Географическое положение Южной Америки

Цели: учащиеся должны знать (понимать): особенности географического положения  Южной Америки, открытия и освоения территории;     Учащиеся дол Цели: учащиеся должны знать (понимать): особенности географического положения  Южной Америки, открытия и освоения территории; Учащиеся должны уметь: описывать географическое положение континента; определить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; называть  и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путешественников и исследователейжны уметь: описывать географическое положение континента; определить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; называть  и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путеш...    
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Географическое положение, история исследования Южной Америки

Практическая работа №13. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки

Краткое содержание урока

  1. Особенности географического положения Южной Америки.

  2. История открытия и освоения территория

Опорные знания

  1. Южные материки

  2. Алгоритм описания географического положения

  3. Правила определения крайних точек материка и его протяженности

Основные понятия

Физико-географическое положение, широтное положение, крайние точки материка, береговая линия, Новый Свет, Вест-Индия ,Южный океан

Персоналии

Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов

Географическая номенклатура

Крайние точки: С - мыс Гальинас, Ю - мыс Фроуард, З - мыс Париньяс, В - мыс Кабу-Бранку.

Объекты береговой линии:

Перешейки - Панамский;

Каналы - Панамский;

Проливы - Дрейка, Магелланов;

Моря - Карибское;

Заливы - Ла-Плата;

Острова - Огненная Земля, Большие и Малые Антильские, Галапагос

Формируемые умения

  1. Описывать географическое положение континента.

  2. Определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки.

  3. Называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путешественников и исследователей

Вопросы для текущего контроля

  1. Какое место среди материков занимает Южная Америка?

  2. В каких полушариях расположен материк?

  3. С каким материком Южная Америка образует единую часть света?

  4. Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. Почему?

  5. В чем сходство широтного положения Африки и Южной Америки?

  6. Какие особенности широтного положения в отличие от Африки имеет Южная Америка

  7. Какой путешественник открыл Америку, в каком году это произошло

Практические задания

  1. Сравнить географическое положение Африки и Южной Америки, заполнить таблицу в тетради, сделать вывод о сходстве и различиях географического положения и их влиянии на природу материков.

  2. Нанести объекты номенклатуры на контурную карту

Практическая работа №13. Сравнение географического положения Африка и Южной Америки.

Цели: учащиеся должны знать (понимать): особенности географического положения Южной Америки, открытия и освоения территории;

Учащиеся должны уметь: описывать географическое положение континента; определить черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, имена и маршруты путешественников и исследователей.

Персоналии: Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Александр Гумбольт, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов.

Оборудование: глобус, физическая карта мира, физическая карта Южной Америки, портреты путешественников, контурные карты, атласы, оценочные карточки.
Оформление доски: тема урока «Южная Америка»; площадь материка 18 млн.км.кв.; таблица «Крайние точки материка»; Таблица «Книга чудес Южной Америки»; персоналии: Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Александр Гумбольт, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Эме Бонплан, Григорий Лансдорф, Николай Вавилов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Блиц - опрос по вопросам.(Для оценки ответов используются оценочные карточки; красная - «отличная», зеленая - «хорошо», белая - «надо подумать»; за ответы на вопросы, отмеченные *, выдается две карточки.)

- какое место занимает Антарктида среди других материков по площади? (Пятое)

- В чем особенность географического положения Антарктиды? ( Материк полностью расположении в Южном полушарии ( в районе полярного круга))

- Декабрь, январь, февраль - какой сезон года в Антарктиде? Лето.

- В каком году и кем была открыта Антарктида? В 1820 году русскими путешественниками Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.

- впервые Южного полюса достигла экспедиция под руководством? ( Р. Амундсена)

- В 1840 году человек впервые ступил на берег Антарктиды. Это был? Француз Жюль Дюмон - Дюрвиль.

- В каком году прошел Международный географический год, открывший новую страницу в исследовании Антарктиды?* (В 1957 году)

- Чем различается Антарктида на две части по характеру рельефа? (Трансантарктическими горами)

- Какая часть материка (западная или восточная) наиболее высокая? (Западная)

- Назовите наивысшую точку Антарктиды. (Массив Винсон - 5140 м)

- Как называется действующий вулкан Антарктиды? (Вулкан Эребус)

- В каких климатических поясах расположении материк? ( в антарктическом)

- Где в Антарктиде зарегистрирована самая низкая температура? ( - 89, 2 С)

(На станции Восток, на полюсе холода)

- Чем характеризуется климат Антарктиды?

Очень низкими температурами, сухостью (малым количеством осадков), очень сильными ветрами.

- Стоковые ветры - это…? Это постоянные ветры от центра материка к его краям.

- Назовите четыре полюса, существующие из территории Антарктиды*.

Южный полюс, полюс относительной недоступности, полюс холода, Южный магнитный полюс Землю.

- Чем представлен растительный мир Антарктиды? Лишайниками.

- Назовите представителей животного мира Антарктиды.

Пингвины , чайки, буревестники, киты-касатки, тюлени - морские леопарды, синие киты. В прибрежных районах много рыбы, антарктических креветок.

- Приведите аргументы важности материка Антарктида для нашей планеты.

Антарктиду называют «кухней погоды» Земли. Она влияет на климат Земли.

Льды Антарктиды содержат огромное количество пресной воды.

Разрабатывается проект доставки айсбергов в засушливые районы Земли.

Антарктида имеет огромные запасы полезных ископаемых.

На материке нет стран, все люди занимаются научными исследованиями. Антарктиду называют материком без границ, без войн и оружия!

- Назовите самые крупные антарктические станции.

Российская «Мирный» и американская «Мак-Медро»

Рассматривая проекты антарктической станции с максимально комфортными условиями, если такие проекты приготовлены.( Творческое домашнее задание.)

Поведение итогов (подсчет карточек), выставление оценок.

Изучение новой темы.

Мы изучили уже три материка: Африку, Австралию и Антарктиду. Нас ждет еще один материк: Южная Америка. Каждый материк - это особая земля, на которой много интересного и загадочного. Откройте самую первую страницу раздела «Южная Америка» (с. 25 учебника). Давайте посмотрим, как автор назвал этот раздел: «Южная Америка - материк чудес». Почему? Нам предстоит разгадать эту загадку. И мы постараемся создать своеобразную Книгу чудес материка, записи в которой будут начинаться со слов «Самый, самая, самое…

Запишите в тетрадь тему урока «Южная Америка».

А какие чудесные рекорды мы можем записать уже сегодня, еще не изучив подробно материк?

Самая полноводная река мира - Амазонка.

Самая длинная горная система мира - Анды.

Запишем это в тетрадь (оформляется в виде таблицы) под рубрикой:

«Чудеса Южной Америки»

№ПП

Характеристика

Название

Размеры

1

Река с самой большой площадью бассейна

Амазонка

2

Самая длинная горная система мира

Анды

Оставим место для заполнения Книги чудес Южной Америка по ходу изучения материка. В конце изучения Южной Америки каждый может представить составленную книгу и получить оценку за работу.

В заключении изучения материка Южная Америка Книга чудес может выглядеть так:

«Чудеса Южной Америки»

№ПП

Характеристика

Название

Размеры

1

Река с самой большой площадью бассейна

Амазонка

Площадь бассейна боле 7 млн. км. КВ.

2

Самая длинная горная система мира

Анды

6,4 тыс.км

3

Самое высокогорное судоходное озеро мира

Титикака

3812 м над уровнем мира

4

Самый высокий водопад мира

Анхель

1054 м

5

Самое большое озеро

Маракайбо

14350 км.кв.

6

Самая высокая точка

Гора Аконкагуа

6960 м

7

Самый высокий вулкан мира

Гуальятири в Чили

6060 м, год извержения 1960 г

8

Самая большая низменность мира

Амазонская

5 млн.км.кв

9

Самая низкая точка

П- ов Вальдес

- 42 м

10

Самое высокое дерево

СЕйба

Высота более 80 м

11

Самое легкое дерево

Бальса

Легче пробки и не гниет в воде

12

Самое прочное дерево

Кебраччо

В переводе «Сломай топор»

13

Самый крупный грызун мира

Капибара

Вес около 60 кг

14

Самая маленькая птица

Колибри

Вес 2 г

15

Самая красивая бабочка мира

Бабочка морфо

Размах крыльев достигает 210 мм

16

Самая сухая пустыня мира

Атакама

На было ни одного дождя

17

Самый дорогой мех

У шиншиллы

Красивый, прочный и легкий

18

Самая крупная летающая птица планеты

Кондор

Размах крыльев более 3 м

19

Самые большие черепахи

На Галапагосских островах

Длина ее карапакса может достигать 122 см при массе 300 кг

20

Самый большой карнавал мира

В Рио- де - Жанейро, Бразилия

Длится 5 дней

21

Самые большие города

Рио- де -Жанейро, Сан - Паулу

Входят в число крупнейших в мире

Изучение материков будет проходить по привычной для вас схеме:

  1. Географическое положение. История открытия и исследования.

  2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

  3. Климат Южной Америки

  4. Гидрография материка

  5. Разнообразие природы

  6. Население Южной Америки

  7. Регионы Южной Америки

Географическое положение материка.

Почему изучение материка мы начинаем с географического положения? Что мы понимаем под физико - географическим положением материка

Это своеобразный адрес материка.

ГП влияет на природу материка.

Сегодня вы самостоятельно охарактеризуете географическое положение материка Южная Америка, пользуясь планом (учебник с. 249 ) и картами на доске и в атласах. Работаем по рядам. 1 ряд определяет расположение материка относительно экватора, тропиков и полярных кругов. Пункт 2 плана делим пополам: 2- й ряд находит крайние точки, 3 - й ряд определяет протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

Учащиеся отвечают парами: один с места, другой у доски дублирует товарища.

Таблица «Крайние точки материка Южная Америка»

№пп

Крайняя точка по стороне горизонта

Название

Координаты

Широта

Долгота

1

Северная

Мыс Гальина

12 с.ш

72 з.д.

2

Южная

Мыс Фроуард

54 ю.ш.

71 з.д.

3

Западная

Мыс Париньяс

5 ю.ш.

81 з.д.

4

Восточная

Мыс Кабу- Бранку

7 ю.ш.

35 з.д.

Протяженность материка:

- С севера на юг по меридиану 70 з.д.:

12­ +54 =66;

66* 111 км=7326 м

- с запада на восток по параллели 5 ю.ш.:

81 - 35 = 46;

46* 110 км=5060 км

Запись номенклатуры «Южная Америка»:

Крайние точки: Северная - мыс Гальинас, южная - мыс Фроуард, восточная - мыс Кабу- Бранку, западная - мыс Париньяс. Объекты береговой линии: Карибское море, Панамский канал, залив Ла- Плата, Магелланов пролив, пролив Дрейка, Малые Антильские острова, о. Огненная Земля, о-ва Галлапагос, Панамский перешеек.

Беседа учителя и учеников:

- Как расположен материк относительно других материков?

- С каким материком Южная Америка образует единую часть света?

С Северной Америкой.

- Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. Почему?

Потому что Северная Америка была частью Лавразии, а Южная Америка - Гондваны.

Связь с Северной Америкой через Панамский перешеек образовалась лишь в середине кайнозойской эры при образовании Кордильер. Соединяет материки молодой в геологическом отношении, длинный и узкий Панамский перешеек, через который прорыт Панамский канал. Граница между Северной Южной Америкой проводится по Панамскому каналу.

2.Практическая работа №13 «Сравнение географического положения Южной Америки и Африки.

Цель работы:

Развитие навыков проведения сравнительного анализа на основе различных источников географической информации.

Рекомендации: Работа может выполняться как индивидуально, так и в малых группах.

Задание:

  1. Сравнить географическое положение Южной Америки и Африки.

  2. Заполнить таблицу

  3. Определить сходства и различия в географическом положении материков

  4. Сформулировать вывод о вытекающих из сходства последствиях.

Факторы, определяющие ФГП

Название материка

Сходство или различие компонентов природы

Южная Америка

Африка

Отношение к экватору

Пересекает в северной части, расположена в Северном и Южном полушариях

Пересекает почти посередине, расположена в Северном и Южном полушариях

Сходство: расположение в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом поясах

Отношение к начальному меридиану

Расположена в Западном полушариях

Большая часть расположена в Восточном полушариях

Различно

Отношение к тропикам

Пересекает южный тропик

Пересекает северный и южный тропик

Сходство: расположение в жарких поясах

Отношение к океанам

С запада - Тихий, с востока - Атлантический

С запада - Атлантический, с востока - Индийский

Омываются Атлантическим океаном

Береговая линия

Изрезана слабо

Изрезана слабо

Сходство

Примерный вывод: Оба материка имеют значительные сходства в географическом положении материка, что приводит к повторению климата и природы. Но Южная Америка больше сдвинута к югу, поэтому узкая, южная часть материка холоднее. Широкая часть материка расположена в жарком поясе. Оба материка имеют слабо изрезанную береговую линию.

Чем объясняется сходство очертания берегов Южной Америки и Африки. В прошлом это был единый материк.

  1. Из истории открытия и исследования Южной Америки.

Известно, что на картах древних Южная и Северная Америка отсутствовали. Не было ее и на карте Птолемея. Однако легенды о дивных странах, где золота так же много, как песка, где люди украшают себя ожерельями из драгоценных камней, где под жгучим южным солнцем созревают перец, мускатный орех и гвоздика, слагались летописцами в XV веке. Это были легенды, поведанные миру купцами, искателями наживы. Многие ученые того времени высказывали предположение о возможном западном пути к богатым странам Востока.

Единого мнения о том, кто первым достиг Америки, нет. Одни считают, что Новый Свет открыли викинги, другие склоняются к мнению, что азиаты, третьи - жители Океании. Но подлинно известно, что после плавания Колумба эта Земля стала известна всему свету, стала заселяться и осваиваться.

Многие ученые и путешественники внесли вклад в изучение материка.

Были среди них и русские. Используя материал параграфа, а так же дополнительные источники информации ,к следующему уроку вы подготовите мини-сообщение (1-3 сообщения) о вкладе каждого путешественника, записанного на доске. Можно составить таблицу в тетради.

Закрепление изученного

Нанесение на контурную карту крайних точек материка, объектов номенклатуры.

Домашнее задание

Параграф 35 и задания.

Мини сообщения о путешественниках (можно в виде таблицы).



© 2010-2022