- Преподавателю
- География
- Конспект урока по теме Климат Африки
Конспект урока по теме Климат Африки
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Очаковская С.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Климат Африки
Очаковская Светлана Викторовна
учитель географии
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов
города Бийска
Урок разработан по УМК «География» с использованием учебника под редакцией В.А. Коринской, издательство Просвещение 2012 год.
Урок является третьем в разделе Африка. Учащиеся уже изучили особенности географического положения и рельефа данного материка и поэтому смогут понять и объяснить характерные особенности климата Африки. Урок построен на основе знания основных климатических закономерностей и особенностей материка.
Выбранная форма урока дает возможность учащимся самостоятельно объяснить особенности климата Африки, кроме того групповая работа на уроке способствует развитию коммуникативных навыков.
Урок географии, 7 класс
Тема: Климат Африки
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма организации обучения: фронтальная, групповая, парная
Используемая литература:
1 college.ru/pedagogam/450/451/454/466/ 2 knowledge.allbest.ru 3 yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs 4 А.И. Крылов, Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе 5 Ким Э.В., Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.
Цель урока:
Для учителя
Для учащихся
Сформировать представление об особенностях климата Африки - самого жаркого материка Земли.
Научится объяснять особенности климата Африки, как самого жаркого материка, и их причины.
Задачи:
Обучающие: доказать верность утверждения, что Африка - самый жаркий материк, на основе анализа особенностей климатических поясов Африки и определение роли климатообразующих факторов в формировании климата материка, основные географические закономерности на примере природы Африке.
Развивающие: Способствовать развитию мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме, воспитание позитивного отношения к информации, желание её анализировать, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.
Задачи урока, обеспечивающие достижение следующих результатов:
Предметные: обучающиеся смогут объяснять влияние климатообразующих факторов на климат Африки; определять по климатограмме показатели климата и тип климата; объяснять особенности климатических поясов Африки; определять по карте климатические показатели (температуру и осадки).
Метапредметные Познавательные: Смогут находить в учебнике и на карте достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявномвиде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей. Преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Личностные: Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей. Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Проект урока
Этап, метод, время
ЦОР
(слайды презентации)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Планируемые УУД
1 Орг. Момент
1 мин
Подготовка рабочего места
Представляю вам подборку фотографий Африки.
Включение в учебную деятельность, создание мотивационной обстановки
Личностные
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Коммуникативные
объединение в рабочиегруппы
2 Актуализация
(проблемная ситуация)
Просмотр фото природы Африки.
На фото мы видим различные пейзажи и пустыни и территории и пышной растительностью.
Потому что климат разный на территории Африки.
Все эти фотографии сделаны в Африке, они представляют нам одинаковые пейзажи?
Почему природа Африки такая разная?
Определение темы урока.
Формирование навыков целеполагания. Учащиеся самостоятельно определяют цель занятия.
Если возникают затруднения: от чего зависит природа территории?
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
3
Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации
Евразия - самый большой,
Антарктида - самый холодный, Австралия - самый сухой, Ю.Америка - самый влажный, Африка - самый жаркий.
Определяют макс. И мин. Температуры, изотермы материка. Называют климатические пояса Африки.
Климатический пояс →количество солнечного тепла→высокие температуры
Да, мы определили, что в Африке зарегистрированы самые высокие температуры и на её территории расположены самые теплые климатические пояса.
Давайте подберем определение для материков: Евразия - самый… и тд.
Докажите, что Африка самый жаркий материк.
Какое количество солнечного тепла получают данные климатические пояса.
Ребята, смогли ли мы доказать выражение: Африка - самый жаркий материк
Вызов опыта прошлого
Если возникают затруднения: обратить внимание учащихся к картам атласа: климатическая и природных зон
Записывают логическую цепочку
Делают выводы по работе.
Личностные
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Познавательные
постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Изучение нового материала
Работа с климатической картой, текстом учебника
Высказывают предположения: температурой, количеством осадков, господствующими ветрами.
Определяют по характеристикам о каком климатическом поясе идет речь.
Самопроверка по образцу
Вы определили какие климатические пояса расположены на территории Африки, а чем они отличаются?
Определим особенности каждого климатического пояса.
На слайде представляет образец таблицы.
Если возникают затруднения обращаем внимание на таблицу, где указаны основные показатели климатического пояса.
Используя карты атласа и учебник стр.117-120 заполняют графы таблицы. приложение 4
Познавательные
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
Работа с климатограммой
Анализ климатограмм в группах
Физ.минутка
Нам поможет в этом клитатограмма.
Анализируют текст учебника.
Анализируют климатограмму, запоминают алгоритм описания климатограммы.
Работают в группах, определяют тип климата и размещают климатограммы на контуре Африки.
Проводят проверку по образцу.
Выполняют действия
Поднимают руки вверх
Опускают руки вниз
Поворот на лево
Поворот на право
Руки в стороны
Поднимаются на носочки.
Как мы можем узнать о климате географического объекта?
Как прочитать диаграмму, нам в этом поможет план работы с климатограммой на стр.312
Давайте вместе потренируемся определять тип климата по климатограмме.
Попробуйте самостоятельно определить тип климата по климатограмме и разместить их на карте Африки. Приложение
Демонстрация слайда с выполненной работой.
Евразия находится на … от Африки,
Антарктида относительно Африки находится на ….
Атлантический океан омывает Африку на …..
Индийский океан омывает Африку на ...
На экваторе в Африке выпадает …. кол-во осадков
В Сахаре самые ….. температуры
Работа с климатограммой.
Демонстрация климатограммы на слайде.
Работа со слайдом , объяснение алгоритма чтения климатограммы.
Групповая деятельность, класс разделен на 5 групп
Коммуникативные
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Регулятивные
поиск информации в картах атласа;
Познавательные
анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
доказательство;
Регулятивные
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Работа с картами атласа и климатограмами
Высказывают предположения: количеством осадков.
Кол-во осадков зависит от близости океана, географического положения, постоянных ветров.
Работают с климатической картой, определяют в северном полушарии - 100 мм в год, в южном - до 1000 мм в год.
На юге площадь суши меньше и с востока приходит большое количество осадков.
На севере огромные площади суши и ветер несет с Евразии сухие воздушные массы, а Средиземное море по своим размерам не может напитать ВМ влагой, поэтому осадков выпадает мало.
Определяют по климатической карте: на экваторе - 2000 мм в год, на юге - 100-250 мм в год
В экваториальном поясе в течении всего года выпадает большое количество осадков, воздушные массы с океана приносят влагу. На юге в тропическом поясе юго-западные ветра понижают температуру воздуха в прибрежной части и не благоприятствуют выпадению осадков.
Посмотрите внимательно на климатограммы на ваших картах, чем они отличаются?
Почему в различные климатических поясах разное количество осадков?
Определите какое количество осадков впадает на широте 20⁰ в северном и южном полушариях .
Почему на одной широте выпадает разное количество осадков?
Определите количество осадков на 18⁰ долготы на экваторе и в южном полушарии.
Почему на одной долготе выпадает разное количество осадков.
Если возникли затруднения: обратимся к учебнику стр.120.
Если возникли затруднения: обратимся к учебнику стр.120.
Познавательныеустановление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
Регулятивные
умение высказывать своё предположение
Коммуникативные
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
Закрепление
Заполняют игровое поле
Проводят самопроверку
Демонстрирует задание на слайдах
Демонстрация правильных ответов.
Географическая игра «крестики - нолики»
Личностные
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Акростих
Заполняют акростих «Климат Африки»
Объясняет правила заполнения акростиха
Творческое задание
Рефлексия
У каждого из вас есть звезда. Кто на ваш взгляд сегодня на уроке был звездой. Напишите имя и фамилию этого человека
Домашнее задание
§26 , задание 1,2
Приложение1 Акростих
К
И
И
М
А
Т
А
Ф
Р
И
К
И
Приложение 2
Климатические пояса Африки
Климатический
пояс
Географическое положение
Кол-во осадков, мм в год
ВМ
Средние температуры лета, ⁰С
Средние температуры зимы, ⁰С
Примечание
Экваториальный
Часть бассейна Конго и побережье Гвинейского залива
2000
ЭВМ
+24
+24
Погода меняется от ясной утром до ливневых дождей послу полудня
Субэкваториальный
Обрамляет экваториальный пояс до 20⁰с.ш. и 20⁰ю.ш.
До 500
ЭВМ
ТВМ
+24
+16
Сухая зима, влажное лето
Тропический
Соответствует тропическим широтам в обоих полушариях
До 250
ТВМ
+32
+16
Большие колебания температур, самум - сильный ветер
Субтропический
Крайний север и юг материка
500-1000
ТВМ
УВМ
+27
+10
Теплая зима, сухое лето
Приложение 3
Крестики - нолики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 Африка - самый…….материк.
А) жаркий Б) сухой В)влажный
2 Самая большая пустыня Африки?
А) Намиб Б) Сахара В) Калахари
3 Самый сухой климатический пояс Африки?
А) Экваториальный Б) Тропический В) Субэкваториальный
4 Мало осадков в пустыни Намиб выпадает из-за:
А) удаленности от океана
Б) высоких температур на данной территории
В) холодных ветров с юго-запада
5 Субтропический пояс Африки характеризуется:
А) сухой зимой, влажным летом
Б) большим количеством осадков в течении всего года
В) большим кол-во осадков зимой
6 В каком климатическом поясе не перепад температур по сезонам года?
А) Субтропический Б) Тропический В) экваториальный
7 Почему в Африке регистрируются самые высокие температуры?
А) Африка - южный материк
Б) Африка получает большое количество солнечного тепла
В) теплый воздух приносят воздушные массы с Атлантического океана
8 В Сахаре выпадает мало осадков из-за:
А) высоких температур Б) низких температур
В) огромной территории и сухого воздуха приходящего с Евразии.
9 В каком климатическом поясе дует местный ветер - самум?
А) тропическом Б) экваториальном В) субтропическом
Приложение 4 Климатодиаграммы
Приложение 5 Контур материка для составления климатической карты-схемы