- Преподавателю
- География
- Научная работа по географии на тему: Экологический паспорт школы
Научная работа по географии на тему: Экологический паспорт школы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузвесова Е.М. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КГУ «Средняя школа № 3»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ
Секция: «Экология»
Испонитель:
Ержанов Ильяс, 6 «А» класс
КГУ «Средняя школа №3»
г.Житикара, Костанайская область
Руководители:
Кузвесова Е.М., учитель географии
КГУ «Средняя школа №3»
2013 год
Оглавление
Введение
I. Общая характеристика населённого пункта и экологического состояния территории
II. Условия расположения школы
III. Характеристика школьного здания и планировка
IV. Морально-психологический климат в школе
V. Состояние здоровья учащихся
Заключение
Приложение
Литература
Аннотация
Рабочая среда это составная часть жизненной среды человека. В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.
От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Санитарно-гигиеническое состояние помещений характеризует ряд важных показателей.
-
Внутренняя отделка и оформление помещения, освещенность, которые оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяет состояние экологической комфортности учащихся.
-
Микроклимат закрытого помещения. Это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха.
-
Воздушная среда помещения, которая оказывает постоянное воздействие на организм человека. В ней содержится большое количество различных химических веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмов. Концентрация вредных примесей в воздухе помещения не должна превышать среднесуточный уровень для атмосферного воздуха.
-
Вентиляционный режим учебного помещения, который позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся.
Наибольшее влияние на экологическое состояние школы оказывает несанкционированные мусорные свалки, которые расположены в десяти метрах от школы. Из-за бессознательности граждан на прилегающей территории остается очень много хозяйственных отходов.
Введение
В Послании Президента народу Казахстана одним из приоритетных направлений развития общества обозначено здоровье, образование и благополучие граждан Республики Казахстана, базовая основа которых закладывается в школе.
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблема сохранения здоровья и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальна
Считаю, что рабочая среда это составная часть жизненной среды человека. В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды.
От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Санитарно-гигиеническое состояние помещений характеризует ряд важных показателей.
-
Внутренняя отделка и оформление помещения, освещенность, которые оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяет состояние экологической комфортности учащихся.
-
Микроклимат закрытого помещения. Это тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха.
-
Воздушная среда помещения, которая оказывает постоянное воздействие на организм человека. В ней содержится большое количество различных химических веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмов. Концентрация вредных примесей в воздухе помещения не должна превышать среднесуточный уровень для атмосферного воздуха.
-
Вентиляционный режим учебного помещения, который позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся.
Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Отдельно взятую школу стеклянным колпаком не накроешь. Если мы хотим стать полноценными, здоровыми людьми, то, вероятно, всё окружение, все люди, которые участвуют в этом процессе, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду. Гипотеза создания нашего проекта проста и понятна, она подразумевает неоспоримый факт, экология внешних условий обучения будет способствовать экологии души.
Чтобы внести свой посильный вклад в улучшение экологической обстановки школьной территории и школы, мы решили заняться написанием этого проекта.
Цель нашей работы:
- комплексная оценка экологического состояния пришкольной территории, классных комнат и показателей здоровья учащихся, поиск путей улучшения экологической обстановки в школе..
Написание проекта состояло из следующих этапов:
- во-первых, изучались нормативные документы и специальная литература, посвященная экологии помещений и пришкольного участка. Для этого были организованы встречи с экологом нашего района, работниками СЭС, медицинскими работниками.
- во-вторых, были проведены посильные работы по изучению экологического состояния пришкольной территории, классных комнат и показателей здоровья учащихся; анкетирование по проблемам экологии нашего края, проводилось изучение морально - психологического климата в школе.
- в третьих, намечены перспективные пути улучшения экологического состояния пришкольной территории , здания школы, психологического климата в школе.
I. Общая характеристика населённого пункта и экологического состояния территории
Школа располагается в городе Житикаре.
Экологическое состояние на территории Житикары удовлетворительное.
В регионе находится асбестовый промышленный комбинат, который заботится о снижение вредных выбросов в атмосферу. Тем не менее в регионе преобладают заболевания щитовидной железы, легочной системы, сердечно-сосудистой системы.
. Наибольшее влияние на экологическое состояние школы оказывает несанкционированные мусорные свалки, которые расположены в десяти метрах от школы. Из-за бессознательности граждан на прилегающей территории остается очень много хозяйственных отходов.
II. Условия расположения школы
ГУ «Средняя школа №3 г. Житикары» является образовательным учреждением, расположенным по адресу 11 микрорайон, дом № 35.
Школа находится в самом густозаселённом микрорайоне города, рядом с оживлённой автомобильной трассой.
Школа была открыта в 1988 году. Располагается в типовом здании, в котором имеются 47 учебных кабинетов, столовая, актовый зал, 2 спортивных зала, библиотека, 3 кабинета информатики, методический кабинет, психологический кабинет, кабинет социального педагога, мастерские, спортивная площадка, кабинет самопознания, два медицинских кабинета, кабинет детского общественного объединения, кабинет машиноведения, кабинет логопеда.
В школе 47 класса - комплектов, в которых обучаются 1089 учащихся, из них в начальном звене 452 учащихся в 18 классах, в среднем звене 516 учащихся в 21 классе, в старшем звене 112 учащихся в 5 классах.
В настоящее время в школе обучается 1089 учащихся из них девочек 556 и 533мальчика. В школе 47 классов комплектов. Средняя наполняемость классов 25 человек. В три раза меньше, чем предусмотрено проектной возможностью школы. Школа работает в две смену. Средняя площадь классной комнаты составляет 50м2. Из расчёта площади на одного учащегося, все классные комнаты соответствуют нормам СанПиНа.
Таблица
Школьное помещение
Площадь, м2
Кубатура, м3
Полученный результат
Санитарно-гигиеническая норма
Полученный результат
Санитарно-гигиеническая норма
Кабинеты (классы)
2,5
2,0
7,5
4 - 5
Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты проводилось следующим образом:
1. с помощью рулетки измерялась длина, ширина и высота класса;
2. рассчитывалась площадь пола и кубатура помещения;
3. определялась площадь и кубатура в пересчете на одного учащегося, делением полученных результатов на количество посадочных мест.
Школа расположена в низине. Преобладающие ветра: западный и юго-западный.
В сорока метрах от территории школы и в сорока пяти метрах от здания школы расположена автомобильная дорога (по санитарно-гигиеническим нормам должно быть не менее 25 метров). Это соответствует норме. Расстояние же до жилых домов около пяти-восьми метров, что не соответствует санитарно гигиеническим нормам.
Таблица
Производимые измерения
Полученные результаты
Санитарно-гигиенические нормы (не менее), м
Расстояние от границ школы до, магазинов
30
50
Расстояние от школы до жилых домов
5-8
10
Расстояние от школы до автострады
40-45
25 (оптимальное 100)
С помощью метода наблюдения изучалась интенсивность транспортного движения на автомобильной дороге. Наблюдение велось с 8 до 9 часов, с 12 до 13 часов и с 18 до 19 часов. Учитывались следующие категории транспорта: автобусный, автомобильный, грузовой.
В результате выяснилось следующее. В выходной день наибольшей интенсивности транспортное движение достигло в промежутке между 18-19 часами. Преобладал автомобильный вид транспорта. Наименьшее количество транспортных единиц проехало между 10-11 часами. Хотя, следует заметить, что после девяти часов количество транспорта заметно увеличилось. В рабочий день интенсивность транспортного движения по сравнению с выходным днём сместилась на 12-13 часов. Преобладающим также являлся автомобильный транспорт. В утреннее и вечернее время количество транспортных единиц было приблизительно одинаковым
Школьная территория занимает площадь 2,28 га. На пришкольном участке можно выделить следующие зоны
А- учебно- опытная зона (клумбы,газоны ,)
Б - спортивная зона;
В- зона тира и гаража
Г- игровая зона
Спортивная площадка располагается в глубине школьного участка, но не отделена от окон учебных помещений полосой зелёных насаждений. Хозяйственная зона расположена в конце школьного двора
На территории школы произрастают деревья и кустарники. Всего 46 берез, 102 кустарника, 12 карагачей и разных других видов деревьев 78. Вся дорожная пыль оседает на листьях деревьев. Таким образом, деревья защищают территорию школы от загрязнения пылью и тяжёлыми металлами. В некоторых местах зелёный массив отсутствует, по причине санитарной вырубки деревьев. По результатам изучения защитной полосы пришкольного участка можно сделать вывод, что она не в полной мере соответствует санитарно- гигиеническим нормам.
Таблица
Измерения
Полученные результаты
Санитарно-
гигиенические
нормы, м
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе территории
со стороны автомагистрали
0-1
0-1
1,5
6
Расстояние от школы до деревьев
14
10
Расстояние от школы до кустарников
5
Расстояние между деревьями (узколистными)
5
5-6
Расстояние между деревьями широколистными
5-6
8-10
Количество деревьев на 1 га (100х100 м)
80-90
90-150
В состав зелёной защитной полосы входят следующие породы деревьев: берёза, осина, клён, липа. На листовой поверхности взрослого растения клёна за летний период осаждается до 33 килограммов пыли. Берёза и липа являются хорошими поглотителями свинца. Берёза устойчива к загрязнению воздуха газами. Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: для создания зелёной полосы был сделан правильный видовой подбор древесных пород.
На газонах пришкольной территории насчитывается около двадцати видов растений. Преобладающими являются: пырей ползучий, клевер луговой и ползучий, одуванчик.
Было проведено изучение запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории. Методика изучения следующая:
-
Собирались листья с разных участков пришкольной территории на разной высоте.
-
К поверхности листьев прилаживалась прозрачная клеящаяся плёнка.
Снималась плёнка с листьев вместе со слоем пыли и приклеивалась на лист белой бумаги.
В результате получилось следующее: из всех взятых проб листьев (возле центральной дороги, в школьном дворе, в глубине школьной территории и т.д.) наиболее запылёнными оказались листья, взятые с деревьев возле центральной дороги в нижней части кроны. Причём, с высотой запылённость уменьшалась. Наименее запылёнными были листья, взятые с деревьев во дворе , со стороны школы. При движении в глубь двора запылённость немного увеличивалась.
В нашем городе находится асбестовый промышленный комбинат. О вредности асбестосодержащих руд идёт спор на мировом уровне. Нас конечно же заинтересовали данные о запыленности воздуха в районе школы, которая измеряется в граммах на кубический метр и радиоактивное загрязнение. На основе данных житикаринской СЭС по выборочному измерению мощности дозы гамма-излучения, был сделан анализ распределения радиоактивного загрязнения на пришкольной территории. Измерения проводились с помощью прибора ДРГ-01 , в микрорентгенах в час, на высоте один метр от излучающей поверхности.
Уровень радиоактивного загрязнения на пришкольной территории распределён не равномерно. Такую большую разницу в показателях можно объяснить следующим образом. Во-первых, большое значение играет подстилающая поверхность. Уровень гамма-излучения над асфальтированной или бетонированной поверхностью ниже чем над целиной.
Во-вторых, определённое значение имеет дренаж почвы. Если сравнить уровень радиоактивного загрязнения на клумбах (почвы хорошо дренированные) и на полосе препятствия (слабо дренированные), то заметны хотя не большие, но все таки имеющие место различия.
Сравнительно высокий уровень гамма-излучения перед входом в школу можно объяснить тем, что на обуви приносятся частички пыли, грязи, которые повышают уровень радиоактивного фона.
В точке на первой клумбе радиоактивное загрязнение выше, чем на других клумбах. Сюда больше всего попадает пыли, сметаемой с крыльца, а также иногда сливалась вода, используемая при уборке школы.
Из шести измерений мощности гамма-излучения на гимнастической площадке и футбольном поле самый низкий уровень. Причина может заключаться в том, что вся территория - это целина, а в данной точке травяной покров отсутствует, значит дренированость почвы лучше, следовательно смыв радионуклидов происходит быстрее.
Что касается измерения запылённости воздуха, то наши старания не увенчались успехом. Таких данных мы не нашли. В отделе статистики нам сказали, что эти данные можно найти только в Костанае.
III. Характеристика школьного здания и планировка
Здание каркасное. Основной строительный материал это железобетонные плиты. Встречаются так же деревянные конструкции: полы, перекрытия. Отопление центральное. Коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии. Специальное оборудование для вентиляции помещения отсутствует. В каждом классе есть открывающиеся форточки, через которые происходит пассивная вентиляция помещения. Подвод воды произведён от единой водопроводной станции города. В школе установлены питьевые фонтанчики. Использовать кипячённую воду в фонтанчиках школа не имеет технической возможности. В 2011 году в школе проведён капитальный ремонт.
Электроосвещение помещений школы предусмотрено светильниками с люминесцентными лампами. Сеть электроосвещения выполнена проводом ПУНП, проложена скрыто под слоем штукатурки. Величина КЕО
( коэфициент естественного освещения), который рассчитывается при проектировании в наиболее удаленной от окон точке помещений предусматривается, составляет 1,5%. Это соответствует норме. Предусмотрено общее искусственное освещение во всех помещениях. В ходе исследования было подсчитано количество ламп: в классах - 658, на 1 этаже - 48, на 2 -64, на 3-43.
Светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
Уровень искусственной освещенности от системы общего освещения не превышает 400 лк, что соответствует норме.
Перегоревшие лампы заменяют своевременно. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы хранят в отдельном помещении, не доступном для детей и учащихся. Не допускается выброс отработанных люминесцентных ламп в мусоросборные контейнеры.
На защиту здания от ударов молнии предусмотрено устройство системы молниезащиты.
В зимний период проверяется температурный режим в классах и служебных помещениях. После капитального ремонта он соответствует норме и СНИПу.
Школьное помещение убирается техническими работниками ежедневно. Два-три раза в течение учебного времени проводится влажная уборка. На больших переменах влажная уборка спортзала. В конце каждой четверти учащиеся школы участвуют в операции «Чистота». Каждый класс делает генеральную уборку своего кабинета: моют столы, стулья, протирают шкафы.
Ещё древние знали о влиянии цвета на настроение: красный возбуждает, зелёный успокаивает, чёрный угнетает, жёлтый веселит. Действительно, утомившись, мы инстинктивно стремимся в оптимальную цветовую среду- к голубой воде, жёлтому песку, в зелёный лес. Поэтому цветовая гамма присутствующая в школе это: голубой, бежевый. Стены в коридоре, на первом этаже , на втором этаже и третье этаже окрашены в бежевый цвет, выше - побелка. В классах стены на уровне 2 метров окрашены или в бежевый, или в голубой цвет.
Растения в жизни человека играют огромную роль. Они являются источником кислорода, вносят разнообразие в эстетику интерьера, применяются в изготовлении лекарств и т. д. Поэтому для того, чтобы у учащихся развивалось чувство прекрасного, ответственность за жизнь других живых существ, чтобы чувствовали себя уютно и комфортно, в школе осуществляется озеленение (на каждом подоконнике были посажены разнообразные комнатные растения). Эти растения, помимо эстетического значения, еще улучшают экологическую обстановку в школе:
А) образуют кислород;
Б) очищают воздух от пыли;
В) вырабатывают биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие вредных микроорганизмов.
В коридорах на этажах размещены живые и искусственные цветы которые имеют как эстетическую роль, так и экологическую. На первом этаже - живых цветов 25, на втором этаже живых цветов 18, искусственных 5: на третьем этаже - живых цветов 7, искусственных 1.
Наибольшую фитонцидную активность имеют: герань зональная, хлорофитум пестролистный, гибискус китайский, нефролепис сердцелистный, бегония королевская, колеус Блюмера. Поэтому при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства.
IV. Морально-психологический климат в школе
Воспитательная система называется Школа воспитывающей среды. Воспитывающая среда - среда, которая влияет на становление личности ребёнка. Это всё что окружает человека. Это отношения, в которые он вступает, условия, в которых он живёт, идеалы, которым он верит и ради которых готов на самореализацию
Как социальный организм школа находится в общем вихре тенденций нашего бурного века, отражает идеологические и социально - экономические проблемы общества. Увеличение объема информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, в природе, в семье - эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества.
Современная школа должна воспитывать своих учащихся так, чтобы покидая ее, они становились полноценными гражданами, умели находить выход в сложных жизненных ситуациях, умели противостоять различным негативным поступкам, выбрали правильный путь в жизни.
С 1993 учебном году в школе создана служба психологической поддержки.
Результаты анкетирования среди учащихся показали, что в школе существуют проблемы морально- психологического климата. Одна из основных проблем - отношения между учащимися и учителями. У некоторых учителей в работе присутствует авторитарный стиль воспитания. Для решения этой проблемы надо знакомить педагогический коллектив с новыми технологиями воспитания, в отношениях с детьми проявлять больше демократизма, гуманизма, использовать новые методы и формы работы с детьми.
Вторая проблема - неустойчивая моральная ориентация детей. В школе работа по нравственному воспитанию школьников проводится на довольно высоком уровне, но большое влияние на развитие личности ребенка имеет семья и социум. Существует процент проблемных семей, которые нерегулярно занимаются со своими детьми, некоторые родители не имеют информации, как правильно общаться со своим ребенком, как воспитывать его, не принося вреда его психическому развитию.
В настоящее время при решении этих проблем школа и семья испытывают значительные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имеющиеся психологические знания о развитии ребенка и формировании его личности.
Большую помощь в решении этих проблем оказывает проведение Месячника психического здоровья, наполненный тренингами, консультациями, конструктивными играми. помогающими в создании классных коллективов. Созданный социальный имидж нашей школы помогает поддерживать экологию взаимоотношений в триаде ученик - учитель - родитель.
V. Состояние здоровья учащихся
Состояние здоровья учащихся постоянно находится под наблюдением. Ежегодно учащиеся проходят медосмотр. Все учащиеся школы имеют медицинские карточки. В учебный процесс вводится здоровьесберегающие технологии. Каждый год учащиеся школы проходят оздоровление в пришкольных лагерях.
Но, несмотря на все усилия, результаты пока желают оставлять лучшего. Анализируя диаграммы, отражающие состояние здоровья учащихся за последние шесть лет, можно заметить резкое увеличение процента учащихся с хроническими заболеваниями. Здесь, скорее всего ,большое влияние оказала экологическая ситуация, сложившаяся на территории школы.
Основные группы заболеваний у учащихся - это:
Миопия-5
ЖКТ-15
Анемия-13
Диф зоб-7
Бронхит-4
Пневмония-1
Пиелонефрит-5
Ожирение-1
Кардиопатия-10
Сахарный диабет-1
Дети с хроническими заболеваниями наблюдаются у участковых врачей
Ежемесячно проводится осмотр учащихся по профилактике педикулеза и чесотки, а также мини центры обследованы на гельминтозы.
В течение учебного года особенно осенний и зимний период проводится контроль посещаемости с целью раннего выявления и профилактики острых вирусных заболеваний. Ведется контроль качества питания
В 2011-2012учебном году за первый квартал выявили такие виды заболеваний
ОРЗ- 355
Ангина-11
Ларингит- 2
Фарингит-42
Бронхит- 41
Пневмония-6
Тонзиллит -4
Гастрит-8
Провели исследования с 1-4 классы имеют патологии 82 человека мальчиков 51, девочек 31 освобождены от физической культуры 21человек 11мальчиков и 10 девочек
У учащихся 5-9классов имеют патологии 115 человек ,мальчика 74 и 41 девочка от физкультуры освобождены 22 человека мальчиков 12 девочек 10.
Учащиеся 10-11 классов имеют патологии 66 человека 21 мальчик и 45 девочек от уроков физической культуры освобождены 13,мальчиков 5 девочек 8.
Таблица
Вид спорта
Год
2009
2010
2011
2012
Легкая атлетика
3
2
1
1
Футбол
4
2
2
2
Баскетбол
1
1
2
1
Волейбол
1
3
2
2
Для предотвращения утомляемости и перегрузок, а также создания условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников, расписание уроков обязательно составляется с учётом физиолого-гигиенических требований, а также сложности предметов и преобладания динамико-статистического компонента занятий. Однако наблюдается перегрузка домашних заданий учителями школы, что вызывает усталость и снижение успешности, которая ведёт к низкой мотивации обучения. Занятия в компьютерных классах проводятся в норме.
В учебном процессе особое внимание уделяется внедрению здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся. В школе сформированы и действуют спортивные кружки, где задействовано около 45% учащихся средних и старших классов. Результатом является то, что за последние годы коллективы спортивных команд занимают ведущие места в соревнованиях различного уровня по волейболу, футболу, баскетболу, кроссу и многоборью. Остаются проблемными зимние виды спорта. Соседство с плавательным бассейном не увеличило количество посещений школьниками этого заведения. К проведению утренней зарядки во многих классах подходят формально. Подвижные игры на переменах в начальном блоке проводятся не в системе, отсюда повышенная двигательная активность детей, ведущая к травмированию.
В школе организовано горячее питание учащихся, однако на наш взгляд мало витаминной продукции (фрукты, соки, овощи).
Заключение.
Для улучшения экологического и эстетического состояния территории школы мы предлагаем по возможности провести следующие мероприятия:
-
отделить спортивную площадку от окон учебных помещений двойной полосой зеленых насаждений;
-
расширить защитную полосу на границе территории, а также со стороны автомобильной дороги, за счет посадки деревьев.
Со стороны автомобильной дороги желательно посадить акацию белую или желтую и березу, так как именно эти породы деревьев являются лучшими поглотителями свинца и наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами.
Что касается непосредственно школьного здания, то здесь можно было бы рекомендовать следующее: при пересадке комнатных растений обращать внимание на их фитонцидные свойства. Дело в том, что каждый год в весенне-осенний период резко увеличивается уровень заболеваемости гриппом. И имея в помещении достаточное количество растений, обладающих фитонцидными свойствами, можно уменьшить процент заболеваемости.
Данные по экологической обстановке в районе и в здании школы можно использовать на классных часах, занятиях по ОБЖ, при организации учебно-воспитательного процесса и художественно -эстетического оформления здания, при проведении необходимых ремонтных работ в здании. Считаю, что создание экологического паспорта школы должно стать обязательным для каждой школы, чтобы :
-
чтобы знать в каких условиях обучаются дети
-
увеличивается или уменьшается патологии учащихся
-
чтобы были устранены замечания по экологической обстановке. учебного заведения.
.
.
Движение транспорта в рабочий день.
Оздоровление учащихся (за 6 лет).
Диаграмма № 5
Заболевания учащихся (2010-2011 уч. год).
Диаграмма № 4
Состояние здоровья учащихся (за 6 лет).
A- 1999-2000 уч. год,
B- 2000-2001 уч. год,
C- 2001- 2002 уч. год,
В- 2002- 2003 уч. год,
E-2003- 2004 уч. год,
F - 2004-2005 уч. год.
Обзор литературы:
Наполняемость классов общеобразовательных организаций
Наполняемость классов для общеобразовательных учреждений устанавливается не более 25 учащихся. Численные значения расчетной наполняемости классов могут быть изменены в соответствии с требованиями местных органов власти.
В старших классах общеобразовательных школ, профильной школе, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся. При реконструкции и капитальном ремонте существующих школьных зданий, допускается наполняемость классов определять исходя из площади учебных помещений и удельной площади на одного учащегося не менее 2,25 м2
Лабораторно-инструментальные исследования,
проводимые на объектах воспитания и образования детей и подростков
Виды исследований
Периодичность исследований
Место замеров или отбора проб
1
2
3
Исследование микроклимата
Температура, относительная влажность воздуха,
1 раз в 3 года (в отопительный период) и по показаниям
Приемные комнаты, учебные помещения, мастерские, спортивные и музыкальные залы, медицинские кабинеты.
2. Исследование воздушной среды
Содержание паров ртути
1 раз в 3 года и по показаниям
медицинские кабинеты
Содержание окиси углерода
В организациях с печным или автономным отоплением - 1 раз в отопительный период
Групповые комнаты, учебные помещения, лаборатории, спортивные залы.
Строительные и отделочные материалы на токсикологические и радиологические исследования
В порядке предупредительного санитарного надзора и по показаниям
На строящемся, реконструируемом объекте, на объектах при проведении капитальных ремонтных работ и при вводе в эксплуатацию
Исследование эффективности вентиляции
По показаниям
Лаборатории, кабинет химии, спортивные залы, мастерские, пищеблок.
3. Исследование продуктов, готовых блюд и рационов питания
Содержание основных питательных веществ и калорийность блюд (обед)
ОДВО, организации с круглосуточным пребыванием детей, организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: не менее 1 раз в 3 года и по показаниям.
Отбор проб с линии раздачи, с обеденных столов.
Эффективность термической обработки
По показаниям
Готовые блюда из мясных и рыбных продуктов на линии раздачи, обеденных столах
Бактериологические показатели качества пищи
При каждом обследовании
Пищеблок, линия раздачи, обеденные столы
1
2
3
Исследование продуктов на санитарно-химические показатели, содержание остаточного количества пестицидов,
качество йодирования
По показаниям
По показаниям
1 раз в 2 года
Пищеблоки организаций
4. Исследования воды
Вода из водопроводной системы (бактериологические и санитарно-химические исследования)
В порядке предупредительного санитарного (после окончания строительства, реконструкции, ремонтных работ, устранения аварий на сети, при вводе объекта в эксплуатацию) и текущего санитарного надзора (по показаниям).
В оздоровительных (сезонных) организациях - перед началом сезона.
Водоразборные краны - ввод и вывод в здании,
на пищеблоке (при расположении в отдельном блоке)
Вода питьевая, расфасованная в емкости (исключая бутилированную воду)
1 раз в 3 года и по показаниям.
Дома ребенка, ОДВО, интернатные и общеобразовательные организации
Вода из колодцев, скважин, каптажей, родников общественного пользования (бактериологические, санитарно-химические,
паразитологические, радиологические исследования)
1 раз в год перед началом учебного года, по показаниям.
По показаниям
Колодцы, скважины, каптажи, и родники, водоразборные краны.
Вода открытых водоемов, предназначенная для купания (бактериологические, паразитологические, радиологические исследования)
Перед началом сезона купания и по показаниям
Места купания для детей и подростков
1
2
3
Вода из закрытых плавательных бассейнов и ванн (бактериологические, санитарно-химические,
паразитологические исследования)
Не менее 2 раза в год и по показаниям
В 2-х точках - мелкой и глубокой частях ванны бассейна на глубине 25 - 30 см от поверхности зеркала воды, вода после фильтра
5. Исследования почвы
Санитарно-микробиологические исследования и паразитологические
на содержание гельминтов
1 раз в год
Песочницы в ОДВО и домах ребенка
Радиологическое исследование почвы
При отводе земельного участка под строительство
Земельный участок
6. Исследование мебели и оборудования
Соответствие размеров мебели росту и возрасту детей и подростов
1 раз в 3 года и по показаниям
Дома ребенка, ОДВО, школы, интернаты, средние и высшие учебные заведения
7. Экспертиза товаров детского ассортимента
Печатные издания на соответствие санитарным требованиям
Отбор образцов в порядке предупредительного надзора до их массового выпуска;
в дальнейшем - по показаниям
на предприятиях изготовителях
в организациях образования
Товары детского ассортимента (одежда, обувь, игрушки, косметические средства и др.)
Отбор образцов в порядке предупредительного надзора до их массового выпуска;
и текущего надзора (при каждом обследовании)
На предприятиях изготовителях
В местах оптовой и розничной торговли
8. Санитарно - бактериологические показатели при оценке санитарного состояния организаций
Бактериологическое исследование смывов с внешней среды
При каждом обследовании
Оборудование, разделочные столы, инвентарь, обеденные столы, руки
и одежда персонала и др. на пищеблоках;
игрушки, наглядные пособия, обеденные столы, пеленальные столы, посуда, руки и спецодежда персонала в домах ребенка, ОДВО.
Исследования смывов на паразитологические исследования
1 раз в год и по показаниям
Игрушки и наглядные пособия, постельное белье и полотенца в ОДВО, домах ребенка, домах ребенка, интернатах;
Спортивное оборудование спортзалов, спортивных школ
1
2
3
9. Исследование условий обучения
Напряженность электромагнитного и электростатического поля
При вводе в эксплуатацию, замене оборудования, в дальнейшем 1 раз в 3 года и по показаниям
Компьютерные и мультимедийные классы, кабинеты для индивидуальных занятий с ПК, компьютерные и интернет-клубы.
Уровень искусственной
освещенности
1 раз в 3 года и по показаниям
Помещения групповых ячеек, учебные помещения, лаборатории, мастерские комнаты самоподготовки, читальный зал рекреации
Шум, вибрация
При вводе в эксплуатацию и по показаниям
Пищеблок, мастерские, смежные с оборудование помещения, помещения с использованием ПК и ВТ
Санитарные правила
«Санитарно-эпидемиологические требования к объектам
воспитания и образования детей и подростков»
Общие положения
1. Настоящие санитарные правила (далее - Санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выбору земельного участка под строительство, к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, вводу в эксплуатацию, водоснабжению, канализации, отоплению, освещению, вентиляции, микроклимату, содержанию и эксплуатации, условиям воспитания, проживания, организации питания, гигиеническому воспитанию (личной гигиене) персонала, к условиям воспитания и обучения (к школьным учебникам), производственной практике, медицинскому обеспечению, на объектах воспитания и образования детей и подростков.
2. Настоящие Санитарные правила распространяются на объекты воспитания и образования детей и подростков, осуществляющих следующую деятельность:
1) дошкольное воспитание и обучение (детские ясли и сады всех типов, центры дошкольного воспитания с полным и кратковременным пребыванием детей, услуги няни);
2) реализацию образовательных программ среднего общего (школы, гимназии, лицеи), учебные программы технического и профессионального, после среднего образования (профессиональные лицеи, училища, колледжи, высшие технические школы) и высшего профессионального образования (университеты, академии, институты и приравненные к ним (консерватории, высшие школы, высшие училища), а также специальные и коррекционные;
3) воспитание и организацию мест проживания детей и подростков (дома ребенка, организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры адаптации несовершеннолетних, интернатные организации, дома юношества, пансионаты, медресе, приюты и другие);
4) организацию досуга, физическое воспитание и развитие творческих способностей детей и подростков (учреждения дополнительного образования) - центры творчества детей и молодежи, музыкальные, спортивные и художественные школы, детско-юношеские центры, дворовые клубы, станции юных натуралистов, учебно-производственные комбинаты, учебные курсы и другие внешкольные организации).
3. Объекты воспитания и образования детей и подростков, введенные в эксплуатацию до принятия санитарных правил, приводятся в соответствие с требованиями настоящих Санитарных правил в сроки, согласованные с государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Контроль выполнения настоящих Санитарных правил осуществляет государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. При проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводятся лабораторно-инструментальные исследования объектов воспитания и образования детей и подростков в соответствие с приложением 1 к настоящим Санитарным правилам.
6. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия:
1) малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;
2) специальная одежда - комплект защитной одежды персонала, предназначенной для защиты сырья, вспомогательных материалов и готового продукта от загрязнения механическими частицами, микроорганизмами и других загрязнений;
3) бракераж - оценка качества продуктов питания и готовых блюд по органолептическим показателям;
4) гимназия - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и по гуманитарным профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;
5) заготовочная - помещение, где производится подготовка продовольственного сырья и выработка полуфабрикатов;
6) доготовочная - помещение, в котором осуществляется приготовление готовой пищевой продукции из полуфабрикатов;
7) физическое воспитание - сфера деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека;
8) общеобразовательная школа - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, состоящие из трех ступеней: начальной, основной и старшей, каждая из которых может функционировать самостоятельно;
9) полуфабрикаты - сырые продукты питания, предварительно подготовленные к тепловой обработке;
10) срок годности - период, до истечения которого пищевая продукция считается безопасной для использования по назначению при соблюдении условий процессов (стадий) производства (изготовления), оборота пищевой продукции;
11) организация образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - государственное учреждение системы образования, в которой создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
12) суммарная учебная нагрузка - сумма учебных часов с часами, выделяемыми на проведение факультативных и секционных занятий, кружков;
13) инсоляция - нормируемый показатель солнечной радиации для гигиенической оценки помещения;
14) интернатные организации - организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания;
15) интерлиньяж - промежуток, пробел между двумя строками в книге и других печатных изданиях;
16) центры адаптации несовершеннолетних (далее - ЦАН);
17) утомление - состояние временного снижения функциональных возможностей организма, снижение работоспособности;
18) рядная расстановка - расстановка мебели и оборудования рядами в центре помещения, друг за другом;
19) кегль (кегель) - размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства) над и под очком, измеряется в пунктах - 1 пункт равен 0,376 миллиметров (далее - мм);
20) климатическая зона - территория, выделяемая по климатическим признакам (температура, влажность);
21) общественное питание - деятельность, связанная с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания;
22) учреждения дополнительного образования детей - внешкольные учреждения, предназначенные для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга;
23) режим дня - установленный порядок дня в организациях воспитания и образования для детей и подростков;
24) литера - прямоугольный брусок из типографского сплава, дерева или пластмассы с рельефным изображением буквы, цифры или знака в торце;
25) лицей - среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее основные и дополнительные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;
26) организации дошкольного воспитания и обучения (далее - ОДВО) - дошкольные организации вместимостью от 4 до 12 групп, реализующие образовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности, а также оказывающие дополнительные оздоровительные и другие предусмотренные законодательством услуги;
27) предшкольные классы - классы для детей пяти, шести лет в общеобразовательных школах, в которых проводится одногодичная обязательная бесплатная предшкольная подготовка;
28) школьный учебник - книга для учащихся, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры;
29) учебный час - продолжительность урока (занятий) или лекции от начала до перемены (перерыва) для организаций технического и профессионального образования
30) учебная нагрузка - суммарная нормируемая занятость учащихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе для каждой возрастной группы, которая измеряется в учебных часах;
31) учебная нагрузка, режим занятий обучающихся и воспитанников определяется утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования;
32) учебное пособие - литература для учащихся и воспитанников, в которой излагается материал по определенной дисциплине соответствующей учебной программе;
33) оптимальные микроклиматические условия - сочетание количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на детей обеспечивают сохранение нормального теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции;
34) центральная расстановка - расстановка мебели и оборудования в центре помещения группами;
35) очко - печатающая поверхность выпуклого зеркального изображения буквы или знака на литере, стереотипе;
36) периметральная расстановка - расстановка мебели, оборудования вдоль стен (по периметру);
37) петит - типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 8 пунктам (около 3 мм);
38) рекреация - помещение для отдыха и восстановления сил учащихся во время перемены и в свободное от занятий время;
39) духовные (религиозные) организации образования - учебные заведения, реализующие профессиональные образовательные программы подготовки священнослужителей;
40) срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативных документах;
41) санитарно-дворовые установки (СДУ) - не канализованный туалет, расположенный на территории объекта, на расстоянии не менее 25 метров (далее - м) от зданий, имеющий надземную часть и выгребную яму. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков). Выгреб выполнен из водонепроницаемого материала. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не более 3 м;
42) дом ребенка - государственное учреждение, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям от молодых матерей, рожденных вне брака, а также детям с дефектами умственного и физического развития;
43) септик - сооружение для очистки небольших количеств бытовых сточных вод, представляющий собой подземный отстойник горизонтального типа, состоящий из одного или нескольких камер, через которые протекает сточная жидкость;
44) спортивные объекты - организации, деятельность которых связана с организацией и осуществлением лечебно-оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, учебно-воспитательных работ и культурного досуга детей и подростков;
45) наполняемость классов - это количество учащихся в классе относительно к площади помещения учебного класса;
46) товарное соседство - условия, исключающие совместное хранение и реализацию сырых и готовых продуктов, предотвращающие их загрязнение и проникновение посторонних запахов, отражающихся на качестве товара;
47) утренний фильтр - профилактическое медицинское мероприятие, направленное на предупреждение заноса инфекционного заболевания;
48) скоропортящиеся пищевые продукты - пищевые продукты, требующие специальных условий транспортировки, хранения и реализации в строго регламентируемые сроки;
49) технологическое оборудование - совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для работы производства;
50) коэффициент естественного освещения (далее - КЕО) - нормируемый показатель естественного освещения помещения;
51) рациональное питание - сбалансированное питание, с учетом физиологических и возрастных норм питания;
52) групповая ячейка - набор помещений для детей организации дошкольного воспитания и обучения одной группы;
53) наполняемость групп - нормируемое количество детей в группе;
54) загрузочная - место приема продовольственного сырья и пищевых продуктов;
55) форзац - два четырехстраничных листа, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней стороной переплета, а второй - последний лист блока с задней стороной;
56) маломобильные группы населения - инвалиды, с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на креслах-колясках и/или с помощью других вспомогательных средств, а также слабовидящие и/или лишенные зрения граждане, передвигающиеся с помощью сопровождающих;
57) малые дошкольные образовательные организации (мини-центры) - дошкольные организации вместимостью до 3 групп размещаются в отдельном стоящем здании, в многоквартирном жилом доме, а также во встроено-пристроенных помещениях;
58) шмуцтитул - заголовок части учебника (рубрика) на отдельной, чистой, без текста, обычно нечетной странице;
59) гарнитура шрифта - комплект шрифтов, имеющих различные кегли (размеры) и начертания, но одинаковый рисунок очка.
Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению,
канализации, отоплению, освещению, вентиляции, микроклимату объектов воспитания и образования детей и подростков
1. На объектах предусматриваются централизованное хозяйственно-питьевое, горячее водоснабжение, канализация и водостоки, которые должны находиться в рабочем состоянии.
2. Объекты должны обеспечиваться безопасной и качественной питьевой водой в соответствии с установленными требованиям законодательства Республики Казахстан.
3. При отсутствии в населенном пункте централизованной системы водоснабжения оборудуются местные системы водоснабжения.
4. По согласованию с государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения допускается привозное водоснабжение и установка наливных умывальников.
5. На объектах работающих на привозной воде, предусматривают отдельное помещение с установкой емкостей для хранения запаса питьевой воды. Ёмкости должны иметь маркировку (питьевая вода), водоразборный кран подвергают еженедельной (и по мере необходимости) очистке и дезинфекции с применением моющих и дезинфицирующих средств. Не допускается использование ёмкости для питьевой воды для других целей.
6. Привоз воды проводят специальным транспортом при наличии на него санитарно-эпидемиологического заключения или в специальных промаркированных емкостях, выполненных из материалов, разрешенных для контакта с питьевой водой.
7. Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, для мытья столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработки помещений, личной гигиены должна соответствовать установленным требованиям законодательства Республики Казахстан.
8. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения в туалетных, буфетных, прачечных, умывальных, душевых, комнатах личной гигиены интернатных организаций и мест проживания, а также в помещениях медицинского назначения и пищеблока объектов горячее водоснабжение предусматривают посредством установки водонагревателей.
9. Допускается горячее водоснабжение от собственной котельной при согласовании с государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
10. На объектах должен быть организован питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутиллированная, по показателям качества и безопасности должна соответствовать установленным требованиям законодательства Республики Казахстан.
Допускается использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не более 3 часов.
11. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков предусматривают наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, с высотой не менее 10 см.
12. Для питья используют чистую посуду (стеклянная, фаянсовая, одноразовые стаканчики), выделяют отдельные маркированные подносы для чистой и использованной посуды или контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения. Вода, расфасованная в емкости, сопровождается документами, подтверждающими её происхождение, качество и безопасность.
13. За организацией питьевого режима, приказом руководителя объектов назначается ответственное лицо. Обеспечивается свободный доступ обучающихся и воспитанников к питьевой воде в течение всего времени их пребывания на объектах.
14. В неканализованных районах, по согласованию с государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения оборудуют местную систему канализации с септиком. Очистка септика проводится по мере заполнения объема на 2/3.
15. При отсутствии централизованных канализационных очистных сооружений отведение сточных вод осуществляется в систему локальных очистных сооружений.
Не допускается устройство канализационных стояков и трубопроводов в помещениях для хранения и обработки пищевых продуктов и приготовления пищи, помещениях медицинского назначения.
16. На каждом этаже здания объектов и по отдельным блокам предусматривают санитарные узлы раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек), а также для педагогического и обслуживающего персонала. Входы в санитарные узлы не располагают против входов в учебные помещения и рядом с ними. Количество и размер санитарных приборов предусматривают в зависимости от вида и профиля организаций согласно приложения 6 настоящих Санитарных правил.
17. Количество санитарных приборов, гигиенического оборудования в санитарных узлах общешкольных помещений специальных коррекционных школ-интернатов рассчитывают с учетом профиля учреждения:
1) в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата устанавливают 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз и 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков; для персонала школы-интерната уборные на 1 унитаз с умывальником;
2) в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей 1 унитаз на 20 девочек и один умывальник на 30 девочек; 1 умывальник, 1 унитаз и 0.5 м лоткового писсуара на 30 мальчиков; 1 уборную для персонала на учебно-жилой блок. Около лотковых писсуаров и унитазов устанавливаются фиксирующие поручни;
3) в школах-интернатах для глухих, слабо слышащих детей с расстройствами речи, оборудование устанавливают по нормам для общеобразовательных организациях и интернатов;
4) в школах-интернатах для умственно отсталых детей 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 40 девочек; 1 унитаз и 1 писсуар на 30 и 1 умывальник на 40 мальчиков: для персонала уборные с одним унитазом и одним умывальником в каждой;
5) умывальники размещают в непроходных помещениях при обеденном зале или ведущих в зал расширенных проходах и коридорах (до 3,6 - 4,0 м) из расчета 1 умывальник на 18 посадочных мест: для слепых и слабовидящих детей 1 умывальник на 10 посадочных мест: для умственно отсталых 1 умывальник на 15 посадочных мест.
18. В туалетах домов ребенка, ОДВО, для предшкольных и начальных классов общеобразовательных, интернатных организаций, организации образования для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей ЦАН устанавливают детские унитазы.
Мастерские для занятий художественным творчеством оборудуются умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.
Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями, должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.
19. По согласованию с государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для IV климатического района и в сельской местности допускается устройство СДУ (1 на 75 человек).
20. СДУ имеют надземные помещения и выгребную яму и располагаются на расстоянии не менее 25 м от здания. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков).
Выгреб выполняют из водонепроницаемого материала. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не более 3 м.
Вокруг СДУ предусматривают бетонированные отмостки с уклоном для отвода дождевых и талых вод.
При устройстве СДУ предусматривается вывод вентиляционного короба из выгребной ямы выше конька кровли, а также естественная вентиляция.
21. В не канализованных районах устанавливают наливные умывальники.
22. Основные помещения объектов должны иметь естественное освещение. Величина КЕО рассчитывается при проектировании в наиболее удаленной от окон точке помещений предусматривается - не менее 1,5%; в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения и слуха - не менее 2,5 %, в дошкольных группах при них - не менее 2% на уровне пола. Световой коэффициент предусматривается - 1/5.
23. Ориентацию окон учебных помещений предусматривают на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На север, северо-восток и северо-запад ориентируют окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, кабинета вычислительной техники на север, северо-восток.
24. Допускается освещение вторым светом путем устройства остекленных перегородок или фрамуг в стенах коридоров, туалетных, приемных и раздевальных объектов, не являющихся рекреационными, раздевалок, а также всех помещений, разрешенных к проектированию без естественного освещения.
25. Без естественного освещения допускаются:
1) в ОДВО, домах ребенка помещения коммуникационных систем (насосные водопровода и канализации, камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха), коридоры, не являющиеся рекреационными помещениями, складские и бытовые помещения, инвентарные, умывальные, душевые и туалеты, помещения для приготовления дезинфицирующих средств, кладовые;
2) в общеобразовательных, специальных коррекционных и интернатных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей снарядные, кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), книгохранилища, бойлерные, насосные водопроводы и канализации, камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;
3) в Т и ПО, ВУЗ книгохранилища, актовые залы, телестудии, фотолаборатории, гардеробы, душевые, санитарные узлы;
4) во внешкольных организациях: складские и бытовые, инвентарные, снарядные, умывальные, душевые и туалетные при спортивных залах и бассейне, уборные персонала, комнаты личной гигиены женщин, радиоузлы, кино-фотолаборатории, книгохранилище, бойлерные, насосные водопровода и канализации, камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха, помещения для приготовления дезинфицирующих средств, помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием здания;
5) в общеобразовательных организациях: актовые залы, кулуары, фойе, гардеробы, раздевалки, душевые, санузлы, радиоузлы, фотостудии и лаборатории к ним, обеденные залы столовых и производственные помещения пищеблока.
26. В учебных помещениях предусматривают боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, при глубине учебных помещений более 6 м, устанавливают правосторонний подсвет с высотой не менее 2,2 м от потолка. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от учащихся.
27. В учебно-производственных мастерских, спортивных залах допускается двустороннее естественное боковое освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
28. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений деревья высаживают не ближе 15 м, кустарники - не ближе 5 м от здания. Не допускается закрашивать оконные стекла.
29. Световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторы). Окна в спальных помещениях зашториваются во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают.
30. На подоконниках не допускается размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения.
31. Общее искусственное освещение предусматривают во всех помещениях. Для освещения отдельных функциональных зон и рабочих мест устанавливают местное освещение.
32. Для искусственного освещения используют люминесцентные лампы, лампы накаливания и энергосберегающие. В одном помещении применяют лампы одного типа. Светильники оборудуют защитными конструкциями. При освещении лампами накаливания используют подвесные на штанге светильники отраженного и рассеянного света.
33. Светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
34. Искусственное освещение предусматривается регулируемым и безопасным, не оказывающим слепящего действия и другого неблагоприятного влияния на человека. Искусственное освещение в помещениях организации образования и в местах проживания детей и подростков нормируются в соответствие с приложением 7 к настоящим Санитарным правилам.
35. Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО.
36. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей светильниками, которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
37. На объектах для слепых и слабо видящих детей учебные помещения (классы, кабинеты, лаборатории, мастерские), а также читальные залы оборудуют комбинированной системой искусственного освещения с лампами накаливания.
Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения в зависимости от вида зрительной патологии составляет:
1) для учащихся с высокой степенью осложненной близорукости и дальнозоркостью высокой степени 1000 лк; для детей с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) 1000 - 1500 лк;
2) для учащихся, страдающих светобоязнью - не более 500 лк;
3) уровень искусственной освещенности от системы общего освещения не должен превышать 400 лк;
4) каждое рабочее место оборудуют светильниками местного освещения с лампами накаливания мощностью 40 ватт. Светильники должны иметь жесткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света.
38. Перегоревшие лампы заменяют своевременно. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы хранят в отдельном помещении, не доступном для детей и учащихся. Не допускается выброс отработанных люминесцентных ламп в мусоросборные контейнеры. Хранение и вывоз отработанных люминесцентных ламп возлагается приказом руководителя учреждения на ответственное лицо. Вывоз и утилизация отработанных ламп проводится организациями, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
39. В помещениях объектов с постоянным пребыванием детей штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола.
40. В вестибюлях, коридорах, рекреациях, гимнастических и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках организаций оборудуют аварийное освещение не менее 5 лк (на полу, по линии основных переходов и на ступеньках лестниц).
41. Оконные стекла очищают и моют не реже 3 - 4 раз год снаружи и не менее одного раза в месяц изнутри. Не допускается привлекать к очистке осветительной арматуры учащихся.
42. Здания объектов должны оборудоваться системами центрального отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
43. При отсутствии централизованного источника теплоснабжения допускается применение автономной котельной и газового отопления.
44. В сельских населенных пунктах в одноэтажных зданиях малокомплектных сельских организациях с количеством мест не более 300, допускается устройство печного отопления. Топка производится в изолированном помещении с отдельным входом.
В игровых домах ребенка, ОДВО, размещенных на 1-х этажах, предусматриваются теплые полы.
45. В домах ребенка, ОДВО во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы ограждают съемными деревянными решетками. В остальных организациях нагревательные приборы размещают у наружных стен, под окнами, без ограждений.
46. Отдельные системы вытяжной вентиляции предусматривают в учебных классах, кабинетах (при отсутствии воздушного отопления), лабораториях, актовых залах, лекционных аудиториях, учебных мастерских, спортивных залах, бассейнах, тирах, столовой, медицинском пункте, киноаппаратной, санитарных узлах, помещениях для дезинфекции и обработки уборочного инвентаря.
47. Воздухообмен в столовых рассчитывают на поглощение избытка тепла, выделяемого технологическим оборудованием кухни. Подачу приточного воздуха в производственные помещения пищеблока предусматривают через обеденный зал объемом не менее 20 метров кубических в час (далее - м3/час) на одно посадочное место. Удаление воздуха производят через производственные помещения.
48. В лабораториях, учебно-производственных мастерских, аудиториях, залах курсового и дипломного проектирования, в актовых и спортивных залах, столовых, помещениях медицинского назначения и санитарных узлах предусматривают самостоятельные системы вытяжной вентиляции.
49. В домах ребенка, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ОДВО к системе горячего водоснабжения подсоединяют нагревательные приборы, размещенные в шкафах для сушки верхней одежды в раздевальных.
50. Фрамуги и форточки должны использоваться по назначению в любое время года. Установку металлопластиковых окон осуществляют с устройством фрамуг, форточек или со сложным открыванием. Площадь форточек предусматривают не менее 1:50 к площади пола.
51. Сквозное или угловое проветривание проводят в отсутствии детей. Сквозное проветривание не проводят через туалетные помещения.
52. В спальнях в холодное время года фрамуги или форточки закрывают за 30 мин до укладывания детей, затем открывают во время сна и закрывают за 30 мин до подъема. В теплое время года сон проводят при открытых окнах и фрамугах.
53. Для контроля за температурой воздуха в основных помещениях организаций (групповых ячеек, учебных, жилых), а также в раздевальнях при душевых и спортивном зале, спортивном зале, помещениях медицинского пункта устанавливают термометры, прикрепленные к внутренней стене на высоте 0,8 - 1,2 м, в зависимости от роста детей.
54. Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания осуществляют сквозное проветривание учебных помещений.
55. Мастерские, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией и местными пылеуловителями и вытяжными приспособлениями. На объектах обеспечиваются оптимальные микроклиматические условия помещений (температура и относительная влажность воздуха).
56. В отопительный период температура воздуха предусматривается:
1) в спальных и учебных помещениях, кабинетах, лабораториях, библиотеке, в помещениях для культурно-массовых мероприятий и отдыха, в компьютерных классах, служебно-бытовых, стиральных +18 - 22 градусов по Цельсию (далее - °C);
2) в обеденных залах, буфетных, гладильных, сушильных, кладовых и бельевых +16°C;
3) в физиотерапевтичесих кабинетах, кабинетах массажа +28°C;
4) в медицинских помещениях, групповых, раздевальных групп детей, спальных групп детей, туалетных групп детей +20 - 22°C, оптимальная влажность - 40 - 60%;
5) в учебных мастерских, в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, в рекреациях, в вестибюле и гардеробе, кухне, сушильных одежды и обуви +15 - 17°C;
6) в раздевалке спортивного зала +19 - 23°C;
7) в помещениях с ванной бассейна +30°C;
8) в душевых +25°C.
9) в кабинетах врачей +21 - 23°C.
Оптимальная относительная влажность воздуха в помещениях составляет 40 - 55%, в кухне и постирочной до 60 - 70%.
57. Ежегодно на объектах проводят ревизию и ремонт систем водоснабжения, канализации, электроснабжения, к началу отопительного сезона систем отопления и вентиляции.
58. Не допускается эксплуатация объектов размещенных в аварийных зданиях и помещениях.
Здание объектов признают аварийным при наличии акта компетентных органов об аварийности объекта.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию
и эксплуатации территории и помещений объектов воспитания
и образования детей и подростков
1. Объекты воспитания и образования детей и подростков должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии настоящим Санитарным правилам.
2. Территория объектов должна содержатся в чистоте, очищаться от снега и льда, в зимнее время дорожки посыпаются песком. У входа в здание устанавливают скребки, решетки, коврики, щетки.
3. Оборудование и малые архитектурные формы игровых площадок перед прогулкой или игрой детей ежедневно очищают от пыли или грязи, песок в песочницах увлажняют, один раз в неделю перелопачивают, обрабатывают кипятком один раз в 7 - 10 дней, в не рабочее время накрывают для защиты от загрязнения. Не менее одного раза в год и по эпидемическим показаниям песок заменяют на новый.
4. Мусоросборники (контейнеры) очищают при их заполнении на 2/3.
5. Все помещения должны содержаться в чистоте. Уборку всех помещений проводят ежедневно влажным способом с применением моющих средств и проветривают. Медицинские помещения, столовую, буфет и туалеты ежедневно убирают с использованием дезинфицирующих средств.
6. Генеральную уборку всех помещений (мытье полов с отодвиганием мебели, осветительной арматуры, дверей, протирка мебели с применением моющих и дезинфицирующих средств) проводят ежемесячно и по эпидемиологическим показаниям с применением моющих и дезинфицирующих средств.
7. На объектах обслуживающий персонал (помощники воспитателей, технический персонал) имеет специальную одежду (далее - спецодежда), в количестве не менее 3-х комплектов (костюм или халат, косынки, колпак, фартук), сменную обувь, которые хранят в отдельном шкафу.
Перед входом в туалетную комнату халат снимают и после выхода тщательно моют руки с мылом.
8. Применяемые дезинфицирующие растворы готовят согласно инструкции в маркированных емкостях с указанием даты приготовления раствора. Дезинфицирующие и моющие средства и их рабочие растворы должны храниться в недоступных для детей и подростков местах.
9. На объектах для мытья и обработки помещений и отдельных видов оборудования (обеденные столы; посуда; панели, двери, окна; пол) предусматривают отдельную ветошь. Ветошь хранят раздельно в соответственно маркированных емкостях.
10. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки, тряпки) маркируют и закрепляют за отдельными помещениями (санитарный узел, медицинский кабинет, изолятор, пищеблок, мясо - рыбный цех при пищеблоке, буфет, рекреации, каждый учебный кабинет, групповые помещения, лаборатории) и хранят в специально выделенных местах. Допускается использование уборочного инвентаря для группы учебных помещений.
11. Уборочный инвентарь для санитарных узлов всех организаций должны иметь сигнальную окраску.
12. Пол в домах ребенка, групповых помещениях в ОДВО, предшкольных классах должны мыться два раза в день; мебель, радиаторы, подоконники, детские шкафчики для одежды ежедневно протирают и один раз в неделю моют. Помещения для музыкальных, спортивных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия.
13. Вновь приобретенные игрушки должны иметь сертификаты, подтверждающие их качество и безопасность.
14. Использованные игрушки моют ежедневно в конце дня с использованием 2% мыльно-содового раствора, ополаскивают под проточной водой и высушивают. Кукольную одежду стирают и гладят по мере загрязнения. Емкость и щетку для мытья игрушек маркируют.
15. Мягконабивные игрушки после использования в конце дня дезинфицируют бактерицидными облучателями в течение 30 минут, на расстоянии 25 см от игрушек.
16. Использование для детей ясельного возраста и в изоляторе мягконабивных и пенолатексных ворсовых игрушек не допускается.
17. В общеобразовательных и интернатных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Т и ПО, ЦАН, ВУЗ проводят ежедневную влажную уборку помещений с использованием моющих средств:
1) уборку классов, мастерских и учебных кабинетов проводят после окончания занятий каждой смены;
2) коридоров и рекреаций - после окончания занятий каждой смены;
3) игровых - в конце дня;
4) обеденного зала - после каждого приема пищи;
5) гардероба, вестибюля - после начала занятий каждой смены;
6) спортивных залов - 2 раза в день с проветриванием;
7) санитарных узлов в здании - после каждой перемены.
Влажную уборку помещений (мытье полов) проводят работники организаций.
18. На объектах при наличии двух смен занятий между сменами предусматривают перерыв продолжительностью не менее 45 минут для уборки и сквозного проветривания помещений.
19. Спортивный инвентарь протирают влажной ветошью, металлические части инвентаря после обработки вытирают насухо. Маты, исключая кожаные, имеют съемные матерчатые чехлы, которые не реже 1 раза в неделю и по мере их загрязнения подвергают стирке. Кожаные маты протирают влажной ветошью с использованием 2% мыльно-содового раствора. Матерчатые маты не реже 1 раза в неделю очищают от пыли с помощью пылесосов или выколачивают на открытом воздухе.
20. При регистрации случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, проводят противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия.
21. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем очищают от пыли не реже 1 раза в месяц. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят не реже одного раза в год. Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не менее трех раз в год (весной, летом, осенью).
22. В туалетах ежедневной дезинфекции подлежат полы, дверные ручки, барашки кранов, раковины и унитазы. Сидения на унитазах моют теплой водой с мылом. Внутреннюю поверхность унитаза чистят щетками (квачем) с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.
23. Использованный уборочный инвентарь погружают в раствор дезинфицирующего средства, после экспозиции прополаскивают и высушивают. Чистый уборочный инвентарь хранят в специально маркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря. Не допускается привлекать к уборке санитарных узлов воспитанников и учащихся.
24. Уборку СДУ проводят ежедневно, с использованием дезинфицирующих средств, дезинфекцию выгребной ямы 1 раз в 10 дней, побелку стен 1 раз в месяц с использованием дезинфицирующих средств. СДУ очищают по мере его заполнения на 2/3, но не реже 1 раза в год.
25. Для предотвращения залета мух и комаров в помещения пищеблока, (при необходимости в спальных и других помещениях) на окна, форточки, фрамуги, открываемые для проветривания, устанавливают москитные сетки.
26. Ковры ежедневно очищают пылесосом, при генеральной уборке, выколачивают и протирают влажной щеткой.
27. Пеленальные столы, детские подкладные клеенки, покрытие манежа, горок, моют ежедневно водой с мылом и по мере загрязнения. В случае загрязнения фекалиями проводят очистку от выделений с применением моющих и дезинфицирующих средств, специально выделенной ветошью.
28. Пользование индивидуальными горшками проводят под наблюдением обслуживающего персонала. Горшки после использования очищают, промывают и погружают в маркированную емкость с дезинфицирующим раствором, с последующим ополаскиванием. Чистые горшки хранят в туалетах, в индивидуальных маркированных ячейках.
29. Не менее одного раза в год на объектах проводят ревизию и, по необходимости, ремонт (замену) инженерных сетей, кровли, мягкого и твердого инвентаря, мебели, оборудования и санитарно-технических приборов.
30. При функционировании объектов не допускается проведение капитального и других видов ремонтных работ, за исключением работ по устранению аварийных ситуаций.
31. В организации не допускается наличие насекомых, крыс и мышевидных грызунов. Дезинсекцию и дератизацию проводят организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
Список использованной литературы:
-
Алексеев С.В. «Практикум по экологии», М., АО МДС 1996 год.
-
Журналы «Биология в школе», №8/2010 с.54, №5/2010 с.13, №7/2011 с.9
-
Материалы НМЦГСЭН о радиоактивном загрязнении территории
49