Ий урок по теме Экономические районы Европейской части России

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Обобщающий урок по экономическим районам европейской части России .

Цели:

Закрепить знания об экономических районах европейской части России.

Проверить умение определять районы по картам и умение определять экономиче­ский район по ключевым признакам

Задачи:

Образовательные:

способствовать развитию познавательных УУД

- осуществлять поисковую деятельность в обучении;

- осознанно строить речевые устные и письменные высказывания;

- давать развёрнутые и короткие ответы на вопросы;

- грамотно и ясно формулировать свои мысли.

Развивающие :

способствовать формированию коммуникативных УУД

- адекватно реагировать на выступления сверстников;

- позитивно относится к процессу сотрудничества.

Развивать личностные УУД

- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

- осознание ответственности за коллективное дело.

Развивать регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную цель;

- осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Воспитательные:

способствовать воспитанию ответственности, чувства собственного достоинства, чувства коллективизма

Оборудование: политико-административная карта РФ , географические пазлы субъектов России, дидактический материал- контуры районов , компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.

ПЛАН УРОКА:

I .Организационный момент.

I I . Актуализация знаний

1.Географическая разминка

III . Самостоятельная работа с контурными картами

IV. Определение районов по ключевым словам

V . Поисковая работа ( работа с учебником)

Вставить в текст пропущенные слова.

VI . Охарактеризуй географический объект и из какого он района .

VII Олимпиадное задание

VIII . Задания из кимов ОГЭ и ЕГЭ

IX . Рефлексия

X . Итог урока

ХОД УРОКА

I Организационный момент

Приветствие учащихся.

На слайде карта «Экономические районы России»

- Что изображено на этой карте?

- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

-

II Актуализация знаний

Географическая разминка.

Вопрсы для учащихся

1.Самый большой по площади район в Европейской части России .

( Северный или Европейский Север)

2.Самый маленький район в Европейской части России.

( Центрально - Чернозёмный)

3.Самый заселённый район России.

( Центральный)

4.Менее всего заселенный район .

( Северный)

5. Самый многонациональный район.

( Северный Кавказ)

6. На территории этого района больше всего городов -миллионеров.

( Уральский)

7.Самый западный район России

( Северо - Западный )

8. Самый вытянутый с севера на юг район.

( Поволжье)

9. В состав этого района входит 2 области и 3 республики,

( Волго - Вятский)

10. На территории этого района находятся больше всего металлургических предприятий . ( Уральский)

Учащиеся во время ответа подходят к доске и собирают контур названного района из географических пазлов. В итоге будут собраны 8 районов , они сдвигаются и получается Европейская часть России.

III .Самостоятельная работа по контурным картам.

Контуры напечатаны на листах только Европейская часть России у каждого учащегося на столе.

1 вариант на контурах обозначены разными цветами районы и пронумерованы , а на листах под буквами написаны районы. Задание : установите соответствие между цифрами на карте и буквами( названием района) на листах.

2 вариант на контурах районы обозначены буквами , а на листах обозначены цифрами. Задание : установите соответствие между буквами на карте и цифрами ( названием районов) на листа.

По окончании работы проводят взаимопроверку по ключу на слайде.

IV. Определение районов по ключевым словам.

Учащимся было дано опережающее задание 8 чел

Зачитывают характерные черты района , а весь класс определяет район.

Характеристика № 1

1. На территории района находится старая металлургическая база.

2. Это сухопутный район.

3. Одна из отраслей специализации - тяжелое машиностроение. Ответ: Урал.

Характеристика № 2

1. Это самый многонациональный район России.

2. На юге района распложены горы.

3. Большая часть населения живет в станицах и аулах. Ответ: Северный Кавказ.

Характеристика3

1. В районе очень благоприятные природные условия.

2. Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.

3. Важная проблема района - водная. Ответ: Северный Кавказ.

Характеристика № 4

1. В состав района входят только области.

2. Это индустриальное ядро России.

3. Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, хи­мическая и текстильная промышленности. Ответ: Центральный район.

Характеристика № 5

1) В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

2) В районе нет ни одного города-миллионника.

3) Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (или АПК).

Ответ: Центрально-Черноземный район.

Характеристика № 6

1) На западе района ведется добыча руд, а на востоке - топлива (угля, нефти, газа).

2) Коренное население района относится к финно-угорской группе.

3) Здесь недавно начата добыча алмазов, г: Северный район.

Характеристика № 7

1) В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнерге­тика, машиностроение, нефтехимия.

2) Развит речной транспорт.

3) Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов).

Ответ: Поволжье.

Характеристика № 8

1) Это самый маленький по площади район.

2) Важнейшая отрасль специализации - машиностроение.

3) Крупнейший город района - морской порт.

V. Поисковая работа ( работа с учебником)

Вставить в текст пропущенные слова.

Парная работа

Нечётные парты - (1,3,5 на каждом ряду) работают с текстом «Хозяйство Поволжья»

Ядро хозяйства Поволжья составляют несколько взаимосвязанных межотраслевых комплексов: машиностроительный, конструкционных материалов, т - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -, агопромышленный .

Центральное место среди них принадлежит машиностроению. Оно сосредоточено в крупных промышленных узлах - Казань, - - - - - - , - - - - - - - . Поволжье давно и по праву называют « - - - - - - - - - - - - - цехом » страны . Здесь изготавливают более 80 % легковых и около 20%

- - - - - - - - российских автомобилей.

Самолёты производят в Казане, - - - - - - , Саратове .

Горнохимическая промышленность ведет добычу серы в - - - - - - - - -

области и солей в озёре - - - - - - - - - .

В Нижнем Поволжье видная роль принадлежит - - - - - - промышленности.

Здесь вылавливают - - - - - - - - - рыб. ведут заготовку икры.

Чётные парты ( 2,4,6 на каждом ряду) работают с текстом «Хозяйство Урала»

Урал всегда был и остается преимущественно промышленным районом. Основа уральского хозяйства - два взаимосвязанных межотраслевых комплекса : конструкционных материалов и м - - - - - - - - - - - - - - - - й .

Старейшая отрасль района - м - - - - - - - - я. Она возникла здесь благодаря

Огромным запасам разнообразных высококачественных - - - . К середине XVIII в. Урал стал крупнейшим металлугическим районом.Здесь выплавляют 2/3 чёрных металлов и 90% - - - - России.

Урал - один из основных в стране поставщиков - - - - - - - - - - -

Удобрений, прежде всего - - - - - - - - , которые производят в городах

Березняки и - - - - - - - - - . Со времен Великой Отечественной войны известны уральские города - производители оружия : Челябинск и Нижний Тагил ( т - - - - ), Ижевск ( с - - - - - - - - - - о - - - - - ) , Пермь ( артиллерийское оружие).

Урал крупный с/х район. Главная специализация района - выращивание пшеницы.. Оренбургская область славится особой породой - - - , из - - -

Которых изготавливают знаменитые оренбургские п - - - - - .

VI . Охарактеризуй географический объект и из какого он района

На карточках написаны географические объекты . карточки лежат на столе у доски , перевёрнуты.т.е объект не видим. Учащиеся по желанию берут любую карточку и отвечают.

1. КМА - это … ( месторождение железной руды в ЦЧЭР)

2. Соликамск и Березняки - это… ( центры производства калийных удобрений в УЭР)

3. Череповец - это… ( центр чёрной металлургии в СЭР)

4. Коми - это…( республика в составе СЭР)

5. Тольятти - это…( центр автомобилестроения в ПЭР)

6. Энгельс - это… ( центр производства троллейбусов в ПЭР)

7. Липецк и Старый Оскол - это…( центры чёрной металлургии в ЧЦЭР)

8. Кислогубская - это…( единственная приливная электростанция в

СЭР)

9.Набережные Челны - это… ( город с автозаводом КамАЗ а ПЭР)

10. Костомукша - это.. ( месторождение железной руды в Карелии , т.е в СЭР).

11. Новороссийск - это…( нефтеналивной порт на Чёрном море в СКЭР)

12. Ижевск - это…( столица Удмуртии, центр производства стелкового

оружия в УЭР).

VII . Олимпиадное задание.

Установите соответствие между городами и их образными названиями

1. Нижний Новгород А) Северная Пальмира

2. Ростов-на-Дону Б) « Столица Урала»

3. Москва В) «Карман России»

4. Сергиев Посад Г) «Ворота Кавказа»

5. Санкт-Петербург Д) Духовный центр русского

православия

6. Екатеринбург Е) Третий Рим.

VIII . Задания из Кимов ОГЭ и Е ГЭ

1 вариант определите название экономического района по его краткой характеристике

- Это район имеет выход к трём морям; население малочисленное, с высокой степенью урбанизации, большинство коренных жителей относится к финно-угорской языковой группе; основные отрасли специализации : ТЭК, лесная и деревообрабатывающая, черная и цветная металлургия, рыбная промышленность.

( Ответ - Северный экономический район)

2 вариант определите название экономического района по его краткой характеристике

Один из важнейших индустриальных районов страны .На базе чрезвычайно богатых и разнообразных местных ресурсов развиваются энергопроизводственные циклы выплавки чёрных и цветных металлов , а также машиностроительный, нефтегазохимический, горнохимический и лесопромышленный. Тесная взаимосвязь этих циклов - особенность промышленности района. Район характеризуется неблагополучной экологической ситуацией, пять из десяти наиболее загрязнённых городов России расположены на его территории.

(Ответ - Уральский экономический район)

IX Рефлексия

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни

X .Итог урока

6

© 2010-2022