Рабочая программа и КТПланирование география 5 класс (ФГОС)

муниципальное КАЗЁННОЕ образовательное учреждение«Путьленинская основная общеобразовательная школа»черлакского муниципального района Омской области 646265 Омская область, Черлакский район, д. Путь Ленина, ул. Транспортная, 4, тел. (38153) 5-62-38, [email protected] Календарно-тематическое планированиена 2014-2015 учебный год Фролова Николая Алексеевича География 5 класс Рабочая программа по географии5 класссоставил: Фролов Николай АлексеевичВ соответствии с п. 2 ст. 32 Закон...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное КАЗЁННОЕ образовательное учреждение

«Путьленинская основная общеобразовательная школа»

черлакского муниципального района Омской области

646265 Омская область, Черлакский район, д. Путь Ленина, ул. Транспортная, 4, тел. (38153) 5-62-38, [email protected]




«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МКОУ «Путьленинская ООШ»



Т.А. Фролова


от «___» _________ 2014 г.





















Календарно-тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год



Фролова Николая Алексеевича

География 5 класс







Рабочая программа по географии

5 класс

составил: Фролов Николай Алексеевич

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об об­разовании» в компетенцию образовательного учре­ждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая про­грамма по географии к учебнику: Баринова И.И.,

Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа составлена на основе Фе­дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (далее - Стандарт) и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Она со­ответствует основным положениям системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное рас­пределение учебных часов по разделам курса. При­мерное распределение учебных часов по разделам программы и календарно-тематическое планирова­ние учитывают методические рекомендации авторов учебно-методических комплектов. Планирование составлено достаточно подробно и указывает тип урока, вид контроля, содержит описание видов дея­тельности, ориентирующих учителя на формирова­ние познавательных, коммуникативных и регуля­тивных универсальных учебных действий учащихся, а также указывает ведущие технологии, обеспечи­вающие эффективную деятельность учителя и уче­ника на уроке.

Начальный курс географии формирует осново­полагающие знания об окружающей природной сре­де, о Земле как единой системе, составные части ко­торой находятся во взаимосвязях и взаимодействии.

Учащиеся знакомятся с местом географии в си­стеме научных знаний, ее ролью в освоении Земли человеком, изучают результаты географических от­крытий.

География - единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естест­венно-научные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных раз­делах курса представлены экологические, этногра­фические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

В процессе изучения начального курса геогра­фии в 5 классе продолжают формироваться раз­личные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое

3чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защи­щать свои идеи.

Самым доступным способом изучения географи­ческой науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. На­учить учащихся наблюдать - одно из важнейших требований ФГОС. Содержание начального кур­са географии позволяет организовать наблюдение за небесными телами, за погодой, за растительным и животным миром, за изменением почвенного по­крова, явлениями природы. По результатам наблю­дений учащиеся устанавливают существенные при­знаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использова­ния полученных результатов в деятельности.

Одним из развивающих направлений в области организации и проведения экскурсий является му­зейная педагогика. Посещая экскурсию, учащиеся обычно являются лишь пассивными слушателями, часто не участвующими даже в обсуждении уви­денного. Такое посещение музеев можно сравнить с «просмотром телевизора» - пользы мало. Поэто­му одной из актуальных проблем является превра­щение полученных на экскурсии знаний в личное достояние каждого ученика. Музейная педагогика позволяет повысить качество полученных на экс­курсии знаний с помощью заданий, пробуждающих познавательный интерес каждого ученика, что соот­ветствует требования ФГОС.

Организация экскурсий включает в себя не­сколько этапов:

1. Ознакомление с тематикой и содержанием экскурсии.

2. Выявление знаний, которые учащиеся должны получить в результате экскурсии.

3. Описание основных требований к дидактиче­скому материалу, который получат учащиеся в про­цессе экскурсии.

4. Создание специального дидактического ма­териала, направленного на активизацию познава­тельной активности учащихся в процессе экскурсии

и после нее.

5. Ознакомление учащихся с условиями прове­дения экскурсии и методами фиксации результатов.

В процессе проведения экскурсии ученики слу­шают экскурсовода и фиксируют в блокнотах ос­новные мысли. Потом учащимся предлагается само­стоятельно заполнить маршрутный лист по тематике экскурсии. При этом следует добиваться следующих целей:

• возможности проконтролировать знания, ко­торые передавал экскурсовод;

• умения учащихся связывать эти знания со сво­ей жизнью;

• возможности активизировать учащихся на по­иск верного решения непосредственно в му­зее.

Школьники могут самостоятельно передви­гаться в стенах музея для поиска ответов на по­ставленные вопросы. В процессе экскурсии возможна организация как самостоятельной дея­тельности учеников, так и сотрудничества в груп­пах или парах.

Музейная педагогика и полевые практики на­правлены на создание у школьников мотивации к изучению географии. Прививая интерес и любовь к географии, к окружающей природе, мы формируем позитивную, творческую личность.

Для достижения результатов обучения необхо­димо создавать индивидуальную карту учащегося, где отражены его личные особенности и интересы. Выбранные формы обучения позволяют сформи­ровать самостоятельность и активность учащего­ся, способствуют реализации поставленных целей и задач урока, что зафиксировано в календарном планировании.

Рабочая программа включает следующие разделы:

• пояснительную записку, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рас­считана программа, информация об исполь­зуемом учебно-методическом комплекте;

изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся с ука­занием личностных, метапредметных и предмет­ных результатов освоения курса географии 5 класса по каждой из предметных областей;

• тематическое планирование учебного мате­риала;

• поурочное планирование с указанием темы и типа урока, подробным перечнем элементов содержания уроков, а также основных видов учебной деятельности и планируемых резуль­татов;

• описание учебно-методического и материаль­но-технического обеспечения.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государствен­ного образовательного стандарта основного обще­го образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Просвеще­ние, 2012), федерального перечня учебников, базис­ного учебного плана, рабочей программы по геогра­фии (М.: Дрофа, 2013).

Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плеша­кова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012).

Главная цель изучения предметной области « Общественно-научные предметы»

• Формирование мировоззренческой, цен­ностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• понимание основных принципов жизни об­щества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

• владение экологическим мышлением, обес­печивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономически­ми и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окру­жающей его среды;

• осознание своей роли в целостном, многооб­разном и быстро изменяющемся глобальном мире;

• приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отноше­ний.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающих­ся является приоритетной.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систе­матический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическо­му языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают уме­ния использовать источники географической ин-

формации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, ис­следованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Цели обучения

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-след­ственных связей между географическими объектами и явлениями.

Целью этого курса является:

• формирование у учащихся целостных пред­ставлений о природе Земли как планеты, о не­однородности различных территорий на при­мере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;

• знакомство с географической картой;

• пробуждение интереса к естественным на­укам;

• формирование умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окру­жающей среде.

Задачи обучения

• Знакомство с географией, формирование ин­тереса к предмету;

• формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание программы

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Биология. Геогра­фия. Химия. Физика. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и соци­ально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географи­ческое описание. Картографический метод. Срав­нительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Географические открытия древности и Средневе­ковья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневеко­вья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Откры­тие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хо­ждение за три моря». Освоение Сибири.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних наро­дов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представле­ния о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Все­ленной Галилео Галилеем. Современные представ­ления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Мер­курий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Асте­роиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвез­дия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отече­ственных ученых К.Э. Циолковского, СП. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизон­та. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориенти­рование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изобра­жение земной поверхности в древности. План мест­ности. Географическая карта.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмид­та. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли вну­три? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вул­каны. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение ат­мосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в ат­мосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на при­роду. Как сберечь природу?

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение географии в основной школе дает воз­можность обучающимся достичь следующих резуль­татов.

Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

• воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, уважения к Отече­ству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального наро­да России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и че­ловечества; усвоение гуманистических, де­мократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю­щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней­шей индивидуальной траектории образова­ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

• освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь-

ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, детьми старшего и младшего возра­ста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятель­ности;

• формирование ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил ин­дивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угро­жающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование основ экологической культу­ры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексив­но-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД)

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

• выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно (в том числе и корректиро­вать план);

• в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления;

• выявлять причины и следствия простых явле­ний;

• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для ука­занных логических операций;

■ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

• определять возможные источники необходи­мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

• объяснять, для чего изучают географию;

• использовать различные источники геогра­фической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, ком­пьютерные базы данных) для поиска и извле­чения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

• по результатам наблюдений (в том числе ин­струментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

• составлять описание географических объек­тов, процессов и явлений с использованием разных источников географической инфор­мации;

• строить простые планы местности;

• моделировать географические объекты и яв­ления при помощи компьютерных программ;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географиче­ские объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• создавать письменные тексты и устные сооб­щения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопро­вождать выступление презентацией;

• описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

• называть отличия в изучении Земли с помо­щью географии по сравнению с другими на­уками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических от­крытий и путешествий;

• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

• описывать представления древних людей о Вселенной;

• называть и показывать планеты Солнечной системы;

• приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

• описывать уникальные особенности Земли как планеты;

• находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

• работать с компасом;

• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

• называть и показывать по карте основные гео­графические объекты;

• наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

• приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

• объяснять особенности строения рельефа суши;

• описывать погоду своей местности;

• объяснять значение ключевых понятий. Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

• сохранения здоровья и соблюдения норм эко­логического поведения;

• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

• адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории;

• самостоятельному оцениванию уровня безо­пасности окружающей среды как сферы жиз­недеятельности.

Технологии

Планируется использование следующих педаго­гических технологий в преподавании предмета: здо-ровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развиваю­щего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения зада­ния, развития навыков самопроверки и самоконтро­ля, конструирования (моделирования).

Формы контроля

Стартовый, промежуточный (2 раза в год), ито­говый контроль в формате тестов, контрольных ра­бот. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с кон­турными картами.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

• печатные пособия (демонстрационные печат­ные пособия для оформления кабинета и др.);

• информационно-коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, ком­пакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учи­теля к уроку);

• экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО);

• технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);

• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демон­страций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудо­вание для организации практической работы в малых группах учащихся);

• натуральные объекты (необходимые коллек­ции и гербарии).

Тематическое планирование учебного материала

№ пара­графа

Тема

Коли­чество часов

Раздел I. Что изучает география (5 ч)

1

Мир, в котором мы живем

1

2

Науки о природе

1

3

География - наука о Земле

1

4

Методы географических исследований

1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изуча­ет география»

1

Раздел II. Как люди открывали Землю (5 ч)

5

Географические открытия древности и Средневековья

1

6

Важнейшие географические открытия

1

7

Открытия русских путешественников

2

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

1

Раздел III. Земля во Вселенной (9 ч)

8

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

9

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

10

Соседи Солнца

1

11

Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

12

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метео­риты

1

13

Мир звезд

1

14

Уникальная планета - Земля

1

15

Современные исследования космоса

1


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

1

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

16

Стороны горизонта

1

17

Ориентирование

1

18

План местности и географическая карта

1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изо­бражений поверхности Земли»

1

Раздел V. Природа Земли (12 ч)

19

Как возникла Земля

1

20

Внутреннее строение Земли

1

21

Землетрясения и вулканы

1

22

Путешествие по материкам

1

23

Вода на Земле

2

24

Воздушная одежда Земли

1

25

Живая оболочка Земли

1

26

Почва - особое природное тело

1

27

Человек и природа

1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

1

Всего

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ уро­ка

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности

(элементы содержания,

контроль)

Планируемые результаты

Комментарий учителя

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

УУД

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ? (5 Ч)

1

8.09

Мир,

в котором

мы живем

Вводный урок

Здоровьесбережения, информацион­но-коммуникаци­онные

Для чего нужно из­учать географию? Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?

Беседа с использо­ванием различных источников информа­ции: учебника, элек­тронного приложения, знакомство с учебни­ком, атласом, рабочей тетрадью

Научиться на­зывать черты науки геогра­фии, показы­вать ее роль в освоении пла­неты челове­ком, понимать уникальность планеты Земля

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выде­лять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенно­сти планеты Земля

Развитие личностной рефлексии, толерантности

§ 1. задания стр10

2

15.09

Науки о природе

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные (использование электронного при­ложения), проблем­ного обучения

Почему природу изучают различные науки?

Демонстрация фи­зического и химиче­ского опытов, работа с текстом учебника, составление схемы «Естественные науки»

Научиться объ­яснять значение понятий тело и вещество

Коммуникативные: уметь отображать ин­формацию в графической форме. Регулятивные: самостоятельно искать и вы­делять необходимую информацию. Познавательны: уметь выделять сходство естественных наук

Формиро­вание моти­вации в из­учении наук о природе

§ 2. задания стр17

3

22.09

Геогра­фия - на­ука о Зем­ле

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные (использование электронного при­ложения), развитие навыков работы в парах

Чем различаются два раздела геогра­фии?

Работа в тетради (вы­деление признаков двух частей геогра­фии)

Научиться на­зывать отличия в изучении Земли с помо­щью географии по сравнению с другими наука­ми; объяснять, для чего изучают географию

Коммуникативные: выделять главную мысль

в тексте параграфа (смысловое чтение).

Регулятивные: формировать и развивать

компетентность в области использования

ИКТ.

Познавательные: уметь выявлять различия

двух частей географии

Формирова­ние комму­никативной компетент­ности в об­щении и со­трудничестве со сверстни­ками

§ 3 задания стр21

4

29.09

Методы геогра­фических исследо­ваний

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, образователь­ные, воспитатель­ные

Что отражают фенологические наблюдения? Что называют «вторым языком» геогра­фии?

Работа с текстом учеб­ника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических иссле­дований»

Научиться на­ходить на иллю­страциях и опи­сывать способы современных географических исследований и применяемые для этого при­боры

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информа­ционного поиска.

Познавательные: показывать ценность гео­графической информации для человечества

Формирова­ние целост­ного миро­воззрения, соответству­ющего совре­менному уров­ню развития науки и об­щественной практики

§ 4 задания стр26

5

6.10

Контроль­ное тести­рование по разделу «Что из­учает гео­графия»

Урок об­общаю­щего контроля

Здоровьесбереже-ния, игровые, про­блемного обучения, развития навыков самопроверки и са­моконтроля

Какие признаки характеризуют по­нятие география}

Обобщение и практи­ческая отработка зна­ний и умений по раз­делу «Что изучает география» (выполне­ние тестовых заданий, проведение

Формирование представлений о географии, ее роли в освое­нии планеты человеком, о географиче- ских знаниях как компоненте научной карти­ны мира

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: уметь объяснять роль гео­графии в изучении Земли

Формирова­ние комму­никативной компетент­ности в со­трудничестве со сверстника- ми в процессе образователь­ной деятель­ности

задания стр26

КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ (5 Ч)

6

13.10

Геогра­фические открытия древности и Средне­вековья

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные, развивающего обучения

Где проходили маршруты путеше­ственников древ­ности и Средневе­ковья?

Работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Бартоломео Диаша, Васко да Гамы)

Научиться обо­значать на кон­турной карте маршрут путе­шествия Марко Поло

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Регулятивные: применять методы инфор­мационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упо­мянутые в тесте учебника). Познавательные: уметь объяснять роль Ве­ликих географических открытий для челове­чества

Формирова­ние целостно­го мировоззре­ния

§ 5. задания стр29

7

20.10

Важ­нейшие геогра­фические открытия

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбере-жения, инфор­мационно-ком­муникационные, образовательные, составление алго­ритма выполнения задания

Какое значение имели Великие географические открытия для че­ловечества?

Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы «Великие географи­ческие открытия»), анализ презентации из электронного при­ложения

Научиться прослеживать по картам маршруты путе­шествий

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализиро­вать презентацию электронного приложе­ния.

Познавательные: выяснить вклад первоот­крывателей в освоение Земли

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

§ 6. задания стр34

8

Открытия русских путешест­венников

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, образователь­ные, проектные

Как открывали и осваивали Север новгородцы и по­моры?

Самостоятельное составление презента­ции «Хождение за три моря»

Научиться составлять презентацию о великих рус­ских путешест­венниках

Коммуникативные: систематизировать по­лученные знания с помощью заполнения таблицы.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту дея­тельности.

Познавательные: объяснять вклад путеше­ственников в открытие материков и новых земель

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

§ 7задания стр40

9

Открытия русских путешест­венников

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, образователь­ные, проектные, развития аналити­ческих навыков

Как русские осваи­вали Сибирь?

Работа с электронным приложением (анализ презентации), работа с контурной картой (маршруты путешест­вий русских первоот­крывателей)

Научиться са­мостоятельно составлять презентацию по опережаю­щему заданию о великих рус­ских путешест­венниках

Коммуникативные: устанавливать рабочие

отношения и эффективно сотрудничать.

Регулятивные: осознанно выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных

задач.

Познавательные: объяснять роль русских

землепроходцев в изучении Сибири

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

§ 7. задания стр40

10

13.11

Обоб­щение по разде­лу «Как люди от­крывали Землю»

Урок ре­флексии

Здоровьесбереже-ния, образователь­ные, проектные

Практическая отработка знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Обобщение и прак­тическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» (анализ презентации «Десять великих пу­тешественников» , выполнение тестовых заданий)

Научиться находить ин­формацию и обсуждать значение перво­го российского кругосветного плавания

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: применять методы информа­ционного поиска.

Познавательные: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Стр40

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (9 Ч)

11

20.11

Как древ­ние люди представ­ляли себе Вселен­ную

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Чем отличались представления древних людей о Вселенной?

Работа в тетради (со­ставление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение)

Научиться определять главные слова текста и состав­лять опорный конспект рас­сказа и презен­тации учителя

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной

Формирова­ние навыков работы по об­разцу с помо­щью учителя

§ 8. задания стр45

12

27.11

Изуче­ние Все­ленной: от Ко­перника до наших дней

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Чем отличались представления уче­ных о Вселенной?

Работа с текстом учеб­ника

Научиться чи­тать и понимать текст

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивиду­альной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Все­ленной

Формирова­ние навыков организации своей деятель­ности в группе

§ 9. задания стр51

13

4.12

Соседи Солнца

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения

Какие планеты от­носятся к планетам земной группы?

Работа с текстом учеб­ника и электронным приложением

Научиться со­ставлять харак­теристику пла­нет по плану

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет

Формирова­ние позна­вательного интереса к предмету из­учения

§ 10. задания стр56

14

11.12

Планеты-гиганты и малень­кий Плу­тон

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, творческого развития, информа­ционно-коммуни­кационные

Что общего у всех планет-гигантов?

Работа в тетради (за­полнение схемы «Пла­неты земной группы и планеты-гиганты»)

Научиться вы­делять призна­ки планет

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли

Формирова­ние навыков работы по об­разцу при кон­сультативной помощи учи­теля

§ 11. задания стр60

15

18.12

Асте­роиды. Кометы. Метеоры. Метеори­ты

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Какие малые не­бесные тела су­ществуют во Все­ленной?

Работа с иллюст­рациями учебника, с электронным прило­жением (составление вопросов к учебному фильму)

Научиться на­ходить особен­ности небесных тел по иллюст­рациям учебни­ка, электронно­го приложения «Астероиды. Кометы. Ме­теоры. Метео­риты»

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел

Формирова­ние мотива­ции к обуче­нию на основе алгоритма вы­полнения за­дачи

§ 12. задания стр65

16

Мир звезд

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Чем звезды отли­чаются от планет?

Анализ текста и ил­люстраций учебника, работа с электронным приложением

Научиться на­ходить на звезд­ном небе со­звездия

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звезд­ного неба

Формирова­ние позна­вательного интереса к предмету ис­следования

§ 13. задания стр69

17

10.01

Уни­кальная планета - Земля

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, инфор­мационно-ком­муникационные, индивидуально-личностного обуче­ния

В чем уникаль­ность планеты Земля?

Работа с текстом учебника и прибором для демонстрации

Научиться моделировать движение Зем­ли с помощью прибора теллу­рия

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необхо­димые для возникновения жизни на Земле

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению в группе

§ 14. задания стр72

18

17.01

Совре­менные иссле­дования космоса

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Какова роль Рос­сии в освоении космоса?

Работа в парах (во­прос - ответ), состав­ление презентации «Современные иссле­дователи космоса»

Научиться со­ставлять пре­зентацию о кос­монавтах

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: изучить важнейшие собы­тия в освоении космоса

Воспитание

патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

§ 15. задания стр77

19

22.01

Обоб­щение знаний по разделу «Земля во Все­ленной*

Урок разви­вающего контроля

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, инфор­мационно-ком­муникационные, обобщения и систе­матизации знаний

Как научиться выявлять проблем­ные зоны в изуче­нии раздела «Зем­ля во Вселенной»?

Обобщение и прак­тическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» (вы­полнение тестовых заданий, географиче­ский диктант)

Научиться из­влекать инфор­мацию из карт атласа, выде­лять признаки понятий

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать «космиче­ский адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа

Формирова­ние позна­вательного интереса к предмету ис­следования

стр77

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

20

29.01

Стороны горизонта

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Что такое стороны горизонта?

Работа с текстом учебника, групповая работа (по алгоритму определять свое ме­стоположение), работа с тетрадью (определе­ние сторон горизонта)

Научиться определять стб-роны горизонта

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: находить основные и про­межуточные стороны горизонта

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

§ 16. задания стр80

21

5.02

Ориенти­рование

Урок-практи­кум

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные, про­блемного обучения

Что такое азимут?

Групповая работа с компасом (ориенти­рование в простран­стве)

Научиться ори­ентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность). Регулятивные: применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помсщью компьютерных средств. Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом

Формирова­ние позна­вательного интереса к предмету ис­следования

§ 17. задания стр82

22

12.02

План местности и геогра­фическая карта

Урок практи­ческих

работ

Здоровьесбереже- ' ния, игровые, ин­формационно-ком­муникационные, развития навыков работы в парах

Зачем нужны планы местности и географические карты?

Работа с географиче­ской картой (отработ­ка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)

Научиться чи­тать план мест­ности и геогра­фическую карту с помощью условных зна­ков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивиду­альной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков

Формирова­ние навыков работы по об­разцу при кон­сультативной помощи учи­теля

§ 18. задания стр87

23

19.02

Обоб­щение знаний по разделу «Виды изображе­ний по­верхности Земли»

Урок разви­вающего контроля

Здоровьесбереже-ния, проектные, информационно-коммуникаци­онные, развития навыков самопро­верки и самокор­рекции

Как научиться выявлять проблем­ные зоны в изуче­нии раздела «Виды изображений по­верхности Земли»?

Обобщение и прак­тическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изо­бражений поверхно­сти Земли» (самостоя­тельное построение плана пришкольного участка)

Научиться строить план пришкольного участка мето­дом полярной съемки местно­сти

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: осознавать себя как движу­щую силу своего научения, свою способ­ность к преодолению препятствий. Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на мест­ности

Формирова­ние навыков работы по об­разцу при кон­сультативной помощи учи­теля

стр87

ПРИРОДА ЗЕМЛИ (12 Ч)

24

26.02

Как воз­никла Земля

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Чем отличаются гипотезы средне­вековых и совре­менных ученых?

Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тек­сте), самостоятельная работа при консульта­тивной помощи учи­теля, составление во­просов к презентации «Как возникла Земля»

Научиться вы­делять главные (опорные) сло­ва в тексте

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипо­тезах возникновения Земли

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

§ 19. задания стр93

25

14.03

Внутрен­нее строе­ние Земли

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, инфор­мационно-ком­муникационные, развития исследова­тельских навыков

Каково внутреннее строение Земли?

Анализ текста и ил­люстраций учебника (по алгоритму опре­делять горные породы и минералы), само­стоятельное определе­ние ключевых поня­тий урока

Научиться уста­навливать связь между строени­ем Земли и гор­ными породами

Коммуникативные: устанавливать рабо­чие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении че­рез включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к исследова­тельской дея­тельности, конструирова­нию

§ 20 задания стр98

26

21.03

Земле­трясения и вулканы

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Где и почему воз­никают землетря­сения и вулканы?

Работа с текстом учебника (выделение признаков вулканов), индивидуальная рабо­та с контурной картой при консультативной помощи учителя

Научиться обо­значать объекты на контурной карте

Коммуникативные: полно и точно выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Формирова­ние навыков самоанализа и самокоррек­ции учебной деятельности

§ 21 задания стр104

27

2.04

Путешест­вие по ма­терикам

Урок об­щемето­дической направ­ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, И1тформа-ционно-когмуни-кационные

Сколько конти­нентов на Земле?

Составление образно­го рассказа о природе материков, самостоя­тельное проектирова­ние способов подго­товки презентации

Научиться раз­личать матери­ки по контурам и особенностям природы

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать при­роду шести материков Земли

Формирова­ние навыков работы по об­разцу при кон­сультативной помощи учи­теля

§ 22 задания стр112

28

9.04

Вода на Земле

Урок об­щемето­дической направ-| ленности

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Что такое гидро­сфера?

Индивидуальная рабо­та с контурной картой при консультативной помощи учителя, ра­бота в парах (состав- ление схемы «Воды Земли» с использова­нием электронного приложения)

Научиться под­писывать реки на контурной карте

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис- кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения

задачи

§ 23 задания стр118

29

16.04

Вода на Земле

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, игровые, ин­формационно-ком­муникационные, развития творче­ских способностей

Какое значение имеют воды суши для жизни на Зем­ле?

Индивидуальная рабо­та с контурной картой при консультативной помощи учителя, ра­бота в парах (состав­ление схемы «Воды суши» с использова­нием электронного приложения)

Научиться на­зывать призна­ки изучаемых понятий

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать з'чебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать воды суши

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

§ 24 задания стр104

30

23.04

Воздуш­ная оде­жда Земли

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Какова роль атмо­сферы на нашей планете?

Работа с текстом учеб­ника (определение ключевых понятий урока), работа с элек­тронным приложе­нием

Научиться извлекать ин­формацию из электронно­го приложения «Воздушная одежда Земли»

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивиду­альной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информа­цию.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера - кухня по­годы»

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к исследова­тельской дея­тельности

§ 24 задания стр124

31

30.04

Живая

оболочка

Земли

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, инфор­мационно-ком­муникационные, индивидуально-личностного обуче­ния

В чем отличие био­сферы от других оболочек?

Анализ текста учебни­ка (определение клю­чевых понятий урока), работа в тетради

Научиться со­поставлять гра­ницы биосферы с границами других оболочек

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать хлебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информа­цию.

Познавательные: уметь характеризовать рас­пределение живого вещества в биосфере

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

§ 25 задания стр127

32

7.05

Почва - особое природ­ное тело

Урок «откры­тия» нового знания

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные, разви­тия аналитических навыков

Каково основное свойство почвы?

Работа с образцами почв (анализ образ­цов почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема)

Научиться определять тип почв по нату­ральным образ­цам

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, ристении и животных

Формирова­ние устойчи­вой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

§ 26 задания стр130

33

14.05

Человек и природа

Урок разви­вающего контроля

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные

Как сохранить природу?

Анализ текста учебни­ка, работа с электрон­ным приложением и тетрадью (заполне­ние таблицы «Влияние человека на природу»)

Научиться вы­сказывать мне­ние о воздей­ствии человека на биосферу в своей местно­сти

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивиду­альной групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении че­рез включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь объяснять взаимо­связи в природном комплексе

Формирова­ние навыков самоанализа и самокоррек­ции учебной деятельности

§ 27 задания стр139

34

21.05

Обоб­щение знаний по разделу «Природа Земли»

Урок об­общаю­щего контроля

Здоровьесбереже-ния, продуктивного чтения, информа­ционно-коммуни­кационные, игро­вые

Как научиться выявлять проблем­ные зоны в изуче­нии раздела «При­рода Земли»?

Обобщение и практи­ческая отработка зна­ний и умений по раз­делу «Природа Земли» (выполнение тестовых заданий, географиче­ский диктант)

Научиться са­модиагностике

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Регулятивные: применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту дея­тельности

Формирова­ние навыков самоанализа и самокор­рекции в ин­дивидуальной и коллектив­ной учебной деятельности

стр139


Список рекомендуемой литературы

Основной

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педа­гогика, 2009.

2. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Дро­фа, 2012.

3. Баринова НИ., Плешаков А.А., Сонин Н.И. Гео­графия. Начальный курс. 5 класс: Учебник для обще­образовательных учреждений с электронным приложе­нием. М.: Дрофа, 2012.

4. Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиро­тин В.И. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2012.

5. Бургасова Н.Е., Банников СВ., Кошевой ВЛ. Геогра­фия. 5-6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие. М.: Интеллект-Центр, 2012.

6. Концепция Федеральных государственных об­разовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвеще­ние, 2008.

7. ЛетягшАЛ. Начальный курс географии. 5 класс: Атлас с комплектом контурных карт. М.: Дрофа, 2012.

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591

9. Постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по осна­щению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

11. Примерная основная образовательная про­грамма образовательного учреждения. Основная шко­ла. М.: Просвещение, 2011.

12. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012.

13. Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/pro/pnpo

14. Рабочие программы. География. 5-9 классы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. СВ. Кур-чина. М.: Дрофа, 2013.

15. Савельева Л.Е. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. 5-6 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учрежде­ний. М.: Просвещение, 2012.

16. Система гигиенических требований к услови­ям реализации основной образовательной программы

основного общего образования: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: standart.edu.ru

17. Сонин Н.И., Курчина СВ. География. Начальный курс. 5 класс: Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2012.

18. Справочник учителя географии / Авт.-сост. А.Д. Ступникова и др. В.: Учитель, 2012.

19. Федеральная целевая программа развития об­разования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: mon.gov.ru/press/news/8286

20. Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования. М.: Про­свещение, 2010. ■>■*

21. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

22. Формирование универсальных учебных дейст­вий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмоло-ва. М.: Просвещение, 2010.

23. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондако­ва. М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социаль­ные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модер­низации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.

3. Асмолов А.Г, Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Россий­ская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.

4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

6. Журналы «Стандарты и мониторинг образова­ния», 2011-2012.

7. Заир-Бек СИ., Муштавинская ИВ. Развитие кри­тического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школь­ников. М.: Просвещение, 2008.

9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: window.edu.ru

10. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: school-collection.edu.ru

11. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: fcior.edu.ru


© 2010-2022