Разработка урока по географии на тему

Разработка  к уроку географии по теме:"Природные зоны Земли"(7 класс) Цели урока:   - формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природных зон Земли;   - сформировать у учащихся представление о взаимосвязи условий внешней среды и биосферы;   - познакомить учащихся с яркими представителями различных природных зон.       Задачи урока:   - закрепить умения и навыки работать с картами атласа и контурными картами;   -продолжить формирование умений устанавливать причинно – следстве...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Природные зоны Земли.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: презентационная лекция.

Средства обучения: проектор, ноутбук, экран, компьютеры.

План урока:

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления знаний.

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Цели урока:

- формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природных зон Земли;

- сформировать у учащихся представление о взаимосвязи условий внешней среды и биосферы;

- познакомить учащихся с яркими представителями различных природных зон.

Задачи урока:

- закрепить умения и навыки работать с картами атласа и контурными картами;

-продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи;

- развивать самостоятельность мышления;

- развитие стойкого интереса к предмету;

- воспитывать экологическую культуру.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Включается презентация.

Тема урока: Природные зоны Земли. (Cлайд №1)

Цель урока: Выяснить взаимосвязь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны. Узнать представителей растительного и животного мира различных природных зон. (Cлайд №2)

2. Актуализация знаний.

В начале урока учащиеся вспоминают материал прошлого урока и объясняют, что такое широтная зональность, какие факторы повлияли на ее образование.

Учитель акцентирует внимание, что образование широтной зональности зависит от продолжительности дня, угла падения солнечных лучей.

3. Изучение нового материала.

- Давайте рассмотрим, как меняется биологическое разнообразие на 100 кв. км. по мере продвижения с севера на юг.(Слайд №3)

Полярные широты - 50 видов;

Тундра - 100-150 видов;

Тайга - 500-6000 видов;

Широколиственные леса - 700-800 видов;

Степи - 900 видов;

Пустыни - 300-400 видов;

Тропические леса - до 2000-3000 видов.

- Что оказывает главенствующую роль в распределении животных и растений? (Климат)

- Давайте познакомимся с картой «Природные зоны Земли». (Cлайд № 3)

- По какому закону происходит смена природных зон? (Широтная зональность) (Cлайд № 5 )

-Сегодня на уроке мы будем говорить не только о том, что климат влияет на количество видов, обитающих в разных природных зонах, но и том, как животные и растения приспособились к этим внешним условиям среды. Для этого мы совершим путешествие по всем основным природным зонам Земли. У каждого из вас на столе лежит «Дневник путешествия», в который вы будете заносить отчет о своем путешествии и план - инструкция изучения природной зоны.

Дневник путешествия. Природные зоны Земли. (Заполняется все, кроме последней колонки)

Природная зона

Климатические условия

Органический мир

Формы приспособления

Арктические пустыни


Растения:

Животные:

Тундра

Растения:

Животные:

Тайга

Растения:

Животные:

Широколиственные леса

Растения:

Животные:

Степи

Растения:

Животные:

Пустыни

Растения:

Животные:

Саванна

Растения:

Животные:

Влажные тропические леса

Растения:

Животные:

План - инструкция изучения природной зоны.

1. Территория, занимаемая природной зоной.

2. Климатические особенности.

3. Растения природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

4. Животные природной зоны. Их приспособленность к условиям обитания.

Арктические пустыни. (Слайд № 3-9)

- Свое путешествие мы начнем с крайнего севера.

«Страна белой смерти»

«Страна льда и тьмы»

Зона арктических пустынь лежит за северным полярным кругом. Здесь очень холодная, суровая зима, холодное лето. В полярную ночь на небе сияет холодная Луна. Все живое улетело отсюда на юг, либо улеглось в спячку. Весной распускаются среди камней у края ледников цветы. Они без запаха, но красивее нежных венчиков, этих неприхотливых растений, нет ничего на свете.

Полярная пурга - страшна и жестока, она заставляет прижиматься к земле, поток комочков снежной пыли прерывает дыхание.

Весной в Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах. Эти птицы отлично плавают, ныряют, летают.

Самым крупным хищником является белый медведь. Толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Почему лето в арктической пустыне холодное? (Угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день)

- Почему растительность не образует сплошного растительного покрова? (Большая площадь покрыта льдами, на которых не могут расти растения.)

- Почему белые медведи впадают в спячку на зиму? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу.)

- Почему преобладают в арктической пустыне хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море)

- Почему медведь «белый»? (Покровительственная окраска)

-Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

Тундра. (Слайд № 10-15)

Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5-2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а, значит, и воздух. Снежный покров тонкий, который к тому же выдувают сильные ветры. Низкие температуры зимой, лето короткое, не позволяет оттаять почве. Много озер и болот.

Тундра красива дважды в году. Первый раз - в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют листья березки, и ивы.

В тундре нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков - брусника, морошка, карликовая березка). Тундра - раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы растут в тундре выше деревьев.

Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы. Много перелетных птиц летом.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Почему в тундре не растут деревья?

- Почему в тундре преобладают многолетние растения, зимующие под снегом, а в степи наземная часть растений отмирает ежегодно? (За короткое лето однолетние растения не успевают пройти весь цикл жизни до созревания семян.)

- Почему природа севера особенно ранима, трудно восстанавливается? ( К экстремальным условиям приспособились немногие виды растений и животных, т. е. беден видовой состав; малое количество тепла приводит к медленному восстановлению организмов.)

Почему говорят «грибы в тундре выше деревьев»?

Тайга (слайд № 16-23).

Обширные пространства Северного полушария в Евразии и Северной Америки заняты хвойными лесами, образующими особую природную зону - тайгу. Она занимает около 10 % всей поверхности суши. Различают светлохвойную тайгу, основу которой составляют различные виды сосен и лиственниц, и темнохвойную тайгу, образованную елью, пихтой и кедровой сосной. Лето в тайге теплое, зима суровая. Возможны заморозки в июне и августе, затяжные дожди, ливни.

Из-за того, что под полог хвойных деревьев проникает мало света, в таежных лесах практически не развит подлесок. Среди кустарников растет можжевельник, жимолость, смородина. Под ними растут черника, брусника и очень немногие травы, такие как кислица и грушанка.

Богат и разнообразен животный мир тайги. Здесь встречаются лось, марал, кабарга, бурый медведь, волк, рысь, соболь, бурундук, белка. Таежные птицы: глухарь, кедровка, клест.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Почему дикие животные открытых пространств степей живут стаями , а лесные животные - в одиночку?

( Копытные животные тайги - лоси, олени, живут парами, не образуя стад, как сайгаки степей. Стадо в лесу не будет иметь преимуществ для ухода от хищников, а среди деревьев заметить хищников даже стаду очень сложно).

- Как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте?

( Сбрасывает хвою на зиму, корни - в поверхностном слое почвы)

- Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запасы пищи на зиму).

Широколиственный лес (Слайд № 24-29).

В зоне широколиственных лесов более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима.

В широколиственных лесах деревья стоят реже, чем в тайге. Поэтому сюда попадает много света и образуется густой подлесок из молодых деревьев и кустарников. Широколиственные леса образуют дуб, граб, бук, липа, клены и ясени. Под их пологом растут лещина, жимолость, бузина и разнообразные травы, многие из которых зацветают ранней весной еще до распускания листьев на деревьях.

В широколиственных лесах живет большое количество диких копытных - зубр, косуля, олень, кабан. Кроме них здесь обитают заяц, лиса, волк, бурый медведь. Среди птиц характерны сойка, кукушка, сова неясыть, а из насекомых - украшение этих лесов - жук - олень.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).

Степь (Слайд № 30-38)

Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина. Она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в северной ее части растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится степь весной. Весна в степи длится не долго - 2-3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это то время, когда появляются в степи растения - эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Лето в степи продолжительное и теплое. Осадков выпадает мало. Почвы степей обладают высоким плодородием. Опасные природные явления степей - это засуха. Суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву. Пыльные бури, причиной которых является распашка степей.

Большинство копытных, встречающихся в степях, обладают острым зрением и способны к быстрому и длительному бегу. Это, прежде всего различные антилопы - сайгаки и дерены. Живущие в степях грызуны - суслики и сурки - строят сложно устроенные норы, порой напоминающие миниатюрные города. Характерными птицами степей являются дрофа, степной орел и степной жаворонок. Встречаются в степях и хищные звери, такие, как степная лисица - корсак и степная кошка - манул.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Каков современный ландшафт степей? (Степи более чем на 80 % распаханы и заняты полями).

- Почему почвы степей плодородные?

- Почему животные степей живут стадами, а не в одиночку, как животные лесов?

- Почему у растений степи длинные разветвленные корни, маленькие опущенные листья? (В условиях сухого лета растения добывают влагу с большой глубины, а опущенные листья - приспособление для меньшей потери влаги через испарение: на таких листьях меньше устьиц).

Пустыня (Слайд № 39-46)

Природная зона пустынь расположена к югу от степей. Пустыня - это солнце и тепло. Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях, а испарение больше. Лето жаркое, а следовательно, испарение с поверхности почвы вызывает перемещение в верхние горизонты солей и приводит к засолению почв. Растительность не образует сплошного покрова, как в степи. В пустыне ночью температура резко понижается. Очень приятны прохладные летние вечера и ночью. Прохлада конечно относительна. Если днем температура 35 - 40 градусов, то вечером она понижается до25 градусов, а ночью до 18 градусов.

Растения пустынь имеют длинные корни, мелкие листья, нередко превращенные в колючки. В песчаных пустынях Средней Азии растут саксаул, песчаная акация, верблюжья колючка.

Живущие в пустыне животные способны не только быстро перемещаться по разогретому грунту, но и по долгу обходиться без воды. Это, прежде всего ящерицы, змеи и черепахи, а также насекомые, фаланги и скорпионы. Многие животные активны ночью, когда спадает дневная жара. Среди них различные грызуны - тушканчики и песчанки, а также охотящиеся на них хищники - гиена, каракал, и лисица - фенек. Среди копытных в пустынях обитают джейраны, верблюды.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Почему растительность не образует сплошного покрова? (Не хватает влаги).

- Длина корней верблюжьей колючки достигает 18 метров. Объясните, для чего ей такие длинные корни? (Это позволяет собирать влагу с большого участка почвы и со значительной глубины).

- Вспомните, какие приспособления имеют обитатели пустыни? (Некоторые впадают на засуху в спячку, или зарываются в песок, обитают в норах, экономно расходуют воду и довольствуются малым количеством воды).

Саванна (Слайд № 47-51).

Между тропическими лесами и пустынями Африки располагаются саванны. Характерной чертой растительного ландшафта саванны являются разбросанные повсюду небольшие группы деревьев или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным образом, из различных злаков. Лето в саванне теплое и влажное, зима жаркая и сухая.

Среди саванных трав преобладают злаки, такие, как слоновая трава, а из деревьев чаще всего встречаются баобаб и зонтиковидная акация.

А Африканской саванне встречается большое количество крупных травоядных животных - антилопы, зебры, жирафы, буйволы, слоны. На них охотятся различные хищники - львы, гепарды, пятнистые гиены.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Почему в саванне много крупных животных?

- Почему листья у деревьев растут на верхушках?

- Как приспособились растения и животные к сухому периоду?

Влажный тропический лес (Слайд № 52-59).

В экваториальной зоне Африки, Индонезии и Южной Америки находятся области влажных вечнозеленых лесов. Первое впечатление от леса - это хаос в природе. Почни непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука, перевитых лианами разной толщины и длины.

Стоят, не шелохнувшись, деревья - великаны, точно колонны, подпирающие небесный свод. У них дисковидные корни - подпорки, отходящие от ствола. Они придают устойчивость дереву - великану. Встречается много деревьев с ходульными корнями, напоминающими лапы огромных пауков. Ходульные корни начинаются на высоте 2-3 метра и тоже служат для поддержания дерева. Стволы деревьев покрыты эпифитами - мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, и питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Стволы деревьев перевиты лианами.

В зоне влажных экваториальных лесов влажно и тепло. Среднесуточная температура 25 градусов, годовое количество осадков 2000мм и выпадают они равномерно в течении всего года. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Ни малейшего ветерка. В этих лесах нет снега, не бывает холода и засухи, т. е. неблагоприятных условий, которые вызывали бы листопад. Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают это равномерно в течение всего года. В лесу всегда сумрачно, у самой поверхности почвы мало растений, потому что все тянутся к свету, а внизу его не хватает. Крона деревьев раскидистая, находится на вершине ствола. У деревьев нет годичных колец, кора ствола зеленая. Множество лазающих, прыгающих и летающих животных.

(учащиеся заполняют таблицу по ходу лекции)

Вопросы на закрепление.

- Почему преобладают большие деревья? (Деревья вынуждены конкурировать с другими деревьями, так как их здесь много.)

- Какого размера листья на деревьях? Подсказка: листьям необходимо испарять много воды. (Листья крупные)

- Далеко ли в землю уходят корни? Подсказка: земля переувлажнена. ( Нет, корни неглубокие.)

-Если корни уходят неглубоко в землю, как же эти гиганты не падают? ( У них есть корни подпорки).

- Здесь растут и другие растения, которые не такие высокие, как деревья, им у поверхности почвы не будет хватать света. Как они приспособились к жизни во влажном экваториальном лесу? (Эпифиты, лианы, используют ствол деревьев как опору)

- Где живут животные в этом лесу? (На деревья, на земле живут мелкие животные).

4. Закрепление знаний.

- У нас осталась, не заполнена последняя колонка. Проанализировав все знания, полученные на уроке, заполните ее. (Работать можно индивидуально или в парах)

Задание : Предложенные формы приспособления растений и животных распределите по природным зонам.

Формы приспособления растений:

- листопад;

- длинные корни;

- листья в виде иголок;

- лианы;

- эпифиты;

- крупные листья;

- вечнозеленые;

- корни неглубокие;

- придаточные корни;

- высокие деревья;

- низкорослые растения;

- нет годичных колец;

- запас влаги в растении;

- стелющиеся по земле растения;

- растения произрастают подушками.

Формы приспособления животных:

- крупные животные;

- лазающие животные;

- прыгающие животные;

- ползающие животные;

- летающие животные;

- быстробегающие животные;

- ведущие ночной образ жизни;

- норный образ жизни;

- травоядные;

- хищники;

- запасающие жир;

- имеющие фоновый цвет меха и шерсти;

- кочующие животных;

- сезонные миграции птиц;

- зимняя спячка.

5. Домашнее задание.

Параграф 11,12. стр. 145

Учебник: В.А.Коринская,И.В.Душина,В.А.Щенев «География материки,океаны,народы и страныНаш дом-Земля7 класс-М.:Дрофа,2010.



© 2010-2022