Глобальная география - элективный курс

Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся глобальное мышление и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Курс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспи...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Кировский Кировского района» Приморского края



Принята на заседании педагогического совета школы. Протокол ПС № от 2012



«Согласовано»__________

ЗД по УВР Григорьева Н.Н.

Рассмотрена МС протокол № от__

Рассмотрена МО протокол № от_

«Утверждаю»__________

Директор МОУ СОШ № 2 Борисова О.Д.

Приказ № от _________


Программа факультативного курса

для учащихся 10-11 класса

«Глобальная география»

на 2014-2015 учебный год



Разработала: Щеглюк Т.Н. учитель географии

1квалификационной категории



п. Кировский,2014 год

Пояснительная записка

Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся глобальное мышление и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Курс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой. Данный курс призван помочь осознать учащимся, что с развитием прогресса мир не становится безопаснее, а человечество пока не в силах ликвидировать ни одну из глобальных угроз своему существованию, но в то же время может и должно попытаться предотвратить опасность их возникновения.

Если в 10 классе рассматриваются общие глобальные проблемы человечества, то в разделе (11 класс) «Историко-географические особенности стран в свете глобальных проблем» изучаются существующие общности государств, сложившиеся по региональному, конфессиональному либо историко-лингвистическому принципам, их региональные особенности и выявляются характерные для данного региона глобальные проблемы, рассматриваются причины их возникновения и возможные пути их решения.

Данная программа реализуется для учащихся в 11 классе , так как изучают данный курс впервые.

Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать формированию нравственного становления личности каждого учащегося, воспитанию гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и активной жизненной позиции.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  • Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что
    исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества
    людей, единства природы и общества.

  • Формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым
    национальным и классовым интересам.

  • Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера.

  • Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран

  • Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

  • Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс опирается на задания и умения, полученные учащимися при изучении географии, биологии, истории и обществознания. В процессе занятий учащиеся совершенствуют умение работы с источниками информации при подготовке рефератов, сообщений по избранным темам, компьютерных презентаций.

Основными формами занятий планируются лекции, семинары и практические работы. Содержание данного элективного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • анализ географических и политических карт;

  • анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с
    использованием различных источников информации: географических
    карт, материалов периодической печати, сети Интернет.

Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения и их сочетания:

  • словесных (рассказ, учебная лекция, беседа),

  • наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),

  • практических,

  • проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

  • объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), практические работы; выполнение тестовых заданий, проверочные работы. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Программой предусмотрено проведение в 10 классе 10 практических работ.

Также программа предусматривает проведение итогового тестового контроля и письменной проверочной работы, которая подводит итог изучения всего раздела.

Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10 класса и в 11 классе - 17 часов.











Учебно-тематический план 10 класс

№\п

Тема

Количество

часов

Часть I Глобальная география

1.

Глобалистика и география

1

2.

Современный лик Земли

3

3.

Глобальные проблемы человечества

8

4.

Геоэкология-фокус глобальных проблем

5

Итого:

17 ч









Содержание программы:

Всего:17 часов

Раздел I Глобалистика и география (1 час)

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика - учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем. Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.

Раздел II Современный лик Земли (3 часов)

Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты. Происхождение человека и «сапинтация». Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках главенствующих в мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных религий. Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте. Территории и формы организации государства. Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная дифференциация мира. Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция евразийства. Роль международного разделения труда. Международная специализация. мировое хозяйство. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.

Раздел III Глобальные проблемы человечества (8 часов)

Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и слаборазвитые страны. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. ВВП на душу населения в России. Внешняя задолжность как фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование энергии океана. Другие проблемы Мирового океана Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению. Старение наций. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты. Региональные конфликты на территории бывшего СССР. Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида. Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы. Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. СПИД. Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России. Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в СССР. Проблема исследования космоса.

РАЗДЕЛ IV.Геоэкология-фокус глобальных проблем(5 часов)

Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы. Понятие о техногенезе. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду. Глобальные следствия техногенеза. Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод. Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и политика. Экология и государственный эгоизм.







Планируемые результаты обучения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • искать, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию.

  • использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.



Учащиеся должны усвоить:

Ведущие идеи курса «Глобальные проблемы человечества»:

1. Современная эпоха - это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира.

2. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.

Учащиеся должны знать:

1. Понятие «глобальные проблемы человечества», перечень всех проблем.

2. Сущность, причины возникновения и пути решения каждой из этих проблем.

3.Ключевые понятия и термины темы: экологический кризис, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный (мировой) проект.

Учащиеся должны уметь:

1. Давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними.

2. Составлять конспект лекций.

3. Участвовать в организации дискуссии (диспута) на тему «Глобальные проблемы человечества».

4. Самостоятельно создавать творческие проекты по заданной теме.

5.Работать с политической картой мира.

6.Работать с картосхемами и диаграммами

7.Использовать и применять данные СМИ и Интернета

Все работы предусматривают поисковый или творческий характер деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса, т.к. она формирует коммуникативные умения старшеклассников, учит эффективно работать в команде

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

Дата

План

Факт

Тема I Глобалистика и география(1 часов)

1

Глобалистика и география

1

индивидуальный опрос.

Тема II Современный лик Земли (3 часов)

2

Изменившийся лик Земли

Практикум: Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории(обучающий)

1

Индивидуальный опрос. Анализ и выборочная проверка работы.

3

География культур и цивилизаций

1

Отчет о практической работе

4

Практикум: описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (оценочный)

1

Тема III.Глобальные проблемы человечества (8 часов)

5

Демографическая проблема

Практикум: Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитых и развивающихся стран

(обучающий)

Продовольственная проблема

1

Анализ и выборочная проверка работы

Работа по картам атласа. Фронтальный опрос

6

Энергетическая проблема

Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте

(обучающий)

1

Индивидуальный опрос.

7

Проблемы Мирового океана

1

Работа с картами атласа. СМИ

8

Проблема преступности

1

Анализ сообщений СМИ, ресурсов Интернета

9

Проблема стихийных бедствий

1

Сообщения, презентации -стихийные бедствия

10

Антропогенные катастрофы

Сообщения, презентации -техногенные катастрофы

11

Проблема здоровья человека

1

Сообщения, презентации

Здоровье и долголетие человека

12

Проблема урбанизации

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Мира (оценочный)

1

Тема IV Геоэкология-фокус глобальных проблем(5 часов)

13

Техногенез - понятие и проявления

1

индивидуальный и фронтальный опрос

14

Глобальная экология

Геоэкология атмосферы

1

фронтальный письменный опрос

15

Геоэкология гидросферы

1

Работа по картам атласа

16

Геоэкология почв

1

Работа по картам атласа

17

Социальная экология

1

семинар


Итого

17





Формы и средства контроля:

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений учащихся всех компонентов содержания географического

образования (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально - ценностное отношение к миру), а также оценка динамики

личностного развития учащихся ,проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работатьв группе.

Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса выполняет несколько функций:

контролирующую

обучающую

констатирующую

уведомляющую

стимулирующую.

Важное место отводится самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

Проверка усвоенного содержания подразделяется на фронтальную и индивидуальную. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме

теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства обучающихся.

Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся - подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы содержания.

Формы контроля: контрольный срез, текущий контроль, тест, защита проекта, реферата



Критерии оценки:

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов



УМК

Учебник: Гладкий Ю.Н.,С.Б.Лавров, Глобальная география 10-11 класс. М.Дрофа,2010

Географический атлас.10-11 класс - М.Просвещение 2008-2011

Комплект контурных карт.10 класс-М. Просвещение,2011

Интернет-ресурсы: photojournal.jpl.nasa.gov/jpeg/PIA10624.jpg, Всемирное природное наследие ЮНЕСКО wwf.ru/reserves/unesco.html, Земные процессы из космоса
transparentworld.ru/atlas/process/process.htm, Земля из космоса. Сайт NASA
nasa.gov/,Проект "Глобальное мышление"education.spb.ru/gtp/gtp.htm

Литература для учителя:

Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC)

Киотский протокол

Учебное пособие. Гладкий Ю.Н., С.Б.Лавров, Глобальная география 10-11 класс. Элективные курсы. М.Дрофа,2008

Акимов А.В.Мировое население: взгляд в будущее-М.2001

Баландин Р.К.,Бондарев Л.Г.Природа и цивилизация-М.2006

Гладкий Ю.Н.Лавров С.Б. Глобальная география 2008

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Ягья В.С.Горизонты Ойкумены-СПб.,2004

Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологииМ.,2007

Разумихин Н.В.Природные ресурсы и их охрана-Спб.,2002

Литература для учащихся:

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс-М.2004

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Глобальная география - М.,2010

Гумилев Л.Н.От Руси к России - М.,1999

Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. СПб.,1995

Драйер Б.Хватит ли человечеству земных ресурсовМ.1999

Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. и др. Глобальная энергетическая проблема. М.: Мысль,

Контрольно-измерительные материалы по курсу

Результаты контроля оцениваются по 5-балльной системе.

«5»- без ошибок

«4»-1-2 ошибки

«3»-3 ошибки

«2»-4 и более ошибки

Тема: Современный лик Земли

Вариант 1

1.Сравнительно мало обеспечена природными ресурсами следующая страна:

А.Канада Б.ЮАР В.Япония В.Бразилия

2.Укажите примерное % соотношение городского и сельского населения земного шара

А. 45:55 Б.30:70 В.85:15 Г.25:75

3.Из развивающихся стран наиболее высоким уровнем развития машиностроительного производства отличаются:

А.Бразилия и Таиланд Б.Северная Корея и Куба В.Египет и Индонезия Г.Индия и Мексика

4.Развивающиеся страны обычно специализируются на экспорте:

А.пиломатериалов Б.бумаги

В.необработанной лиственной древесины Г.Необработанной хвойной древесины

5.Какие страны лидируют по поголовью:

А.коров Б.свиней В.овец Г.оленей

6Отметьте столицы Европейских княжеств

А.Люксембург Б.Монако В.Осло Г.Стокгольм Д.Валетта Е.Вадуц

7.Укажите отрасль специализации следующих ТНК

А.Мобил, Ройл, Датч, Шелл, Шеврон, Эксон, Тексако

Б.Асеа Браун Бовери, Алькатель, Альстром, Хьюлетт-Паккард,Лаки-Голдстар

1).нефтедобыча и нефтепереработка

2).электротехника и электроника

3).автомобильная промышленность

5).сфера обслуживания

8.Определите страны, одновременно входящие в число крупнейших стран по площади территории и по численности населения6

А.Канада Б.Китай В.Бразилия Г.Аргенитина Д.Россия Е.Австралия

Ж.Индонезия З.США И.Мексика К.Индия

9.Расставтьте все мегаполисы мира в порядке убывания их численности населения:

А.Токкайдо Б.Чипитс В.Босваш Г.Рурский

Д.Лондон-Ливерпуль Е.Тихоокеанский

10.Основными предпосылками развития глобализации мировой экономики были:

А.крупная машинная индустрия Б.деятельность транснациональных корпораций

В.развитие нефтяной промышленности



Тема: Современный лик Земли

Вариант2

1.Установите соответствие:

1)монархия 2)республика

А.США, Аргентина Б.Испания, Дания В.Франция, Бразилия Г.Бахрейн, Катар

2.В каких странах черная металлургия является отраслью международной специализации:

А.Китай Б.Индия В.Россия Г.Замбия Д.Аргентина Е.Германия

3.В какой из перечисленных стран ВВП в год на душу населения максимален?

А.Польша Б.Австралия В.Бразилия Г.Китай

4.Для какой страны характерна структура ВВП, показанная в таблице?

Сектор экономики

Доля ВВП,%

промышленность

33

Сельское хозяйство

2

Сфера услуг

65

А.Колумбия Б.Лаос В.Австрия Г.Индонезия

5.Какая из перечисленных стран является абсолютной монархией

А.Албания Б.Бруней В.Морокко Г.Колумбия

6.Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК

А.Саудовская Аравия Б.Новая Гвинея В.Мадагаскар Г.Перу

6.Мировыми лидерами в производстве хлопчатобумажных тканей являются:

А.Россия и Польша Б.США и Великобритания

В.Индия и Китай Г.Бразилия и Индонезия

7.Выберите три страны с долей городского населения менее 50%

А.Ливан Б.Эфиопия В.Аргентина Г.Израиль Д.Таиланд Г.Бангладеш

8.Какие две страны стали ведущими экспортерами железа в начале 21 века

А.США Б.Россия В.Канада Г.Бразилия Д.Австралия

9. Выберите три страны, обладающие запасами бокситов мирового значения

А.Таиланд Б.Австралия В.Мексика Г.Колумбия Д.Ямайка Е.Гвинея

10. Выберите страны с самой большой территорией

А.Китай, Канада, Австралия, Индия

Б.США, Россия, Бразилия, Казахстан

В.Украина, США, Индия, Австралия

Г.Саудовская Аравия, США, Канада, ЮАР

Тема Глобальные проблемы человечества

Вариант 1



  1. «Золотой треугольник» находится в следующих странах

А.Колумбия, Венесуэла, Эквадор

Б.Малайзия, Индонезия, Сингапур

В.Конго, Уганда, Замбия

Г.Мьянма, Лаос, Таиланд

2.Из перечисленных отраслей перерабатывающей промышленности выделите три, которые дают основную массу отходов

А.Тепловая энергетика Б.нефтепереработка В.пищевая промышленность

Г.Ядерная энергетика Д.Производитель льняных тканей Е.основная химия

3.Выберите три страны, население которых исповедует буддизм

А.Бруней Б.Таиланд В.Бутан Г.Эфиопия Д.Марокко Е.Камбоджа

4.Какое утверждение вы считаете неверным?

А.В конце XX в. на первый план выдвинулись экономические и демографические проблемы

Б.Добыча нефти на морском шельфе исключает загрязнение Мирового океана

В.По мере истощения минеральных ресурсов суши люди все чаще будут использовать морскую воду для получения различных химических элементов

Г.Площадь тропических лесов сокращается настолько быстро, что создание национальных парков и заповедников не сможет предотвратить исчезновение многих видов растений и животных

5. Выберите правильное утверждение.

А.Снижение темпов роста городского населения в развитых странах будет способствовать возрождению традиции многодетных семей

Б.В странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов, большая часть населения занята в промышленности

В.В ближайшее время, решающее воздействие на численность и воспроизводство населения Земли будут оказывать развивающиеся страны

6. В какой из указанных стран использование геотермальной энергии позволяет решить энергетическую проблему?

А.Франция Б.Исландия В.Ирландия Г.Россия Д.Бразилия

7.Подумайте о том, какое влияние может оказать браконьерство в африканских заповедниках и национальных парках на природу и хозяйство этого региона. Выберите правильный ответ.

А.Браконьерство способствует решению продовольственной проблемы

Б.Продажа убитых животных способствует росту благосостояния населения

В.Сильное сокращение количества животных в ряде национальных парков снизит их посещаемость туристами

Г.Регулярное истребление браконьерами чересчур расплодившихся животных способствует сохранению природного баланса

8. Выберите среди указанных утверждений верное доказательство того, что проблема здоровья человечества будет носить глобальный характер и в третьем тысячелетии.

А.К концу XX в. по всему миру были достигнуты успехи в борьбе с такими инфекционными заболеваниями, как холера, оспа, полиомиелит

Б.Успешное развитие генной инженерии привело к тому, что во всех странах мира идут работы по выведению нового вида - «человек здоровый»

В.Число людей, инфицированных СПИДом, приближается к 30 млн человек и продолжает расти

Г.Для некоторых районов мира настоящим бедствием стала «зобная болезнь», связанная с пониженным содержанием соединений йода в воде и пище

Тема Глобальные проблемы человечества

Вариант 2

1.Когда энергетическая и сырьевая проблемы проявились наиболее остро?

А.В каменном веке Б.с началом эпохи НТР В.в 70-е гг. XX в. Г.в 90-е гг. XX в.

2. В настоящее время большинство глобальных проектов связано с освоением:

А.космоса Б.Мирового океана В.лесов Амазонии Г.Сахары Д.Антарктиды

3. Какое из приведенных утверждений вы считаете неверным?

А.Из-за усиления воздействия человека на природу число охраняемых территорий будет расти

Б.Увеличение численности населения в развивающихся странах благоприятно скажется на качестве воды в них

В.Медленные изменения в экономике развивающихся стран будут способствовать сохранению спроса на дрова и соответственно вырубке лесов

Г.Все перечисленные утверждения неверны.

4. Какие последствия может иметь уничтожение морских микроорганизмов и водорослей? Выберите правильные варианты ответов: А.увеличится количество китов

Б.воды Мирового океана станут чище В.сократится количество рыб и морских животных

5. Какая из указанных стран решает свои энергетические проблемы путем расширения добычи природного газа на шельфе моря?

А.Ливия Б.Монголия В.Исландия Г.Бразилия Д.Нидерланды

6. Выберите регион, для которого опасность опустынивания очень высока:

А.Антарктида Б.Северная Европа В.Северная Африка Г.Юго-Восточная Азия

7. Выберите вариант, где указано название глобальных гипотез:

А.устойчивое развитие Б.парниковый эффект

В.«золотой миллиард» Г.энергетическое использование Гольфстрима

8. Процесс полного сведения лесов наиболее характерен для:

А. Азии Б. Южной Америки

В. Европы Г. Австралии









Тема Геоэкология-фокус глобальных проблем

Вариант1

1.Геоэкологическая ситуация - это:

А. Различные состояния и степень загрязнения среды токсикантами.

Б.Различные состояния природных объектов или их частей, важные с точки зрения условий жизни и деятельности человека или других организмов.

В.Пригодность окружающей среды для конкретных видов ее использования на определенной территории.

Г.Среднее или фоновое состояние геосистемы.

Д. Различные характеристики функционирования природных экосистем.

2. Качество окружающей среды - это:

А. Степень загрязнения среды токсикантами.

Б. Возможность удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

В. Пригодность окружающей среды для конкретных видов ее использования.

Г. Перечень репрезентативных (достоверных) критериев состояния среды.

Д. Характеристика функционирования природных экосистем.

3. Главнейшая роль почвы в биосфере:

А. Почва несет на себе растения и обеспечивает их питание.

Б.Она защищает горные породы от разрушения.

В. Почва - связующее звено в круговороте органических и минеральных веществ.

Г. Почва - среда жизни многих животных.

Д. Почва обеспечивает людей урожаем.

4. К техногенным отложениям относят:

А.отвалы горных выработок; Б.ирригационные наносы;

В. дамбы; Г.«культурные» наслоения городов; Д. все перечисленное.

5. К природным объектам особой экологической опасности относят:

А. карстовые зоны; Б. селеопасные и сейсмоактивные территории;

В. вулканы; Г. все вышеперечисленное; Д. нефтяные скважины.

6. Не являются непосредственно объектами геоэкологии:

А.мантия Земли; Б.ядро Земли; В.мантия и ядро Земли; Г.атмосфера;

7. Обновление всего живого вещества на Земле осуществляется в среднем:

А. за три года; Б. за пять лет; В.за восемь лет; Г. за десять лет; Д. за пятнадцать лет.

8. Загрязнение воздуха происходит в результате:

А.выброса в атмосферу газов; Б. выброса в атмосферу паров;

В. выброса в атмосферу капель, частиц;

Г.увеличения концентрации твердых частиц, углекислого газа; Д. все перечисленное.









Тема Геоэкология-фокус глобальных проблем

Вариант2

1. По каким природно-ландшафтным признакам выделяются геоэкосистемы?

А. геоэкосистемы морских побережий; Б. геоэкосистемы шельфа;

В. геоэкосистемы аридных зон и арктических областей;

Г. геоэкосистемы рекультивируемых участков земной поверхности;

Д. все перечисленное.

2. От каких факторов зависит воздействие социально-экономических процессов на экосферу?

А.население; Б.потребление; В. технический прогресс; Г. все вышеперечисленное;

Д. образование.

3. Какие загрязнители воздуха продуцируются автомобилем?

А.окись углерода; Б. оксиды азота; В.углеводороды; Г. свинец; Д. все перечисленное.

4. Какие существуют подходы для борьбы с неблагоприятными геоэкологическими последствиями промышленного производства?

А. управление загрязнениями на конечной стадии производства;

Б. системная перестройка производственного цикла;

В. все вышеперечисленное;

Г.производственный цикл без перестройки;

Д.управление загрязнениями на начальной стадии производства.

5. Какие геоэкологические проблемы связаны с гидроэлектростанциями?

А. потери затапливаемой земли;

Б.переселение населенных пунктов из зоны затопления;

В. изменение водных экосистем;

Г.изменение наземных экосистем;

Д. все перечисленное.

6. С какими общемировыми вопросами взаимосвязаны глобальные энергетические стратегии и проблемы?

А.рост численности населения;

Б.распространение бедности; В. дефицит продовольствия и воды;

Г.состояние здоровья, изменение климата; Д. все перечисленное.

7. Основными мероприятиями по сокращению почв и их свойств плодородия являются:

А.совершенствование технологии производственных процессов в промышленности;

Б.совершенствование технологии сельскохозяйственного производства;

В.разработка современных методов и технологий рекультивации;

Г.практическое внедрение современных методов и технологий рекультивации;

Д.все перечисленное.

8. По каким направлениям осуществляется разрушение литосферы?

А. образование технолитозон под территориями городского и промышленного освоения;

Б.добыча полезных ископаемых;

В. захоронение отходов производств;

Г.все перечисленное;

Д.нет верного ответа.







© 2010-2022