Рабочая программа по географии. 7 класс

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МРабочая программа по географии. 7 классУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5


Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей __________

Протокол №__ от ______________

Руководитель ШМО

________ Ф.И.О.

«Согласована»

Зам.директора по учебно-методической работе

______

_____________

Утверждена приказом МБОУ СОШ №5 от _____________ №____

Директор МБОУ

Крымской СОШ №5

________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

7 класс

Учитель Барлаухова М.Э.,

учитель географии

(предмет)

МБОУ Крымской СОШ №5





2015-2016 уч.год

с.Крым


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативные документы и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


1

Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

2

Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 уч.г

3

Примерный недельный учебный план для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 уч.г. в рамках реализации БУП-2004 для основного общего образования.

4

Учебный план МБОУ СОШ №5 на 2015-2016 уч.год

5

География материков и океанов. 7 класс. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. / «Программы для общеобразовательных учреждений 6-9 классы» сост. С.В. Курчина - М. Дрофа. 2012г


  1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Основная цель курса - раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества, в решении проблем окружающей среды.

Другая важная цель курса - создать у учащихся целостное преставление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения целей необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;

  • Создать образное представление о крупных регионах материков и странах, использование природных богатств в хозяйственной деятельности;

  • Усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса;

  • Способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредствам развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

  • Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными картами.


  1. общая характеристика учебного курса «География»

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Федеральном компоненте государственного стандарта этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Федерального компонента - «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.


  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану в 7 классе отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

№ п/п

Название раздела

Количество

часов

Характеристика основных содержательных линий

Требования к уровню подготовки

Темы практических работ, контроль

ВВЕДЕНИЕ

3


Что изучает курс «Географии материков и океанов»

Географическая карта -величайшее творение человечества

Знать:

предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом Уметь:

читать и анализировать географические карты

Главные особенности природы Земли - 13 часов

Литосфера Земли. Рельеф Земли.

4

Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов.

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Знать:

строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

Уметь:

показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф»

Атмосфера и климаты Земли.

4

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов.

Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы

Знать:

типы климатических поясов.

Уметь:

определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику.

Мировой океан - главная часть гидросферы.

3

Части гидросферы: Миро вой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана.

Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане

Знать:

Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.

Уметь: описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений

Географическая оболочка

1

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания

Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

Уметь:

анализировать карту природных зон

Освоение Земли человеком

1

Численность населения планеты, размещение, на­роды и религии, основные виды хозяйственной дея­тельности

Уметь: показы­вать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их столицы


    ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ - 49 часов

    Южные материки

    27

    Важнейшие географические объекты каждого их океанов, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, виды хозяйственной деятельности.

    Знать: особенности природы каждого из океанов Земли, рель­еф дна, образование течений, влияние океанов на природу ма­териков, ресурсы и будущее океанов.

    Уметь: показывать океаны и их части на карте

    Африка

    10

    Особенности географического положения

    Основные черты природы.

    Особенности открытия и освоения территории. Де­ление Африки на природ­ные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

    Численность и размещение населения. Историко-географические этапы за­селения Африки. Опреде­ление географических раз­личий в плотности населе­ния, распространении рас, народов и религий на осно­ве сравнения карт. Влияние природы на фор­мирование духовной и ма­териальной культуры чело­века и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружаю­щей среде. География ос­новных типов хозяйствен­ной деятельности.

    Знать: приемы определения гео­графического положения матери­ка, имена исследователей конти­нента и результаты их работы.

    Уметь: определять географиче­ское положение материка, край­них точек, протяженность с се­вера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

    Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения мате­рика. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы релье­фа, месторождения полезных ископаемых.

    Знать: особенности климата ма­терика. Уметь: показывать климатиче­ские пояса и характеризовать типичные для них погоды, выяв­лять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

    Знать: особенности природных зон материка.

    Знать: численность, плотность, особенности размещения насе­ления; современную политиче­скую карту. Уметь: определять по карте гео­графическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их сто­лицы

    Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города

    Практическая работа 1 «Определение географического положения материка».

    Практическая работа 2 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

    Австралия и Океания

    5

    Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно- хозяйственные и историко- культурные регионы

    Знать:

    приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы.

    Уметь:

    определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии.

    Практическая работа 3 «Сравнение географического положения Австралии и Африки»

    Антарктида

    4

    Особенности географического положения Антарктиды.

    Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории

    Знать:

    приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы

    Уметь: определять географическое положение материка, оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

    Южная Америка

    8

    Особенности географиче­ского положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности от­крытия и освоения терри­тории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

    Численность и размещение населения. Историко- географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной Среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.


    Знать: приемы определения гео­графического положения мате­рика, имена исследователей континента и результаты их ра­боты.

    Уметь: определять географиче­ское положение материка, край- них точек, протяженность с се­вера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географиче­ского положения на особенности природы материка.

    Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

    Знать: особенности природных зон материка.

    Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту.

    Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

    Знать: численность, плотность, особенности размещения населения, современную политическую карту.

    Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы.

    Практическая работа 4 «Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»

    Практическая работа 5 «Выявление по картам взаимосвязи между компонентами природы в одном из ПК»

    Северные материки

    17


    Северная Америка

    7

    Особенности географиче­ского положения матери­ков. Основные черты при­роды. Особенности откры­тия и освоения территории. Деление материков на природные, природно- хозяйственные и историко- культурные регионы.

    Численность и размещение населения. Историко -географические этапы за селения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде

    Знать:

    приемы определения гео­графического положения Север­ной Америки, имена исследова­телей континента и результаты их работы.

    Уметь:

    определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Северной Америки.

    Знать:

    особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки. Особенности климата Северной Америки.

    Уметь:

    называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Показывать климатические пояса

    Знать:

    основные речные системы, озера материка.

    Уметь:

    показывать внутренние воды на карте

    Знать:

    особенности природных зон материка.

    Уметь:

    объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка.

    Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту; состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

    Уметь: определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы

    Практическая работа 6 «Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка»

    Практическая работа 7 «Комплексная характеристика одной из стран материка»

    Евразия

    10

    Особенности географического положения Евразии.

    Основные черты природы.

    Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно- хозяйственные и историко- культурные регионы.

    Численность и размеще­ние населения. Историко-географические этапы за­селения Евразии. Опреде­ление географических раз­личий в плотности населе­ния, распространении рас, народов и религий на ос­нове сравнения карт. Влияние природы на фор­мирование духовной и ма­териальной культуры человека и общества. Адап­тация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. Гео­графия основных типов хозяйственной деятельно­сти.

    Знать:

    приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы.

    Уметь:

    определять географическое положение Евразии, крайних точек.

    Знать:

    особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии.

    Уметь:

    называть и показывать на карте крупные формы релье­фа, месторождения полезных ископаемых.

    Знать:

    особенности климата Ев­разии. Уметь: показывать климатиче­ские пояса и характеризовать типичные для них погоды, выяв­лять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

    Знать: основные речные систе­мы, озера Евразии.

    Уметь: показывать внутренние воды на карте.

    Знать: особенности природных зон Евразии.

    Уметь: объяснять своеобразие природы Евразии, характеризо­вать природу отдельных частей материка.

    Знать: численность, плотность, особенности размещения насе­ления, современную политиче­скую карту Евразии.

    Уметь: определять по карте гео­графическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их сто­лицы

    Знать: состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион, главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города.

    Практическая работа 8 «Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа»

    Практическая работа 9 «Определение типов климата по климатограммам»

    Практическая работа 10 «Составление характеристики одной из рек Евразии».

    Географическая оболочка

    5

    Этапы развития географи­ческой оболочки, состав географической оболочки, связи между ее компонен­тами

    Знать: этапы развития геогра­фической оболочки, как взаимодействуют при­рода и общество, как влияет дея­тельность человека на природу.

    Уметь: называть состав геогра­фической оболочки и объяснять связи между ее компонентами объяснять причины гео­графической зональности, зна­чение природных богатств для человека, влияние человека на природу

    Итого

    70 часов


    1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


    Номер урока

    Дата проведения

    Раздел учебной программы по предмету

    Тема урока

    Кол-во часов

    Основные виды учебной деятельности

    Темы контрольных, практических работ

    1-3


    Введение

    Что изучает курс географии материков и океанов?

    Открытие и изучение Земли.

    3

    Называют предмет изучения курса, особенности построения учебника. Показывают материки, океаны, части света, острова. Объясняют принципы построение градусной сетки.



    Составляют сводную таблицу Великих географических открытий


    4


    Главные особенности природы Земли

    Литосфера, история Земли как планеты. Плиты литосферы

    1

    Называют отличие Земли от других планет.

    Показывают крупные литосферные плиты, сейсмические пояса.

    Объясняют существенные признаки понятий «платформа», «рельеф».


    5


    Геологическое время

    1


    6


    Развитие рельефа. Полезные ископаемые

    1


    7


    Тематический контроль знаний по теме «Литосфера»

    1


    8



    Атмосфера и климаты Земли. Роль атмосферы в жизни Земли

    1

    Называют климатообразующие факторы, климатические пояса, пассаты, муссоны. Объясняют понятия: «общая циркуляция атмосферы», «воздушная масса», «пассаты»; влияние климата на хозяйственную деятельность человека.


    9


    Распределение температуры и осадков на Земле

    1


    10


    Воздушные массы и постоянные ветры

    1


    11


    Климатические пояса и области Земли

    1


    12



    Мировой океан. Свойства воды

    1

    Называют и показывают крупнейшие течения. Объясняют причины их возникновения.


    13


    Течения в океане

    1


    14


    Океан как среда жизни

    1


    15



    Биосфера. Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы и природная зональность.

    1

    Называют границы распространения живых организмов. Объясняют влияние освещенности на природные ритмы.


    16



    Земля - планета людей. Освоение Земли человеком. Страны и религии мира

    1

    Называют и показывают пути расселения человека по материкам. Называют многочисленные народы, мировые религии, основные виды хозяйственной деятельности людей.


    17


    Материки и океаны

    Океаны. Северный Ледовитый океан

    1

    Называют важнейшие географические объекты каждого из океанов, ресурсы океанов. Приводят примеры антропогенных изменений в природе. Объясняют особенности рельефа дна океанов


    18



    Индийский океан

    1



    19


    Атлантический океан самый обжитой и освоенный

    1


    20


    Тихий океан - уникальный объект Земли

    1


    21


    Тематический контроль по теме «Океаны»

    1


    22



    Африка. ФГП. История исследования.

    Практическая работа №1

    1

    Называют имена исследователей континента. Объясняют существенные признаки, понятия, географическое положение. Показывают крупные формы рельефа, важнейшие реки и озера

    Практическая работа №1 «Определение географического положения материка».


    23


    Рельеф и полезные ископаемые.

    Практическая работа №2


    Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

    24


    Климат Африки

    1


    25


    Внутренние воды Африки

    1


    26


    Природные зоны

    1


    27


    Природные зоны. Проблемы охраны природы

    1


    28


    Население и политическая карта Африки

    1


    29


    Страны Северной и Центральной Африки

    1


    30


    Страны Восточной и Южной Африки

    1


    31


    Обобщение по теме «Африка»

    1


    32



    Австралия и Океания. ФГП, история открытия и исследования.

    Практическая работа №3

    1

    Называют имена путешественников. Определяют географическое положение материка в сравнении с Африкой. Объясняют влияние ФГП на природные особенности континента

    Практическая работа №3 «Сравнение географического положения Австралии и Африки»

    33


    Рельеф и полезные ископаемые

    1


    34


    Климат и внутренние воды

    1


    35


    Органический мир и население

    1


    36


    Океания

    1


    37



    Антарктида. ФГП. Открытие и исследование

    1

    Называют имена путешественников. Поясняют понятие «Антарктика». Описывают особенности природных компонентов.


    38


    Рельеф Антарктиды

    1


    39


    Климат и органический мир

    1


    40


    Обобщение по теме «Антарктида»

    1


    41



    Южная Америка. ФГП. Открытие и исследование материка

    1

    Называют маршруты путешественников. Описывают географическое положение материка. Показывают крупнейшие формы рельефа. Составляют образ природного объекта


    42


    Рельеф и полезные ископаемые

    1


    43


    Климат Южной Америки

    1


    44


    Внутренние воды.

    Практическая работа №4

    1

    Практическая работа №4 «Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»

    45


    Природные зоны.

    Практическая работа №5

    1

    Практическая работа №5 «Выявление по картам взаимосвязи между компонентами природы в одном из ПК»

    46


    Высотная поясность в Андах

    1


    47


    Население и политическая карта

    1


    48


    Страны Востока. Страны Анд

    1


    49



    Северная Америка. ФГП. История открытия

    1

    Называют имена путешественников, элементы береговой линии. Объясняют влияние ФГП на его природу.


    50


    Рельеф и полезные ископаемые

    1


    51



    Климат Северной Америки.

    Практическая работа №6

    1

    Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка»

    52


    Внутренние воды

    1


    53


    Природные зоны. Охрана природы

    1


    54


    Население и политическая карта.

    Практическая работа №7

    1

    Практическая работа №7 «Комплексная характеристика одной из стран материка»

    55


    Канада. США

    1


    56



    Евразия. ФГП и история исследования

    1

    Называют имена путешественников. Объясняют роль географических исследований русских исследователей. Называют основные формы рельефа. Определяют климатические показания отдельных регионов


    57


    Рельеф и полезные ископаемые.

    Практическая работа №8

    1

    Практическая работа №8 «Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа»

    58


    Климатические особенности материка.

    Практическая работа №9

    1

    Практическая работа №9 «Определение типов климата по климатограммам»

    59


    Внутренние воды.

    Практическая работа №10

    1

    Практическая работа №10 «Составление характеристики одной из рек Евразии».

    60


    Природные зоны

    1


    61


    Население и политическая карта.

    1


    62



    Страны Европы

    1


    63


    Страны Европы

    1


    64


    Страны Азии

    1


    65


    Страны Азии

    1


    66,67


    Земля - наш дом

    Закономерности развития географической оболочки (ГО)

    2

    Называют состав ГО, закономерности отдельных свойств ГО. Объясняют причины географической зональности, целостности, ритмичности


    68,69


    Изменение природы хозяйственной деятельностью человека

    2


    70



    Обобщение по курсу

    1



    VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


    1. Учебник: Коринская В.А.,Душина И.В.,Щенев В.А. География материков и океанов М. Дрофа 2012г.

    2. Географический атлас 7 класс М. Дрофа 2012г.

    3. За страницами учебника географии.-М.Дофа," 2012г.

    4. Душина И.В.,Коринская В. А.,Щенев В.А. Наш дом Земля.-М. Дрофа,2012г.

    5. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. - М.: Дрофа, 2012.

    6. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое посо­бие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2012.

    7. В.И.Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся на уроках географии 6-10 классы» Москва; Просвещение; 2012год.

    8. Интернет-ресурсы

    Сайты:

    • http: //gao.spb.ru/russian

    • http: //fmm.ru

    • http: //mchs.gov.ru

    • http: //national-geographic.ru

    • http: //nature.com

    • http: //ocean.ru

    • http: //pogoda.ru

    1. Карты: мировые, отдельных материков, физические, тематические и комплексные.

    2. Интерактивная карта мира.

    3. DVD:Уроки географии Кирилла и Мефодия - 7 класс

    4. DVD: природные зоны мира

    5. Гербарий

    6. Таблицы органического мира по материкам.


    1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

    Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом; строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых; гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов. Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши; гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность; особенности природы каждого из океанов Земли, рель­еф дна, образование течений, влияние океанов на природу ма­териков, ресурсы и будущее океанов; приемы определения гео­графического положения матери­ка, имена исследователей конти­нента и результаты их работы; особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения мате­рика; особенности климата ма­терика; особенности природных зон материка; численность, плотность, особенности размещения насе­ления; современную политиче­скую карту; состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города; этапы развития геогра­фической оболочки, как взаимодействуют при­рода и общество, как влияет дея­тельность человека на природу.

    Уметь: читать и анализировать географические карты; показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф»; объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику; описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений; анализировать карту природных зон; показы­вать крупнейшие народы Земли, крупные города и их столицы; показывать океаны и их части на карте; определять географиче­ское положение материка, край­них точек, протяженность с се­вера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние географиче­ского положения на особенности природы материка; называть и показывать на карте крупные формы релье­фа, месторождения полезных ископаемых; показывать климатиче­ские пояса и характеризовать типичные для них погоды, выяв­лять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; объяснять своеобразие природы материка, характеризо­вать природу отдельных частей материка; определять по карте гео­графическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их сто­лицы; имена исследователей континентов и результаты их работы; определять географиче­ское положение материка, крайних точек, протяженность с се­вера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географиче­ского положения на особенности природы материка; читать климатические диаграммы, характеризовать речную систему с установлением связей: река - рельеф-климат, обозначать на контурной карте крупные реки и озера; называть состав геогра­фической оболочки и объяснять связи между ее компонентами объяснять причины гео­графической зональности, зна­чение природных богатств для человека, влияние человека на природу.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • чтения карт различного содержания;

    • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


    КОНТРОЛЬ

    ВВОДНЫЙ: нет

    ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ:

    1. Практическая работа «Определение географического положения материка»

    2. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

    3. Практическая работа «Сравнение географического положения Австралии и Африки»

    4. Практическая работа «Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки»


    1. Практическая работа «Выявление по картам взаимосвязи между компонентами природы в одном из ПК»

    2. Практическая работа «Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка»

    3. Практическая работа «Комплексная характеристика одной из стран материка»

    4. Практическая работа «Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа»

    5. Практическая работа «Определение типов климата по климатограммам»

    6. Практическая работа «Составление характеристики одной из рек Евразии».

    ИТОГОВЫЙ:

    Тестирование


    Система оценивания учебной деятельности

    Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

    Устный ответ.

    Оценка "5" ставится, если ученик:

    1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

    2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

    3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

    4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

    Оценка "4" ставится, если ученик:

    1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

    3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

    4. Ответ самостоятельный;

    5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

    6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

    7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

    8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

    9. Понимание основных географических взаимосвязей;

    10. Знание карты и умение ей пользоваться;

    11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

    Оценка "3" ставится, если ученик:

    1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

    2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

    3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

    4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

    5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

    6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

    7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

    8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

    9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

    10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

    11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

    12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

    Оценка "2" ставится, если ученик:

    1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

    2. Не делает выводов и обобщений.

    3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

    4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

    5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

    Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

    Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

    Оценка "5" ставится, если ученик:

    • выполнил работу без ошибок и недочетов;

    • допустил не более одного недочета.

    Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

    • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

    • или не более двух недочетов.

    Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

    • не более двух грубых ошибок;

    • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

    • или не более двух-трех негрубых ошибок;

    • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

    • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

    Оценка "2" ставится, если ученик:

    • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

    • или если правильно выполнил менее половины работы.

    Примечание.

    • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

    • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

    Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

    1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

    • Время выполнения работы: 10-15 мин.

    • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

    1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

    • Время выполнения работы: 30-40 мин.

    • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

    Оценка качества выполнения

    практических и самостоятельных работ по географии.

    Отметка "5"

    Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

    и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

    Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

    Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.


    Отметка "4"

    Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

    Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

    Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

    Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.


    Отметка "3"

    Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.


    Отметка "2"

    Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

    Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

    Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

    Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

    Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

    Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

    Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

    Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

    1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

    2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

    3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

    4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

    5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

    6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

    Правила работы с контурной картой.

    1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

    2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

    3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

    4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

    5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

    6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

    Критерии оценки презентации

    Критерии

    Баллы

    Оценка
    группы

    Оценка класса

    Оценка
    учителя

    СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ





    Титульный слайд с заголовком

    3




    Минимальное количество - 10 слайдов

    3




    Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

    3




    Библиография

    3




    СОДЕРЖАНИЕ





    Сформулированы цель, гипотеза

    3




    Понятны задачи и ход исследования

    3




    Использование эффектов анимации

    3




    Вставка графиков и таблиц

    3




    Правильность изложения текста

    3




    Результаты и выводы соответствуют цели

    3




    ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ





    Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

    3




    Слайды представлены в логической последовательности

    3




    Красивое оформление презентации

    3




    Единый стиль

    3




    ОРГАНИЗАЦИЯ





    Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося.

    3




    Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией

    3




    СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

    3




    Общее количество баллов




    Принципы подведения итогов:

    1. Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

    2. Итоговый балл классифицируется следующим образом:

    25 - 34 баллов - оценка «3»

    35 - 44 баллов - оценка «4»

    45 - 51 баллов - оценка «5»


    Критерии оценивания буклета

    Критерии

    Баллы

    Само-

    оценка

    Оценка

    групп

    Оценка

    педагога

    Содержание

    Постановка цели

    Цитаты

    Раскрытие темы

    Трактовка понятий

    Объем текста

    5




    Дизайн

    Автор

    Адрес

    1. страница

    2. страница

    Графика

    5




    Орфография

    Грамотность

    2




    Внешний вид

    Cтиль

    2




    Практическая значимость

    4




    Адрес, ссылки, ресурсы

    2




    Всего:

    20




    Итог:






    Принципы подведения итогов:

    1. Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

    2. Итоговый балл классифицируется следующим образом:

    10 - 13 баллов - оценка «3»

    14 - 17 баллов - оценка «4»

    18 - 20 баллов - оценка «5»


    СОГЛАСОВАНО


    Протокол заседания ШМО учителей

    ___________________

    ___________________

    ___________________

    МБОУ СОШ №5

    от _____ 2015г. №1

    Рук. ШМО _______ / _____________

    (подпись) / (ФИО)

    СОГЛАСОВАНО


    Заместитель директора по УМР


    __________ /


    __________ 2015 г.


    4


    © 2010-2022