Рабочая программа по географии 6 класс

Начальный курс географии — первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и, прежде всего ка...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование


Тема урока


Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата


план

факт

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)Цель: познакомить учащихся с новым предметам ,с основными вопросами ,рассматриваемыми в курсе географии.

1

География как наука. Методы изучения Земли.


Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства

Знать: предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

Фронтальный опрос

Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба. Надписать названия материков и океанов

§1


2

Развитие географических знаний о Земле.

№1: «Организация наблюдения за погодой».

Урок изучения нового материала

Знать: основные этапы познания планеты

Выборочный опрос

§2


3

Земля - планета солнечной системы. Практическая работа№2: «Положение Земли в солнечной системе».

Урок изучения нового материала

Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Луну

Выборочный опрос

§3


ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМЛИ. ПЛАН И КАРТА (6 ЧАСОВ) Цель: сформировать представление о форме и размерах Земли, плане местности и условных знаках, масштабе и его видах.

4

План местности. Условные знаки. Масштаб.

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности; определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности; определять по глобусу и карте направления, показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять на карте полюса, направления, географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; описывать по плану карту полушарий и России; владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности

Индивидуальный, фронтальный опрос

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты. Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по картам. Определение географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам. Проведение на контурной карте параллелей и меридианов, в том числе проходящих через свой населенный пункт. Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование

§4,5

5

Ориентирование на местности. Азимут.

Практическая работа№3: «Определение направлений, расстояний и высот точек на глобусе, карте полушарий, карте России».


Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§6

6

Изображение на плане неровностей земной поверхности.


Урок изучения нового материала

Индивидуальный, фронтальный опрос

§7

7

Географическая карта. Градусная сеть


Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§10,11

8

Географические координаты

Практическая работа№4: «Определение географических координат точек и точек по географическим координатам».

Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§12,13

9

Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт


Практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос

§14,15

1. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (21 час) Цель : познакомить учащихся с географическими оболочками Земли: литосфера ,атмосфера, гидросфера, биосфера.

ЛИТОСФЕРА.

РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (5 ЧАСОВ) Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, видах равнин, горных системах.

10

Земля и ее строение. Горные породы и минералы.


Урок изучения нового материала

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океана. Человек и земная кора

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану

Групповой

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте ГП и высоты гор и равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте объектов рельефа

§16,17


11

Движения земной коры. Вулканы. Землетрясения.


Урок изучения нового материала

Индивидуальный

§18,19


12

Рельеф суши. Горы.

Практические работы № 5. «Описание гор и равнин по физической карте по типовому плану».

Практикум

Фронтальный опрос

§20


13

Рельеф суши

Практические работы № 6. «Обозначение объектов рельефа на карте». Равнины.

Рельеф дна Мирового океана.

Практикум

Анализ карт, устный опрос

§21,22


14

Обобщение по теме «Литосфера»

Урок обобщения и повторения

Тестирование

Гидросфера(8часов)Цель: сформировать представление о гидросфере .Ввести понятия: залив ,пролив, полуостров, остров, архипелаг, море, река ,озеро.

15

Гидросфера. Мировой океан, его части


Урок изучения нового материала

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли

Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Уметь: определять ГП объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера

Выборочный

Характеристика карты океанов. Определение ГП объектов: океана, моря, залива, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе

§23,24

16

Свойства океанической воды


Урок актуализации знаний и умений

Выборочный

§25

17

Волны в Океане. Течения. Изучение Мирового океана.


Урок изучения нового материала, практикум

Фронтальный

§26,27,28

18

Подземные воды.


Урок изучения нового материала, практикум

Выборочный

§29

19

Реки.

Практическая работа № 7 «Характеристика реки по типовому плану».

Урок изучения нового материала, практикум

Групповой

§30

20

Озера. Ледники. Практическая работа 3. Обозначение водных объектов на карте.


Урок изучения нового материала, практикум

Индивидуальный

§31,32

21

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы


Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный

§33,34

22

Обобщение по теме «Гидросфера»


Урок обобщения и повторения

Тестирование, фронтальный опрос

АТМОСФЕРА (5 ЧАСОВ) Цель: Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях. Развить умение высчитывать температуру воздуха на разных высотах, определять атмосферное давление ,направление ветра, количество осадков.

23

Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха. Прак.работа8.«Составление графика температур Определение средних температур».

Урок изучения нового материала

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра т его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода, климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли

Назвать и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла поповерхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности

Фронтальный

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание климата своей местности. Описание атмосферы

§35,36,37

24

Атмосферное давление. Ветер .Практические работы № 9 «Составление розы ветров».


Урок изучения нового материала

Фронтальный

§38,39

25

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки


Диалог

Фронтальный

§40,41

26

Погода. Климат. Причины климата. Практическая работа 4. Наблюдение погоды. Распределение солнечного света и тепла на Земле.


Исследование, практикум

Групповой

§42,43,44,45

27

Обобщение по теме «Атмосфера»

Урок обобщения и повторения

Индивидуальный

БИОСФЕРА (3 ЧАСА) Цель: сформировать представление о факторах распространения организмов на земле . Ввести понятия биосфера ,широтная зональность, высотная поясность.

28

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны.


Беседа, изучение нового материала

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Объяснять: понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах

Фронтальный

Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком. Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов

§46,47

29

Организмы в океане. Воздействие организмов на оболочки Земли. Почва.


Урок изучения нового материала

Фронтальный

§48,49

30

Природный комплекс


Практикум

Выборочный

§50

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ЧАСА) Цель: сформировать представления о расах , их внешних различиях, численности населения, политической карте мира .

31

Население Земли


Урок изучения нового материала

Человечество - единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы

Знать: численность населения Земли, основные расы.

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран

Выборочный

Составление полного описания географического комплекса своей местности

§51,52

32

Типы населенных пунктов

Практическая работа № 10

«Обозначение на к/к крупнейших государств и их столиц».

Урок изучения нового материала

Фронтальный

§53,54

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1 ЧАС) Цель: сформировать представления о влиянии природы на жизнь человека.

33-34

Влияние природы на жизнь и здоровье человека


Беседа

Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Называть меры по охране природы

Тестирование

§55

ОБОБЩЕНИЕ ЗА ВЕСЬ КУРС (2 ЧАСА) Цель : закрепить у учащихся знания полученные за курс географии 6 класса.

35

Обобщение за весь курс


Урок повторения и обобщения

Тестирование.



© 2010-2022