Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание рабочей программы


  1. Пояснительная записка.

1.1. нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа;

1.2. цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы Лицея;

1.3. количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета;

1.4. изменения, внесённые в авторскую программу по предмету, и обоснование их целесообразности;

1.5. общая характеристика учебного предмета;

1.6. определение места и роли учебного предмета в учебном плане;

1.7. используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся;

1.8. формы, методы и средства обучения, технологии, используемые при организации образовательного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода.


  1. планируемые образовательные результаты: личностные, метапредметные и предметные освоения учебного предмета;

  2. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

  3. содержание учебного предмета;

  4. поурочный календарно- тематический план;

  5. учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  6. материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  7. лист внесения изменений в Рабочую программу.





  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2.Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2012. - 342 с. (Стандарты второго поколения);

3. Авторская программа к учебнику «Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. 5 кл. - М.: Дрофа, 2014.-140с.»

4. Учебный план на 2015 - 2016 учебный год.

5. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей Эрудит» (ФГОС ООО)

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, согласованные с целями образовательной программы Лицея

Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к этому предмету;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.


1.3. Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета

Количество часов, отведённое на изучение истории согласно учебному плану лицея 35 часов в год при учебной нагрузке 1 час в неделю. Согласно годовому учебному календарному графику рабочая программа учителя составлена на 35 часов. В связи с проведением промежуточной аттестацией учащихся с 16.05.2016 по 21.05.2016 согласно годовому календарному графику будет проведена корректировка.


  1. Изменения, внесённые в авторскую программу по предмету, и обоснование их целесообразности: изменений нет.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.


  1. Определение места и роли учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Начальный курс» на этапе основного общего образования. Программа содержит 27 урочных тем.

1.7. Используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов учащихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

Самостоятельность ответа.

Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.



Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.



1.8. Формы, методы и средства обучения, технологии, используемые при организации образовательного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода


Особенностью образовательных технологий, обеспечивающих реализацию программы, является ориентация на развитие:

· самостоятельности и креативности мышления;

· исследовательских умений;

· коммуникативной культуры;

· умений самоанализа;

· потребности в непрерывном самообразовании.

Особое внимание уделяется методам развивающего и личностно-ориентированного обучения, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, роли самостоятельной творческой исследовательской работы учителя и ученика.

Образовательные технологии, используемые при реализации программы основаны на системно-деятельностном подходе:

  • технология использования в обучении игровых методов;

  • исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология развития критического мышления;

  • творческие мастерские;

  • здоровьесберегающие технологии.

Для достижения поставленной цели можно использовать все многообразие методического арсенала. Накопление изучаемого материала, объем информации должны сводиться не к количеству, а к качеству знаний. Для эффективного преподавания истории сочетаю традиционные методы обучения, так как они дают систему знаний и продуктивные, активные методы обучения, так как они позволяют формировать у учащихся умения, которые должны перерасти в компетенции.

1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.

3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.

4. По характеру познавательной деятельности ученика и участию учителя в обучаемом процессе: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

5. По принципу соединения либо расчленения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

6. По характеру направления мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традиционный.


  1. Планируемые образовательные результаты: личностные, метапредметные и предметные освоения учебного предмета.

Личностные освоения учебного предмета.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры.

Метапредметные освоения учебного предмета.

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников.

Предметные освоения учебного предмета.

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ темы

Раздел, название урока в поурочном планировании

Кол-во часов по программе Бариновой И.И.

Кол-во часов по рабочей программе

Раздел 1. Что изучает география

5

5

1

Мир, в котором мы живем

1

1

2

Науки о природе

1

1

3

География - наука о Земле.

1

1

4

Методы географических исследований.

1

1

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

1

Раздел 2. Как люди открывали Землю

5

5

6

Географические открытия древности и Средневековья.

1

1

7

Важнейшие географические открытия.

1

1

8

Открытия русских путешественников.

1

1

9

Открытия русских путешественников.

1

1

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

1

Раздел 3. Земля во Вселенной

9

9

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

1

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

1

13

Соседи Солнца

1

1

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

1

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

1

16

Мир звезд.

1

1

17

Уникальная планета - Земля.

1

1

18

Современные исследования космоса.

1

1

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

1

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли

5

5

20

Стороны горизонта.

1

1

21

Ориентирование.

1

1

22

План местности и географическая карта.

1

1

23

План местности и географическая карта.

1

1

24

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

1

Раздел 5. Природа Земли

10

10

25

Как возникла Земля.

1

1

26

Внутреннее строение Земли.

1

1

27

Землетрясения и вулканы.

1

1

28

Путешествие по материкам.

1

1

29

Вода на Земле.

1

1

30

Воздушная одежда Земли.

1

1

31

Живая оболочка Земли.

1

1

32

Почва - особое природное тело.

1

1

33

Человек и природа.

1

1

34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

1

35

Резерв

1

1

Итого:

35

35


4. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Что изучает география (5ч)

Тема 1. Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Тема 2. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

Тема 3. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Тема 4. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел 2. Как люди открывали Землю (4ч)

Тема 5. Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Тема 6. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Тема 7. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Раздел 3. Земля во Вселенной (9ч)

Тема 8. Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Тема 9. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Тема 10. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Тема 11. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Тема 12. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Тема 13. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Тема 14. Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Тема 15. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Тема 16. Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Тема 17. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Тема 18. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Раздел 5. Природа Земли (10 ч)

Тема 19. Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Тема 20. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Тема 21. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Тема 22. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Тема 23. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Тема 24. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Тема 25. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Тема 26. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Тема 27. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

5. Поурочный календарно- тематический план (Приложение)


6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

«География. Начальный курс. 5 класс»

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, Т.А. Карташева).

3. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Диагностические работы (авторы И. И. Баринова, М.С. Соловьев).

5. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Наглядный материал:

  1. Рабочая тетрадь. 5 класс. География. Начальный курс (Баринова И.И.,Суслов В.Г.,Карташева Т.А.;М:Экзамен,14) ФГОС

2. Раздаточный материал (коллекция минералов, компас, глобус).

3. Географические карты

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Каждый урок сопровождается слайдовой презентацией, работой с учебником и атласом.

п/п

Учебно-лабораторное оборудование

1

Мультимедийный компьютер

2

Интерактивная доска

3

Мультимедиа проектор

4

Таблица «Ориентирование на местности»

5

Таблица «План и карта»

6

Набор портретов «Путешественники»

7

Карта «Великие географические открытия»

8

Карта океанов

9

Физическая карта мира

10

Физическая карта полушарий

11

Физическая карта России

Видеофильмы и видеофрагменты

12

Видеофильм о русских ученых-географах

13

Видеофильм об известных путешественниках

14

Видеофрагмент «Озеро Байкал»

15

Уроки из космоса. Ожившая карта

16

Крупнейшие реки мира

17

Вулканы и гейзеры

18

Опасные природные явления

19

Земля и Солнечная система


Приборы

20

Теллурий

21

Компас ученический

22

Линейка визирная

23

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000)

24

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)

25

Коллекция горных пород и минералов




8. Лист внесения изменений в Рабочую программу


Тема по КТП

Дата по КТП

Дата проведения по факту

Пути корректировки

(сжатие, совмещение..)


УРОКА

РАЗДЕЛ/ТЕМА УРОКА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ТИП УРОКА, ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ





ПО ПЛАНУ

ПО ФАКТУ


ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ


Раздел 1. Что изучает география (5 ч)

1

Мир, в котором мы живем

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле

02.09 -05.09

Урок "открытия" нового знания.

Изучение содержания параграфа, работа с понятиями

Учащийся должен приводить примеры географических объектов;

описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.

Учащийся должен ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, выделять главное, существенные признаки понятий, искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях

Учащийся должен обладать

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- ответственным отношением к учебе

УЛО 1,2,3, 18

2

Науки о природе

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

07.09-12.09

Комбинированный урок, самостоятельная работа с учебником, работа с понятиями, составление схемы

УЛО 1,2,3, электронное приложение

3

География - наука о Земле

Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

14.09-19.09

Урок "открытия" нового знания.

работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3

4

Методы географических исследований

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

21.09-26.09

Урок комбинированный,

Самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступления своих товарищей

УЛО 1,2,3, 10, электронное приложение

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Методы географических исследований.

География - наука о Земле.

Науки о природе.

Мир живой и неживой природы.

28.09-03.10

урок обобщения и систематизации знаний, работа в группах

УЛО 1,2,3, 10

Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч)

6

Географические открытия древности и Средневековья

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья

05.10-10.10

Комбинированный урок, слушание объяснений учителя, работа с картой

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

Учащийся должен уметь:

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- выделять главное, существенные признаки понятий,

- участвовать в совместной деятельности

Учащийся должен обладать:

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

УЛО 1,2,3, 6, электронное приложение

7

Важнейшие географические открытия

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

12.10-17.10

Комбинированный урок, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, работа с картой

УЛО 1,2,3, 7,13

8

Открытия русских путешественников

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».

19.10-24.09

Урок "открытия" нового знания.

Слушание объяснений учителя, работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 12, электронное приложение

9

Открытия русских путешественников

Освоение Сибири. Практикумы. 1. Работа с контурной картой, учебником, диском

26.10-31.10

Урок-практикум, Работа с контурной картой, учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Географические открытия разных эпох

09.11-14.11

урок обобщения и систематизации знаний, коллективная работа

УЛО 1,2,3, 9

Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

16.11-21.11

Урок "открытия" нового знания.

Слушание объяснений учителя, работа с текстом и иллюстрациями учебника

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Учащийся должен уметь:- составлять

простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами

- оценивать работу одноклассников.

- выделять главное, существенные признаки понятий,

высказывать суждения, подтверждая их фактами

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и деятельности;

- основами экологической культуры.

УЛО 1,2,3, электронное приложение

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

23.11-28.11

комбинированный урок, работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 15, электронное приложение

13

Соседи Солнца

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

30.11-05.12

Урок «открытия» новых знаний, фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3, 19, электронное приложение

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

07.12-12.12

Комбинированный урок, парная работа, работа с текстом и иллюстрациями учебника, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

14.12-19.12

Комбинированный урок, комплексное повторение, работа с текстом учебника, фронтальная беседа

УЛО 1,2,3, электронное приложение

16

Мир звезд.

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

21.12-28.12

урок-экскурсия, фронтальная беседа, групповая работа, просмотр демонстрационного материала

УЛО 1,2,3, 15, электронное приложение

17

Уникальная планета - Земля

Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

11.01-16.01

Комбинированный урок, фронтальная беседа, объяснение наблюдаемых явлений, проектирование домашнего задания, написание докладов

УЛО 1,2,3, 20, электронное приложение

18

Современные исследования космоса

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

18.01-23.01

Комбинированный урок, слушание и анализ выступлений своих товарищей, комментирование выставления оценок, комплексное повторение

УЛО 1,2,3,

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Представления о строении Вселенной.

Планеты

Мир звезд.

Уникальная планета - Земля

Исследования космоса

25.01-30.01

урок обобщения и систематизации знаний, работа в малых группах

УЛО 1,2,3,

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

20

Стороны горизонта

Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование

01.02-06.02

Комбинированный урок, фронтальная беседа, работа с учебником, объяснение наблюдаемых явлений

Учащийся должен уметь:

- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- Работать с компасом;

- Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Учащийся должен уметь:

- составлять описания объектов;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- основами экологической культуры.

- опытом участия в социально значимом труде;

УЛО 1,2,3, 4

21

Ориентирование

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

08.02-13.02

Комбинированный урок, фронтальная беседа, работа с раздаточным материалом, объяснение наблюдаемых явлений, знакомство с прибором компас

УЛО 1,2,3, 4, 21

22

План местности и географическая карта

Изображение земной поверхности в древности. План местности.

15.02-20.02

Урок «открытия» новых знаний, слушание объяснений учителя, работа с картой

УЛО 1,2,3, 5, 10, электронное приложение

23

План местности и географическая карта

Географическая карта. Практикумы. 2. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана.

22.02-27.02

урок-практикум, работа с картой, планом местности, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 5, 10, электронное приложение

24

Повторение по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

План местности и географическая карта

Ориентирование

Стороны горизонта

29.02-05.03

урок обобщения и систематизации знаний, работа в малых группах

УЛО 1,2,3, 4, 5, 10, 21

Раздел 5. Природа Земли (10 ч)

25

Как возникла Земля

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

07.03-12.03

Урок «открытия» новых знаний, работа с текстом и иллюстрациями учебника, фронтальная беседа, проектирование домашнего задания

Учащийся должен уметь:

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- оценивать работу одноклассников.

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;

- составлять описания объектов;

- составлять простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- участвовать в совместной деятельности;

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры.

УЛО 1,2,3, 10, электронное приложение

26

Внутреннее строение Земли

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

14.03-19.03

Урок «открытия» новых знаний, работа с учебником, раздаточным материалом

УЛО 1,2,3, 25, электронное приложение

27

Землетрясения и вулканы

Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор Практикумы 2. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.

21.03-26.03

Комбинированный урок, парная работа, составление схем, работа с учебником, картой, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 17, электронное приложение

28

Путешествие по материкам

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

04.04-09.04

Урок «открытия» новых знаний, работа с картой, учебником, работа в малых группах, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 9, электронное приложение

29

Вода на Земле

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практикумы. 3. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

11.04-16.04

Комбинированный урок, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление и анализ схем, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 7,16, электронное приложение

30

Воздушная одежда Земли

Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

18.04-23.04

Урок «открытия» новых знаний, фронтальная беседа, работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление и анализ схем, объяснение наблюдаемых явлений

УЛО 1,2,3, электронное приложение

31

Живая оболочка Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

25.04-30.04

Комбинированный урок, комплексное повторение, самостоятельная работа с учебником, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 9

32

Почва - особое природное тело

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

02.05-07.04

Урок «открытия» новых знаний, фронтальная беседа, работа с учебником, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3,

33

Человек и природа

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

09.05-14.05

Комбинированный урок, работа с текстом учебника, анализ проблемных ситуаций, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3, 9, электронное приложение

34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

Как возникла Земля

Внутреннее строение Земли

Землетрясения и вулканы

Материки

Оболочки Земли

16.05-21.05

урок обобщения и систематизации знаний, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 9

35

Резервное время

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

23.05-31.05

Урок - практикум. Индивидуальная работа, групповая работа.

УЛО 1,2,3, 9


© 2010-2022