «привал для путников семи дорог». Здесь перекрещивались сухопутные и водные торговые пути. Ведь наша Ухтохма раньше была судоходной рекой».

Слайд № 11

«Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Перемещение грузов по транспортным магистралям измеряется их стоимостью. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий».

Слайд № 12.

«Сегодня мы более подробно рассмотрим автомобильный, железнодорожный , трубопроводный и электронный виды транспорта. Каждая группа будет рассматривать определенный вид транспорта».

Деятельность учащихся.

В течение 7 минут каждая группа работает со своим «кейсом», в котором содержится лист - задание, статистические данные о виде транспорта, карты, диаграммы. В каждой группе есть «спикер» он организует работу группы и докладывает о результатах работы, «секретарь» фиксирует выводы, формулируемые в ходе работы группы, «тайм - менеджер», следит за соблюдением регламента работы и выступления группы. Работа учащихся в группах -7 минут.

Учащиеся работают над сбором и обобщением информации по различным видам транспорта и представляют результаты работы (выступление спикеров 3 мин.) В ходе работы групп и выступления «спикеров» учитель по мере необходимости осуществляет коррекцию.

После того как выступили спикеры каждой группы учитель обращается к классу: «Мы узнали много интересных особенностей автомобильного, железнодорожного, электронного и трубопроводного видов транспорта . На следующем уроке нам предстоит познакомиться с водным и воздушным транспортом. А сейчас давайте обратим внимание на развитие транспорта Ивановской области»

Проектная деятельность: за две недели до урока учащимся было предложено выполнить информационный проект на тему «Транспорт Ивановской области». Условием представления проекта было использование мультимедийной презентации и соблюдение регламента выступления -5 минут. Работу над проектом выбрал один из учеников класса (индивидуальный проект).

Учащиеся знакомятся с результатами работы своего одноклассника (презентация «Транспортный комплекс Ивановской области»)

Слова учителя:

«Теперь обратимся к тем вопросам о транспортном комплексе, которые вы сформулировали в начале урока. Получили ли вы ответ на интересовавшие вас в начале урока вопросы? Что бы проверить это обратимся к тестовым вопросам».

Деятельность учащихся:

Учащиеся получают тестовые вопросы и работают с ними в течение 5 мин.

После того как работа закончена учитель оглашает правильные ответы, учащиеся проверяют себя и оценивают правильность выполнения работы по критериям озвученным учителем.

Слова учителя:

«В ходе сегодняшнего урока вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, успешно справились с тестовыми заданиями, а значит - цель урока выполнена».

Домашнее задание: параграф 13 (по учебнику А.И. Алексеева).

Изучить карту в атласе «Транспорт России»

Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

IV. Подведение итогов урока, рефлексия.









© 2010-2022