• Преподавателю
  • География
  • Учебно-исследовательская работа по изучению православного исторического наследия, посвященная воссозданию и реставрации ранее заброшенных храмов в Куркинском районе Тульской области внеурочная деятельность

Учебно-исследовательская работа по изучению православного исторического наследия, посвященная воссозданию и реставрации ранее заброшенных храмов в Куркинском районе Тульской области внеурочная деятельность

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Крестовская средняя школа»



«Край любимый- край родной»

Номинация

Естественно- географическое краеведение. Природа и экология.

«Атлас Тульского края »

Реализация проекта « Моя малая родина на карте»

Карта туристско- краеведческая



Учебно- исследовательская работа по изучению православного исторического наследия, посвященная воссозданию и реставрации ранее заброшенных храмов в Куркинском районе Тульской области.









Федорова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов



Село Кресты

2015 год

Содержание.

  1. Введение

  2. Обзор литературы

  3. Методика исследования

  4. Основная часть

4.1. Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

4.2. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле

4.3. Церковь Иоанна Богослова.

4.4. Церковь Михаила Архангела.

4.5. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Свято-Никольский храм

  1. Заключение

  2. Список использованных источников.

  3. Приложение







  1. Введение.

Церковь - дом Господень. Церковью называется храм, в котором для служения Господу собираются христиане. Сельский храм - признак жизненного благополучия.

Данная тема представляет особую актуальность, так как, святая Православная церковь - наша духовная мать. Кто в неё верит, прибегает, и в ней прибывает, тот от неё через святые таинства - получает благодать обновления, укрепления и исцеления.

Целью своей работы я ставлю изучение истории церквей родного края.

Объектом моего исследования выступают возрождённые церкви нашего района.

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

1.Изучить историческую литературу.

2. Исследовать на практике, в каком состоянии находятся церкви в

данное время.

Тема, затронутая в моей работе, имеет исследовательское направление, так как я ходила в районную библиотеку, работала там с исторической литературой. Посетила несколько сёл района, разговаривала со старожилами и любовалась церквями.



  1. Обзор литературы

В работе основными документами являлись карты «Куркинского района Тульской губернии » начала 20 века, а также карта « Куркинского района » 2001 года. Историческими источниками стали книги по истории. За помощью и консультациями я обращалась к сотрудникам церкви на Куликовом поле, служителю церкви Архангела Михаила священнику Тимофею Леонову. Я побывала в церквях Сергия Радонежского, Иоанна Богослова, Архангела Михаила, Божией матери « Знамение », Николая Чудотворца, Казанской божией матери ( село Грязновка), в часовне Спаса Нерукотворного, в грот - колодезе. Видела церкви Великомученицы Екатерины, Владимирской иконы Божией матери, Казанской божией матери ( село Казинка), Рождества Пресвятой Богородицы, Сергия Радонежского ( село Сергиевское). Беседовала со старожилами нашего района.

Из литературных источников мне помогли книги местных краеведов: С.В. Кусакин « Храмы Куликова поля. Книга вторая. Богородицкий, Воловский, Кимовский, Узловский районы.», « Очерки из истории Куркинского края ». Мне пришлось работать с архивами краеведческого музея и архивами на сайтах краеведческих музеев, православной епархии, на сайтах районных деревень в сети Интернет.

В своей работе я перечисляю погосты (церкви, часовни) в Куркинском районе, описываю их местоположение, дату основания (если она известна), название и часть истории. Я рассматриваю в работе понятие погоста, церкви, часовни. Мне стало интересно, почему православные храмы часто назывались одинаковыми именами. Я нарисовала собственную карту. На ней указаны места, где когда-то находились погосты (церкви, часовни), о которых было известно к началу XIX - XX веков.

В дальнейшем я продолжу свои исследования о православии в нашем районе, так как это мне очень интересно.

Когда я готовила работу, мне пришлось работать с компьютером и сканером. И теперь мне еще интересно узнать компьютерные программы и совершенствовать свои навыки работы на компьютере и в сети Интернет, чтобы с его помощью еще больше узнать об истории своего района.









3. Методы исследования

1. Сбор информации о действующих и недействующих церквях района

2. Этно - экологический анализ собранного материала.

3. Работа со словарями и литературой, музейными материалами.

4. Опрос старожилов сел с целью выяснения информации о церковных постройках

5. Маршрутный метод по изучению природных объектов.









4. Основная часть.

История возникновения христианства в Куркинском районе. Возрождение храмов.

На 1926 год в Куркинской губернии имели значение 19 церквей. В настоящее время 7 церквей- исчезнувшие, 7 - полуразрушенные, 5 церквей и 2 святых источника восстановлены и ныне действуют.

4.1. Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Архитектурный стиль: классицизм

Главный престол храма: Престол в честь иконы Божией Матери «Знамение»; правый предел в честь Преподобного Сергия Радонежского; левый предел в честь Святителя и Чудотворца Николая Архиепископа Мир Ликийского

Год постройки: 1800

Адрес прихода: 301950, Тульская область, Куркинский район, село Знаменское

Координаты: 53.598356°N 38.514955°E

Настоятель: священник Тимофей Леонов

Расписание богослужений:

По воскресным дням в 13:00; - молебное пение с освящением воды и панихида по усопшим

Расположен на левом берегу реки Непрядвы в селе Знаменское Куркинского района Тульской области. Село традиционно делится на слободы Страховку, Спасовку, Мышенку, Пятиловку.

Первоначально село называлось Мышенка. Данных о первом храме, который располагался в селе, нет. Известно только, что он был деревянным, с каменной колокольней. Ни храм, ни колокольня до наших дней не сохранились.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» села Знаменское Куркинского района выстроена в 1810 году, старанием генерала от инфантерии, князя Андрея Горчакова на собственные средства. До сих пор храм предстоит в своем первозданном виде. Храм имеет два придела: во имя Преподобного Сергия игумена Радонежского и придел во имя Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского чудотворца, устроенные в 1859 году трудами княгини Горчаковой. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм восстанавливается с 2007 - го года по настоящее время Российским государственным и политическим деятелем Борисом Грызловым. Дед Грызлова, Леонид Матвеевич Грызлов, родился в 1889 году. Учился в Тульской духовной семинарии, был псаломщиком в церкви села Бахметьево Епифанского уезда (ныне это территория Богородицкого района). В 1913 году был определен, а вскоре рукоположен в священники Знаменского храма села Знаменское-Мышенки Епифанского уезда (ныне Куркинский район). Кроме службы в церкви, он одновременно учительствовал в земской начальной школе, стоявшей на берегу речки Непрядвы. У него и его супруги, Александры Федоровны, было несколько детей, один из которых, Вячеслав и был родным отцом бывшего Председателя Госдумы.

4.2. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле.

Тульская и Ефремовская епархия / Новомосковское и Куркинское благочиние

Церковь. Действует.

Престолы :Сергия Радонежского

Архитектурные стили: Модерн, Романтический стиль

Год постройки:1915.

Архитектор: А. Щусев

Адрес: Тульская область, Куркинский район, д. Ивановка

Координаты:53.606901, 38.670303

Церковь Сергия Радонежского на Куликовом Поле была возведена в 1915 году по проекту архитектора Щусева Алексея Викторовича. Средства на строительство выделил сам император, строительство велось до 1917 года, даже во врем Первой Мировой войны работы не прекращались.

Иконы для церкви Сергия Радонежского писали Стеллецкий и Комаровский.

Печальная участь постигла церковь во времена Второй Мировой войны, что особенно печально и оскорбительно, осквернили и разграбили вовсе не фашистские солдаты, так как до Куликова Поля они даже не дошли, а наши советские - они безжалостно растащили медную кровлю, большую часть ценных предметов.

Храм был закрыт, в нем был устроен музей с выставкой в честь годовщины Куликовской битвы.

Новая жизнь церкви Сергия Радонежского началась только в девяностых годах двадцатого века, в 1992 году здесь впервые за полвека проведено богослужение.

В настоящее время церковь поражает своей красотой - ослепительно белые стены, зеленые купола, позолоченные главки с крестами, богатое внутреннее убранство.

4.3. Церковь Иоанна Богослова.

Тульская и Ефремовская епархия / Новомосковское и Куркинское благочиние

Церковь. Действует.

Престолы: Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского

Год постройки: Между 1839 и 1845.

Архитектура храма: поздний классицизм

Адрес: 301940, Тульская обл., пос. Куркино, ул.Октябрьская,26,

Координаты:53.439819, 38.665786

Настоятель - протоиерей Сергий Дудин

Сведения о приходском храме с. Куркина восходят не ранее, чем к 1765г. Этот древний храм во имя св. евангелиста Иоанна Богослова, с придельным алтарем во имя св. Николая чудотворца, был каменный, построенный, вероятно, около 1765 г., так как в этом году, как видно из сохранившегося храмозданного креста, освящен был придельный алтарь его во имя св. Николая чудотворца. Храм выстроен был на средства добровольных подателей.

Но храм этот оказался непрочным. В 1833 году он пришел в такую ветхость, что в нем небезопасно было совершать богослужение, так что преосвященный Дамаскин запретил в нем совершать богослужение под условием произвести в нем требующиеся поправки.

Благодаря стараниям управляющего имением помещицы генеральши Е. А. Засядко и корнета И.Д. Засядко храм был поправлен, но поправка эта не имела капитального характера. Храм пришел в упадок, и требовалась настоятельная нужда в новом храме.

В построении храма приняла участие г-жа Засядко. На ее имя выдана была храмозданная грамота на построение каменного храма во имя евангелиста Иоанна Богослова, с приделами во имя св. Николая Чудотворца и св. Митрофана Воронежского. Старый же храм, по построении нового, должен быть забран с употреблением его материалов на трапезную церковь, ограду и колокольню.

На построение храма употреблены были кошельковые средства, добровольные пожертвования и личные средства храмостроительницы. В 1839 г. начата была постройка храма, а в 1845 г. храм был освящен. В 1849 г. был освящен придел во имя св. Митрофана.

Иконостас для этого придела был устроен на средства бывшего дворового человека княгини Долгоруковой Александра Козьмина Потапова. Но трапезная церковь была малопоместительна, а потому в 1889 г. приступлено было к расширению трапезной церкви, что и было закончено в 1892 г.

В это же время устроен был с левой стороны придел во имя св. Николая на средства ефремовского купца Петра Ивановича Вознесенского, стараниям которого, главным образом, обязана своим благоустройством вообще вся трапезная церковь.

Но наряду с новым храмом в приходе существует и старый; только трапезная часть и колокольня его разобраны и употреблены на постройку ограды и лавок. Настоящая же церковь, по желанию прихожан, решительно воспротивившихся ее уничтожению, существует доселе.

4.4. Церковь Михаила Архангела.

Тульская и Ефремовская епархия / Новомосковское и Куркинское благочиние

Церковь. Действует.

Престолы: Михаила Архангела, Троицы Живоначальной, Казанской иконы Божией Матери, Петра и Павла

Год постройки:1804.

Архитектурный стиль: классицизм

Адрес: 301948, Тульская обл., Куркинский р-он, с. Михайловское

Координаты:53.566647, 38.473016

Настоятель - священник Тимофей Леонов

Кирпичная церковь стиля классицизма, построенная в 1804-1807 при помощи графа А. Г. Бобринского.

Двусветный четверик с пилястровыми портиками, перекрытый купольной кровлей, с полукруглым алтарем, небольшой трапезной и трехъярусной колокольней под шпилем.

Боковые приделы Троицкий и Петропавловский, устроены в 1856-1861, в трапезной Казанский придел (1877).

Закрыта не позже 1930-х.

В 2001 году возвращена верующим, отремонтирована.

4.5. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Свято-Никольский храм

Тульская и Ефремовская епархия / Новомосковское и Куркинское благочиние

Престолы: Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери, Филиппа апостола

Архитектурный стиль: Классицизм

Год постройки:1835.

Адрес:301945, Тульская область, Куркинский район, с. Орловка

Координаты:53.606378, 38.810765

Настоятель - священник Алексий Дудин

Деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая была построена на средства помещика деревни Подмоклое майора Ф.П. Остафьева. Год сооружения неизвестен.

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца в селе Орловка- Закурицкое был по строен в 1835 году на иждивение дворянина Алексея Писарева и его супруги Софьи Ивановны.

В 1930 годах церковь закрыли и устроили складские помещения колхоза. Иконы и церковную утварь вынесли, большую часть икон сожгли. В связи с постройкой клуба и колхозных мастерских, церковь решили разобрать по кирпичикам, но не смогли и взорвали ее. Позже и клуб ,и мастерские сгорели.

С 1993 года начался первоэтапный ремонт церкви. С 2012 года, спустя 80 лет, возобновились богослужения.



5. Заключение

Таким образом, прочитав множество исторических книг, посетив музеи, библиотеки, церкви, пообщавшись со служителями храмов, я узнала историю всех храмов нашего района.

Проведённое мною исследование показало, что церкви имеют очень большое значение в духовной жизни жителей нашего района. Люди не могут жить без храма, без веры в Бога. Ведь, как оказалось, сколько бы не запрещали, сколько бы не наказывали за веру, люди не предали её и сохранили в своих сердцах. Именно поэтому сейчас, спустя столько лет после закрытия, начали восставать из руин наши храмы.

Изучая литературу, я для себя почерпнула много нового и поучительного. Сейчас я смотрю на всё уже совсем по другому. И, хочется надеяться, что именно наше поколение сделает всё, чтобы храмы опять стали перекликаться звоном колоколов, засияли золотыми куполами, и мы услышали благодатную молитву.

В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В нашем крае возвращено к жизни 5 храмов и два святых источника. Но сколько еще их, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…

Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии храмов, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро - главной частью жизни.



  1. Список использованных источников.

  1. sobory.ru/locat/?distr=143

  2. temples.ru/card.php?ID=21282

  3. ru.esosedi.org/RU/TUL/1000267569/KurkinskyDistrict/

  4. maps.yandex.ru/

  5. tulahistory.com/viewtopic.php?f=6&t=7443

  6. 2rf.ru/rest/3945

  7. С.В. Кусакин « Храмы Куликова поля. Книга вторая. Богородицкий, Воловский, Кимовский, Узловский районы.» Тула, Государственный музей -заповедник « Куликово поле» 2014 год,

  8. « Очерки из истории Куркинского края » издательство « Левша» Тула 2004 год.



© 2010-2022