Урок по географии для 6 класса «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

"Описание материала: Урок по географии для 6 класса «Вулканы, горячие источники, гейзеры» Урок по географии для 6 класса «Вулканы, горячие источники, гейзеры» проводится с использованием электронного учебного пособия «Начальный курс географии. 6 класс». Урок комбинированный. В ходе урока вводится понятие вулкан, строение вулкана, причины образования вулканов, дается характеристика видов вулканов. Демонстрируются видеофрагменты действующих вулканов. Действующие вулканы наносятся на контурную к... Каково строение Земли. Какие движения Земли вам известны? Что происходит при движении земной коры? Что такое землетрясение, его причины? Фронтальный опрос. Задания на проверку понимания связей. Может ли быть землетрясение в нашей местности? словарная работа: дать определение понятиям: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмический пояс. 3. Запись домашнего задания: п. 19, з. 3 (письменно). 4. Изучение нового материала. Вулканы 4. 1 Что такое вулканы? Что такое вулканы?, как они образуются, откуда пошло их название, почему вулканов больше на дне океанов, Что такое гейзеры, почему они фонтанируют? На эти вопросы мы получим ответ в ходе нашего урока. Сообщения учащихся Древние народы считали, что извержение вулкана это великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном чудовищем, олиц...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по географии для 6 класса «Вулканы, горячие источники, гейзеры»Урок по географии для 6 класса «Вулканы, горячие источники, гейзеры»Урок по географии для 6 класса «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Урок по географии для 6 класса «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

с использованием мультимедийного учебника

«География 6 класс»

Тема урока: (6 класс).

Цель: изучение вулканов и гейзеров, их образование, значение и использование.

Задачи:

  1. Образовательная: дать понятия вулканах и гейзерах, природе их образования, практическом использовании человеком.

  2. Воспитательная: воспитывать чувство любви к природе.

  3. Развивающая: развивать любознательность, умение работать с физической и контурной картами.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, мультимедийного учебника «География 6 класс».

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

  3. Запись домашнего задания

  4. Изучение нового материала (с использованием мультимедийного учебника),(объяснение, демонстрация объектов, демонстрация видеосюжетов).

  5. Закрепление по ходу изучения.

  6. Подведение итогов урока

Ход урока.

  1. Организационный момент.



  1. Проверка домашнего задания.

Задания на знания фактов и понятий.

? Каково строение Земли.

? Какие движения Земли вам известны?

? Что происходит при движении земной коры?

? Что такое землетрясение, его причины?

Фронтальный опрос.

Задания на проверку понимания связей.

? Может ли быть землетрясение в нашей местности?

? словарная работа: дать определение понятиям: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмический пояс.

3. Запись домашнего задания: п. 19, з. 3 (письменно).

4. Изучение нового материала.

Вулканы

4.1 Что такое вулканы?

Что такое вулканы?, как они образуются, откуда пошло их название, почему вулканов больше на дне океанов, Что такое гейзеры, почему они фонтанируют? На эти вопросы мы получим ответ в ходе нашего урока.

Сообщения учащихся

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог-громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в тартаре грозит грозный тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

4.2.Образование вулканов. Причины:

1. Как только в земной коре образуется трещина, идущая из глубины к поверхности Земли, давление под ней резко падает и глубинные вещества, разжижаясь, превращаются в огненно-жидкую массу, которая называется магмой. По трещинам она поднимается вверх, теряет часть газов и изливается на поверхность Земли, образуя лаву. Лава постепенно застывает и образует на поверхности вулканические холмы и горы - вулканы. Извержение вулкана, как правило, сопровождается землетрясением, взрывами, страшным гулом, выбросом пепла, камней из жерла.

Больше всего вулканов и землетрясений зарегистрировано именно в тех районах, где сходятся литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана. Самым крупным сейсмическим поясом Земли является Тихоокеанский, или, как его часто называют, Тихоокеанское "огненное кольцо".

2. Океаническая кора тонкая, поэтому лава прожигает ее и образуется вулкана дне океана.

Т.О. Вулкан - геологическое образование, над трещиной земной коры, по которой извергается на земную поверхность лава

(запись в тетради)

* Переход в мультимедйную систему.

-) Показ схемы вулкана, объяснение, рисунок в ттради

Вулканический пепел газы

Кратер боковой

(паразитический)

Жерло Лава

конус



* Переход в мультимедйную систему.

Практика, видеосюжет Этна или Стромболи.

4.3. Виды вулканов (схема в тетради)

Виды вулканов

Действующие потухшие уснувшие

(Тихий океан) Килиманджаро не извергаются, но

Африка нет уверенности, что

их деятельность

прекратилась



4.4. Горячие источники и гейзеры.

В областях распространения вулканов подземные воды нагреваются магмой и выходят на поверхность в виде горячих источников.

* (запись в тетради)

Некоторые горячие источники через определенное время выбрасывают вверх струю кипящей воды и пара - это гейзеры

* (запись в тетради)

Название «гейзер» пришло из Исландии и в переводе означает «горячий»

* Переход в мультимедйную систему.

Практика, видеосюжет Исландия.

Много горячих источников и гейзеров на полуострове Камчатка, там есть заповедник - Долина гейзеров. В ней обнаружено всего 20 гейзеров, 10 крупных пульсирующих источников и более 300 мелких. Самый крупный - «Великан»: извержение длиться 2 минуты, но густой пар продолжает подниматься еще 15 мин. Высота фонтана более 100 м.

4.5. Причины извержения.

Вода нагревается, вулканическим теплом, закипает, гейзер фонтанирует.

4.6. Использование.

-) получение электроэнергии.

-) обогрев жилых домов, теплиц.

-) Место отдыха (Паратунка)

5. Закрепление изученного материала

* Переход в мультимедйную систему.

1. Схема вулкана.

2. Работа со словарем: вулкан, вулканический остров, гейзер,

базальт, лава, магма.

Дополнительная информация

Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи».

* Переход в мультимедйную систему.

В 1810 г. археологами был найден древнеримский город Помпеи, погибший под слоем пепла и лавы во время извержения вулкана Везувий в 79 г. н.э.

Слепая стихия обрушилась на творение рук человеческих и жестоко распорядилась судьбами многих жителей города.

Молодой русский художник Карл Брюллов изобразил эту трагедию на своем полотне «Последний день Помпеи»

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня:

«24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины. Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь..

Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущего города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.»

Но на этом Везувий не успокоился - почти 7 лет уже на протяжении нескольких столетий происходят его извержения.

  1. Подведение итогов урока



© 2010-2022