Проект Мой край Горная Шория

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект: «Мой край горная шория».

Пояснительная записка

Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России.

Все чаще говорится о том, что традиции, культура малочисленных народов исчезает. И именно поэтому создаются организации по восстановлению традиций коренного населения. Создаются краеведческие музеи, танцевальные ансамбли, археологические кружки, в школах изучается традиционная культура своего народа, возрождается язык, проходят различные семинары, конференции.

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Сегодня и профессиональные педагоги, и простые обыватели солидарны в том, что большую роль в воспитании играет приобщение детей и подростков к истокам традиционной культуры этносов, проживающих рядом, на территории "малой" Родины, региона, страны.

Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи. Очень важно вовлечь детей в активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурных традиций.

Большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности располагает дополнительное образование, т.к. оно базируется на познавательных, творческих интересах и потребностях личности, и объединяет воспитание, самовоспитание, обучение, развитие в единый процесс с целью удовлетворения познавательных интересов и творческого потенциала воспитанников, способствующих самореализации личности. Дополнительное образование выступает гарантом социальной защищенности таких детей, обеспечивает условия для нормальной жизни, развития всех задатков и способностей адаптации к социальной среде и максимально безболезненное вхождение в эту среду, компенсируя тем самым развитие творческой деятельности, отсутствие родительской заботы. В системе дополнительного образования накоплен большой опыт социальной и воспитательной работы в различных направлениях деятельности, в том числе и с детьми - сиротами.

Одной из самых интересных страниц в истории Кузбасса является история культуры малочисленного, коренного народа шорцы.

Знакомство с национальным эпосом позволяет детям сделать вывод о вечности ключевых нравственных категорий, свойственных для любой этнической общности, помогает увидеть мир ощущений шорского народа, уклад его жизни, отношение к природе, любовь и преклонение перед ней как перед источником жизни. Прикосновение к другой ментальной среде, проникновение в мир нового быта дают возможность подрастающему поколению воспринимать себя не единственными жителями Земли, а личностью, сопричастной со многими национальными группами, их духовным миром и культурными традициями. Особенно значимо это становится в подростковом возрасте: по мнению психологов, часто упускается из виду, что процессы негативизма у подростков протекают на фоне развития социально-положительных чувств, связанных с добрыми побуждениями, стремлением к доброжелательности в общении с окружающими.

Таким образом, программа, нацеленная на погружение в другую национальную среду - это благоприятный фон для развития гуманного отношения к окружающему миру и развития гуманитарного мышления. Программа рассчитана на один год обучения.

Цель: Научить детей понимать и любить свою национальную культуру. Дать понимание и осмысление развития национальной культуры символов, образов, хореографии, праздников, быта, рода занятий.

Задачи:

  1. Сформировать представление о национальной шорской культуре, хозяйственной и семейно-бытовой жизни шорского народа.

  2. Дать представление о традиционной системе "языка" произведений народного творчества, учитывая его историческую динамику, которая проявляется в своеобразном сочетании шаманизма и христианского начал.

  3. Познакомить детей с разнообразием шорского фольклора, сказаниями, обрядами.

Предполагаемые результаты:

  • программа обеспечит развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной шорской культуре;

  • разовьет индивидуальные задатки и способности воспитанников, сформирует веру в свои способности и собственную успешность;

  • адаптирует к социальной среде;

Формы и методы работы:

а) словесные методы: лекция, рассказ, беседа;

б) наглядные методы: методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа;

в) аудиовизуальные методы: сочетание словесных и наглядных методов;

г) практические методы: методы упражнений, проведение опытов, выполнения трудовых заданий.

Содержание образовательной программы

Содержательная часть программы представляется следующими блоками:

1 блок. Шорцы кто они? Знакомство с проблемой происхождения шорцев, откуда они взялись, этнический состав шорцев, расселение, родовые племена, имена.

2 блок. Знакомство с шорским фольклором, героические сказания, герои и богатыри, шорские сказки, кай и кайчи.

3 блок. Знакомство с бытовой и обрядовой культурой шорцев, промысловые угодья, промысловая одежда, охотничьи балаганы, рыболовство, мотыжное земледелие, обработка дерева, поселения, жилища и хозяйственные постройки, одежда, обувь, головные уборы, прически, украшения, домашняя утварь и пища, христианство и традиционные верования, шаманизм.

4 блок. Современная шорская поэзия, шорские поэты, основные мотивы, темы, воспевание природы, поэты о судьбе шорского народа.

5 блок. Знакомство с оберегами шорцев из какого материала они делались, и изготовление, экскурсии в краеведческие музеи, встречи со старейшинами рода шорцев.

Тематическое планирование:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Знакомство с историей Кузбасса, Горной Шорией.

Работа с картой Кемеровской области.

Занятие: «Что в имени твоём река?» География края. Реки Кузбасса и Горной Шории.

Работа с картой.

Растительный и животный мир Горной Шории. Полезные ископаемые

Работа с картой, просмотр фильма.

«Шорцы, кто они?» Изучение истории шорского народа.

Занятия в клубе «Пламя», просмотр фильма.

Современное географическое расселение шорцев.

Занятие в клубе «Пламя».

Язык и диалекты шорцев. Этнографические группы.

Занятие в клубе «Пламя».

Исторические предки шорцев.

Понятие «сеок»-род. Родовая гора, древо, тотемное животное.

Занятие в клубе «Пламя».

Хозяйство шорцев и других предков шорского народа.

Экскурсия в краеведческий музей.

Скотоводство (предметы ухода за домашними животными, орудия выпаса, орудия заготовки кормов).

Создание буклета (рисунки, фото).

Ручное земледелие (орудия обработки земли, орудия для посева и жатвы, орудия для обработки зерновых).

Создание буклета (рисунки, фото).

Пчеловодство (ульи, орудия ухода за пчёлами, орудия выгонки и хранения мёда).

Создание буклета (рисунки, фото).

Обработка волокон и шерсти, выделка шкур и кожи, деревообработка.

Создание буклета (рисунки, фото).

Охотничий промысел, рыболовство и собирательство (орудия охоты и рыболовства, снаряжения, средства передвижения).

Создание буклета (рисунки, фото), просмотр фильма.

Традиционная культура шорцев. Дома и постройки. Внутреннее убранство жилища, предметы интерьера.

Создание макета жилища шорцев-юрты, покрытой берестой.

Предметы быта: очажная и печная утварь, столовая утварь. Предметы личной гигиены.

Создание буклета (рисунки, фото).

Национальная одежда и обувь (национальная одежда женщин и мужчин, головной убор, шорские сапоги «одук»). Национальный костюм шорского шамана.

Пошив национального шорского костюма на куклу.

Национальные украшения шорского народа, особенности причёсок.

Изготовление национальных украшений, оберегов, подвесок.

Традиционные верования и культы шорцев.

Проведение обрядов.

Знакомство с шорскимфольклором, сказками.

Чтение сказок.

Современная шорская поэзия, шорские поэты и художники.

Вечер встреч с поэтами и художниками.















Список литературы:

1.Атлас для школьников Кемеровская область. М. - Просвещение, 2002.

2.Арбочакова Л.Н. «Алып кускун». Шорское героическое сказание [ Текст]/ Л.Н. Арбочакова - Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2011- 133с.

3.Галаганов З.П. История Кузбасса/ З.П. Галаганов// Кемерово: СКИФ Кузбасс, 2006.

4.Дыренкова Н.П. Шорский фольклор [Текст]/ Н.П. Дыренкова-М-Л., 1940-445с.

5.Казаркин А.П. Литературное краеведение в Кузбассе. Учебное пособие/ А.П. Казаркин//Кемеровское кн. Изд-во-1993.

6.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] / В.М. Кимеев - Кемерово. Кн. Изд-во, 1989-189с.

7.Курпешко-Танагашева Н.Н., Апонькин Ф.Я. Шорско-русский и русско-шорский словарь [Текст]/ Н.Н. Курпешко-Танагашева Ф.Я. Апонькина - Кемерово. Кн. изд-во, 1993-149с.

8.Калюпанов В.В. Золотая Шория[Текст]/ В.В. Калюпанов - Кемерово, 1995.

9.Кацюба Д.В. Устное народное творчество коренных народов Кузбасса - телеутов и шорцев. [Текст]/ Д.В. Кацюба - Кемерово: Изд-во облИУУ, 2001.

10.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма [Текст]/ М.Н. Мерцалова - М.: Легпромбыт изд-во, 1975 - 256с.

11.Чульжанова Л. « Алтын Шор» Золотая Шория[Текст]/ Л. Чульжанова. - Междуреченск, 2010.

12.Шорцы. Библиографический указатель. Кемерово, 1991.

13. lik - kuzbassa. narod.ru

14. olonkho.info



© 2010-2022