- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии 8 класс на тему Разноообразие вод России. Реки
Конспект урока по географии 8 класс на тему Разноообразие вод России. Реки
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Берда Т.Л. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок географии в 8 классе МОУ СОШ №1
Учитель географии Берда Т.Л.
Тема: « Разнообразие внутренних вод России. Реки».
Цели и задачи урока:
Изучить особенности рек России и нашего края. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа реки. Формировать умение определения уклона и падания рек.
Оборудование:
Физическая карта России, слайды, проектор, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. ( Слайд №2).
-Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 20% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.
-Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6 и 7 классах?
Внутренние воды (слайд №3) зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но главным компонента, влияющими на воды, являются климат и рельеф.
Климат влияет на замерзаемость рек. В условиях длительной, холодной зимы на реках длительный ледосостав, более мощный лед. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать. В России, где зимой выпадает снег, реки имеют весеннее половодье, связанное со снеговым питанием. Реки, текущие в муссонном климате, где зимой снега выпадает мало, не разливаются весной, а разливаются летом, когда идут муссонные дожди. (Слайд №4).
На реки влияет и рельеф: на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях. (Слайд №5).
- Сегодня мы знакомимся с главной частью вод суши - реками.
-Вспомним части реки. ( Слайд №6).
-Что такое исток? Покажите истоки рек на схеме.
- Найдите исток Волги, Кубани на карте.
-Что такое устье реки? Найдите на карте устье рек - Кубани и Волги.
-Что такое речная система? Покажите на карте речную систему Волги.
-Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины.
-Вспомните, что такое бассейн реки?
-Бассейны рек отделены водоразделами, которыми могут быть возвышенности, кряжи, горы. На карте найдите водораздел рек Печоры и Оби, Волги и Северной Двины.
3. Работа по карте (слайд №7):
-Найдите и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан: Онега, Северная Двина, Печора, Обь с Иртышем - в горах, поэтому в верховьях течение рек быстрое.
-Почему крупнейшие реки России текут на север?
-Найдите и покажите реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь.
- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?
- К бассейну, какого океана относится река Кубань?
4. Изучение нового материала. (Слайды № 8).
Рельеф влияет на падение и уклон реки.
Падение - это превышение истока реки над устьем в метрах (Н1-Н2), где Н1 - абсолютная высота истока; Н2 - абсолютная высота устья.
Отношение падения реки к её длине называют уклоном реки.
По уклону и падению реки определяют скорость течения, характер долины, скорость и вид эрозионной работы реки.
-Определим падение реки Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности. Высота истока приблизительно 300м, Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен - 28м.
Падение Волги: 300м-(-28м)=328м.
Слайд № 9.
Задание 1.
Определить падение Лены.
Н1=930м
Н2=0м
Н1-Н2=930м
Падение Лены - 930м.
Задание 2.
Определить падение Ангары.
Высота истока Ангары - это уровень поверхности воды в озере Байкал - 456м. Высота устья - места впадения реки Ангары в Енисей - 76м.
Н1=456м
Н2=76м
Н1-Н2=380м
Падение Ангары - 380м.
Для определения уклона реки надо падение реки разделить на длину реки, которую можно взять из статистического материала.
Уклон Ангары 38000 см:1826км 21см/км.
Уклон горных рек - более 1м/км. Уклон Терека 5м / км.
На реки влияет климат. (Слайд №10).Он определяет характер питания реки: дождевое, снеговое, подземное, ледниковое, смешанное.
Большая часть рек России имеет смешанное питание.
- Определите, какое питание имеет река Кубань?
Климат определяет и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледосостав, ледоход. Найдите в тексте учебника эти понятия, прочтите их.
- Вспомните, в какое время года на реке Кубань наблюдается межень?
Реки России делятся по режиму на три группы (слайд №11):
1)Реки с весенним половодьем. На этих реках весной бывает ожидаемый подъем уровня воды - половодье.
2)Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссонном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей.
3)Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей.
Зимой на реках России бывает низкий уровень воды - межень, т.к. остается только один источник питания - грунтовые воды.
Вся вода, которая протекает в речном русле за год, называется годовым стоком. Это показатель многоводности реки.
Самая многоводная река России - Енисей, его годовой сток - 600 км2.
У Амура годовой сток равен 350 км2. У Лены - 500 км2.
-Почему Енисей - самая полноводная река России, несмотря на то, что осадков в бассейне Енисея выпадает меньше, чем в бассейне Печоры, Северной Двины, Оби?
Задание 3
Определите продолжительность ледостава на реке Обь в верховье, в низовье. (Слайд№12).
Реки играли очень важную роль в жизни русского человека. На Руси всегда любили реки. Они были дорогами. На берегах рек люди ставили дома. В реках ловили рыбу. По рекам сплавляли лес во время половодья.
Но половодье может обернуться паводком. Тогда могут возникнуть наводнения. Наводнения - это стихийные явления, сопровождающиеся затоплением местности, населенных пунктов, хозяйственных объектов, полей. Они приносят огромный ущерб: разрушаются дома, гибнет урожай. Необходима эвакуация людей из районов затопления. Могут быть и человеческие жертвы. Такие наводнения называют катастрофическими.
Приведите пример такого наводнения в нашем крае.
-Как защититься от наводнения?
5. Закрепление. (Слайд №12).
-В чем различие паводка от половодья?
-Почему Волга разливается весной, а Амур - летом?
-Самая полноводная река России?
-Самая длинная река?
-Если уклон реки равен 3 м/км, то, что можно сказать о скорости течения реки, о глубине долины, о судоходности реки?
-Почему Волга разливается весной, а Амур - летом?
-Чем отличается паводок от половодья?
-Что такое годовой сток? Во сколько раз годовой сток Волги меньше стока Енисея.
-В чем различие внутренних вод областей избыточного увлажнения?
- Назовите горные и равнинные реки Ставропольского края.
6. Задание по контурным картам (слайд№13):
На контурной карте обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой, рукав Волги - Ахтуба, Печора, Онега, С.Двина, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон.
7. Итог урока.
-Что нового для себя взяли от урока?
- Что вас наиболее заинтересовало?
Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание. (Слайд №14).
Параграф 12;
Подготовить сообщение об озерах, ледниках.