Рабочая программа Топонимика село -Кокоря

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Алтай

МКОУ «Кокоринская СОШ»

номинация Учебная

тема: Топонимика села Кокоря

авторская программа



Подготовила:

Кудачинова Людмила Боробалановна

воспитатель детской семейной группы ДОУ «Солоны»

МКОУ «Кокоринская СОШ»

ул.Зайсана Очурдяпа, 15, 659786

c.Кокоря, ул Кокышева,31

Кош-Агачский район. РА. 659786

8-913-990-46-37

E-mail- [email protected]

Кокоря 2016

Концепция системы работы по образовательной программе

«Топонимика села Кокоря »

Предлагаемая программа в географическом краеведении посвящен одному из самых интересных разделов лексикологии - топонимике, занимающейся изучением географических названий.

Географические названия - ценнейшие памятники духовной культуры человечества! Они передаются от поколения к поколению и в течении веков и тысячелетий хранят память народа о его прошлом. Информационный потенциал названий велик и разнообразен. Каждое название отражает какие-то особенности именуемого объекта, что обуславливает эффективность привлечения географических названий для решения разнообразных исторических географических и лингвистических задач. Исключительно важное практическое значение имеет адресная функция названий, способность где находится тот или иной объект, где произошло то или иное событие. Эта функция названий используется во всех видах деятельности по управлению обществом и его обслуживании: работа органов образования, военкоматов, налоговой службы, почты, транспорта и т. д. привязывается к местности с помощью названий.

Перед краеведами стоит задача выявить и записать все реально существующие имена рек, озер, гор, поселений, так как они являются памятниками языка, истории, культуры, географии. Они приравниваются к архитектурным памятникам, историческим документам. Топонимы могут быть как очень древними, так и довольно молодыми, они заключают в себе важную культурно-историческую информацию, связанную с духовной и материальной культурой или природой. Они могут указывать на физико-географические особенности, приметы местности, особенно те, которые в настоящее время уже исчезли: истреблены животные, сведен лес, высохла река или озеро или, наоборот, затоплены обширные территории под водохранилища, вместе с ними и уникальные археологические памятники. Топонимы - наша память о языке, об истории и географии. Топоним - имя собственное, название любого географического объекта. Изучением топонимов занимается наука - топонимика. Топонимика изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Слово это греческого происхождения, сложное, состоит из двух слов: топос- "место" и онома- "имя", то есть топонимика - наука об именах, названиях мест. Изучение топонимики является одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры в региональном курсе географии. При изучении топонимов прежде всего следует выяснить те основания и принципы, на которых строятся географические названия. В самой глубокой основе здесь лежит, во-первых, необходимость обозначения отдельных природных объектов с целью ориентировки на местности; во-вторых, всюду и всегда имеется необходимость отметить объекты, важные в хозяйственном отношении. Позже возникли топонимы, происшедшие от личных имен. Антропонимика как наука о собственных именах людей также может многое сообщить краеведам, помочь выявить родословную человека, определить принадлежность к этнической группе. Многие природные объекты часто носят названия по внешним признакам, приметам промыслово- хозяйственного порядка. Населенные пункты обозначают названия, происшедшие от близлежащего природного объекта. К числу устных источников краеведческих сведений следует отнести и беседы, встречи со старожилами, знатоками старины, хранящие местные предания, традиции. Их рассказ всегда интересен своей нестандартностью, помогает представить колорит эпохи. Происхождение топонима характеризует объект на каком-то определенном историческом этапе и дает информацию об этом этапе. Изменения топонимов демонстрируют изменения, происходящие во времени. Указанные особенности позволяют рассматривать изучение топонимики в школьном курсе географии как реализацию одного из аспектов исторического подхода.

О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е. М. Поспелов.

Наиболее целесообразно начинать изучение топонимики с вводного урока "Топонимы Горного Алтая: происхождение и развитие". На уроке рассматриваются вопросы географического положения территории, история заселения и формирование народов. Вводятся основные понятия и термины (топонимика, топоним, микротопоним), раскрывается роль географических названий в нашей жизни, особенности формирования географических названий области. На последующих уроках учащиеся знакомятся с главными источниками и материалами для изучения топонимики. Работа сопровождается практическими занятиями, где учащиеся работают с картами и атласами, литературными источниками. Учащимся даются опережающие задания по темам творческих работ. Эти задания содержат поисковый характер, нацеливают учащихся на сбор и обработку местного краеведческого материала, тем самым учащиеся привлекаются к поисково-исследовательской работе. В течении учебного года учащиеся изучают топонимы, знакомые с детства названия приобретают иной смысл и значение. Изучение микротопонимов ведется по смысловому значению географических терминов, классифицировав их по компонентом природы: топонимы гидрографические, орографические, геоботанические, экономико-географические, ландшафтные.

В практическом осуществлении задач учебно-воспитательной работы школы играет географическое краеведение, которое приобретает особо важное значение в сельской школе. Большое значение в краеведении имеет топонимика. Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов - изучение географии, истории, природы, этнографии, фольклора, экономики своей местности. А топонимика активизирует познавательный интерес учащихся, привлекает их к поисково-исследовательской работе.

Нами собран большой топонимический материал, который помог установить некоторые данные по краеведению, историю, географию родного края. Объектом исследования являются микротопонимы Республики Алтай Кош Агачского района, села Кокоря.

Кокоря - Кёк-Орге, в переводе означающий Небесный Храм - это тот прекрасный уголок Чуи, где берут начало все целебные источники, и где полной силой излучается энергия священных гор, где исцеляет тебя свежее дыхание ледников, лучи ярко мигающих звезд. А Чуйская степь наша колыбель матери, горная цепь, окружающая нас, нам как крепость, как защитница. Благословенной родине коренного народа алтайцев и люди, живущие в этом прекрасном уголке великого Алтая, испокон веков продолжая традиции своих предков, поклоняются Духам Великих гор.







Цель программы: через изучение топонимов родных мест помочь учащимся ближе и глубже познать свой край, привить интерес к изучению его истории, способствовать патриотическому воспитанию. Воспитание этнической личности на формирование этнической личности через изучение топонимов на основе сотрудничества семьи и школы.

Задачи программы:

- знакомство учащихся с топонимикой как наукой, видами топонимов, их этимологией; сбор топонимического материала; изучение особенностей лексики, отражающей географические названия;

- формирование навыка поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; развитие умения вести диалог с различными категориями собеседников; формирование навыка оформления лингвистического бюллетеня; расширение лингвистического кругозора;

- воспитание чувства гордости и уважения к самобытной языковой культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры алтайского народа; бережного отношения к народному слову.







1. Что такое топонимия.

Топонимика как наука о топонимах. Деление топонимов по какому-либо признаку: территориальному (топонимия Республики Алтай), языковому (русско - алтайская топонимия), хронологическому (топонимия XIX в.).

Этимология топонимов.

2. Микротопонимы.

Собственные названия небольшого объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей. Названия рощ, полян в лесу, родников, покоса и т.д.

Беседа с информантами. Выяснение этимологии названий микротопонимов с помощью словарей.

Составление топонимических карточек.

3. топонимика, микротопонимика, антропонимика.

4. Виды топонимов. Гидронимы.

Основные принципы и способы номинации географических объектов. Собственные названия гидрографии: рек, ручьев, озер, болот, прудов. Информационный диалог с коренными жителями села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями гидронимов. Выяснение этимологии топонимов с помощью научно-популярной и справочной литературы.

5. Ойконимы.

Собственные названия населенных пунктов (с.Кокоря, с.Ташанта, с.Тебелер, с.Кош-Агач, с.Теленгит Сортогой, с. Мухор Тархата, с. Ортолык, с. Бельтир, с.Чаган Оозы, с. Курай) Объяснение смыслового значения названий, их происхождения. Названия по природным и хозяйственным признакам объекта, по их принадлежности владельцу; названия - посвящения.

Работа с научно-популярной и справочной литературой.

6. Оронимы.

Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов, оврагов и т.д. Встречи со старожилами села и окрестных деревень. Запись легенд, связанных с названиями оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы. Составление топонимических карточек.

Ожидаемый результат

Топонимика на родном языке коренного населения служит одним из важнейших проявлений национального самосознания, обеспечивает историческую преемственность, сохранение культурной традиции народа.

Образовательная программа топонимика с. Кокоря, Кош -Агачского района, Республика Алтай учащихся с различным уровнем проявляющих интерес к этимологии зыка, истории родного края.

В дальнейшем данная программа поможет определить в выборе профиля обучения в старших классах, а в дальнейшем и в выборе жизненной дороги, одной из которых могла бы стать наука. Например такой ее раздел как топонимика. Объем образовательной программы 34 часа.

Форма контроля: оформление страницы лингвистического бюллетеня, посвященной одному из топонимов; устное выступление с сообщением.

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны

Знать:

- определения основных понятий, связанных с топонимикой как наукой (топонимика, топоним, гидроним, ойконим, ороним, микротопоним);

- основные принципы и способы номинации географических объектов;

- топонимы родного края, их этимологию.

Уметь:

- составлять вопросы для бесед с жителями села;

- вести информационный диалог;

- работать с научно-популярной и справочной литературой;

- систематизировать собранные материалы;

- оформлять лингвистический бюллетень;

- выступать с сообщением по топонимике.





Список литературы:

  1. Алкаган ырыс очогы. К.А. Бидинов. 2007г.

Алтай.Уч-Сумер.

  1. Алтай тил Н.Д. Алмадакова 2007г. мин. Образования

  2. Алтай келерликтин судазы. А. Тундинова. 2000г.

Горно-Алтайск.

  1. Алтай кеп куучындар. 2000г. Горно-Алтайск

  2. Всемирное природное наследие Алтая.2001г

  3. Алтайдын Чолмоны №812,2011г.

  4. Степь и звезды №1 2005г. стр.32,автор, Бидинов К.А.

  5. Степь и звезды №1 2011г. стр. 46, автор, Кудачинова Л.Б.

  6. Степь и звезды №1 2011г. стр. 47, автор, Майхиев В.К.

8


© 2010-2022