• Преподавателю
  • География
  • Обобщающий урок по географии Казахстана по разделу Комплекс по производству конструкционных материалов

Обобщающий урок по географии Казахстана по разделу Комплекс по производству конструкционных материалов

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок в 9 классе по разделу «Комплекс по производству конструкционных материалов».

Тема: Обобщение по разделу «Комплекс по производству конструкционных материалов».
Цели:

  • Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу, проконтролировать качество усвоения материала.

  • Развивать мыслительную и речевую деятельность, умение работать в группах, с картой, анализировать и делать выводы.

  • Воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок - игра.
Форма работы: групповая.
Оборудование: карта Казахстана, атласы, учебник, карточки, компьютер, презентация.

Ход урока:

I.Мотивационный этап.
Эпиграф урока.

Родина моя, родная степь!
Пусть горит над миром образ твой!
Флаг казахский и казахский герб.
Пусть всегда здесь торжествует братство,
Наша дружба, стабильность, покой,
Казахстан - наша гордость, богатство,
И всегда ты нам нужен такой.

Наша Родина - Республика Казахстан. 16 декабря мы отметим важную дату в жизни нашей страны -22 годовщину Независимости РК, этому событию будет посвящен сегодняшний урок. Тема нашего урока «Обобщение по разделу «Комплекс по производству конструктивных материалов»». А проведем мы его, в форме игры.

II. Организационный момент.
1) Две команды, выбор капитана команды.
2) Представление команд, девиз.
3) Оценочный лист.
Девизом игры будут следующие слова:
«Знать, чтобы уметь, а уметь чтобы действовать».
Как вы понимаете это выражение?

Хорошо когда у нас
Свой в стране и лес и газ,
Уголь, никель, цинк, алмаз,
Что ж не радует тут глаз.
Если хочешь что дороже,
Золото найдешь тут тоже.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Правильно о полезных ископаемых, составляющих природные богатства или о природных ресурсах. Но после добычи полезных ископаемых, их обогащают и перерабатывают на различных предприятиях.

III.Систематизация знаний (задания будут оцениваться фишками за правильный ответ).

1 задание. «Найди соответствие».
Каждому участнику команды будет дан конверт с определениями, на доске будут термины. Найти соответствие термина и определения. На подготовку 1 минута, за правильный ответ фишка.
1. Конструкционные материалы
2. Металлургия
3. Черная металлургия
4. Цветная металлургия
5. Группы цветных металлов
6. Химическая промышленность
7. Отрасли химического комплекса
8. Отрасли деревообрабатывающей промышленности
9. Производство строительных материалов

А. одна из главных отраслей тяжелой промышленности, которая охватывает две отрасли- черную и цветную металлургию.

Б. включает в себя производство разнообразной продукции из углеводородного, минерального и другого вида сырья путем его химической переработки.

В. материалы, применяемые в производстве готовых изделий и в строительстве.

Г. одна из ведущих отраслей хозяйства республики, на предприятиях которой производятся цемент, шифер, асбестоцементные трубы, линолеум и другие.

Д. тяжелые, легкие, благородные, тугоплавкие, редкие.

Е. отрасль тяжелой промышленности, к которой относятся предприятия по добыче и обогащению рудного и нерудного сырья для черной металлургии, по производству огнеупоров, продуктов коксохимической промышленности, выплавке чугуна, стали, проката и получению ферросплавов, стальных и чугунных труб, изделий дальнейшего передела, добыче железной руды.

Ж. лесозаготовка, механическая и химическая заготовка дерева.

З. горно- химическая, основная химия, химия полимеров, переработка полимеров, химико- фармацевтическая.

И. отрасль тяжелой промышленности- включает в себя добычу и обогащение руд, производство и обработку цветных металлов и их сплавов.
Ответы: 1.В; 2.А; 3.Е; 4.И; 5.Д; 6.Б; 7.З; 8.Ж; 9.Г.

2 задание. «Третий лишний».
На доске учащиеся должны найти группу слов, которые характеризуют понятия или отрасли и убрать лишнее слово. За правильный ответ 1 фишку.
1. Сталь, чугун, титан (черная металлургия).
2. Алюминий, магний, пластмасс (легкие цветные металлы).
3. Золото, серебро, бронза (Благородные цветные металлы).
4. Бериллий, ниобий, кремний («атомные» металлы).
5. Металлургия, химическая промышленность, сельское хозяйство (комплекс конструкционных материалов).
6. Горно- химическая отрасль, химия полимеров, отрасль строительных материалов (химическая промышленность).
7.Цемент, гипс, кирпич (производство вяжущих материалов).
8. Бумага, картон, мебель (целлюлозное производство).
9. Фосфатные, азотные, серные (минеральные удобрения).

3 задание. «Кто такой? Что такое?»
Каждый ученик по очереди берет название промышленного центра (завода или месторождения) и называет, что добывается (производиться или находится) в нем. Правильный ответ 1 фишка.
1. Соколовско- Сарбайский (ГОК добывают железную руду в г.Рудный).
2. Рудный Алтай (главный район полиметаллической промышленности).
3. Ульбинский металлургический завод (выпускает «атомные металлы»- бериллий и ниобий в Усть- Каменогорске).
4. «Умный металл» (тантал).
5. «Химфарм» (центр химико- фармацевтической промышленности).
6. Восточно- Казахстанская область (главный «лесной цех» страны).
7. Васильковское (одно из крупных месторождений золота в мире).
8. «Крылатый металл» (алюминий).
9. Донской (ГОК добывает руды хрома).
10. Бокситы (сырье для получения алюминия).
11.Флотация (метод получения концентрата).
12.Жетикаринский (асбестовый комбинат по производству шифера).

4 задание. «Цифровой диктант».
Какой город соответствует предприятию по выплавке данного металла? Индивидуальное задание каждому ученику, ключ ответов на доске для взаимопроверки.
«5» - 9-10 вопросов; «4» - 7-8 вопросов; «3» - 5-6 вопросов.

1. Железо А. г.Жезказган
2.Чугун и сталь Б. г.Аксу
3.Хром В. г.Усть-Каменогорск
4.Ферросплавы Г. г.Павлодар
5. Медь Д. г.Рудный
6.Цинк Е. г.Степногорск
7.Алюминий Ж. г.Шымкент
8.Титан и магний З. г.Хромтау
9.Золото И. г.Риддер
10.Свинец К. г.Темиртау

Ответы: 1. Д; 2. К; 3. З; 4. Б; 5. А; 6. И; 7. Г; 8. В; 9. Е; 10. Ж.

5 задание. «Верно ли?»
Если утверждение верно красная карточка, если нет синяя.
Оценивание фишками. В списке учащихся каждому ученику ложем 10 фишек, если ответ неправильный убираем фишку. В конце отдаем фишки за правильные вопросы
1.Серную кислоту выпускают в центре производства удобрений в- Актау. (да)
2.Добывают и измельчают фосфориты в Таразе. (нет) Актюбинской области, Каратау, Жанатасе
3.Азотные удобрения производят в Актау и Темиртау. (да)
4.В Казахстане единственный завод пластмасс в Атырау. (нет) 2 завода в Атырау и Актау.
5.В Шымкенте есть шинный завод. (да)
6.Самые крупные центры производства железобетонных изделий- Астана и Алматы. (да)
7.Почти ¾ деревообрабатывающей промышленности выпускает Астана. (нет) Алматы и Восток
8.Центр полиграфической промышленности Алматы. (да)
9.Главные центры мебельной промышленности Актобе и Уральск (нет). Алматы, Караганда, Павлодар, Петропавловск, Усть-Каменогорск
10.Завод химического волокна в Караганде дает огнестойкое волокно для отделки салонов самолетов. (нет) в Костанае

Физминутка. «Дождь».
Участники встают в круг.
По кругу цепочкой вы будете передавать движения. Как только они вернутся ко мне, я покажу следующие. Следите внимательно.
Поднялся ветер (трем ладони).
Начинает капать дождь (щелчки пальцами).
Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам).
А вот и град - настоящая буря (топот ногами).
Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам).
Дождь утихает (хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю (щелчки пальцами).
Тихий шелест ветра (трем ладони).
Солнце! (руки вверх).

6 задание. «Работа по карте».
На стикерах написаны виды продукции деревообрабатывающей промышленности, вы должны на карте найти центры (города) по их производству. 1 фишка за правильный ответ.
1. Пиломатериалы, шпалы (г.Семей, Усть-Каменогорск, Риддер, Кокшетау).
2. Бумага и картон (г.Алматы, Семей, Кызылорда).
3. Юртостроение (г.Уштобе).
4. Мебель (г.Алматы, Караганда, Павлодар, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Шымкент).
5. Древесные плиты (г.Усть-Каменогорск).

IV. Обобщение знаний.
7 задание. «Кластер».
Составьте кластер «Комплекс по производству конструкционных материалов».
Даны отрасли, по 10 каждой команде, за правильный ответ- фишка.

V. Закрепление и проверка знаний.
8 задание. «Тесты».
Индивидуальное задание, ответить на вопросы самостоятельно, оценивается отдельно.
1.Что относится к конструкционным материалам?
а)серная кислота б)уголь и нефть в)сплавы на основе железа+
2.Металлургический комплекс, включает отрасли:
а)черную и цветную металлургию + б)производство проката
в)производство ферросплавов
3.Комбинат полного цикла находится в городе:
а)Караганде б)Павлодаре в)Темиртау+
4.Хромовую руду добывает ГОК:
а)Соколовско-Сарбайский б)Донской+ в)Жайремский
5.Крупнейший комбинат по производству цинка и свинца:
а)Усть-Каменогорске + б)Зыряновске в)Актобе
6.Сырье для производства глинозема:
а)гипс б)бокситы + в)флюорит
7.Центр титаномагниевой промышленности Казахстана:
а)Уральск б)Жезказган в)Усть-Каменогорск +
8.Заводы по производству пластмасс находятся в :
а)Актау и Атырау+ б)Актобе и Уральске в)Аксу и Талдыкоргане
9.Главный фактор размещения цементных заводов:
а)водный б)сырьевой + в)экологический
10.Главный лесной цех страны - ……………….. область.
а)Восточно-Казахстанская + б)Павлодарская в)Костанайская
11.Крупнейший завод по выпуску лекарств находится в :
а)Таразе б)Кентау в)Шымкенте +
12.Одно из крупнейших месторождений золота:
а)Васильковское + б)Бестобе в)Акбакай

Ответы: 1. в; 2. а; 3. в; 4. б; 5. а; 6. б; 7. в; 8. а; 9. б; 10. а; 11. в; 12 а.

VI. Подведение итогов урока:
1) Оценивание учащихся по количеству фишек. Выставление оценок за урок.
2) Домашнее задание. Подготовка к практической работе. Написать эссе на тему: «Экология и отрасли конструкционных материалов».
Подготовить реферат на тему: «АПК РК».

VII. Рефлексия.
Деревья - символы: сакура, баобаб, эвкалипт, саксаул…. Они символизируют красоту, юность, плодородность, выносливость и многое другое. И у нас тоже будет наше дерево-символ. Назовем его «Дерево Дружбы», на котором вы сейчас напишите , что вам понравилось на уроке, ваши пожелания и предложения.

Сегодня вы показали свои знания и умение их применять в нестандартной ситуации. Вы сегодня замечательно мыслили. И завершить урок мне хочется словами великого Канта: «Не мыслям надобно учиться, а мыслить». Я думаю, нам это сегодня удалось.



© 2010-2022