Урок по географии на тему Зона лесов

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Растительный мир России»

Цель: Сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного

мира России

Задачи:

  • Знакомить учащихся с особенностями и типами растительных сообществ России;

  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, выделять главное, обобщать и делать выводы;

  • Развивать познавательный интерес учащихся, навыки исследовательской работы в группах, стремление к самостоятельному поиску знаний;

  • Воспитывать экологическую грамотность, любовь и уважение к Родине;

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: карта природных зон России, учебник И.И. Бариновой География

природы России, атлас для 8 кл., контурные карты, карты-алгоритмы,

гербарии, презентация, тесты.

Ход урока

Приветствие. Какое у вас настроение? Покажите.

Слайд1,2,3,4,5,

Какая тема нашего урока? Слайд 6

Что мы будем делать на уроке? Слайд 7

Сегодняшний урок необычный. Это урок -исследование. Я хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова из древней китайской пословицы:

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я запоминаю.

Я делаю, и я понимаю.

Сейчас мы вспомним те объекты, над которыми будем работать в течение урока

  • Что такое?
    Сосны до небес,
    Берёзы и дубы,
    Ягоды, грибы...
    Звериные тропинки,
    Пригорки и низинки,
    Мягкая трава,
    На суку сова.
    Ландыш серебристый,
    Воздух чистый-чистый

Северная Америка

Прерия

Южная Америка

Пампа

Евразия(Россия)

• • • • •

Какое понятие объединяет эти слова?

Жажда, караван, саксаул, верблюд

В переводе с языка народа саами это слово означает «сопки»-невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это место -раздолье для грибников. Говорят, что грибы здесь растут выше деревьев. О чем я сказала?

Ученики показывают на карте границы лесных сообществ ( тундра, широколиственный лес и тайга, степи, пустыни)

Мини-исследования 5-6 мин

Карта-алгоритм №1(Тундра)

Прочитайте текст учебника с. 102. Ответьте на вопросы и заполните данную таблицу:

1.Каковы условия формирования растительного сообщества тундры?

2.Используя гербарий и текс учебника, назовите растения тундры.

3.Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние или многолетние растения)?

4. Почему растения имеют небольшой рост, мелкие листовые пластинки, разветвленную корневую систему. Почему преобладают многолетние растения?

Карта- алгоритм №2 (Леса)

Прочитайте текст учебника с. 104. Ответьте на вопросы и заполните данную таблицу:

1.Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах

2.Каковы условия формирования лесной растительности

3. Рассмотрите гербарий, назовите представителей данных сообществ.

4.Какие приспособления имеют растения лесов. Почему у ели корни идут в глубь, а у лиственницы расположены в поверхностном слое?

Карта- алгоритм №3 (Степи)

Прочитайте текст учебника с. 104. Ответьте на вопросы и заполните данную таблицу:

1.Какие условия формирования растений степей

2.Определите гербарные экземпляры степных растений

3.Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды?

4..Почему степи зеленеют лишь ранней весной, почему в степях не растут деревья?

Карта- алгоритм №4 (Пустынии)

Прочитайте текст учебника с. 104. Ответьте на вопросы и заполните данную таблицу:

1.Какие условия формирования пустынной растительности

2. Рассмотрите образцы гербария и определите приспособления растений к данным условиям

3.Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец?

таблица Типы растительных сообществ

Растительное сообщество

Тип растительности

Условия формирования

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

Тундра


Леса


Степи


Пустыни


Подведем итоги нашим исследованиям и заслушаем выступления каждой группы (выступления учащихся)

Вывод: От каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ?

(установление связей) на доске

Урок по географии на тему Зона лесов

физкультминутка

Вы узнали о типичных растениях различных сообществ, но есть и такие растения, которые стали редкими по разным причинам. Такие растения занесены в Красную книгу

Страницы из Красной книги России (сообщение учителя, учащихся)

Закрепление изученного материала

Исключи лишнее:

Верблюжья колючка, саксаул, карликовая береза, полынь, солянка(все растения -представители пустыни, а карликовая береза -тундры)

Ясень, рябина, лиственница, осина, ольха (все растения -представители широколиственных лесов, а лиственница -тайги)

Лишайники, мхи, пихта, брусника, полярный мак(все растения -представители тундры, а пихта- тайги )

Ковыль, граб, типчак, тонконог, тимьян (все растения -представители степей, граб - смешанных лесов )

Наш урок подходит к концу. Давайте напомним тему этого урока.

Что нового вы узнали для себя? Какие трудности испытали в ходе урока? Устали? Оцените свою работу на уроке, работу товарища. Поделитесь, какое у вас настроение?

Д/З š18, составить 10 вопросов о растениях, подготовить сообщения о редких растениях Брянской области

Нашу встречу я хочу закончить словами великого русского писателя Л.Н.Толстого «Знания - это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не усилиями твоей памяти»

таблица Типы растительных сообществ

Растительное сообщество

Условия формирования

Типичные растения

Приспособленность к условиям среды

Тундра




Леса






Степи






Пустыни
















© 2010-2022