Урок по географии на тему Африка

Данные материалы содержат конспект урока и презентацию по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки" в 7 классе. Урок составлен по учебнику "География материков и океанов", авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: урок-путешествие исследовательского характера. В материалах разработки содержатся маршрутные листы, а так же все необходимые карточки, используемые в ходе урока. Разработка была использована в рамках профессионального конкурса "Учите...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии на тему Африка

МОУ «Токаревская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края









Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Африки» (урок географии в 7 классе)









Подготовила:

Леденёва Н.А.,

учитель географии





2011 г

Цели урока:

образовательная: изучить особенности рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения. Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Африки.

развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развитие внимания, памяти, воображения.

воспитательная: формировать умение слушать своих одноклассников, работать в коллективе.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, презентация, тематические карты (физическая карта Африки, карта «Строение земной коры»), атласы, учебники.

Средства обучения: учебные атласы, тематические карты: физическая карта Африки, карта «Строение земной коры»

Литература:

  1. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы/составители С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. - 2-е издание, стереотипное. - М.: Глобус, 2009

  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. - М.: «ВАКО», 2006

  3. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000

  4. Торопова Т.К. География. 6-9 классы: тесты, викторины/автор-составитель Т.К. Торопова. - Волгоград: Учитель, 2009

  5. Ресурсы Интернет - Фестиваль педагогических идей 1 сентября

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок-путешествие исследовательского характера



Ход урока:

Этапы урока

(методы, приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие

Добрый день, ребята! Сегодня урок географии буду проводить я, зовут меня Надежда Андреевна.

Орг. момент

Слайд 1












Слайд 2

Французский писатель-реалист и литературный критик Франс Анатоль утверждал: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома».

Ребята, а вы любите путешествовать? Узнавать новое, неизвестное?

Тогда сегодня я приглашаю вас в путешествие по материку Африка, в котором вы выступите в роли исследователей.

«Африка - неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной земли - латерита, услышишь многоголосый бой там-тамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захватывающих воображение…»

Владимир Корочанцев (путешественник, журналист, долгое время живший на материке и написавший огромное количество статей и книг)

Но прежде, чем отправиться в путь, нам с вами необходимо проверить багаж знаний, который нам нужно взять с собой в это познавательное путешествие.



Отвечают

Проверка домашнего задания








Слайд 3
































Слайд 4



















Слайд 5

1. Вашему вниманию я предлагаю разгадать кроссворд, разгадав который мы с вами проверим знания географической номенклатуры по теме: «ГП Африки» (За каждый правильный ответ вы будете получать жетон)

Урок по географии на тему Африка

По горизонтали: 3. Мыс, самая восточная точка Африки. 5. Самый крупный полуостров Африки. 6. Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова. 9. Мыс, самая западная точка Африки. 10. Самый крупный залив на западе Африки. 11. Канал, отделяющий Африку от Евразии.

По вертикали: 1. Пролив, отделяющий Африку от Евразии. 2. Море, омывающее север Африки. 4. Мыс, самая южная точка Африки. 7. Самый крупный остров у восточных берегов Африки. 8. Море, омывающее северо-восточные берега Африки.

Молодцы! С этим заданием вы справились.

2. Ребята, сегодня утром из почтового ящика я вынула 2 письма.

Адресовано семиклассникам Мельниковской школы от Давида Ливингстона, он желает проверить ваши знания. Только ребята, что-то я подзабыла, кто этот человек?

Вот теперь я припоминаю

В своем письме он допустил ошибки, ваша задача найти их и исправить. (Работа осуществляется в парах. За каждый правильный ответ пара получает 2 жетона)

"Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка - самый большой материк на земле. Экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на две части, лежащие в северном и южном полушариях. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки. Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Мозамбикский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!".







3 Хафун

5 Сомали

6 Мозамбикский

9 Альмади

10 Гвинейский

11 Суэцкий

1 Гибралтарский

2 Средиземное

4 Игольный

7 Мадагаскар

8 Красное



Английский исследователь



"Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка - второй по площади материк на земле, экватор пересекает Африку, и делит ее на две части, лежащие в северном и южном полушариях. Африка омывается водами двух океанов: Атлантическим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Евразии. Суэцкий пролив соединяет Красное море со Средиземным морем. Мозамбикский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!".

Слайд 6


Актуализация знаний и умений учащихся



Слайд 7-8





Слайд 9







Слайд 10


Слайд 11










Сообщение темы урока, целей урока


Слайд 12









Изучение новой темы

























Слайд 13





Слайд 14


































Слайд 15 + звук полета самолета


Слайд 16-17 + африканская музыка












Вспомним! (За каждый правильный ответ вы будете получать жетон):

1. Формы рельефа

- что называется «рельефом»?

- каковы основные формы рельефа суши?

2. П/и, их классификация

- Как называются минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют человеку эффективно использовать их в своей хозяйственной деятельности

- Назовите группы п/и по происхождению (приведите примеры)

Кто из вас догадался, что будет объектом нашего исследования?

Верно. Таким образом, тема урока звучит так: «Рельеф и полезные ископаемые Африки». В ходе путешествия мы изучим особенности рельефа материка и выявим причины этих особенностей. Рассмотрим закономерности размещения месторождений полезных ископаемых и объясним причины их размещения. Продолжим работу с картами.

А сейчас давайте обратимся с вами к «Физической карте Африки»:

- выявите основные формы рельефа материка

- какая из них преобладает?

- обоснуйте преобладание равнин на материке, используя карту «Строение ЗК»

(Что лежит в основе материка? Что можно сказать про складчатые области по занимаемой площади?)

Таким образом, Африка в целом ровный, приподнятый материк. Преобладают плоские формы рельефа, много плоскогорий, приподнятых равнин, занятых пустынями. По преобладающим высотам материк делят на:

Низкую Африку (Северная, Западная) с преобладающими высотами, не превышающими 1000 м.

Высокую Африку (Восточная, Южная) с преобладающими высотами 1000 - 1500 м. (Рассказ сопровождается показом на карте)

Итак, багаж знаний у нас с вами проверен, желание отправиться в путешествие….

Отправляется 2-е экспедиции

Объявляется посадка на рейсы:

1.Мельниково - Аддис-Абеба

2.Мельниково - Ниамей

Просьба пассажиров занять свои места

Вам необходимо зарегистрировать свои группы и выбрать руководителя экспедиции (на столах имеются самолеты с иллюминаторами: под самым большим иллюминатором вы указываете имя руководителя экспедиции, под остальными - членов группы).

Итак, в добрый путь и попутного ветра, господа исследователи!

Звучит звук самолета.

Мы с вами находимся на материке Африка.

Поскольку материк по преобладающим высотам подразделен на 2 крупные части, то экспедиция, прибывшая в Аддис-Абеба будет исследовать Высокую Африку, а экспедиция, прибывшая в Ниамей - Низкую Африку.

На столах у вас инструктивные карты и информационные листы, которые помогут выбрать путь работы. (см. приложение)

Выполнение практической работы, согласно инструктивной карте. Результаты оформить на информационных листах.

По окончании выполнения п/р, руководитель экспедиции со своим помощником предоставят отчет на научно-практической конференции


- все неровности земной поверхности

- Рельеф

Урок по географии на тему АфрикаУрок по географии на тему Африка

горы равнины


- полезные ископаемые

- Полезные ископаемые

Урок по географии на тему АфрикаУрок по географии на тему АфрикаУрок по географии на тему Африка

осадочные,

Урок по географии на тему Африкамагматические,

метаморфические

Рельеф и п/и

Записывают тему урока в тетради.




- на территории материка имеются как равнины, так и горы.

- равнины

- в основе материка лежит древняя Африкано - Аравийская платформа, отсюда и преобладание равнин; меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы занимают меньшую площадь.






….есть

1 ряд занимает свои места за 1 столом (самолет Аддис-Абеба)

2 ряд занимает свои места за 2 столом (самолет Ниамей)



Осуществляют регистрацию, выбирают руководителя




Знакомятся с инструктивными картами и информационными листами

Выполняют п/р

Итог урока













Слайд 18 + звук полета самолета

Каждый отчет оценивается по 5-ти бальной шкале.

А сейчас посчитайте общее количество жетонов. Экспедиция, набравшая наибольшее количество жетонов, зарабатывает оценку «5», а та, что наименьшее количество жетонов - «4»

Наше путешествие подошло к концу и мы с вами можем возвращаться домой.

Заслушивают отчеты, показывают по карте основные объекты


Выставляют оценки в дневники

Домашнее задание


Слайд 19

1. Прочитать § 25

2. Обозначить на к/к основные формы рельефа и полезные ископаемые Африки

* Задание для любознательных:

Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву «К».

Ответы на это задание можно отправить мне на электронный адрес.

Рефлексия

«Знания приумножая, чужие посещать края. Считаю добрым делом я» так считал немецкий писатель-гуманист - Брант Себастьян. А вы, ребята, сегодня на уроке много нового узнали? Сейчас я прошу вас оценить уровень полученных знаний на этом уроке. У вас на столах лежат «разноцветные кружочки».

Зеленый - удовлетворительно

Желтый - хорошо

Красный - отлично

Выберите соответствующий «кружочек» и разместите его на плакат «Юные исследователи Африки»



Размещают «кружочки» на плакат

Заключительное слово

И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

Ребята, большое спасибо вам за урок. Мне было легко и комфортно вести урок.



Урок по географии на тему Африка

По горизонтали: 3. Мыс, самая восточная точка Африки. 5. Самый крупный полуостров Африки. 6. Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова. 9. Мыс, самая западная точка Африки. 10. Самый крупный залив на западе Африки. 11. Канал, отделяющий Африку от Евразии.

По вертикали: 1. Пролив, отделяющий Африку от Евразии. 2. Море, омывающее север Африки. 4. Мыс, самая южная точка Африки. 7. Самый крупный остров у восточных берегов Африки. 8. Море, омывающее северо-восточные берега Африки.

Урок по географии на тему Африка

По горизонтали: 3. Мыс, самая восточная точка Африки. 5. Самый крупный полуостров Африки. 6. Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова. 9. Мыс, самая западная точка Африки. 10. Самый крупный залив на западе Африки. 11. Канал, отделяющий Африку от Евразии.

По вертикали: 1. Пролив, отделяющий Африку от Евразии. 2. Море, омывающее север Африки. 4. Мыс, самая южная точка Африки. 7. Самый крупный остров у восточных берегов Африки. 8. Море, омывающее северо-восточные берега Африки.

"Урок по географии на тему АфрикаЗдравствуйте дорогие семиклассники!

Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка - самый большой материк на земле. Экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на две части, лежащие в северном и южном полушариях. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки. Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Мозамбикский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!".

С уважением, Давид Ливингстон



"Урок по географии на тему АфрикаЗдравствуйте дорогие семиклассники!

Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка - самый большой материк на земле. Экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на две части, лежащие в северном и южном полушариях. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки. Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Мозамбикский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!".

С уважением, Давид Ливингстон

Приложение 1

Инструктивная карта

  1. Анализ карт атласа

  1. Используя карту «Строение земной коры», выявите тектоническую структуру, лежащую в основе высокой Африки.

  2. Соотнесите карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки» и назовите соответствующие данной тектонической структуре формы рельефа.

  3. Назовите основные полезные ископаемые, преобладающие на данной территории.

  1. Результаты проведенного анализа оформите в таблицу

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Особенности данной части материка






















Приложение 2

Информационный лист

  1. Результаты анализа карт атласа

    Форма рельефа

    Тектоническая структура

    Полезные ископаемые

    Особенности данной части материка




  2. Вывод:

Складчатым поясам соответствуют ______________________________(формы

рельефа) и ____________________ полезные ископаемые.





Приложение 1

Инструктивная карта

I.Анализ карт атласа

  1. Используя карту «Строение земной коры», выявите тектоническую структуру, лежащую в основе низкой Африки.

  2. Соотнесите карты «Строение земной коры» и «Физическая карта Африки» и назовите соответствующие данной тектонической структуре формы рельефа.

  3. Назовите основные полезные ископаемые, преобладающие на данной территории.

II.Результаты проведенного анализа оформите в таблицу

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Особенности данной части материка






















Приложение 2

Информационный лист

I.Результаты анализа карт атласа

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Особенности данной части материка




II.Вывод:

Платформам соответствуют ___________________________________(формы

рельефа) и ______________________ полезные ископаемые.







© 2010-2022