Календарно - тематическое планирование по географии

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также раз...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Минимум содержания

Оборудование наглядность

Формы и виды контроля

План

Факт


Часть II. Региональная характеристика мира.



Тема 6. Зарубежная Европа

6


Зарубежная Европа как один из ведущих регионов современного мира. Практическая работа №1 «Составить в тетради таблицу: «Агломерации-миллионеры в зарубежной Европе».

1

Проектное задание

1. Используя материал учебника и атласа, а также дополнительные источники информации, включая Интернет и ГИС, разработать проект сухопутного и морского соединения единой транспортной системы зарубежной Европы с единой транспортной системой СНГ. Привести доказательства в защиту своего проекта.

Политическая карта Европы

Групповая работа, индивидуальный опрос, анализ карт

Население зарубежной Европы. Практическая работа №2 «Нарисовать ментальную карту стран зарубежной Европы.»

1

Проектное задание

Составить проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия в этом регионе.

Население мира. Карта

Тестирование, фронтальный опрос

Место региона в мировом хозяйстве. Практическая работа №3 « Описать свое виртуальное путешествие по реке Дунай от её истока до устья.»

1

Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Менее крупные страны региона

Экономичес

кая карта Европы

Групповая работа, индивидуальный опрос, анализ карт

Промышленность зарубежной Европы. Практическая работа №4 «Нанести на контурную карту главные промышленные центры, с/х районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по выбору).»

1

Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, чёрная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы.

Экономичес

кая карта Европы

Тестирование, фронтальный опрос


Сельское хозяйство зарубежной Европы. Практическая работа №5 «Определить, какие страны региона входят в «первую пятёрку» стран мира по производству отдельных видов промышленности и с/х.»

1

три главных типа: 1)североевропейский,

2) среднеевропейский,

3) южноевропейский.

Экономичес

кая карта Европы

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос

Федеративная Республика Германия.Практическая работа №6 «Сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ.»

1

Особенности формы правления, геополитического положения и административно-территориального устройства. Население: численность, демографическая ситуация, размещение.

Карты ФРГ, карты атласа

Индивидуальный, фронтальный опрос. Работа с картами


Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия

8


Общая характеристика Зарубежной Азии как быстро развивающийся регион современного мира. Практические работы №7 « Нарисовать ментальную карту стран зарубежной Азии»; №8 «Нанести на контурную карту Азии страны.»

1

Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение, 3) глубинное положение. Политическая карта региона в новейшее время.

Экономическая карта Азии, карты атласа

Географичес

кий диктант


Природные условия и ресурсы Зарубежной Азии. Практическая работа №8 « Нанести на контурную карту Азии страны этого региона, получившие политическую независимость после второй мировой войны.»

1

Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных ресурсов.

Экономическая карта Азии, карты атласа

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос

Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения.

1

Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах зарубежной Азии.

Карты атласа

Тестирование, фронтальный опрос

Китайская Народная Республика. Практическая работа №9 «Нанести на контурную карту Китая главные районы возделывания пшеницы, риса, чая.»

1

Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая.

Экономическая карта Азии, карты атласа

Групповая работа, индивидуальный опрос, анализ карт

Практическая работа №10 « Используя экономическую карту Китая в атласе, обозначить на контурной карте крупнейшие промышленные центры.»

1

Карты атласа

Тестирование, фронтальный опрос


Япония.

1

Территория Японии, её границы и ЭГП. Стабильность численности населения

Карта Японии

Работа по заполнению контурных карт

Индия. Практическая работа №11 «Нанести на контурную карту Индии ареалы возделывания риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая.»

1

Проектные задания

1. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Пекину.

2. Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Японии, которая дала бы наиболее полное представление об этой стране.

Карта Индии

Индивидуальный, фронтальный опрос. Работа с картами

Австралия. Практическая работа №12 «Составить картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок»

1

Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя

Карта Австралии

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос


Тема 8. Африка

3


Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Практические работы №12 « Нанести на контурную карту страны , получившие политическую независимость после второй Мировой войны.», №14 «Провести классификацию стран по степени их богатства полезными ископаемыми»

1

Этапы завоевания политической независимости после второй мировой войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые.

Экономическая карта Африки

Тестирование, фронтальный опрос

Хозяйство Африки, место её в мире. Практические работы № 15 «Определить главные районы горнодобывающей промышленности в Африке», №16 «Составить в тетради таблицу: «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке»

1

Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей Проектные задания

1. Изучив дополнительные источники информации, разбейтесь на мини-группы для сравнения проектов переброски речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара.

Экономическая карта Африки

Групповая работа, индивидуальный опрос, анализ карт

Южно-Африканская Республика (ЮАР). Практическая работа №17 «Составить в тетради таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР»

1

Проектные задания2. Осуществите поиск дополнительной информации о транспорте Африки. Проведите анализ собранных материалов и, разбившись на мини-группы, разработайте два-три проекта строительства трансафриканских железнодорожных и автомобильных магистралей.

Экономическая карта Африки

Тестирование, фронтальный опрос


Тема 9. Северная Америка

6


Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.

1

Проектные задания

1.На основе материалов учебника и дополнительных источников информации (литература, Интернет, ГИС, ГЛОНАСС), разработать индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями этой страны. Провести коллективную презентацию подготовленных проектов и выбрать лучший из них.

Экономическая карта Северной Америки

Индивидуальный, фронтальный опрос. Работа с картами

Общая характеристика Соединенных Штатов Америки

1

Размеры территории США и её подразделение на три части. Выгоды ЭГП

Карта США, карты атласа

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос

Население США. Практическая работа

№ 18 «Рассчитать долю трех главных мегалополисов США в площади и населении страны.»

1

Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного прироста. Особенности формирования американской нации

Карта США, карты атласа

Географичес

кий диктант


Общая характеристика хозяйства. Практические работы №19 «Составить круговую диаграмму структуры ВВП.» , №20 «Составить круговые диаграммы- доля США в мировом промышленном и с/х производстве», №21 «Рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды.»

1

ведущее место США в мировой экономике. Замедление темпов экономического роста;

Карта США, карты атласа

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос

Макрорегионы США. Практические работы №22 «Главные районы чёрной металлургии США», №23 «Составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США»

1

Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон. Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго. Макроргегион Юга, город Атланта. Макрорегионы Запада, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Карта США, карты атласа

Составление картосхемы

Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Практическая работа № 24 «Нанести на контурную карту Северной Америки: 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железнодорожные магистрали США и Канады.»

1

Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады;

Карта Канады, карты атласа

Карточки-задания


Тема 10. Латинская Америка

4


Общая характеристика региона. Практические работы №26 «Нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки», №27 «Определить формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки»

1

Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения

Экономическая карта Латинской Америки

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос


Население. Практическая работа №28 «Доля индейцев во всем населении отдельных стран»

1

Тип воспроизводства населения. Этнический состав;

Карты атласа

Географичес

кий диктант

Общая характеристика хозяйства. Практическая работа №29 «Нанесите на контурную карту главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте» Практическая работа №30 «Нанести на контурную карту региона районы, специализирующиеся на производстве с/х продукции»

1

Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки.

Экономическая карта Латинской Америки

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос

Федеративная Республика Бразилия. Практическая работа №31 «Установить черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной.»

1

Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах.

Карта Бразилии, карты атласа.

Составление картосхемы


Тема 11. Россия в современном мире

3


Место России в мировой политике.

1

Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.

Политическая карта мира

Фронтальный опрос, работа с картами

Место России в мире. Практическая работа №32 «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».

1

Место России в мировом природно-ресурсном потенциале Место России в населении мира Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Место России в мировом сельском хозяйстве Место России в мировом транспорте.

Экономическая карта мира, карты атласа

Работа по заполнению контурных карт, индивидуальный опрос


Перспективы развития России до 2020 г. Практическая работа №33 «Стратегия 2020».

1

Проектные задания

1.Используя учебник и дополнительные источники информации, составить проект подключения к газотранспортной системе России гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоения которого намечается во втором десятилетии XXI в.

Экономическая карта мира, карты атласа

Географичес

кий диктант


Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний)

4


Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества.

Практическая работа №34 «На пути к безъядерному и безопасному миру», факторы и формы воздействия общества на окружающую среду, «демографический портрет» планеты в наши дни и в середине XXI в.»

1

Понятие о глобальных проблемах и их классификации.

Карты атласа, контурные карты

Составление картосхемы

Приоритетные глобальные проблемы. Практическая работа №35«Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими

1

составить в тетради схему понятия «Мировое хозяйство».

Карты атласа, контурные карты

Карточки-задания

Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Практическая работа №36 «Характеристика глобальных проблем человечества»

1

Три главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география.

Карты атласа, контурные карты

Фронтальный опрос, работа с картами

Обобщение знаний

1


УМК: Авторская программа . Автор В.П.Максаковский. 2013 год

Учебник: В.П.Максаковский. География. Экономическая и социальная география мира.10 класс.-М.: Просвещение, 2013 год

Географический атлас. 10 класс. -М.: Дрофа.2013.

Контурные карты. 10 класс.-М.: Дрофа. 2013.

Пояснительная записка



Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Программа выполняет две функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:

- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации для составления географических характеристик регионов и стран мира - таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Изменения: Сокращены названия практических работ, для более компактного написания тем уроков в классном журнале. Количество часов в темах «Зарубежная Азия. Австралия» сокращено с 10 часов до 8, «Африка» с 4 часов до 3 часов. Практические работы в темах: «Россия в современном мире» объединены в две практические , связи с тем , что они не объемны и на тему отводится всего 3 часа., «Глобальные проблемы человечества»- в три практические работы

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

уметь

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.



© 2010-2022