- Преподавателю
- География
- Урок «Природные зоны Северной америки»
Урок «Природные зоны Северной америки»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васько О.В. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Северной Америки»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока - закрепление знаний о закономерностях природно-территориальных комплексов на примере изучения природных зон Северной Америки.
Задачи:
Предметные:
-
Способствовать закреплению знаний о закономерностях ПТК.
-
Способствовать усвоению знаний о природных зонах Северной Америки.
Метапредметные:
Регулятивные: определять цель урока, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: извлекать информацию из разных источников, анализировать её, устанавливать причинно-следственные связи, строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: излагать своё мнение в диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, осознанно использовать речевые средства, организовывать работу в паре.
Личностные: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к партнёру при совместном решении учебной задачи, осознавать целостность мира.
Новые понятия: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Методы обучения: решение проблемных задач, элементы исследования.
Оборудование и дидактический материал: карта природных зон мира, климатическая и физическая карты Северной Америки, карточки-задания, иллюстрационный материал.
Этапы урока
Деятельность учителя
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
1. Актуализация знаний
Организация деятельности по определению темы урока, постановке цели и учебных задач на основе понятия «природная зона»
Формулировка цели и учебных задач урока из заданной темы
1.Актуализация имеющихся знаний по теме
2.Рациональной выбор и принятие учебных задач для наиболее эффективного достижения поставленной цели
1.Участие в диалоге.
2.Умение формулировать и устно выражать свои предложения.
2.Изучение нового материала
Организация деятельности
по изучению природных зон Северной Америки как ПТК на основе:
-совместной работы у географической карты;
-самостоятельной работы в парах с использованием и преобразованием информации по теме из разных источников;
-совместного контроля и коррекции полученных результатов.
1.Выявление и обоснование особенностей положения природных зон С.Ам.
2.Выделение необходимой информации из имеющихся источников для характеристики природных зон.
3.Установление причинно-следственных связей между компонентами ПТК
4.Построение логической цепи рассуждений при составлении характеристики природных зон.
1.Умение работать по плану, сверяясь с целью.
2.Умение быстро мобилизовать свои силы и энергию в поиске правильного решения учебных задач.
3.Умение корректировать полученный результат
4.Сличение полученного результата с заданной целью урока
Желание высказаться
1.Сотрудничество в поиске правильного решения учебных задач.
2.Умение создавать устный текст и с достаточной полнотой и точностью выражать свои предложения.
3.Понимание возможности различных позиций других.
4.Осуществление оценки и коррекции результата своей работы и работы других.
5.Умение обосновывать свою позицию при коррекции и оценке
Умение выражать мысли вслух
3. Диагностика
1. Организация самостоятельной работы в парах по проверке достижения цели урока с помощью проблемных вопросов.
2. Совместный контроль и коррекция полученных результатов.
1.Построение логической цепи рассуждений при решении проблемной задачи.
2.Умение делать выводы на основе полученного результата.
4.Рефлексия
Организация рефлексивной деятельности по итогам работы на уроке
Выстраивание ответов в соответствии с изученной темой по заданному шаблону:
Я узнал…
Я научился…
Я запомнил…
Сценарий урока
I. Актуализация знаний
Особенности природы какого материка мы изучали на последнем уроке?
(Северной Америки)
Что ещё нам осталось узнать о Северной Америке? (Природные зоны)
Сформулируйте тему урока.
Тема «Природные зоны Северной Америки».
Что такое природная зона?
Природная зона - это крупный природно-территориальный комплекс, простирающийся в широтном направлении, обладающий общностью климатических условий, почв, растительности и животного мира, все компоненты которого находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Сформулируйте цель нашего урока
- познакомиться с природными зонами Северной Америки и доказать, что они являются ПТК
Какую работу необходимо нам выполнить на уроке, чтобы достичь этой цели?
(Охарактеризовать особенности природных зон по плану)
II. Изучение нового материала
Чтобы доказать, что природные зоны - это ПТК, мы займёмся сегодня исследованием. Вы будете работать в парах.
1) Назовите и покажите, природные зоны материка.
Это обширные территории?
- Да, протянулись через весь материк
Протянулись в широтном направлении?
- Не все. Не соблюдается закон широтной зональности для степей, лесостепей, смешанных и широколиственных лесов.
Почему?
Ответ. Природные зоны степей, лесостепей, смешанных и широколиственных лесов сменяют друг друга в меридианальном направлении, с запада на восток, потому что, вдоль восточного берега материка проходит тёплое течение Гольфстрим. Над ним образуются облака, оно делает климат влажным. Чем дальше на восток, тем меньше выпадает осадков.
Вывод: одна из закономерностей для природных зон не подтверждается стопроцентно из-за влияния океанического течения и рельефа.
2). Чтобы подтвердить или опровергнуть следующие закономерности, предлагаю вам поработать в группах и заняться небольшим исследованием некоторых природных зон Северной Америки.
Каждая пара должна составить характеристику какой-либо природной зоны и устно защитить результаты своего исследования.
Для проведения успешного исследования вам предложен иллюстрационный материал, таблица, рекомендации для оформления ответа. Воспользуйтесь ими.
Самостоятельная работа в группах.
3) Защита и коррекция ответов
УДАЛОСЬ ЛИ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЭТА ПРИРОДНАЯ ЗОНА ПТК?
III. Диагностика
-
Закрепление материала.
Для закрепления новой темы вы получаете карточки с вопросом. Попробуйте дать обоснованный ответ.
2) Взаимооценка (обоснуйте)
3) Выводы результатам урока
Какие выводы можно сделать по результатам урока?
-
Не соблюдается закон широтной зональности для некоторых природных зон из-за рельефа, тёплого течения
-
Природные зоны - это ПТК
-
Природа очень разнообразна
УДАЛОСЬ ЛИ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЭТА ПРИРОДНАЯ ЗОНА ПТК?
IV. Рефлексия
Что нового на уроке вы узнали, чему научились, что запомнили
V. Домашнее задание .
-
Найти черты сходства и различия зоны арктических пустынь и тропических пустынь.
Карточки-задания
Тундра.
В тундре много поверхностных болот. Образуются скудные тундрово-болотные почвы. Короткое лето. ПОЧЕМУ?
Ответ: Тундра расположена на севере материка, в субарктическом климатическом поясе, поэтому климат здесь холодный. Зима суровая с средней температурой января от -24 до -32оС, лето прохладное с средней температурой июля от +8 до 12, осадков выпадает в год от 100 до 500 мм. Поэтому здесь образуется многолетняя мерзлота. Вечная мерзлота препятствует проникновению влаги в грунт, прохладная погода замедляет испарение влаги - образуются болота. Из-за холодного климата растительность здесь бедная. Растут: мхи, лишайники, карликовые берёзки и ивы с искривлёнными стволами; много болотных ягод - морошка, голубика, брусника. Почвы неплодородные из-за того, что растительности мало, не хватает тепла из-за короткого лета, растительный опад не успевает перегнить. Животные имеют белую окраску, чтобы маскироваться в снегу, толстый мех, чтобы не замёрзнуть.
Тайга.
В тайге господство принадлежит хвойным деревьям, растущим на подзолистых (напоминающих цвет золы) почвах, с небольшим количеством перегноя. Много хищных животных. ПОЧЕМУ?
Тайга расположена в северной части умеренного климатического пояса. Поэтому зима здесь холодная с средней температурой января от -16 до -32. Лето тёплое с средней температурой июля от +8 до +24. Поэтому, деревья имеют листву в виде хвоинок, чтобы не замёрзнуть зимой. Лиственный опад в виде хвои бедный, из-за этого мало образуется перегноя. Животные имеют толстую шкуру, много хищников, так как, зимой мало корма.
Смешанные и широколиственные леса
Смешанные и широколиственные леса расположились только в восточной части умеренного пояса. Поражает большое разнообразие лиственных пород деревьев. Но большая часть этих лесов вырублена. ПОЧЕМУ?
Вдоль центральной части атлантического побережья Северной Америки проходит тёплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. Поэтому количество осадков увеличивается на востоке материка от 500 до 1000 мм и более. Зима здесь мягкая снежная с средними температурами от 0 до -16. Лето тёплое с средней температурой от +16 до +24. Поэтому, здесь можно встретить разнообразие лиственных и хвойных пород. Серые и бурые лесные почвы более плодородны, потому что растительного опада много, тепла хватает, чтобы листву быстро перерабатывать в перегной. Животный мир более разнообразен.
Степи.
В Северной Америке степи чаще всего называют прериями. Прерии повсеместно распаханы. Их называют "хлебной корзиной" Канады, "пшеничным поясом" США. ПОЧЕМУ?
Степи лежат в умеренном и субтропическом поясах центральной части материка. Удалены от влажного воздуха Атлантического океана. Поэтому, Климат здесь сухой, количество осадков за год составляет 250- до 300 мм. Зима здесь тёплая, от -8 до +8. Лето жаркое от +24 до +32. Поэтому этой местности свойственны травы с преобладанием ковыля, мятлика, пырея. По ним бродят стада бизонов, олени, койоты, лисицы. Под многолетними травами образуется очень плодородные почвы - каштановые и черноземы, с большим количеством перегноя. Поэтому, большая часть степи используется под посевы и пастбища. Ответ: Тундра расположена на севере материка, в субарктическом климатическом поясе, поэтому климат здесь холодный. Зима суровая с средней температурой января от -24 до -32оС, лето прохладное с средней температурой июля от +8 до 12, осадков выпадает в год от 100 до 500 мм. Поэтому здесь образуется многолетняя мерзлота. Вечная мерзлота препятствует проникновению влаги в грунт, прохладная погода замедляет испарение влаги - образуются болота. Из-за холодного климата растительность здесь бедная. Растут: мхи, лишайники, карликовые берёзки и ивы с искривлёнными стволами; много болотных ягод - морошка, голубика, брусника. Почвы неплодородные из-за того, что растительности мало, не хватает тепла из-за короткого лета, растительный опад не успевает перегнить. Животные имеют белую окраску, чтобы маскироваться в снегу, толстый мех, чтобы не
Т у н д р а
Карликовая берёзка
Карликовая ива
Мох - ягель
Лишайники
Брусника
Голубика
Морошка
Лемминг
Заяц
Песец
Полярняя сова
Олень Карибу
Горностай
Овцебык
Т а й г а
Секвоя
Бальзамическая пихта
Лиственница
Туя
Серебристая ель
Веймутова сосна
Гризли
Рассамаха
Рысь
Волк
Смешанные и широколиственные леса
Сахарный клён
Тюльпанное дерево
Ясень
Дуб
Бук
Берёза
Сосна
Ель
С т е п и
Ковыль
Пырей
Мятлик
Опоссум
Скунс
Енот
Заяц
Луговая собачка
Кайот
Лисица
Вилорогая антилопа
БИЗОН
Природные
зоны
Северной Америки
Природная зона - это ПТК
-
Большие по площади
-
Широтное направление
-
Общность природы
-
Взаимосвязь компонентов
План характеристики
-
Географическое положение
-
Климатические условия
-
Почвы
-
Растительность
-
Животный мир