Конспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школе

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Юсупова Наталья Васильевна

Конспект урока географии в 7 классе

специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе VIII вида


Животный мир зоны тундры.


Цель урока: познакомить учащихся с животным миром зоны тундры.

Задачи урока:

  1. Образовательная: дать учащимся представление и понятие о животном мире зоны тундры, расширить и уточнить знания учащихся о животных тундры; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.

  2. Коррекционные: развивать внимание (в процессе рассматривания картин, концентрации на рассказе учителя), память (в процессе актуализации знаний полученных на уроке), мыслительные операции (в процессе угадывания загадок, ответов на вопросы учителя), зрительное и пространственное восприятие (в процессе рассматривания картин), моторно-двигательную координации и мелкую моторику (в процессе зарисовки работы в тетради).

  3. Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, формировать усидчивость и аккуратность.

Тип урока: Изучение нового и закрепление ранее изученного материала.

Методы и приёмы:

- словесный (рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа);

- наглядный (телевизионный, компьютерный);

- частично-поисковый и исследовательский;

- работа в группах.

Оборудование урока:

  1. Карта «Природные зоны России».

  2. Учебники.

  3. Картины с изображением растительного и животного мира тундры.

  4. Слайдовая презентация «Растения и животные тундры».

  5. Компьютер.

  6. Проектор.

  7. Экран.

  8. Рабочие тетради.

9.Таблицы для дифференцированной работы.

Продолжительность урока: 40 минут.

Форма урока: Урок с использованием ИКТ.

План урока

Этапы занятия

Временная реализация

1.Организационный момент.

2 минуты

2.Повторение пройденного материала

5минут

3. Актуализация знаний.

4минуты

4. Физкультминутка

2 минут

5. Изучение нового материала.

15 минут

6.Закрепление

6 минут

7.Итог урока

3 минуты

8. Домашнее задание

3 минуты

Ход урока:
I.Организационный момент: проверка готовности к уроку.
(На доске висит демонстрационная карта природных зон России.)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!


II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-С какой природной зоной России мы познакомились на предыдущих уроках географии? (Зоной тундрой).

- Что такое тундра? ( Болотистая безлесная местность).

- Покажите на карте природных зон тундру и опишите её географическое положение? (Тундра - расположена южнее зоны арктических пустынь. Зона тундры протянулась от Кольского полуострова на западе до Чукотского и Камчатского полуострова на востоке, а также занимает острова Колгуев, Вайгач и южный остров Новой Земли).

- Каковы природные условия в тундре? ( Многолетняя мерзлота, сильные ветры, прохладное короткое лето, морозная зима).

- Какие растения характерны для зоны тундры? (Низкорослые, с мелкими листьями, прижаты к земле, с короткими корнями).

- Ребята, на доске размещены картинки по теме «Ягодные культуры тундры».

По первой букве отгадайте, какие ягоды попадут в корзину.

На доске.

Конспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школеКонспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школеКонспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школе

Конспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школеКонспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школеКонспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школе

- Вот для вас игра другая, отгадайте, какие растения тундры затерялись среди букв. Вычеркните ненужные буквы и получите названия растенийКонспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школеКонспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школе

мкоух - мох яагмелоь - ягель

А сейчас, разгадав загадку, вы узнаете, какое животное тундры питается данными растениями.

Загадка.

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга. (Олень) (картинка)

Конспект урока по географии на тему Животный мир тундры в коррекционной школе

-Правильно, это северный олень. А какие ещё животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания? Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами вновь отправляемся в тундру. Но для этого нужна небольшая подготовка и спортивная сноровка. Прошу ребята всех вас встать физкультминутку выполнять.

/ФИЗКУЛЬТМИНУТКА/
В тундре вновь мы оказались.
Птиц вспугнуть мы опасались.
Осторожно зашагали.
Но природу не топтали,
Наклонились за морошкой,
Пособирали все немножко.

Мы замёрзли.

Мы согрелись.

Руки к солнцу мы подняли.

День полярный мы дождались.

- Садитесь, ребята. Откройте тетради запишите новую тему урока.

IV.Новая тема: Работа по презентации. (Чтение слайдов).

Тема урока: «Животный мир тундры» (1 слайд)

- А сейчас вам предстоит подумать и предложить признаки, которыми должны обладать животные в условиях вечной мерзлоты. (Ответ детей).

Правильно ребята, животные, обитающие в тундре, имеют густой мех, защитную окраску, подкожный слой жира, а птицы, густое оперение с пухом. (Признаки вывешиваются на доске)

Густой мех

Подкожный слой жира

Густое оперение с пухом

Защитная окраска

(2слайд) таблица

«Приспособление животных и птиц к жизни в тундре»

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

- В тетрадях у вас подготовлена таблица «Приспособление животных и птиц к жизни в тундре», которую вы будете заполнять в течения урока.

- А сейчас послушайте внимательно и отгадайте, какое животное издаёт такой звук? (Звук северного оленя). (Ответ ребят). (3 слайд северный олень).

-В тундре на первом месте по своему величию находится северный олень.

-Запишите в таблицу название животного. На странице 56 найдите и прочитайте, как северный олень приспособился к условиям обитания.

- Как же северный олень приспособился к жизни в тундре? (Он имеют густой мех).

-Правильно. Северный олень имеет густой мех. Запишите это признак в таблицу. (4 слайд таблица)

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

  1. Северный олень

Густой мех

(5 слайд Основное занятие населения тундры - оленеводство.)

- Для жителей севера олень служит универсальным домашним животным: на легких санях - нартах, запряженных оленями, северяне и зимой и летом передвигаются по бесконечным просторам тундры; из шкур оленя они шьют себе верхнюю одежду; мясо, молоко оленей составляет их главную пищу. Поэтому основное занятие местных жителей оленеводство.

-Но в тундре обитает животное, которое приносит убыток оленеводческому хозяйству. Этот свирепый, смышленый и выносливый, почти белый, под стать бескрайним белоснежным полям, хищный зверь. Послушайте, какой звук издаёт это животное. (Звук воя волка) (Ответ детей).(6 слайд тундровый волк) Правильно ребята, это тундровый волк. Запишите этого обитателя тундры в таблицу.

-Северные тундровые волки крупнее своих серых собратьев, обитающих в лесах. Шерсть у них светлая, теплая, длинная, а хвост опущен вниз. Охотятся они в одиночку или небольшими стаями. Стаю ведет опытный волк-вожак. Тундровые волки преследуют стада северных оленей. Вместе с ними они кочуют, перемещаясь зимой из тундры ближе к тайге. Чаще всего их жертвами становятся больные и старые животные, которые не могут быстро бегать и отстают от стада, тем самым предотвращая распространение болезней среди оленей. Не зря же волка называют санитаром тундры.

-Ребята вы внимательно слушали мой рассказ, скажите, как же волк приспособился к суровым условиям тундры. (Ответ детей - Он имеет густой мех). (7 слайд таблица) Правильно, запишите этот признак в таблицу.

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

  1. Северный олень

  1. Тундровый волк

Густой мех

Густой мех

(8 слайд лемминг). Ещё один обитатель тундры - лемминг. Послушайте, какой звук он издаёт (звук лемминга). Запишите этого обитателя себе в таблицу. Покажи как пишется это слово ,иам два м Этот зверёк похож на маленькую мышку или хомячка, длина его составляет 15 см. На мордочке от глаз идут две жёлтые полоски. Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Поэтому не удивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство.

- Ребята, подумайте и скажите, как такой маленький зверёк приспособился к жизни в тундре.

- Правильно, (9 слайд таблица) его спасает подкожный слой жира. Запишите в таблицу приспособление лемминга к жизни в тундре.

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

1.Северный олень

2.Волк

3.Лемминг

Густой мех

Густой мех

Подкожный слой жира

-Интересен тот факт, что лемминг отличается своей храбростью: он самоотверженно защищает свой домик и даже может укусить врага. Поэтому жители севера говорят о бесстрашном человеке «Смел, как лемминг!» Однако такое поведение не спасает их от многочисленных хищных обитателей тундры, для которых лемминги являются одним из основных объектов питания.

-От обилия леммингов зависит напрямую численность этих обитателей тундры. Послушайте звук, который издаёт этот главный пушной зверь в тундре. Догадались? Правильно, это песец. Запишите его в таблицу.

-На странице 56 найдите описание песца и прочитайте о нём.

Из прочитанного текста сделайте вывод, как же песец приспособился к суровому климату? (Ответ детей). Правильно, ребята, песцы имеют густой мех и защитную окраску. Запишите эти признаки в таблицу. (11 слайд таблица).

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

1.Северный олень

2.Волк

3.Лемминг

4.Песец

Густой мех

Густой мех

Подкожный слой жира

Густой мех и защитная окраска

- На какого лесного обитателя похож песец? (Ответ детей - песец похож на лису). Чем похож? (Ответ детей - у него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост). Чем отличается? (Ответ детей - цвет песцовой шубки не рыжий, а белый, зимой, иногда светло - серый или голубоватый - серый и чёрный летом).

Кроме песцов на леммингов охотятся птицы, обитающие в тундре. Отгадайте по звуку, что это за птица? (Звук полярой совы).

-Правильно ребята, это - полярная сова.(14 слайд полярная сова). Запишите название птицы в таблицу.

Полярная сова или белая сова, как её ещё называют. Одна из самых крупных летающих птиц. В день полярная сова съедает не менее 4-х грызунов, чтобы насытиться. Эта птица летает почти бесшумно, охотиться предпочитает в ранние утренние или вечерние часы. У полярной совы - интересная внешность. Голова круглая, жёлтые глаза, чёрно-белые перья. Густое оперение с пухом, "мохнатые" ноги и белая окраска делают полярную сову хорошо приспособленной к жизни среди вечных льдов и снегов.

Скажите, как же приспособилась полярная сова к жизни в тундре? Правильно, у полярной совы густое оперение с пухом и защитная окраска, запишите эти признаки в таблицу. (15 слайд таблица).

Названия животных и птиц тундры

Приспособления для жизни в тундре

1.Северный олень

2.Волк

3.Лемминг

4.Песец

5.Полярная сова

Густой мех

Густой мех

Подкожный слой жира

Густой мех и защитная окраска

Густое оперение с пухом и защитная окраска

Северный олень, волки, лемминги, песцы, белая сова, являются постоянными жителями тундры. Весной прилетают много птиц: (14 слайд перелётные птицы) кулики, утки, гуси, лебеди, гагарки. Птицы летят в тундру ради богатого корма, так как весной и летом здесь очень много мошек и комаров.(15 слайд мошки и комары). Иногда мошки и комары заслоняют солнце, и в ясный солнечный день, кажется, что наступили сумерки. Птицам не надо здесь искать себе корм, они открывают рот навстречу ветру, и так в рот попадает огромное количество мошкары.

V. Закрепление изученного.

-Подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по тундре и знакомство с её обитателями. Пришло время проверить, как вы усвоили полученные знания на уроке.

-Посмотрите на экран. -(16 слайд различные животные). Назовите только тех животных, которые обитают в тундре.

(17слайд различные животные). Выберите признаки, которыми обладают животные в холодных условиях тундры?

Густой мех, голая кожа покрытая слизью, подкожный слой жира, яркое оперенье, защитная окраска, густое оперение с пухом, чешуя.

(загадки, если останется время)

1. Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Полярная или белая сова)

2. Что за хищник за такой,

С шерстью бело - голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного. (Песец)

3 .На севере далёком обитает

И жителей тех мест и греет, и питает. (Северный олень)

4. Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов. (Лемминги).

5 .Не на прогулку - на охоту

(А в ней он, дети знает толк),

Прошёл по тундре вдоль болота

Матёрый, старый, серый… (Волк).

6. Рефлексия.

-Что понравилось больше всего на уроке?

Ребята все вы сегодня молодцы, активно работали на уроке, и получили следующие оценки: (Вася не допустил ни одной ошибки при ответах, был внимателен на протяжении всего урока. (оценка «5»).

7. Домашнее задание. Страница. 56-57 учебника; читать, подготовить мини-сообщение про одного из представителей животного мира тундры

Спасибо, ребята, за урок!



© 2010-2022