Урок окружающий мир на тему Природные зоны России (4 класс)

Раздел География
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Автор: Безумова Ольга Борисовна

Предмет: Окружающий мир

Тема: Природные зоны России

Класс: 4

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» для 4класса под редакцией А. А. Плешакова

Технологическая карта урока окружающий мир в 4 классе по учебнику А. А. Плешакова выполнила Бавыкина О.С.

Этапы

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Снова пришёл долгожданный миг

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Проверяют готовность к уроку, эмоционально включаются в деловой ритм урока.

Личностные: понимают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения -самоопределение

. Актуализация необходимых знаний

Актуализировать опорные знания и способы действий.

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

Зачем нам надо изучать природные зоны?

- Сегодня у нас контрольно - обобщающий урок по теме «Природные зоны России». (Слайд 1)

Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

Отвечают на вопросы учителя

Участвуют в обсуждении проблемы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

. Целеполагание и мотивация

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

Наша задача - проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. Если вы будете правильно отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

Знакомятся с листом «Дорожка знаний»

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

. Обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России»

1 этап «Узнай меня»

Проверить и обобщить знания учащихся по разделу: «Природные зоны России», выявить знатоков природы.

- Наша дорожка состоит из нескольких этапов.

(Слайд 2)

- Я зачитываю описание природной зоны, а вы записываете ответ.

1) Эта зона - царство снега и льда. Зимой - полярная ночь, летом - полярный день.

2) Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песками. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая.

3) Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима холодная с сильными ветрами, длится 8-9 месяцев. Земля промерзает на большую глубину.

4) Эта зона - бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима короткая. Довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, дождей выпадает немного. Почвы плодородны.

5) Зона занимает больше половины территории России. Богат и разнообразен животный и растительный мир.

6) Черноморское побережье Кавказа - это зона …

Проверка (если ответ неверный, слово зачёркиваем)

На доске карта природных зон. Вывешиваю аншлаги на доску к карте.

1) Арктика

2) Пустыня

3) Тундра

4) Степь

5) Лес

6) Субтропики

Работают на листочках, формулируют название природных зон по данному учителем описанию





Работают на листочках (если ответ неверный, слово зачеркиваем) ищут правильные ответы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;





Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- Расположите природные зоны, как они протянулись с севера на юг.

(показать на карте)

- Какая природная зона занимает самую большую территорию?

- В какой природной зоне расположен Ненецкий автономный округ?

( в зонах тундры и лесотундры)

Сейчас подведём итоги 1 этапа, отметим результаты на дорожке.

Если у вас все ответы правильные, заштрихуйте 6 клеточек, если 5 ответов верны - 5 клеточек и т. д. 1 клетка - это 1 км. Сколько километров вы прошли?

1 этап дорожки прошли.

Привал (физминутка)

Показывают природные зоны на карте, работа в парах

Оформляют дорожку знаний

Коммуникативные: работа в паре, слушание собеседника.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности

Регулятивные: самооценивание, определение границ знания и незнания

2 этап «Сделай выбор»









3 этап «То ли правда, то ли ложь»













4 этап «Кто здесь лишний»



5 этап «Доскажи словечко»



Выявить в тестовой форме знания по зоне Арктики









Выявить в диагностическом режиме «верно» - «неверно» знания о тундре











Выявить в диагностическом режиме «лишнее слово» знания о природных зонах



Выявить в диагностическом режиме «допиши словечко» знания о природных зонах

(Слайд 3)

- Мы посвящаем его зоне Арктики. Эта природная зона до конца ещё не исследована и мы будем её исследовать.

Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.

Тест

1.Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Северного ледовитого океана

2.Территория зоны…

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения

3.В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия

4. В ледяной зоне растут…

а) черника, морошка, карликовая берёза;

б) лишайники, мхи, полярные маки

5. В Арктике обитают животные…

а) моржи, тюлени, белые медведи;

б) волки, бурые медведи, рыси

6. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) «птичьи рынки»;

б) «птичьи базары»

Проверка. Ответы: б, б, а, б, а, б.

- На скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагары. Здесь птицы выводят птенцов. Скопление птиц называют «птичьи базары».

Подведение итогов 2 этапа, отметить на дорожке.

(Слайд 4)

- Мы посвятим этот этап зоне тундры.

Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите +, если неверно -

1)Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

2) В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

3) Растения тундры тянутся высоко к солнцу.

4) Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола - сапсана, тундрового лебедя, белого журавля.

5) Главное занятие населения тундры - оленеводство.

6) В тундре добывают нефть и газ.

Проверка. Ответы: +, -, -, +, +, +.

Подведение итогов 3 этапа, отметить на дорожке.

Сделаем привал. Немного отдохнём.

- Вы любите загадки? Представьте, что мы находимся в тундре у костра.

Давайте попробуем отгадать ненецкие загадки. (Слайд 5)

1)Она, как оленья шкура,

от моря до моря лежит -

то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)

2)Гусиный пух тундру заметает,

а гусей нигде нет. (Снег)

3)Цветная занавеска

ночное небо закрывает,

а в тундре от неё светлее становится. (Северное сияние)

4)Лес не лес,

туча не туча -

то по тундре кочует,

то на одном месте кружится. (Оленье стадо)

5)Олень от них убегает -

а они не отстают. (Нарты)

6)Лежат на кочках кусочки янтаря.

В рот положишь - тут же растают. (Ягода морошка) Написал эти загадки наш ненецкий поэт Прокопий Андреевич Явтысый.

(Слайд 6)

- Вы должны зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке (у каждого ученика карточка)

1)Амурский тигр, тюлень, белый медведь.

2)Клён, лиственница, дуб.

3)Тополь, саксаул, берёза.

4)Серая куропатка, кедровка, глухарь.

5)Ковыль, верблюжья колючка, тюльпан.

6)Ящерица, черепаха, бархан.

Проверка.

(Слайд 7)

1)Хвойный лес называют…(тайгой)

2)В степи дуют горячие сухие ветры…(суховеи)

3)Лесным исполином называют…(лося)

4)Растрескавшийся глинистый участок в пустыне называется…(такыр)

5)Самое умное морское животное…(дельфин)

6)В Арктике создан заповедник…(остров Врангеля)

Проверяем.

Отвечают на вопросы теста





Сверка с эталоном



Ставят +,если утверждение верно и неверно - на листочке



Оформляют дорожку знаний

Отгадывают загадки







Работают по карточке, зачеркивают лишнее слово в каждой строчке

Оформляют дорожку знаний



Подведение итого на дорожке.

Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Личностные: осознание своих возможностей, самоуважение





Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;





Регулятивные: самооценивание, определение границ знания и незнания







Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самооценивание, определение границ знания и незнания

. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка - 1 км)

- Кому понравился урок?

- Что особенно понравилось?

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения;

. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоционального состояния,мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

«Сам себе художник» (Слайд 8)

Дополните дорожку своим рисунком по теме «Природные зоны России»

Дети рисуют, затем рассказывают, что изобразили

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: рефлексия

. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Составить кроссворд по теме.

Записывают задание в дневник

Познавательные: постановка и решение проблемы





© 2010-2022