Программа и тематическое планирование по географии (10 класс)

           Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.        По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.        Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание г...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5»

Дальнереченского городского округа




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического заместитель директора по УВР директор МБОУ «СОШ № 5»

совета школы ________ ( _____________________) _________ (С.Ю. Летовальцева)

Протокол №_______ «____»____________2014 г . «_____»______________2014 г.

от «_____»___________ 2014 г.

Руководитель МС

________ (_____________________)

Рабочая программа

учебного курса по географии

для учащихся 10-х классов




Учитель: Мороз И.В.



2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


При разработке рабочей программы использован Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) образования



Рабочая программа составлена на основе:

  1. Программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких.- 3-е - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.- 56 с.

  2. Программы среднего (полного) общего образования по географии . Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Сиротина.- М.: Дрофа, 2006.

  3. Рабочих программ по географии 10-11 класс (линия учебника издательства «Просвещение») / Авт.- сост. Н.В. Болотникова.- 2-е изд., испр. доп.- М.: Издательство «Глобус», 2008.- 110 с.- (Образовательный стандарт)


Количество часов: Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 (70) часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

В 10 классе: всего- 34 (35) часа, в неделю - 1 час;

Основное содержание курса:

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Основные цели и задачи:


  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;


  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;


  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;


  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

В курсе рассматриваются основные темы:

Современная география (1 час)

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

Тема 2. География населения мира (7 часов - 5 + 2)

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов - 9 + 1 резервный час)

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

Предусмотрено проведение - практических работ: 10, из них

оценочные - 5:

№ 1- Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран

№ 2- Составление списка стран, в которых государственным языком является: а) английский,

б) французский, в) русский, г) немецкий

№ 3- Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

№ 4- Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

№ 5- Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг

практикумы - 5:

  1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

  2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий

  3. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

  4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе

  5. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

ЗУН:

Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать:

1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда

Уметь:

1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

УМК:

  1. Учебник-География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - 5-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 232 с.: ил.

  2. Учебник-География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.2. Региональная характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - 5-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 232 с.: ил.

  3. Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2010

  4. Контурные карты. 10 класс.- М.: Дрофа, 2010

  5. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 96 с.

  6. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.2 / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 80 с.

  7. Поурочные планы по экономической и социальной географии на основе учебника В.П. Максаковского. 10 класс. Часть 1 - Волгоград.: Учитель, 2006

Дополнительная литература:

  1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира 10 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский.- 16-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2008.

  2. Уроки географии с применением ИКТ.10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост.: С.В. Долгорукова, И.А. Кугут.- 2изд., стереотип.-М.: Издательство «Глобус», 2010

  3. В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006

  4. География в цифрах. 6-10 классы.: Справочное пособие/Авт.- сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002

  5. Планета Земля. Энциклопедия.- М. : ООО «Росмэн», 2000

  6. Большой справочник школьника. 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009

  7. Большая Оксфордская энциклопедия.-М.: «Росмэн», 2008

  8. Интернет- ресурсы



Тематическое планирование по курсу «Экономическая и социальная география мира» - 10 класс

ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

Практические работы

Современная география (1 час)

1

Географическая наука

Геоинформационные системы

§ 1,? Стр. 12

ПО стр. 4-7

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

2

Типы стран современного мира

ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка»

§ 2,? Стр. 21

ПО стр. 7-9

3

Развитые и развивающиеся страны

Практикум

§ 3,? Стр. 28-30

Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации

Обобщение по теме «Страны современного мира»

ПО стр. 10-12

Тема 2. География населения мира (7 часов - 5 + 2)

4

Численность и динамика населения мира

Демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

§ 4,? Стр. 40

ПО стр. 12-15

5

Расовый и половозрастной состав населения

Практикум

§ 5,? Стр. 45,46

Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий

ПО стр. 15-18

6

Этнический и религиозный состав населения

Практикум

§ 6,? Стр. 53,54

Сравнительный анализ карт народов и мировых религий

ПО стр. 18-22

7

Практическая работа № 1

§ 6

Подбор примеров мононациональных и многонациональных стран

8

Размещение населения и его миграции

Практикум

§ 7 ,? Стр. 60

Объяснение причин миграционных процессов в Европе

ПО стр. 22-25

9

Практическая работа № 2

§ 7

Составление списка стран, в которых государственным языком является:

а) английский, б) китайский, в) арабский,

г) испанский

10

Сельское и городское население

Практическая работа № 3

§ 8,? Стр. 68-70

ПО стр. 25-28

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Обобщение по теме «География населения мира»

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

11

История взаимоотношений между природой и обществом

Рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

§ 9,? Стр. 77

ПО стр. 28-30

12

Природопользование и экологические проблемы

§ 10,? Стр. 80

ПО стр. 31-33

13

Природные ресурсы

§ 11,? Стр. 86

ПО стр. 34-36

14

Минеральные ресурсы

§ 12,? Стр. 91

ПО стр. 36-38

15

Рудные и нерудные полезные ископаемы

§ 13,? Стр. 95

ПО стр. 39-41

16

Земельные ресурсы

§ 14,? Стр. 100

ПО стр. 41-44

17

Лесные ресурсы

§ 15,

? Стр. 104,105

ПО стр. 45-47

18

Водные ресурсы

§ 16,? Стр. 110

ПО стр. 47-49

19

Ресурсы Мирового океана

§ 17 ,

? Стр. 115,116

ПО стр. 50-52

20

Другие виды природных ресурсов

Практическая работа № 4

§ 18,? Стр. 122

ПО стр. 52-54

Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

21

Загрязнение окружающей среды

§ 19,

? Стр.129,130

ПО стр. 55-57

22

Пути решения экологических проблем

Обобщение по теме «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы»

§ 20,

Стр. 134-136

ПО стр. 57-60

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)

23

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство

Разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР

§ 21,? Стр. 144

ПО стр. 60-63

24

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

Практическая работа № 5

§ 22,

? Стр. 151,152

ПО стр. 63-66

Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг

Обобщение по теме «Мировое хозяйство и научно-техническая революция»

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов - 9 + 1 резервный час)

25

Топливно-энергетическая промышленность

«Зеленая революция», контейнеризация, свободные экономические зоны

§ 23,? Стр. 160

ПО стр. 66-69

26

Металлургия

§ 24,? Стр. 165

ПО стр. 72-74

27

Машиностроение

§ 25,? Стр. 171

ПО стр. 7-9

28

Химическая, лесная и легкая промышленность

§ 26,? Стр. 177

ПО стр.74-76

29

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство

§ 27,

? Стр. 185,186

ПО стр. 77-79

30

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

§ 28,

? Стр. 189,190

ПО стр. 79-82

31

Виды транспорта

§ 29 ,? Стр. 197

ПО стр. 83-85

32

Транспорт и мировое хозяйство

§ 30,? Стр. 203

ПО стр. 85-88

33

Международные экономические отношения

§ 31,

? Стр. 211-214

ПО стр. 88-91

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

34

Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь

Практикум

Глобальные проблемы, глобализация

§ 32

ПО стр. 91-93

Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

« Сводная ведомость»


Учебные четверти

Количество часов

Количество практических работ

1 четверть

8

1

2 четверть

7

2

I полугодие

15

3

3 четверть

10

2

4 четверть

9

-

II полугодие

19

2

ГОД

34

5

Критерии оценок:


Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, самостоятельные работы, географические диктанты, зачеты, работы с контурными картами, семинары


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

  • Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  • Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Наличие неточностей в изложении географического материала;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  • Понимание основных географических взаимосвязей;

  • Знание карты и умение ей пользоваться;

  • При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  • Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  • Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  • Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  • Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • Не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание: По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание: Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

«5»- 90 %-100 %

«4»- 70 %-85 %

«3»- 50 %-65 %

«2»- менее 50 %

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

5. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). Названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

6. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

7. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

8. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

9. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

10. Над северной рамкой (в правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс).

11. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

12. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Критерии оценки контурных карт.

«5» - Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

«4» - Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

«3» - Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

«2» - Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2010.



© 2010-2022