Конспект урока по географии 8 класс на тему Разноообразие вод России. Реки

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 8 классе МОУ СОШ №1

Учитель географии Берда Т.Л.

Тема: « Разнообразие внутренних вод России. Реки».

Цели и задачи урока:

Изучить особенности рек России и нашего края. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа реки. Формировать умение определения уклона и падания рек.

Оборудование:

Физическая карта России, слайды, проектор, компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. ( Слайд №2).

-Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 20% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.

-Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6 и 7 классах?

Внутренние воды (слайд №3) зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса, и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат, жизнь и деятельность человека. Но главным компонента, влияющими на воды, являются климат и рельеф.

Климат влияет на замерзаемость рек. В условиях длительной, холодной зимы на реках длительный ледосостав, более мощный лед. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать. В России, где зимой выпадает снег, реки имеют весеннее половодье, связанное со снеговым питанием. Реки, текущие в муссонном климате, где зимой снега выпадает мало, не разливаются весной, а разливаются летом, когда идут муссонные дожди. (Слайд №4).

На реки влияет и рельеф: на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях. (Слайд №5).

- Сегодня мы знакомимся с главной частью вод суши - реками.

-Вспомним части реки. ( Слайд №6).

-Что такое исток? Покажите истоки рек на схеме.

- Найдите исток Волги, Кубани на карте.

-Что такое устье реки? Найдите на карте устье рек - Кубани и Волги.

-Что такое речная система? Покажите на карте речную систему Волги.

-Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины.

-Вспомните, что такое бассейн реки?

-Бассейны рек отделены водоразделами, которыми могут быть возвышенности, кряжи, горы. На карте найдите водораздел рек Печоры и Оби, Волги и Северной Двины.

3. Работа по карте (слайд №7):

-Найдите и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан: Онега, Северная Двина, Печора, Обь с Иртышем - в горах, поэтому в верховьях течение рек быстрое.

-Почему крупнейшие реки России текут на север?

-Найдите и покажите реки бассейна Тихого океана: Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь.

- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?

- К бассейну, какого океана относится река Кубань?

4. Изучение нового материала. (Слайды № 8).

Рельеф влияет на падение и уклон реки.

Падение - это превышение истока реки над устьем в метрах (Н12), где Н1 - абсолютная высота истока; Н2 - абсолютная высота устья.

Отношение падения реки к её длине называют уклоном реки.

По уклону и падению реки определяют скорость течения, характер долины, скорость и вид эрозионной работы реки.

-Определим падение реки Волги, которая начинается с Валдайской возвышенности. Высота истока приблизительно 300м, Волга впадает в Каспийское море, уровень поверхности воды в котором равен - 28м.

Падение Волги: 300м-(-28м)=328м.

Слайд № 9.

Задание 1.

Определить падение Лены.

Н1=930м

Н2=0м

Н12=930м

Падение Лены - 930м.

Задание 2.

Определить падение Ангары.

Высота истока Ангары - это уровень поверхности воды в озере Байкал - 456м. Высота устья - места впадения реки Ангары в Енисей - 76м.

Н1=456м

Н2=76м

Н12=380м

Падение Ангары - 380м.

Для определения уклона реки надо падение реки разделить на длину реки, которую можно взять из статистического материала.

Уклон Ангары 38000 см:1826км 21см/км.

Уклон горных рек - более 1м/км. Уклон Терека 5м / км.

На реки влияет климат. (Слайд №10).Он определяет характер питания реки: дождевое, снеговое, подземное, ледниковое, смешанное.

Большая часть рек России имеет смешанное питание.

- Определите, какое питание имеет река Кубань?

Климат определяет и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледосостав, ледоход. Найдите в тексте учебника эти понятия, прочтите их.

- Вспомните, в какое время года на реке Кубань наблюдается межень?

Реки России делятся по режиму на три группы (слайд №11):

1)Реки с весенним половодьем. На этих реках весной бывает ожидаемый подъем уровня воды - половодье.

2)Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссонном климате, разливающиеся во время сезона муссонных дождей.

3)Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей.

Зимой на реках России бывает низкий уровень воды - межень, т.к. остается только один источник питания - грунтовые воды.

Вся вода, которая протекает в речном русле за год, называется годовым стоком. Это показатель многоводности реки.

Самая многоводная река России - Енисей, его годовой сток - 600 км2.

У Амура годовой сток равен 350 км2. У Лены - 500 км2.

-Почему Енисей - самая полноводная река России, несмотря на то, что осадков в бассейне Енисея выпадает меньше, чем в бассейне Печоры, Северной Двины, Оби?

Задание 3

Определите продолжительность ледостава на реке Обь в верховье, в низовье. (Слайд№12).

Реки играли очень важную роль в жизни русского человека. На Руси всегда любили реки. Они были дорогами. На берегах рек люди ставили дома. В реках ловили рыбу. По рекам сплавляли лес во время половодья.

Но половодье может обернуться паводком. Тогда могут возникнуть наводнения. Наводнения - это стихийные явления, сопровождающиеся затоплением местности, населенных пунктов, хозяйственных объектов, полей. Они приносят огромный ущерб: разрушаются дома, гибнет урожай. Необходима эвакуация людей из районов затопления. Могут быть и человеческие жертвы. Такие наводнения называют катастрофическими.

Приведите пример такого наводнения в нашем крае.

-Как защититься от наводнения?

5. Закрепление. (Слайд №12).

-В чем различие паводка от половодья?

-Почему Волга разливается весной, а Амур - летом?

-Самая полноводная река России?

-Самая длинная река?

-Если уклон реки равен 3 м/км, то, что можно сказать о скорости течения реки, о глубине долины, о судоходности реки?

-Почему Волга разливается весной, а Амур - летом?

-Чем отличается паводок от половодья?

-Что такое годовой сток? Во сколько раз годовой сток Волги меньше стока Енисея.

-В чем различие внутренних вод областей избыточного увлажнения?

- Назовите горные и равнинные реки Ставропольского края.

6. Задание по контурным картам (слайд№13):

На контурной карте обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой, рукав Волги - Ахтуба, Печора, Онега, С.Двина, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон.

7. Итог урока.

-Что нового для себя взяли от урока?

- Что вас наиболее заинтересовало?

Выставление оценок за урок.

8. Домашнее задание. (Слайд №14).

Параграф 12;

Подготовить сообщение об озерах, ледниках.

© 2010-2022