Урок обобщения и контроля знаний Вехи великих открытий (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок географии в 5 классе (ФГОС)

Учитель высшей категории МБОУ «Гимназия7» г.Норильск

Иващенко Людмила Ивановна


Тема: ВЕХИ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ.

Повторение и обобщение изученного.

Прогнозируемый результат:

обучающие (когнитивные)

  • предполагается, что на данном уроке ученики проведут совместную с учителем проектную деятельность по обозначенной проблеме: Что дала миру эпоха географических открытий?

  • сформулируют цель проекта, задачи для решения поставленной цели;

  • построят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • предложат определенные выводы по данному проекту, используя памятку написания проекта.

Метапредметные УУД

Регулятивные: Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельностью над проектом:

  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя.

  • Составлять (в паре) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Выявлять причинно-следственные связи.

Личностные:

  • Способствовать развитию у школьников навыков анализа, сравнения и обобщения фактов.

  • Создать условия для развития конструктивных способностей школьников, предлагая алгоритм создания проекта.

  • Оценивать с позиции социальных норм поступки других людей.


Оборудование на уроке: составляющие «Ленты времени»: портреты первооткрывателей с датами географических открытий, карты с указанием маршрутов экспедиций (без подписей), шаблон с вопросами для ответов по заданию, карточки-задания парам и группам, картосхемы маршрутов путешествий; мини-проекты учащихся по теме, видеоряд «Кто лишний», макеты каравелл, драккаров, корветов, выполненные учащимися.


Сценарий урока.

I. Актуализация (4мин.)

Учитель: Ребята, какую тему мы изучали в течение 12 уроков (отв.- история географических открытий)? 12 уроков мы путешествовали. Эти путешествия совершали вместе с Великими первооткрывателями, исследователями, купцами и викингами. Вот и сегодня урок у нас не совсем обычный. Мы совершим путешествие «назад в прошлое» и пройдем по пути известных и безымянных первооткрывателей земель.

(Включается фонограмма «Шум океана» - метод эмпатии).

Учитель: Закройте глаза и представьте, что за бортом вашего корабля плещется спокойная океаническая волна. Такая, наверное, билась о борт кораблей Магеллана в Тихом океане. Еле слышны голоса птиц, а значит где-то совсем близко находится …

Куда вы попали? (отв. на берег океана). Подобные звуки наиболее актуальны для нашего сегодняшнего урока . Как вы думаете, почему? (отв. Потому что большинство открытий было совершенно в результате плаваний).

Вопрос к уч-ся: Как бы вы, ребята, обозначили тему сегодняшнего нашего урока?

Тема записывается на доске: Повторение и обобщение изученного.

Отправляясь в путешествие, что каждый из вас хотел бы в результате получить? (предпол. ответ: открыть земли, нанести их на карту и т.д.)

Учитель: Но эти земли уже открыты и нам остается только поговорить о том, как это было.

Вопрос: И поэтому, скажите, как можно сформулировать основную цель нашего урока? (пред.ответ: повторить все, что мы знаем об истории геогр. открытий)

И еще я предлагаю вам , завершив путешествие , ответить еще на один вопрос:

«Что дала миру эпоха географических открытий?

Для того чтобы не запутаться в датах и событиях мы создадим хронологическую «Ленту времени» с отражением происходящего.

II. Обобщение и повторение изученного.

Путешествовать будем парами. У каждой пары на столе лежит пакет с заданиями. В пакете: портрет путешественника, дата совершения этого путешествия, шаблон для ответа с вопросами:

  1. Кто изображен на портрете и о каком путешествии идет речь?

  2. Обозначьте цель путешествия и его результат.

  3. Обозначьте маршрут путешествия словесно, а также флажками отобразите его на карте.

По завершении отчета пара получает цветной жетон: красный- ответ правильный, полный, зеленый- есть замечания, но в целом ответ хороший, правильный, синий- ответ неполный, есть замечания по демонстрации маршрута.

Есть и другие задания группам:

Первая группа.

  1. Составить синквейн к словам и именам: викинги, Христофор Колум

В тетради вы записываете 5 строк:

1. Название, ключевое слово

2. Два прилагательных,относящихся к определяемому слову

3. Три глагола

4. Фраза, несущаяопределенный смысл

5.Резюме, одно слово

2.Кто такой? Что такое?

Финикийцы (отобрать из предложенных нужную карту, показать маршрут на стенной карте) драккары, Австралия, белые медузы

Вторая группа.


  1. Составить синквейн к словам и именам: С.Дежнев, Джеймс Кук

В тетради вы записываете 5 строк:

  1. 1. Название, ключевое слово

  2. 2. Два прилагательных,относящихся к определяемому слову

  3. 3. Три глагола

  4. 4. Фраза, несущаяопределенный смысл

  5. 5.Резюме, одно слово

2.Кто такой? Что такое?

Пифей , варяги , Южное море, «Хождение за три моря»,

Три пары получают задания:

А. Составить вопросы к изученной теме:

  1. Кто и зачем….

  2. Как вы думаете …

  3. Дополните утверждение …

  4. Установите соответствие …

Б. Показать на карте маршрут плавания Пифея (1 пара)

Показать на карте маршрут плавания Семена Дежнева (2 пара)

И так, в путь… (10 мин.)

Показать на карте маршрут плавания Васко да Гамы (3 пара)

Перед нашим путешествием, длинною в несколько веков , давайте зарядимся энергией и проведем физминутку (приложение 4)

Учитель: Шумели весла, железо звенело, гремели щиты, мчалась стремительно стая драккаров, несла дружину в открытое море…

О ком идет речь? (ответ- морской народ, викинги)

Отчет пары ( с пакетом заданий о путешествиях викингов) и заполнение Ленты времени.

Учитель: Даже в годы ордынского ига не прекращались дальние путешествия русских людей. В небольшом городе Твери жил и этот купец. Задумал он путешествие в далёкую и загадочную страну.

Кто же этот купец и что он задумал? (А.Никитин)

Отчет пары заполнение Ленты времени.

Учитель: И вдруг - Африка кончилась. Берег, который всегда был слева по борту исчез.

О чем идет речь? (Васко да Гама)

Отчет пары и заполнение Ленты времени.

Учитель: И вот наконец в 2 часа ночи раздался долгожданный крик «Земля! Вижу землю!»

Какую землю увидели на горизонте? (Х.Колумб)

Отчет пары и заполнение Ленты времени.

Зарядка для глаз : (1 мин.)

Учитель: Нас ждет безбрежный океан. Это был долгожданный пролив. Пролив Всех Святых- так назвал его он.

Кто это был? (Ф.Магеллан)

Отчет пары и заполнение Ленты времени.

Учитель: Объявив об открытии нового материка, он отобрал у голландцев их открытие и вошел в историю, как первооткрыватель.

Кто , что и кем было отобрано у голландцев? (Д.Кук)

Отчет пары и заполнение Ленты времени.

Учитель: «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов»

Какая же это земля и кто ее открыл?( Лазарев и Беллинсгаузен)

Отчет пары и заполнение Ленты времени.

Учитель: Мы выстроили «Ленту времени» в той хронологии, в которой происходили события. Для того, чтобы получить полное представление о великом времени мы заслушаем отчеты и других групп:

(Заслушиваются отчеты групп с синквейнами и вопросами)

Учитель: А теперь давайте ответим на наш главный вопрос: «Что дала миру эпоха географических открытий?

Предполагаемые.ответы: (Открыты земли, материки.Составлена карта и др.)

Учитель: В истории географических открытий выделяют особую эпоху и имя ей дали особое.

Какая это эпоха? (предполагаемый ответ-эпоха Великих географических открытий).

Как вы думаете, почему ее так назвали?

(предполагаемые ответы):


  • были открыты материки и все океаны.

  • получено представления о форме земли как огромном шаре и его размерах;

  • дали толчок к развитию географии, ботаники, зоологии, истории;

III. Рефлексия.

Учитель: посмотрите внимательно на слайд, кто, на ваш взгляд, на этом слайде не соответствует изученной теме. ( отв. 4-Гагарин, 7-Антон Васильевич, 15- президент Путин)

Учитель: В ходе урока мне запомнились

8 важных имен … (называют)

8 важных событий (называют)

Открылись

Три важных чувства (называют)

Теперь я могу …

Еще хочу узнать ….

Давайте поднимем свои жетоны. Хорошо. Мы поняли, что знаем много т.к. у нас больше красных и зеленых жетонов. Вместе с тем у нас есть над чем еще работать.

Все, у кого красные жетоны- получают оценку 5 , зеленые-4, синие-3 и выставляют их в дневник.

- Я очень довольна нашей совместной работой и для меня важно узнать ваше мнение об уроке.

Среди всех имеющихся у вас на парте смайлов выберите и поднимите тот, который наиболее точно отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку.

IV. Дома подготовиться к индивидуальному контролю по теме «История географических открытий.


© 2010-2022